Государственная итоговая аттестация

Федчун Светлана Владимировна

ОГЭ. Русский язык, 9 класс. Тренировочный тест

 

Подготовка к ОГЭ, русский язык, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Подготовка к ОГЭ894 КБ
Файл Тренировочный тест ОГЭ23.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ (основному государственному экзамену) по русскому языку в 9 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей Федчун С.В. 2014 год

Слайд 2

Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в 6 лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. Н. М. Карамзин

Слайд 3

Разнообразные упражнения – добрый знак хорошего преподавания: заучивание и суждение пусть идут об руку с упражнением и уменьем. Ф.И. Буслаев

Слайд 4

ПОРЯДОК РАБОТЫ СО СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ ПУД УУД -внимательно слушаем текст; ищем тезисы и ключевые слова; строим логическую схему текста; сжимаем текст; проверяем и корректируем написанное. воспринимаем и анализируем информацию; отличаем главное от второстепенного; проясняем логическую структуру; оставляем только существенную информацию; - критически оцениваем результат.

Слайд 5

Типичные ошибки при написании сжатого изложения: непонимание фрагмента текста; пропуск одной или нескольких важных микротем; искажение микротемы вследствие неверного истолкования отдельных слов; непонимание всего текста; неверная передача смысла третьей микротемы; замена мысли исходного текста на свои собственные.

Слайд 6

Отрабатываем навыки сжатия текста: выделите опорные слова в предложении; перестройте сложные предложения в простые; составьте к абзацам текста опорные фразы; подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для понимания текста; озаглавьте каждую часть.

Слайд 7

Характерные ошибки при сжатии текста Написание подробного изложения, а не сжатого. Искажение смысла при использовании приемов сжатия текста. Применение компрессии текста не на всем, а только в нескольких абзацах.

Слайд 8

Применяем следующие упражнения: сократите текст на 1/3 (вдвое, на ¾); сократите фрагмент, передав его содержание в 1-2 предложениях; уберите лишнюю информацию; составьте на основе текста «телеграмму»; сверните исходную информацию за счет обобщения.

Слайд 9

План комплексного анализа текста Определить тему, основную мысль текста. Озаглавить текст. Объяснить смысл названия. Определить стиль текста, доказать свое мнение. Указать средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст); Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст? Какой способ связи между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание)? Найти в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объяснить их значение. Найти слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте? Найти в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объяснить их значение. Выделить ключевые слова (словосочетания), составить план.

Слайд 10

ЗАЧЕТ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА промежуточное тестирование

Слайд 11

Укажите номер предложения, в котором выражена основная мысль теста. Подберите синонимы к словам. Найдите в последнем абзаце причастный оборот. Обозначьте орфограммы в словах. Разберите по членам предложения. Объясните допущенные ошибки. Выполните работу над ошибками.

Слайд 12

Тетрадь - тренажер Работайте с различными видами словарей. На основании данного правила составьте оригинальную схему. Создайте алгоритм. Работайте в парах. Проведите взаимодиктант. Оцени себя по 5-балльной системе. Сравни таблицу с другим справочным материалом. Работайте только с образцами классики, которая покажет «громаду» русского языка.

Слайд 13

Структура сочинения-рассуждения

Слайд 14

фонетика синтаксис Основные разделы науки о языке морфология лексика

Слайд 15

Работа над сочинением на лингвистическую тему устный и письменный монологический ответ Образцы сочинений (сочинение учителя) сочинение связное высказывание на лингвистическую тему коллективные сочинения Функциональная характеристика языковых средств лингвистическая разминка упражнения со словарем и справочной литературой

