6. Воспитательная работа

Жирнова Елена Александровна

https://www.youtube.com/watch?v=MPE6TNXv5go

На этой странице можно найти материал для проведения различных мероприятий

Доклад на тему:  "Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья молодого поколения"

 

 

Праздник "День Матери" 

Скачать
1часть klassnyj_chas-Den'_Materi_2013.do
Microsoft Word документ [464.0 KB]
Скачать
Скачать
2часть klassnyj_chas-Den'_Materi_2013.do
Microsoft Word документ [663.6 KB]
Скачать

Классный час 3 класс  " Я здоровье сберегу - сам себе я помогу"

Скачать
к ч 3 кл о здор Документ Microsoft Offic
Microsoft Word документ [21.7 KB]
Скачать
Скачать
Прил1 3кл о здор Презентация Microsoft O
Презентация Microsoft Power Point [846.7 KB]
Скачать

Классный час  "Витамины"

Скачать
Кл ч витам 2 кл Документ Microsoft Offic
Microsoft Word документ [21.7 KB]
Скачать

 

Скачать
Презентация 2кл ВитамMicrosoft Office Po
Презентация Microsoft Power Point [2.2 MB]
Скачать

 

  •  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выпускной в 4 – х классах

Ученик

Звенит звонок все громче, все слышней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, что это соловей?

А вот и нет! – учебный год кончается!

Ведущий

Дорогие ребята! Дорогие родители и гости!

Вот и пришел день прощания с начальной школой! Четыре года назад мы пришли в 1 класс. Здесь мы поднимались трудными ступеньками Знаний. Учились читать, считать, учились дружить.

Ведущий

Четыре года пролетели как четыре дня.

И вот настал день расставания.

Но жизнь – дорога, у которой нет конца.

И мир познаний в ней неисчерпаем.

Ведущий

Завершились контрольные работы. Оторвались родители от своих повседневных забот. Немного грустнее и задумчивее стали учителя и серьезнее ученики…

Ведущий

Взволнованнее стали слова… И острее почувствовалась тишина…

Ведущий

Доставить радость вам пришли 4-А, 4-Б, 4-Г, 4-Е классы!

Добры и счастливы их лица, душа поет наперебой!

Ученик

В первый раз пришли мы в класс – это раз.

Рассадили нас едва – это два.

А потом и понесло:

Математика, письмо,

Русский, да еще изо…

Одолели нас, ребята.

Впрочем, нам ведь повезло!

Можем мы все сосчитать,

Книжки можем прочитать

Ученик

А потом 2-й был класс,

Не узнаете вы нас:

Подросли и поумнели,

Хоть того и не хотели.

Ученик

3-й класс… Считай мы все

Академики уже.

В общем, что тут вспоминать.

Урожай-то собирать

Стоит только год спустя,

Не зазнаться бы шутя,

А учиться и учиться,

Отставать уже нельзя!

Ученик

Мне 10 лет, и я в четвертом классе,

Уже я в пятый перешел.

Я под диваном на террасе

Вчера тетрадь свою нашел.

Мою тетрадь – Петрова Вовы –

Я в первом классе потерял.

Внутри не разберешь ни слова!

Неужто это я писал?

Песня «Про семью»

Ученик

Учительница первая моя, как ясная весна,

Нам на всю жизнь, наверное, запомнится она.

И трудные задачи, и радость светлых дней,

Удачи, неудачи делили вместе с ней.

Ученик

Ваш труд не измерить обычною мерой,

И вы это знаете, учитель наш первый.

И как интересен был в классе урок,

Насколько был добр,

Насколько был строг,

И как улыбался, и как говорил,

Какую картинку с собой приносил

Кого по головке погладил рукой.

Какою походкою шли вы домой.

Ничто не уходит от взора людей,

И это понятно: вы совесть детей.

Песня «Мой добрый учитель»

Ученик

Выручайте палочки, палочки-выручалочки!

Становитесь по порядку в мою первую тетрадку!

За строку не вылезать!

Спину прямо всем держать!

Что же вы не слушаетесь?

Что же плохо учитесь?

Ученик

Чтоб нами славилась Земля

И чтобы честными росли мы.

Спасибо вам, учителя,

Как матерям, за все спасибо!

Ученик

Спасибо Вам, за то, что нас любили,

Хотя строги бывали вы подчас.

За то, что вы нас мыслить научили,

За все, за все, что делали для нас!

Ученик

Светлее рядом с вами жить

И знаем, поздно или рано

Иное можно позабыть,

Но позабыть про вас нельзя нам!

Ученик

И помним вас мы неспроста,

И как нам трудно не придется,

В нас навсегда и доброта

И ваша радость остается!

Ведущий

Поздравить наших учителей спешит танцевальная студия «Гармония»!

Танцевальный номер «Гармония»

Ученик

Все начинается со школьного звонка –

Дорога к звездам, тайны океана.

Все это будет поздно или рано

Все это будет впереди, ребята, а пока …

Ученик

У нас выпускной. Бал выпускной.

Мы уходим из школы начальной.

Знать поступили в среднюю мы не случайно.

Знаний огромный багаж мы уносим с собой.

Ученик

А был первый класс.

Нас привели к вам за ручку и папы, и мамы.

