Мои публикации

Раева Ольга Анатольевна

«Особенности развития личности одарённого ребёнка».

Подготовила преподаватель МБУ ДО

                                                         «Петровская ДШИ»

                                       Раева Ольга Анатольевна

 

  •  «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда  находится под стрессом» Лета Холлингзуорт
  •  Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Личность является предметом изучения многих психологических исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_lichnosti_odaryonnogo_rebyonka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития личности одарённого ребёнка».

Подготовила преподаватель МБУ ДО

                                                         «Петровская детская школа искусств»

                                       Раева Ольга Анатольевна

  •  «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда  находится под стрессом» Лета Холлингзуорт
  •  Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Личность является предметом изучения многих психологических исследований.

  •  От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

  • Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей.

 Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности.

  • ''Необходимо учить детей самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, умения и личные качества, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека; точнее, адекватнее и стабильнее оценивать свои знания и умения, проявляющиеся как в учебной, так и в трудовой деятельности. Большие возможности для формирования у ребенка этих способностей представляет также любая художественная деятельность ребенка, имеющая творческий характер''.

  • Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка следующие:
  • завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;
  • чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;
  • повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;
  • ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе);
  • объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);
  • несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков (феномен ''двигательного дисбаланса'').

  •  Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.
  •      Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.

Литература

  • Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
  • Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
  • Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.; «Советская энциклопедия». Т. 18. Никко-Отолиты; 1974, – 632 с., илл.
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. – 784 с.
  • Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.
  • Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.
  • Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 1996. – 414 с.  – (Семейный альбом).
  • Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
  • Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.