Слайд 16

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ Нельзя не согласиться со словами известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают».В предложенном нам тексте Д.С.Лихачев размышляет о жизненно необходимой цели. Во-первых, автор умело использует синонимы. Так,в предложении15 контекстные синонимы «главная», «роковая», «непоправимо выбранная» ошибка помогают автору текста донести до нас, читателей,мысль,как важно не ошибиться в выборе жизненной цели. Желая показать, что «человек живет,чтобы приносить людям добро».., автор применяет общеупотребительные, нейтральные слова: «радость», «добро», «счастье». Использование антонимов во 2 предложении «низкая или высокая» заставляет задуматься о собственной самооценке. Во-вторых, чтобы мы могли задуматься о важности выбранной цели, автор употребляет глагол 2-го лица повелительного наклонения множественного лица(«Подумайте: если человек ставит себе задачу увеличивать в жизни добро..»Используя неполные предложения16,17,18 , Д.С.Лихачев дает нам понять, что материальные блага - это не главное в жизни, важно «прожить жизнь с достоинством и получить настоящую радость» Таким образом, приведенные примеры, показывающие богатство лексического состава языка и важность грамматических явлений, убеждают нас в том, что лингвист Г.Степанов прав.

Слайд 17

Нельзя не согласиться со словами известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Действительно, быть средством общения – это основная социальная функция синтаксической системы языка. Попробуем доказать это. Во-первых, автор, чтобы выразить чувство радости, что он может помочь мальчику, употребляет вводное слово «к счастью», а вводное слово «конечно» помогает выразить оценку говорящим степени достоверности сообщаемого:: мальчику, у которого такая сильная воля, ничто не страшно. Во-вторых, в диалогической речи автор употребляет несколько обращений: «товарищ караульный», «товарищ сержант», «товарищ майор». Они в процессе общения помогают обозначить лицо, к которому обращаются с речью. В-третьих, односоставное определенно – личное предложение (№ 34) выражает побуждение к действию собеседника, а с помощью неопределенно – личного предложения ( № 20) автор показывает, что неважно, кто забыл мальчика, важно само действие, его забыли. Таким образом ,приведенные примеры, показывают, что лингвист Реформатский прав. Действительно, синтаксис служит для общения людей и непосредственно соотносит сообщаемое с окружающим миром.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                ОГЭ

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТИПОВОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

2022год

С.В.  ФЕДЧУН

Автор: С.В.Федчун, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тренировочный вариант(ОГЭ)

Вариант № 1

Часть 2

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

1.Слова,которыми мы пользуемся в повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир.2.Это мир, имеющий свои закономерности, свою историю.3.Попробуйте внимательнее присмотреться к разным словам.4.Вы увидите, что в некоторых случаях ответить на вопрос об их происхождении можно без особого труда.5.Ав других происхождение названий непонятно.

Укажите варианты ответов ,в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)Предложение 1 сложноподчиненное.

2) Предложение 2 осложнено обособленным определением

3)Предложение 3 односоставное безличное.

4)Предложение 4 сложносочиненное.

5)В предложении 5 составное именное сказуемое.

3.Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры ,на месте которых должны стоять запятые.

Когда фигура Сережи возникла на фоне одного из окон ( 1) ему показалось  (2)что кто –то(3 )затаившийся в углу (4) теперь увидит и схватит его.

4.Синтаксический анализ

4. Замените словосочетание «педагогический опыт» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

5.Орфографический анализ

Укажите варианты ответов ,в которых дано верное  обьяснение  написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1.Галчонок-в суффиксе имени существительного под ударение м пишется о

2.Нераспустившийся цветок –причастие с не пишется слитно, так как есть зависимое слово

3.Негодовать-глагол пишется с не слитно, так как слово не употребляется без не

4.Клеят –в окончании глагола пишется я ,так как глагол 1 спряжения

5.Расстилается-в корне слова пишется буква и ,так как есть суффикс а

Прочтите текст  и выполните задание 2-14.

(1)Я часто слышала, что внуков любят еще сильнее, чем своих собственных детей. (2)Я не верила…  (3)Но оказалось, что это так. (4) Наверно, потому, что внуки приходят к нам в ту позднюю пору, когда мы больше всего боимся не смерти и не болезней, а одиночества.

(5)Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.

(6)Володя, мой сын, и Клава, его жена, еще раньше оповестили, что идут на столь смелый шаг лишь потому, что рядом есть я. (7) Иначе бы они не решились. (8) А когда Лизу привезли домой, Володя и Клава сказали, что возлагают на меня всю ответственность за ее судьбу. (9) Тем более, что я тридцать пять лет проработала в школе.

(10)— Ни один из нас не попадал во власть педагога в таком раннем возрасте! — сказал мне Володя.