Вместе учились, ведь сложные ныне программы.

Будем мы эти деньки вспоминать и не раз.

Ученик

А теперь мы дальше пойдем.

Ведь впереди еще пятый класс, а не одиннадцатый.

Думать о будущем, кажется, нам рановато.

Будем стараться и вас, и родителей не подведем!

Ведущий

Самое время поговорить о наших родителях. Ведь все эти годы, каждый день, из урока в урок, из четверти в четверть вместе с нами заново учились наши мамы и папы.

Ведущий

Они у нас самые особенные, самые лучшие, самые любимые, самые  дорогие – наши родители!

Ученик

Если дочь растет другим на радость.

Умница, спортсменка и артистка.

Значит это мама постаралась –

И наставницей была и другом близким.

 

Ученик

Если сын повсюду первый.

Звезды с неба запросто хватает –

Это все родительские нервы

Небеса к нему пододвигают.

 

Ведущий

Они как и мы, а может быть, и больше нас, волновались, переживали неудачи, радовались нашим победам… Вместе с нами они сейчас здесь на празднике. И всем им мы говорим огромное спасибо!

Ведущий

 Поздравление дорогих родителей от всех нас – Группа 4 Г класса

Выступление группы учащихся 4 Г класса

Ответное слово родителей

Песня «Четвертый класс»

Ведущий

Мы хотим от души поблагодарить всех педагогов и сотрудников, работавших с нами 4 года.

Ученик

Наших чувств нерастраченную чашу,

И живое дыхание весны,

И любовь, и признательность нашу

Адресуем директору (завучу) мы.

Ученик

Наши заботы, тревоги, печали

Вы непременно всегда замечали.

Сколько мы видели Вас на работе –

Вечно Вы в поисках, вечно в заботе.

Мы Вам желаем таким оставаться

И ни за что никогда не меняться.

Ученик

Как тяжело составить расписание,

Задумывался кто-нибудь хоть раз?

Здесь надо все предусмотреть заранее:

Предмет, программу и, конечно, класс.

Но знаем мы, с работой этой сложною

Вы справились, конечно же на «пять».

И сделали даже невозможное,

Чтоб школе двигаться вперед, а не стоять.

Ведущий

Для администрации нашей школы танцует «Гармония»

Ведущий

Слово предоставляется директору школы, вручение похвальных грамот

Ведущий

Закончен учебный год. Впереди летний отдых. Мы желаем вам ребята, хорошо отдохнуть.

Ученик

Закончились занятия,

Поедем в лагеря,

Хорошая компания,

Веселая пора!

Ученик

Лето! Лето, лето, лето!

Никаких уроков нету! Отдыхай!

Всем дана команда «вольно!»

Ждет на поле мяч футбольный! Забивай!

Ученик

Никаких заданий на дом.

Речка рядом, роща рядом!

Ну а парта у окошка

И звонок – пусть немножко подождут!

Ученик

Будет много песен спето,

Дождь не страшен и жара!

Здравствуй солнечное лето!

Здравствуй, звонкая пора!

Ученик

Сегодня закончен последний урок!

Звенит в коридоре последний звонок,

Мы сумки под мышку

И мчимся вприпрыжку.

И дружно шагаем за школьный порог.

Ученик

Но где бы я ни был.

Куда б ни пошел,

Каких бы я новых

Друзей не нашел.

Я помню о школе.

И помню, что я в пятый класс перешел!

Ученик

Полюбили мы друг друга,

Дружба крепкая у нас.

Вместе с нами наша дружба

Переходит в пятый класс!

Песня «Цветик-семицветик»



Предварительный просмотр:

Праздник

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Праздник начинают  уч-ся 5    класса с бальным номером

Уч.1 Гордые, нарядные

Мы идем по улице

С добрыми улыбками

Все на нас любуются.

Уч.2 «Провожать не надо нас!»

Мы сказали маме

А в какой мы ходим класс,

Догадайтесь сами!

Вед. Ну конечно, в первый! Вы проучились в нем два месяца- целую четверть и стали настоящими учениками. Приглашаем Вас на веселый – и серьезный праздник, а праздник –это всегда танцы, шутки, песни , игры. Праздник наш называется «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

( И первое слово предоставляется директору нашей школы Кузнецову Константину Борисовичу)

Уч.3 Пришли мы в нашу школу

В просторный светлый дом

Где много дней веселых

Мы вместе проведем.

Уч.4 Пусть зовут нас шестилетки!

         Пусть не ставят нам отметки!

         Не ведем мы дневники!

          Все же мы

Вместе: УЧЕНИКИ!

Песня «Первоклашки»

Уч.5 Мы дошкольниками были

Мы ходили в детский сад

Мы из глины мастерили

И лошадок и зайчат

А теперь, а теперь

Нам открыла школа дверь.

Уч.6 Посмотрите на меня

Вот какой счастливый я

В первый класс уже хожу

Форму школьную ношу.

Уч.7 Мне теперь не до игрушек

Я учусь по букварю

Соберу свои игрушки

 И братишке подарю

 Деревянную посуду

Я дарить пока не буду

Заяц нужен мне самой

Ничего что он хромой.

 Паровоз отдам Сереже

Он плохой без колеса

И потом, мне надо тоже

Поиграть хоть полчаса.

