Самообразование

Бокова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова

410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53  E-mail: d.sad-213@yandex.ru

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Боковой Татьяны Сергеевны

ТЕМА: «Формирование основ педагогического мастерства»

2014/2015 учебный год

Цель: повысить свой профессиональный уровень.

Актуальность

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, обычно, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство – это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

«Мастер» (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.

Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

  • Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.
  • Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. 

Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога управлять своим поведением:                                            

владение мимикой, пантомимой;

управление эмоциями, настроением;

социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;

техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

Человек не может «просто жить»  и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я». Психолог С. Л.  Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.

Один из основных путей совершенствования личности воспитателя - самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить «дремлющие силы», необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.

План работы на год

Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.

1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И.А.Зязюна. М., 1989.

2. "Педагогический артистизм", О.С. Булатова. Академия, 2001.

3. "Мастерство воспитателя", Ю.П.Азаров. Просвещение, 1971.

Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.

1. Участие в методических объединениях на муниципальном уровне. (в течение года)

2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне (в течение года).

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада) (в течение года).

4. Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Формирование основ педагогического мастерства". (Февраль)

5. Отчёт по теме самообразования за год. (МАЙ)

Раздел 3. Работа с детьми

1. Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и детей.(СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
2. Самоанализ педагогической деятельности. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)

3. Подготовка и реализация проекта "Этот знакомый и таинственный мир природы". (апрель-октябрь)

        

Раздел 4. Работа с родителями.

1. Разработка плана работы с родителями на год. (АВГУСТ)

2. Подготовка и проведение родительского собрания на тему: "Охрана и укрепление здоровья дошкольников". (ЯНВАРЬ)

3. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания. (МАЙ)

Доклад для воспитателей по теме самообразования:

"Формирование основ педагогического мастерства"

Педагогу для успешной профессиональной деятельности важно овладеть педагогическим мастерством. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения.  В основе мастерства —  сплав личной культуры, знаний и кругозора воспитателя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать проектировать процесс заданного уровня и качества.

Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно, прежде всего, выражается в умении так организовать образовательный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Для себя я избрала путь к вершинам педагогического мастерства, складывающийся из следующих этапов: наблюдение за работой опытных педагогов, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, использование ресурсов интернета, помогающих познакомиться с опытом работы в детских садах нашей страны, самоанализ.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. 

Воспитатель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Воспитатель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача воспитателя — найти положительные эмоции в самом процессе воспитания и обучения. Я стараюсь чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников, руководствуюсь правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками»

Важный элемент педагогического мастерства — высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых воспитателю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, мне предстоит овладеть искусством общения с детьми: научиться выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном. Процитирую слова Макаренко А.С.: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать  о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда»  с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Я в свою очередь осознаю, что мне потребуется много времени, терпения, усилий для овладения педагогическим искусством.

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического решения. Этому мне также предстоит  учиться.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приёмы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к  тем или иным действиям воспитанников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не должен быть равнодушным. Я радуюсь хорошим поступкам воспитанников, огорчаюсь плохим. Мои переживания, как мне кажется, воспринимаются детьми как  оценка их действий. В этом смысле приходится быть актрисой, чтобы правильно влиять на воспитанников.

Педагогическое общение — установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с воспитанниками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Кроме главного оружия педагога — слова, в моём  арсенале—целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жесты, взгляд, осанка. Дети очень чувствительны к взгляду воспитателя. Заметила, что когда моё лицо неприветливо, воспитанники  чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. Приходится работать над своей речью, регулировать эмоциональное состояние, сдерживать негативные проявления, т.е.  заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием.

Сейчас я нахожусь в начале  нелёгкого пути: мне бывает трудно организовывать детей, успевать видеть всех и каждого во время образовательной деятельности, предвидеть поступки отдельных детей, быть строгой, требовательной, внимательной ко всем. Мне предстоит научиться  обдуманно использовать каждую минуту, проведённую с детьми, развивать профессиональные качества.  Я стараюсь приглядываться  и прислушиваться к более опытным воспитателям, пользуюсь материалами из интернета, педагогической литературой. Считаю, что от мастерства в нашей профессии зависит всё. А само мастерство — результат длительного и упорного труда педагога над собой. 

Отчет

воспитателя Боковой Т.С. по самообразованию за 2014-2015 учебный год

Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно.  Так как я стала воспитателем не так давно (с июля 2014 года) и  самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло,  можно.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И.А.Зязюна. М., 1989.

2. "Педагогический артистизм", О.С. Булатова. Академия, 2001.

3. "Мастерство воспитателя", Ю.П.Азаров. Просвещение, 1971.

Полезной оказалась информация на следующих сайтах:

1. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/basics/

2. http://window.edu.ru/resource/657/19657/files/metod467.pdf

3. http://www.studfiles.ru/preview/3047808/page:3/

Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых  я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду Степановой Елены Викторовны,  Пролеткиной Надежды Геннадьевны.