(11)Клава присоединилась к мнению мужа.

(12)Когда же Лизе исполнился год, Володя и Клава уехали на раскопки: где-то обнаружился очередной древний курган. (13) Их профессией было не будущее, а далекое прошлое — оба они занимались археологией. (14) И поэтому тоже казалось логичным, что Лизой должна заниматься я.

(15)Я понимала, что моя внучка обязана заговорить раньше всех своих сверстников, что она должна научиться читать раньше всех остальных детей и раньше других проявить понимание окружающего ее мира… (16) Ибо сын намекнул, что на пенсию могла уйти я сама, но не мой педагогический опыт.

(17)Клава присоединилась к мнению мужа.

(18)Они были убеждены, что весь этот опыт, огромный, тридцатипятилетний, должен был обрушиться на бедную Лизу — и принести поразительные результаты.

(19)Но мой опыт столкнулся с ее характером…

(20)Что характер у внучки есть, я поняла сразу: она почти никогда не плакала. (21) Даже если ей было больно и мокро.( 22) Не подавала сигналов! (23) И от этого возникало много дополнительных трудностей.

(24)Когда внучке исполнилось три с половиной года, я объяснила ей, что Лиза — это не полное имя, а полное звучит торжественно …: Елизавета.

(25) С тех пор на имя Лиза она реагировать перестала. (26) Не откликалась — и все. (27) Я стала убеждать внучку, что называть ее, маленькую, длинным именем Елизавета неестественно, что люди будут смеяться.

(28)— И пусть, — сказала она.

(29)Тогда я ей объяснила, что такое имя без отчества произносить просто нельзя, потому что без отчества им называли царицу. (30) С тех пор Лиза приобрела царственную осанку. (31) А я стала сообщать родителям, звонившим откуда-то, где были усыпальницы и курганы: «Елизавета спит… Елизавета сидит на горшке…»

(32)Внучка одержала первую в жизни победу.

(33)В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. (34) Или была к тому же еще и классной руководительницей. (35) На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. (36)Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.

(37)Елизавета любила водить пальцем по фотографиям и спрашивать: «Это кто? А это кто?..»

(38)Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.

(39)Только на одной фотографии рядов было пять… (40) Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. (41) Он был третьим слева в том самом пятом ряду.

(42)Я уже давно объяснила внучке, что это Ваня Белов, а рядом с ним стоит ее папа. (43) Ваня поспорил в тот день, что сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул. (44)Так образовался дополнительный ряд, которого не было больше ни на одном снимке.

(45)Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении. (46) Ему было особенно трудно оттого, что он с рождения прихрамывал на правую ногу. (47) И еще чуть не падал со стула Сеня Голубкин, который всегда мечтал стоять выше других.

(48)А Ваня Белов улыбался. (49) Это был мой злой гений. (50) Я рассказывала о его проделках Елизавете, чтобы она никогда ничего подобного в жизни не совершала.

(51)Однажды Ваня Белов на глазах у всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне нашего класса, сказал: «Разрешите войти?»

(52)— Как такое могло случиться? — в тот же день спросил у меня директор.

(53)— Ваня Белов… — ответила я.

(54)В другой раз он объявил голодовку… (55) Ему показалось, что я несправедливо поставила двойку одному из учеников.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) – писатель, драматург. Его произведения, такие ,как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие  повествуют о мире юности.

           Анализ содержания текста.

 6.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какую первую в жизни победу одержала внучка?»

1) Она сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул.

2)  Елизавета любила рассматривать фотографии.

3) Она откликалась только на полное имя Елизавета

4) Она постоянно плакала.

Ответ:_________________________

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

 1)Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.

2) С тех пор Лиза приобрела царственную осанку.

3) Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении.

4)Только на одной фотографии рядов было пять. 

Ответ:_________________________

                Лексический анализ

8.  Самостоятельно подберите синоним к слову  «оповестили» ( предложении 6)  Напишите этот синоним.

Ответ:_________________________

ОТВЕТЫ

Вариант 1

№ задания

Ответ

2

125

3

1234

4

опыт  педагога

5

135

6

3

7

2

8

сообщили