 Мне теперь не до игрушек

Я учусь по букварю,

Но я , кажется, Сереже

Ничего не подарю.

Танец 5 «А» класс - Кукарача

Вед. Ребята, а для чего нужно ходить в школу? (чтобы научиться читать, писать, считать).

Уч.8 (одна девочка встает хочет уйти )

Вед. Настя! Постой, ты куда?

Настя: Я ? Домой!

Вед. Как домой?

Настя: А мне не нужно ходить в школу! Я умею и читать, и писать, и считать.(собирается уходить)

Вед. Настя подожди! Это очень хорошо, что ты так много умеешь! Но мне кажется, что ты многого не знаешь; сколько будет если 835 разделить на 5?

Настя: Нет!

Вед. А как будет по-английски « Я рада Вас видеть?»

Настя : А что , все это тоже учат в школе?

Вед. Конечно. И не только это, но и многое другое.

Настя: Ну тогда я остаюсь!

Вед. Вот и хорошо, садись скорее! Дорогие зрители! Вы, конечно поняли, что это была шутка.

Песня Романовой Катя « Школа –школа»

Уч-ся 5   класса с бальным номером

Уч.9 Нам на праздник наш учитель

Передал портфель, смотрите!

А в портфеле том-секрет!

И чего в нем только нет,

В нем картинки и тетрадки,

Где записаны загадки,

И задачки интересные…

 Игры, песенки чудесные

В эти игры поиграйте

И загадки отгадайте,

Наши школьные задачки

Вы, ребята, порешайте!

Уч.10 В нашем классе, не в лесу,

Громко звали мы лису,

Закричали мы: «Лиса!»

Зазвенели голоса.

Это мы искали все

Ударение в лисе.

Уч.11 Мне одумалось, а вдруг

Прибежит лиса на звук?

Мы ее на парту сзади

Рядом с Костиком, посадим

«Посиди у нас лиса!

Подождут тебя леса!»

(Слышится стук в дверь)

Вед. « Ребята, а вдруг это и

Вправду лиса. Входите!»

Вед. Здравствуйте, гости дорогие!

Гости: Здравствуйте, ребята!

Маша: А нельзя ли будет нас взять с собой в 1 класс?

Вед. Если Вы хотите с нами…

Гости: Хотим, хотим.

Вед. Мы проверим ваши знанья.

Гости: Согласны, согласны!

Вед. Не спешите соглашаться,

Так легко и просчитаться

Ну-ка, Мишка , нам скажи :

Сколько будет- два плюс три?

Медвежонок : Это будет…Это будет… Что-то около шести.

Вед. Дети! Правильный ответ?

Дети: НЕТ.

Вед. Нет, Мишутка, будет…

Дети: Пять!

Вед. Не умеешь ты считать!

Задание второе

Я возьму вот эти буквы

И из них сложу я слово

Вот уже и все готово!

(складываю слово «ШКОЛА»)

Эй тигренок, посмотри-

Что написано? Прочти !

Тигренок: Хоть я маленький тигренок

Даже утром и спросонок

Прочитаю лучше всех

Слово сладкое- «Орех»!

Маша : Каждый братец мой лесной

Прочитает без ошибки

Слово вкусное такое

Ну, конечно, это – «рыбка»!

Медвежонок: Ха-ха-ха! Аж смех берет!

Где тут рыбка?

Это же – «мед»!

Вед. Успокойтесь ! Успокойтесь!

И пожалуйста, не ссорьтесь.

Ребятишки, посмотрите,

Слово правильно прочтите.

Дети: «ШКОЛА!»

Вед: Ну что ж, мы берем вас в 1 класс. А чему еще учат в школе вам сейчас расскажут дети.

Песня «Чему учат в школе».

Гости: Ну что ж, тогда  мы пойдем готовиться к школе, собирать портфель. До свидания ребята.

Вед. Сейчас мы проверим ваше внимание с помощью игры. У поэта Лифшица есть одно стихотворение, и я хочу, чтобы мы его прочитали вместе Когда я спрошу: для кого?- вы должны хором ответить : для меня.

Если я спрошу: за кого?- вы ответите : за меня.

-Кто-то где-то сделал парту. Для кого?

Для меня!

-Начертили где-то карту- для кого?

Для меня!

-Доски грифельные красят- для кого?

Для меня!

-Все что в школе, все что в класс6е- для кого?

Для меня!

-И пришел я на рассвете

В первый раз, в первый раз

Как и все другие дети,

В первый класс, в первый класс.

-Там звонки на перемене -для кого?

Для меня

-Там учитель ждет ответа- от кого?

От меня!

-Значит, нужно так учиться,

Значит, нужно так трудиться,

Чтобы людям не стыдиться- за  кого?

За меня!

Танец  5 Д класс

Вед.. А теперь наступает торжественный момент – принятие клятвы. Прошу всех первоклассников встать. Сейчас ребята будут говорить слова клятвы, а вы все хором слово “Клянемся!”

1-й ученик:

Все домашние задания
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

Дети: Клянемся!

2-й ученик:

Дома ручку не забуду,
И тетрадь, и карандаш.
А забыл – реветь не буду.
На весь класс, на весь этаж.

Дети: Клянемся!