В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.

В январе 2015 года я принимала участие в конкурсе на приз детских симпатий «Признание». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но,  в то же время, показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года  я  проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».

Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также  изучению специальной литературы  у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада.  Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.

Экологический проект: «Этот знакомый и таинственный мир природы»

Участники проекта: дети группы, воспитатель.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Заставлять детей задумываться, над своими действиями и поступками.

       Под экологическим воспитанием подразумевают – непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой ,животными ,наблюдения за природой, практическая деятельность по уходу за растениями и животными ,осмысление увиденного .

Огромную роль играет как практическая деятельность, так и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.

Данный проект определяет цели, задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Цели проекта:

  • Формирование начал экологической культура младших дошкольников.
  • Прививать детям любовь ко всему окружающему.
  • Создавать условия для познавательных способностей дошкольников.
  • Изучение детьми живой и неживой природы.
  • Расширять кругозор детей.
  • Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи:

  • Формировать экологические представления
  • Формирование основ экологического воспитания, развитие экологического сознания, мышления
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира.
  • Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
  • Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.
  • Дать понятия детям о том, что природа –наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.
  • Дать понять детям о том, какое место занимает человек в природе

Ожидаемый результат:

  • Осознанное правильное отношение детей к природе.
  • Развитие познавательной активности детей
  • Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.
  • Интеллектуально – личностное развитие детей.
  • Формирование у детей необходимых представлений о жизни животных в дикой природе.
  • .


Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – информационный.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Педагогические принципы:

  • систематичность
  • наглядность
  • доступность
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Сезонность

Подготовительный этап:

  • Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме: загадки, поговорки, стихотворения.
  • Рассматривание картин, иллюстрации в книгах.
  • Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы», голоса птиц, звуки издаваемые животными дикими и домашними
  • Наблюдения за живой и не живой природой.
  • При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы.

Этапы реализации проекта

Занятия познавательного цикла.

Тема: «Дикие животные»

Цель:

  • Расширять представления о диких животных
  • Дать представления о жизни животных в диких условиях
  • Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.
  • Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.
  • Воспитывать стремление заботиться о животных.

Тема: «Живая и не живая природа»

Цель:

  • Дать представления о живой и неживой природе.
  • Научить различать формы живой и неживой природы.
  • Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.
  • Умения делать простейшие умозаключения.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.

Лепка.

Тема: Грибная поляна.

Цель:

  • Продолжать формировать умения раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.

Материалы: Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.

Тема: «Осенние деревья и кусты»

Цель:

  • Продолжать формировать умения скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцам с верху.
  • Развивать у детей чувство меры.
  • Прививать эстетический вкус.

Материалы: Картон с изображением контура дерева (ствол, ветви ,без кроны),пластилин красного, желтого, зеленого ,оранжевого цветов; дощечка-подкладка.

Аппликация.

Тема: «Дикие животные. Заяц»

Цель:

  • Формировать умение составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их;
  • Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.
  • Продолжать формировать умения аккуратно выполнять работу.

Материалы: Картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круги (голова),овал (туловище), 6 вытянутых овалов (лапы и уши),маленький круг (хвост), клей, кисть , салфетки, клеенка – подкладка, фломастеры.

Художественно – эстетическое развитие. Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

  • К.Ушинский «Четыре желания»,
  • В.Бианки «Лесные домишки»,
  • К.Паустовский «Барсучий нос» , «Заячьи лапы»
  • Г. Скребицкий «Митины друзья».

Заучивание стихотворений .

  1. Ю.Кушак «Олененок»
  2. В.Орлов «Почему медведь зимою спит»

Просмотр мультфильмов.

  • «Зимовье зверей», «Храбрый заяц» , «Теремок» и т.д.

Наблюдения

  • Сезонные наблюдения (за ветром, небом, деревьями и т.д.)

Музыка

  • Звуки природы (голова птиц, диких и домашних животных)
  • Звуки леса (дождь в лесу ,утренний лес и т.д.)
  • Песня Д. Кабалевского «Наш край»
  • Музыка БДХ «Это называется природа».

Игры

  • Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серый умывается», «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк» и т.д.
  • Дидактические игры «Всякому свое место», «У каждого своя пара», «Улетаем, уползаем, уплываем» , «Кто чем защищается ?»
  • Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой», «Под грибом шалашик домик» , «Меж еловых мягких лап», «За грибами», «Веселые зверята», «Медвежонок» , «Ёжик и барабан».
  • Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

Дети – родители

  • Совместное изготовление поделок из природного материала.
  • Семейные прогулки в лес, парк, сквер.
  • Чтение книг о животных, природе.