3-й ученик:

На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать.
Если я ответы знаю,
Буду руку поднимать.

Дети: Клянемся!

4-й ученик:

Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть.
Значит, буду то и дело
Гол в ворота забивать.

Дети: Клянемся!

5-й ученик:

Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня родная школа,
Как родного приняла.

Дети: Клянемся!

Учитель. Давайте все вместе произнесем.

“Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики”.

Вед. Котенок вырастет кошкой-

         Такой же как все на свете

         Птенец превратится в птицу-

         Такую же, как все на  свете.

        А дети читают , а дети мечтают

       И даже их мамы и папы не знают,

       Кем станут, кем вырастут дети.

Песня «Цветик- семи цветик»

(Выносят торт  и дети  5 класса говорят слова)

Но независимо  от того , кем станете вы, будьте всегда здоровыми, умными, добрыми, пусть у вас будет много друзей. Пусть школа вам всегда будет в радость! Мы желаем вам учиться только на 5.

Танец  (  5 Д и 5 И классы)

Вед: В праздник солнечный веселый
Сердце радостно стучит.
«Ученик начальной школы» –
Это здорово звучит!



Предварительный просмотр:

«Берегите первоцветы - украшение планеты»

Весна: Я весна, весна- красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Я приглашаю всех вас ко мне в гости. Наш путь лежит на цветочную поляну.

Букет: Мы- цветы, и наша доля-

Расти, цвести в открытом поле.

            Все подробности о нас

            Мы расскажем вам сейчас.

Подснежник: Выглянул подснежник

                         В полутьме лесной

                         Маленький разведчик

                          Посланный весной.

Незабудка: У леса, у реки, на перепутье

                      Где выстлана березовая гладь

                      Такие загорелись незабудки

                      Окинешь взор и глаз не оторвать.

Ландыш: Родился ландыш в майский день,

                  И лес его хранит

                   Мне кажется – его задень,

                   Он тихо зазвенит.

Тюльпан :Смотрите, в травах луговых

                    Тюльпаны весело цветут

                    Головки алые видны

                    И здесь, и там, и тут.

Выходят Маша и Миша.

Маша: Миша, смотри цветы кругом.

Миша: Наберём сейчас домой.

Маша: Много их, большой букет.

Миша: Маме, бабушке , сестре всех одарим мы к весне.

Лесник: Дерево, трава, цветок и птица

                Не всегда умеют защититься,

                Если будут уничтожены они,

                На планете мы останемся одни.

Весна: Люди всей планеты, берегите первоцветы!

             Нашу вечную красу,

             Пусть, как яблоневым цветом,

             Украшают землю всю!

Кричалки

Охрана природы - общее дело.

Каждый сорванный цветок наносит непоправимый ущерб красоте природе.

Не губите места произрастания первоцветов!

Не вырывайте первоцветы с корнем!

Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

Маша: Нас много, ребята,

             Пусть каждый из нас

           Цветочек иль кустик

            Посадит сейчас.

Миша: В городе каждом,

             Везде, где живем,

            Деревья посадим,

            Сады разведем!

В конце исполняется песня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

«Пасха – праздник светлый,

праздник народный»

(культурология)

 

                           Авторы  работы:

Хайбуллина Сабина,

Воронкова Надежда

                                                       уч-ся 4-х классов

                             Руководители:

                                                          Жирнова Елена Александровна,

Попова Светлана Геннадьевна

        учителя начальных классов

                                                             г.Балаково

2015год

                                               Содержание работы

I.Введение.                                                                                                3ст.

II.Основная часть.                                                                                                            

1.Народные праздники на Руси.                                                              3 – 4 ст.

2.История возникновения праздника Пасха.                                          4 – 5 ст.

3.Ритуалы и обычаи Великой недели.                                                     5  - 6 ст.

4.Кулич – вкусное праздничное лакомство.                                           6 - 7 ст.

5.Яйцо – символ жизни. Легенды о пасхальном яйце.                          7  - 8 ст.

6.Пасхальные игры – развлекательная сторона праздника.                  8  - 9 ст.

7.Символика праздника.                                                                            9 ст.

8.Исследование празднования праздника Пасхи в  

 настоящее время.                                                                                      9 – 10 ст.

Ш. Заключение.

Пасха – праздник добра, мира и благоденствия.                                    10 ст.

IV.Список используемой литературы                                                  15 ст.

 Приложение.                                                                                                                        

№1 – Украшение пасхальных яиц.                                                            11 ст.

№2 – Пасхальные куличи.                                                                          12 ст.

№3 – Пасхальные игры.                                                                              13 ст.

№4 – Пасхальное дерево.                                                                            14 ст.

       

       

       

       I.Введение.      

                  В современном мире  существует много праздников и традиций, которые  имеют свою  богатую историю. Но справляя тот или иной праздник,  мы  знаем только дату  его празднования. А ведь, не зная историю праздника, не сможешь прочувствовать и понять до конца глубину этого таинства. Сейчас появилось много новых праздников (Хэллоуин, День Святого Валентина), но они пришли к нам из других стран и к русской культуре праздники эти не имеют никакого отношения.

       Есть праздники светлые, добрые, семейные. Их много и один из таких - Светлая Пасха, считающийся в православной религии самым важным, поскольку он завершает многодневный Великий Пост. Но в настоящее  время соблюдаются не все традиции его празднования. В дореволюционной России Пасха была главным праздником года и отмечалась шире, чем даже Рождество. Ее называли «Праздником из Праздников и Торжеством из Торжеств». Действительно, главным атрибутом этого великого праздника были и остаются окрашенные яйца. Крашение яиц  имеет давнюю историю и свои правила. Кроме крашения яиц существует много традиций проведения этого праздника.      

        Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. В ходе своего существования, праздник вбирает в себя исторические, религиозные и народные особенности жизни.   И поэтому церковь всегда шла на понимание, чтобы сохранить основу национальной культуры и сохранить увековеченные знания народа. И начинать познания этих корней надо с детства.

            Целью исследования является :        изучение  происхождения народного праздника Пасха, традиции, обычаи, легенды, связанные с этим праздником.

           Задачи  исследования:  каковы различия празднования праздника в древней Руси и в современной России? Придерживаются ли исторических традиций в праздновании Пасхи в настоящее время?

Предметом  исследования являются традиции празднования Пасхи.

Благодаря знаниям по данной теме  формируется интерес к истории своего народа, бережное отношение  к её истокам. В процессе знакомства с традициями и обычаями русского народа развивается духовный мир.

 II.Основная часть.  

Народные праздники на Руси

       В народе, праздники в процессе исторической эволюции в большинстве случаев избавились от темных предрасположений и обрядов с бесами, но все-таки что-то из них сохранилось и до наших дней. Вследствие чего можно сделать вывод, что на данный момент с большой скоростью исчезают российские деревни, которые являются носителями народных обычаев и обрядов, и только благодаря Церкви множество народных праздников не забыты и празднуются в нашей жизни.

   С принятия христианства на Руси началась новая эпоха в жизни. До принятия языческая Русь обладала хорошим сельскохозяйственным опытом, знала все закономерности природы и человеческой жизни, имела достаточно большой круг языческих богов, обрядов, верований. До принятия христианства последовательность праздников и будней определялась сменой времен года, которые обуславливали занятия крестьянина. После Крещения, язычникам на Руси пришлось постичь знание православного учения, принять христианских святых и соотнести все это с ранними верованиями. Весь этот процесс постижения был длительным по времени и сложным. Народные и языческие праздники впитывали в себя праздники христианские и наоборот, христианские праздники втекали в народную жизнь и непросто входили в сознание людей. Сливаясь в одно целое на протяжении длительного времени, они оказывали друг на друга влияние, что впоследствии после сложного их соединения сформировалась определенная система верований.

   Существует двенадцать особых праздников, они называются двунадесятыми. Они делятся по литургическому принципу на две категории, первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося. К этой категории относятся девять двунадесятых праздников, такие как: Рождество Христово – 25 декабря (7 января), Крещение Господне – 6 (19) января, Сретение Господне – 2 (15) февраля, Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля), Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября, Преображение Господне – 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа. По традиционной датировке праздников сначала указывается число по старому стилю, а потом в скобках – по новому стилю.

Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа. Ко второй категории двунадесятых праздников относятся три праздника: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи; Вознесение Господне – празднуется через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе; День Святой Троицы, Пятидесятница – отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье. А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками. Праздник Пасхи празднуется в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

История возникновения праздника Пасха

Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств.

Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Пасха - самый первый христианский праздник. Примерно пять тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

            На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник "кочует" во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

Ритуалы и обычаи Великой недели

     Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

 Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

      У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца.(приложение №1)  По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича.

Кулич – вкусное праздничное лакомство

В Пасху, наверное, каждый ребенок больше всего с нетерпением ждет появления на столе кулича. ( приложение №2) А ведь не зря! Это самое вкусное лакомство в праздник. Но мало кто знает, что оно имеет свою историю, уходящую в прошлое. Раньше куличи пекли всего несколько раз в год, по большим праздникам, которые были связаны с переменой времен года: в Новый год, ранней весной и осенью, когда сеют и собирают урожай. Объясняется сей исторический факт легко: куличи стоили очень дорого, так как для их приготовления требовалось много ценных продуктов. Кроме того, готовить их по времени долго, только на изготовление теста уходит более шести часов. Кстати, у кулича есть «предшественник» - артос, который имеет литургическое значение. И освещение его - это обряд исключительно церковный.
Пасхальный кулич готовится за два дня до Пасхи, в четверг или в пятницу. Хорошо испеченный кулич хранится и не черствеет неделю, а то и больше. Сегодня же это обязательное блюдо на Пасху, без которого не может начинаться ни одно застолье. Обычно тесто для него делают в ночь в четверг, а освещают в ночь после Страстной субботы. Размеры кулича не имеют значения, главное только, чтобы он был высоким. Ну а что касается рецептов, то их огромное количество! Основу составляют секреты хозяек, потому как, признаться честно, печь кулич непросто, и для этого требуется не только талант, но и опыт!