Подведение итогов

  • Выставка поделок из природных материалов
  • Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»
  • Презентация открытого занятия: «Зимовье зверей»

Выводы: Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально - коммуникативном. Дети научились делать самостоятельные выводы своих и чужих действий. Получили достаточный объем информации о жизни диких и домашних животных. Узнали о том, как приспосабливаются животные к жизни в диких условиях леса. Также усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас. Имеют устойчивое представление правил поведения в природе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимовье зверей Подготовила: воспитатель Бокова Т.С. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова 410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53 E - mail : d . sad -213@ yandex . ru

Слайд 2

Зимний лес на первый взгляд кажется пустынным и уснувшим. Но в нем продолжается жизнь, надо только получше присмотреться…

Слайд 3

Близится зима, и барсук должен успеть до холодов накопить жирок. Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму будет спать в своей глубокой норе. Нора у барсука большая, в ней много «комнат», коридоров и запасных выходов. Барсук

Слайд 4

Енот Наступили холода – и еноты исчезли. Нет, они не ушли в теплые края, а забрались в дупла или норки и спят: ждут прихода весны. Иногда в одной норе еноты могут зимовать целой дружной семейкой.

Слайд 5

Белка Наверное , многие видели белку – рыжего зверька с большим пушистым хвостом. На зиму белка заготавливает орехи, шишки. Нравятся ей и грибы! Нанижет их на сучки деревьев и сушит, прямо как заботливая хозяйка. Зимой, в трескучие морозы, в одном дупле могут спать сразу несколько белок. Заткнут вход мхом, прижмутся друг к другу пушистыми шубками – тепло и никакой мороз не страшен.

Слайд 6

Еж С осени и ёж начинает готовиться к зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев, под пеньками или ворохом веток. Натаскает в норку сухих листьев, травы, мха и ложится спать до весны.

Слайд 7

В сказках заяц – трусишка. Но не сказочный заяц – умный зверь. С наступлением зимы он меняет серую шубку на белую. Нелегко теперь заметить его среди сугробов. Если летом заяц отлеживается в густой траве, то зимой ложится прямо в снег. А питается корой деревьев. Заяц

Слайд 8

Лиса Лиса зимой «мышкует». У нее хороший слух и обоняние. Бегает по заснеженному полю и прислушивается, не пискнет ли где под снегом мышка. Зимняя шуба лисы очень теплая, поэтому ей не холодно даже в трескучие морозы.

Слайд 9

М едведь Этот знаменитый сладкоежка большую часть зимы спит в берлоге. Берлога – зимний дом медведя. Он устраивает ее под корнями упавшего дерева или в большой куче хвороста, иногда роет нору себе сам. Сверху засыплет берлогу пушистым снегом, останется только маленькая дырочка – для воздуха. В средине зимы в берлоге рождаются медвежата.

Слайд 10

Волк Волки зимой ведут бродячую жизнь. Днем они прячутся в зарослях кустарников и оврагах. А ночью выходят в поисках добычи. Охотятся на лосей, куропаток, ловят зайцев. Очень голодные волки нападают в селах на скот, а в лесу - на спящих в берлоге медведей.

Слайд 11

Кто из зверей зимой не впадает в спячку?

Слайд 12

МОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Desktop\img6-1.jpg

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Подготовила: воспитатель МДОУ «ЦРР- детский сад № 255»                                                                                                      

                                                                  Бокова Татьяна Сергеевна

Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича                       в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

        

Сегодня воспитание детей в дошкольной организации основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками. Задача современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология игры В.В.Воскобовича.

Поэтому в своей работе по повышению своего самообразования на 2020-2021 учебный год была выбрана тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.

Развитие познавательной активности детей, любознательности через игры В.Воскобовича.

Задачи:

- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое;                                                                                                                   - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к объектам и явлениям окружающей действительности;                                                                                       - развитие воображения, креативного мышления;                                                                  - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;                                                                                                                          -формирование базисных представлений, речевых умений;                                                  - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально- творческому развитию детей в игре.                                                                                       - построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;                                                                    - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности,  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;                                                               -построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития;                                                                                                                                  - организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, фантазии и детского творчества.

Кроме того, игры полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста, а именно соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Обладая таким качеством, как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, способствуют развитию у детей логического мышления, воображения, речи.

Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у детей общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.

Содержание работы

  1. Теоретический этап.

- Подбор литературы по теме самообразования;

- Работа с интернетом;

- Знакомство и анализ документации;

- Изучение развивающих игр В.Воскобовича и придумывание новых историй с героями развивающих пособий.

- Изучение теории по теме: «Сказочные лабиринты игры»;

- Планирование работы с детьми на учебный год;

  1. Практический этап.