По способу приготовления и по времени не сложно приготовить, к примеру, кулич на сливках. Для этого надо 3-4 стакана сливок подогреть, добавить дрожжи, смешать с 2 стаканами муки и одной чайной ложкой сахара. После этого поставить массу в теплое место и ждать образования пены. Взять 2 яйца и отделить белки от желтков. Желтки следует растереть с сахаром, сливочным маслом, предварительно размягченным, солью и ванилином добела. Белки же смешать с сахаром и взбить до образования пены. После того как опара будет готова, в нее надо добавить желтково-масляную массу и хорошо размешать, затем добавить взбитые сливки и вновь размешать. После берем тесто и замешиваем его, при необходимости подсыпая муку, чтобы тесто не липло к рукам. Затем накрываем его пленкой и ставим в теплое место до увеличения в объеме в два раза. После этого тесто снова перемешиваем, добавляя изюм, орехи и цукаты. Затем масса раскладывается по формам, но следует обратить внимание на то, чтобы оно занимало 1/3 высоты. Поставить все это в теплое место, а когда тесто займет всю форму, поставить в духовку, разогретую до 180 градусов. Выпекать до готовности, но температуру во время готовки убавить до 160 градусов. Готовую выпечку посыпать сахарной пудрой, и кулич готов! Самое главное в этом рецепте - дать тесту сильно подняться, потому как от этого зависит пышность кулича!

     Есть такая примета, что если кулич не потрескался, не опустился, то в семье будет все хорошо до следующей Пасхи, если же что-то с ним произошло - это плохой знак. Так что главное условие в изготовлении этого лакомства - хорошее настроение во время готовки! И тогда кулич получится по-настоящему светлый, как праздник, и вкусный!

К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.  

        В день накануне Пасхи — Великую Субботу — старые и молодые, верующие и колеблющиеся собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, — пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Крашеные яйца принято подавать не только к Пасхальному столу, но и обмениваться ими всю Пасхальную неделю.

Яйцо – символ жизни. Легенды о пасхальном яйце

       Яйцо - символ жизни у многих народов. Почему именно яйцо? Чтобы это понять необходимо отправиться в глубь веков, к древним славянам-язычникам. В древней летописи говорится о том, что планета похожа на большое яйцо. Это большое яйцо принадлежит родительнице Земли и Неба, той, которая стала началом  Богов и людей, Великой матери по имени Живана.  Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней и Нижней части – желтка. Желток – это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца – мир мёртвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас – день. О яйце, как о начале всего живого, рассказывают мифы  и легенды других народов. К примеру, индийские мифы и мифы финских племён много уделяют внимания яйцу как символу жизни на земле.

     Так же существует несколько легенд о яйце. Первая легенда гласит, что на Пасху Мария Магдалина подала Римскому Императору Тиверию яйцо, окрашенное в красный цвет - цвет крови, пролитой Христом на кресте. На яйце было написано "Х.В.", то есть "Христос Воскрес!" - отсюда и пошёл обычай красить яйца на Пасху. Другая легенда крашения яиц гласит: «После смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. Третья легенда утверждает, что обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками.

 Способы покраски яиц

Луковая шелуха

Это самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно-коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара. Приготовьте отвар из луковой шелухи, дайте ему настояться. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца. Яйца довести до кипения, варить 10 минут.

Натуральный продукт

Можно окрасить яйца в разные цвета соками овощей и растений. Для этого способа вам потребуются уже вареные яйца. Натрите их соком - свекольным, морковным, шпинатным. Вот такие цвета дают разные натуральные красители:

Светло-красный: свекла или черника

Оранжевый: лук

Светло-желтый: апельсины или лимоны, морковь

Желтый: куркума, скорлупа грецкого ореха

Светло-зеленый: листья шпината, крапивы

Синий: листья красной капусты

Бежевый или коричневый: кофе

Ещё в этот праздник принято одаривать друг друга покрашенными яйцами, называемыми в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками", крашеные – “крашенками". Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные.

'Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и 'писанка' готова. Применяются обычно растительные краски. 'Писанки' имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым 'инструментом". Такие яйца называются 'скробанками'. Писанки - яйца, украшенные сложными рисунками, являются обязательной принадлежностью весенней заклинательной обрядности. Космологический смысл композиции на писанках говорит о том, что яйцо, предназначенное для ритуала, должно было изображать мир в целом, со всеми его земными и небесными разделами.

Орнаменты и рисунки писанок так разнообразны и характерны, что заслуживали бы отдельного художественного обзора. В них отразились и художественный вкус народа, и его верование, и влияние самых давних веков христианства.

Наступает полночь — Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением, начинается крестный ход.

Пасхальные игры – развлекательная сторона праздника

      Праздник Пасхи — это не только молитвы. У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная.  Дети играли в пасхальные игры.(приложение№3)  Игра «Долба-долба». Ребята делятся по парам. Каждый берёт в руку по варёному пасхальному яичку. По команде судьи «Долба!» яйца бьются друг о друга. Нужно нанести удар так, чтобы разбить яйцо соперника. Победитель забирает яйцо побеждённого.

 Следующая игра «Карусели».Дети бегают по кругу, взявшись за руки, сначала медленно, потом всё быстрее.

 Игра «Кат-кат, покатай-ка». Наклонно устанавливается желоб. Игроки берут яички и выстраиваются в очередь друг за другом. По команде судьи «Кат-кат» игроки по очереди скатывают по желобу яйца. Судья определяет, чьё яйцо дальше укатилось, и чьё яйцо сумеет сбить скатившееся ранее яйцо.

 Игра «Выкрутасы». На ровной поверхности – на столе или на полу -  игроки по команде судьи раскручивают пасхальные яйца. Выигрывает тот, чьё яйцо дольше прокрутится. Судья может засекать время по секундомеру, чтобы потом сказать рекордный срок кручения  яиц.

Символика праздника

        У этого праздника есть и своя символика, которая использовалась в изготовлении пасхальных украшений и поделок. Гнездо – служит первым приютом птенцам и маленьким животным. Корзинка – символ покоя и защищённости. Зайчики, птички – признак плодородия. Яйцо – символизирует начало жизни, главная деталь украшения праздничного стола. Мастерили  пасхальное дерево.(приложение№4)  Его украшают в Вербное воскресение подвешенными на цветных лентах пустыми крашеными яйцами, зелёными веточками, красными, белыми и жёлтыми цветами.

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Исследование празднования праздника Пасхи в настоящее время

Был  проведен  опрос  среди учащихся и учителей по данной теме

Вопросы для учащихся

Исследуемый вопрос

Учащиеся

4 В класса

Учащиеся 4 Д класса

Празднуют ли Пасху в Вашей семье?

20чел.

 (100%)

20 чел

(100 %)

Окрашивают ли в Вашей семье яйца для празднования Пасхи:

19чел.

 (95%)

17 чел

(85 %)

Методом писанки;

1чел.

(5 %)

2 чел.

(10 %)

Методом крашенки;

20чел.

 (100%)

20 чел

(100 %)

Украшают наклейками;

19 чел.

(95 %)

16 чел.

(80 %)

Луковой шелухой

9чел.

(45%)

6чел.

(30%)

Пекут ли куличи?

13 чел.

(65 %)

18чел.

(90%)

Покупают куличи в магазине?

15 чел.

(75%)

8 чел.

(40%)

Играете ли вы в пасхальные игры?

1 чел.

(5%)

4 чел.

(20%)

Принято ли в Вашей семье освещать пасхальные яйца в церкви в день Святой Пасхи.

4 чел.

(20 %)

5 чел.

(25%)

Вопросы для взрослых

(13 чел. 100%)

Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье?

12 чел. (92 %)

Принято ли было справлять  праздник Светлой Пасхи в Вашей семье во времена Вашего детства?

10 чел. (77 %)

Воспринимался ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье как великий Христианский праздник?

11 чел. (85%)

Посещали ли в праздник Светлой Пасхи членами Вашей семьи Церковь?

5 чел. (38 %)

Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань моде?

0 чел.

Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань традициям Христианства?

10 чел. (77 %)

ВЫВОД:

В настоящее время люди празднуют праздник Светлой Пасхи. Стараются праздновать в соответствии с традициями своего народа. К празднованию приобщены и дети. Дети - это наше будущее. Значит, традиции будут переданы следующему поколению. Через традиции своего народа обогатится духовный мир людей, возрастёт гордость за своё Отечество.

III.Заключение.

   

       Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она — начало весны, пробуждение природы. Это праздник мира, добра и благоденствия. Ни на какой праздник, так весело и радостно звучат, во всех храмах, колокола. Звон колоколов знаменует нам о духовной радости верующих, о победе над врагами для нашего спасения.

Пусть праздник Пасхи вызывает у людей страны и мира только добрые и приятные воспоминания. Пусть всегда будет щедрым пасхальный праздничный стол, а колокольный звон церквей будет радостным и торжественным.

Приложение.№1. «Украшение пасхальных яиц».

        

Приложение №2. «Пасхальные куличи»

        

        

Приложение №3. «Пасхальные игры»

Игра «Кат-кат-покатай»

   

                                                               

                                                                          Игра «Выкрутасы»

        

Приложение№4 «Пасхальное дерево»

Список используемой литературы

 1.«В круге жизни : семейные праздники, обычаи, обряды». — Пермь : Пермская книга, 1995. — С. 110-144.  

  2.«Воскресенье — праздный день : в пасхальный день, в парке «/ Т. Гаврилова // Клуб. — 2006,  26-27с.

 3.«Дорого яичко к Христову дню : [о росписи пасхальных яиц]» / П. Редькин // Юный художник. — 2000.,  46-47с.

4.«Пасха» / сост. И. А. Панкеев. — М., 2001. - 288 с.  

5.«Праздники для детей и взрослых.»  Н. В. Чудакова. — М. : АСТ, 1998. — C. 249-274.  

6.«Праздников праздник : православный  сборник  о Пасхе.»  -     Молодая гвардия, 1993. — 94 с.  

7.«Пасхальные приметы и обычаи « -  Поем, танцуем и рисуем. — 2008., 24с.    

8.«Энциклопедия обрядов и обычаев». —     РЕСПЕКС, 1996. — С. 142-172.  



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий агидбригады на экологическую тему:

« Чернобыль -наша боль »

( для учащихся 3-4 классов)

Работу выполнила:

Жирнова Елена Александровна,

учитель начальных классов

Балаково 2013г.

«Чернобыль – наша боль»

Цели и задачи:

- формирование у юных жителей Земли экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством;

-привлечение внимания к Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах ;

- развитие творческого потенциала детей ;

-воспитание бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям ,как историческому, культурному и природному наследию.