- Разработка комплексного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В.В.Воскобовича;

- Знакомство с коврографом «Ларчик» и его составляющими;

- Использование развивающих игр В. Воскобовича для организации воспитательно - образовательной деятельности с детьми;

- Подготовка мастер-класса для родителей «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича»

- Изготовление книжки-малышки с использованием развивающих игр В.Воскобовича «Волшебный цветок добра»;

- Чтение математических сказок фиолетового леса;

- Проведение НОД с использованием игрового занимательного материала В.В.Воскобовича.

- Участие в конкурсе с использованием развивающих игр В.Воскобовича «Космос глазами ребенка»

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала;

- Консультация для родителей: "Дома играем - математику изучаем".

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в

совместной деятельности воспитателя и детей;

- Анализ, оформление результатов диагностики;

Работа с родителями:

- Дать рекомендации родителям по использованию развивающих игр В.В.Воскобовича в домашних условиях;

- Оформление папки-передвижки «В игры играем - знания и умения получаем»;

- Индивидуальные беседы и консультации.

Литература по теме:

  1. Программа «Детство» - Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  2. Воскобович В.В.  Игровая технология интеллектуально –  творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
  3. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса».
  4. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат педагогических наук.
  5. Мусейнова Т. «Ориентировка в пространстве» – кандидат педагогических наук.
  6. Левина. А. «Развиваем восприятие, воображение»
  7. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» -  занимательные игры.
  8. "Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 255»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

  410007, г.Саратов, 2-й проезд им. Блинова Ф.А., д. 8Б,  тел. (факс) 24-55-30, e-mail: detsad-splaneta@yandex.ru

        

План самообразования по теме:

  «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Бокова Т.С.

Саратов,2021г


Актуальность:

Современный педагог – это, прежде всего, человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.

Изменения в области образования за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которыми они обладают и которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует.

С недавнего времени наш Центр развития стал инновационной площадкой по внедрению STEAM-технологий. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду?  Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности!

Как же наш детский сад осуществляет внедрение STEAM- технологий?

Во-первых, созданием  смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно - экспериментальную исследовательскую деятельность, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.

Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

Какова же роль воспитателя? Только инновационный подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность. Но воспитателю для того, чтобы быть помощником, нужно самому разбираться в том, что хочешь предложить воспитанникам.

Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля;

2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

3. LEGO-конструирование;

4. Математическое развитие;

5. Робототехника;

6. Мультстудия «Я творю мир».

Для самообразования я выбрала модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» и решила расширить знания и совершенствовать свои умения по опытно-экспериментальной деятельности, выяснить, как экспериментирование влияет на развитие познавательной сферы старших дошкольников. Почему я выбрала именно этот модуль, спросите вы? Отвечаю: «Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Какой же результат я хочу получить?

У себя:

1.Совершенствование педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

У воспитанников:

1. Развить интерес  к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2. Развить наблюдательность, любознательность.

3. Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.

4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.

В связи с этим мною были поставлены задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
  • Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год

Цель:

Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно - исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.

Была организована работа по 2-м направлениям:

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:

- определение значимости для ребёнка;

- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;

- педагогическое просвещение родителей.

2. Диагностика познавательно- экспериментальной деятельности детей

Цель: выявить уровень познавательно- экспериментальной   деятельности детей.

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1.Изучить методическую литературу по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме

2.Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

3.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В течение года

-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

4.Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5.Составить перспективный план работы с детьми

октябрь

Имеется

6.Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования

В течение года

 Конспекты НОД

7.Создать картотеку опытов и экспериментов

В течение года

В разработке

8.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В течение года

В разработке

9. Отчет по теме самообразования за год

май

В разработке

Методическая литература по теме:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

3. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. СПб, ООО "Издательство «Детство-Пресс», 2013

4. Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013

5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002

6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М.2004

7. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013

8. Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 гг.

9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 гг.

10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006

9. Изучение интернет ресурсов.

 

План работы с детьми на 2021-2022 учебный год

Месяц

Темы игр-экспериментов

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

     неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Значение воды в жизни растений

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие ,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

 

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Путешествие в мир стеклянных вещей

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы

Перспективный план работы с детьми на 2021-2022 учебный год  по экспериментальной деятельности

№ п/п          

Месяц

Тема

Цели и  задачи

Обеспечение интеграции образования (образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камуникотивность в процессе проведения игры

Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Речевое развитие: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                       Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

 

 

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно   - исследовательский интерес методом исследования.

Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам .

Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

 

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Речевое развитие: формировать умение говорить грамматически правильно.

 

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

 

 

 

 

 

 

Декабрь

№1

Песок.глина.

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

 

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

 

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

 

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Речевое развитие:

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Февраль

 

 

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Речевое развитие:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

   Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов.строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Речевое развитие: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена .

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Речевое развитие :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных   ,обозначающих свойства воды .

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло ,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.

Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

 

№3

Почва( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание : знакомить детей с предметами неживой природы

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание : называть свойства солнечных лучей.

Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет узнавания свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная  деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.        

4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.