Чтец

Моя планета- человеческий дом,

Но как ей жить под  дымным Колпаком.

Где сточная канава- океан,                                                                                                                                                   Где вся природа поймана  в капкан,                                                                                                                                         Где места нет ни аисту, ни льву,                                                                                                                                             Где стонут травы: больше не могу!

Чтецы:

1.Вот она летит, маленькая какая,

2.Вот она грустит  , в думы свои вникая,                                                                                                                                                                                         3Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,                                                                                                                                                                                           4Вот она живёт! Всё ещё людям  верит!                                                                                                                                                                                                 5Вот она плывёт сквозь грозовую   полночь,                                                                                                                                                                                     6Всех людей зовёт, просит прийти ей на помощь!

 Все: Просит прийти на помощь!                                                                                                                                                                         Просит прийти на помощь!

Ведущий 1

26 апреля 1986 года в 01 час 27 минут произошла Чернобыльская катастрофа.

Чтец

Бьёт колокол глухой,                                                                                                                                                             Чуть слышный. Дальний.                                                                                                                                                            Я слушаю. Я плачу и молчу.                                                                                                                                                     Чернобыльцев глаза печальные.                                                                                                                                    Ребята, не прощайтесь,                                                                                                                                                           Не хочу.

Ведущий 2

Давайте почтим память тех, кто первым принял на себя удар этой страшной экологической катастрофы.

(Минута молчания.)

Ведущий 1

Чернобыль - небольшое милое провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени. Летом здесь любили отдыхать киевляне, москвичи, ленинградцы. Готовили на зиму соленья  и варенья, собирали грибы, загорали на ослепительных чистых песчаных берегах Киевского моря, ловили рыбу. Казалось, что удивительно гармонично и нераздельно ужились здесь красота природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС.

Ведущий 2

Слово «чернобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё горькое название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году. В 1983-м работали четыре энергоблока мощностью 4 млн кВт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развившийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 км к северо-западу. Своим появлением город обязан сооружению  здесь ЧАЭС имени В.И.Ленина.

Ведущий 1

Начальные страницы летописи трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда здесь строителями  был забит первый колышек и вынут первый ковш земли. Средний возраст жителей составлял 26 лет. Но слишком короткой оказалось жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года.

Чтец

 Бедой развален и убит,

Он не был к ней готов.

Ещё не веря, он стоит,

Не плача и без слов.

Ещё не зная, что же там

Тогда произойдет,

И что на смену всем словам

Судьба преподнесет.

Ведущий (2):

На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвертого энергоблока из-за планово-предупредительного ремонта. Во время остановки предполагалось провести испытание с отключенными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора – это и стало одной из грубейших роковых ошибок. Произошел взрыв.

Ведущий 1

Реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атомосферу  50 тонн испарившегося топлива. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные и люди, получившие очень сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.

Чтецы:

1.Четвертый реактор – он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья…

Кто в пекло шагнул – как на дот, навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

2.Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни – и только о ней.

Поэтому вишни цветут окрыленно в Державе,

И дети играют под солнечным пологом дней.

3.Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля – это все наяву, а не сон.

Четвертый реактор – святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим поклон.

4.Народную боль не заносят в ученые акты.

Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.

Пускай человечество помнит четвертый реактор.

Но если забудет!..

Ведущий (2)

Тысячи  людей приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной реакции, не считаясь с риском для здоровья. Из них 100 тысяч стали инвалидами, более 50 тысяч умерли.

Ведущий (1)

В зону заражения попала огромная территория , на которой проживало 17 млн. человек. Сейчас в зоне жёсткого радиационного контроля проживают около 1 млн. человек. Большому количеству людей в результате  этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 100 тысяч человек.

 

Ведущий (2)

Тщательное расследование причин катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведённое специалистами, показало, что приведшим к аварии, были действие операторов, грубо нарушивших  эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В ноябре 1986 года аварийный блок изолировали.

Ведущий (1)

Человек и природа- это единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения. Не прощает ошибок и промахов. Наша Земля неизлечимо больна. Многие исследователи и учёные считают, что всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить своё отношение к природе.

Ведущий(2)

Земля…В этом коротком слове - история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё, и он погиб. Этот миф – завещание потомкам – хранить связь с землёй и охранять её.

Чтец

Я живу на Земле,

Где тревожно и горько

Пахнет лист тополиный

Промытый грозой.

Где в печи розовеет

Пшеничная корка,

Где сплавляет пучина

Свинец с бирюзой.

Ведущий (2)

Четвёртый реактор – святые бесстрашные лица. Им, нас защищавшим, живым и погибшим, низкий поклон. Пускай человечество помнит тех, кто погиб в самой страшной катастрофе XX века.

Чтец

Прости, земля, прости, прости, прости…

Мы, люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели..и не видели.

Мы думали тогда- так было надо:

Мы рьяно жгли, сушили и рубили,

И вот теперь за это нам награда:

Цветущие сады, поля- на гниль и пыль сменили.

Чтец

Для дружбы, для улыбок и встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Чтец

Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

Чтец

Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовётся.

Пусть будет мирным небо над землёй,

Пусть вечно детство звонкое смеётся!

Песня «Родина»