Дистанционное обучение родителей

Яковлева Елена Валентиновна

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Данный сайт поможет Вам лучше познакомиться с особенностями развития своих детей, вооружить разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут  понадобиться в процессе воспитания.

Здесь Вы найдете:

1. Консультации специалистов

2. Информационную поддержку: полезные Интернет-ресурсы,  переписку по E-mail с педагогом

3. Обучение: родители, не имеющие возможности посещать дошкольное учреждение со своим ребенком, смогут самостоятельно, посмотрев занятие использовать полученные знания, задать вопросы педагогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие педагогические правила

по воспитанию культурно-гигиенических навыков и первичных представлений об этикете

в режиме дня с детьми раннего возраста

  1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  2. Проводить режимные моменты точно по режиму.
  3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  4. При проведении процессов воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяснение, напоминание.
  7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожидали друг друга.
  8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
  9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
  10. Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

Методические правила проведения кормления:

  1. При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

а) мыть руки перед едой;

б) принести стул и сесть за стол;

в) есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;

г) есть с аппетитом все, что полагается;

д) есть первые и вторые блюда с хлебом;

е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой;

Формирование правил поведения:

- не мешать во время еды другим детям;

- не выходить из-за стола, не окончив еды;

-  уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ребенком;

-  свои просьбы выражать словами;

- говорить «спасибо» после еды.

2. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанному в режиме дня времени.

3. Перед едой дети должны играть в спокойные игры.

4. детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Няня моет

2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.

5. Няня берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не заняты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол последними, когда этому ребенку воспитатель и няня смогут уделить больше внимания.

6. Предложив ребенку идти мыть руки, няня следит и напоминает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.

7. Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком.

8. Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.

9. Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играющими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.

10. Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.

11. Няня и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.

12. Докармливает детей воспитатель или няня, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).

13. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола. Говорит «спасибо» и идет играть.

14. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.

15. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.

        Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей няня также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.  

 

Методические правила проведения умывания:

  1. При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

- обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

- использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.

2. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.

3. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.

4 Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь, давая детям возможность умываться самостоятельно.

Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1. Закреплять умение проситься на горшок.
  2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

- пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);

- замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные колготки, оторвавшуюся пуговицу);

- вытирать самому нос.

        Обязательно высаживать всех детей перед дневным сном, перед прогулкой, среди дня – индивидуально.

        Если некоторые дети после дневного сна встают мокрыми, то за ними следует наблюдать 3-4 дня и в определенное для каждого ребенка время высаживать.

Методические правила проведения одевания и раздевания:

1. В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.

Формирование правил поведения:

- начав аккуратно раздеваться, не отвлекаться игрой;

- аккуратно убирать одежду;

- помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;

- развивать ориентировку в окружающем;

- знакомить с различными свойствами и качествами предметов;

- обогащать словарь и т.д.

2. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспитатель организует спокойные игры.

3. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашается 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.

4. приглашать спать первыми надо детей более младших или физически более слабых, которые в это время ничем не заняты. Быстро утомляются, кто дома плохо спал.

5. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.

6. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом укладывать спать.

7. Во время раздевания детей воспитатель и няня одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.

8. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.

9. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.

10. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.

11. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.

12. Ребенок должен спать днем не менее 2,5-3 часа.

Методические правила проведения прогулки:

  1. Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется прогулка только по указанию врача или старшей медицинской сестры.
  2. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую возможность двигаться.
  3. Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей деты, они выходят с воспитателем или няней на улицу, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого. Первую подгруппу одевает воспитатель и няня, воспитатель одновременно следит за играющими детьми.
  4. Одевание детей организуется в определенной последовательности: дети подходят к шкафам, берут колготки, ботинки или сапоги, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им одевают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с варежками, завязывают шарф.
  5. Одевать детей следует соответственно погоде.
  6. Во время одевания следует говорить с детьми о предметах одежды (меховая шубка, синий шарфик), о погоде, о игрушках, с которыми будут играть на прогулке, что будут смотреть.

Формирование правил поведения:

- вежливо обращаться с просьбой,

- благодарить,

- проходить спокойно, не толкаясь.

7. В общении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, прибаутки, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», «Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

8. На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, игру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий (ходьба по бревну и пр.), естественных условий (перешагнуть канавку, сбежать с горки) в зависимости от времени года. Организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

9. Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждого ребенка, следит, чтобы одни дети не мерзли, а другие не перегревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю.

10. Воспитатель должна видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением, занятостью.

11. На прогулке сама воспитатель должна быть активной и постоянно общаться с детьми.

12. С прогулки возвращаются не позже, чем за 30 минут до еды, чтобы отдохнуть, поиграть и не спеша вымыть руки.

13. Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гулять, дети, которые начали охлаждаться.




Предварительный просмотр:

Простые развивающие игры в домашних условиях с детьми до трех лет

1. Веселый щенок

В гости к малышу пришла маленькая куколка, она все время прячется от малыша за картонкой и принимает там разные смешные позы: залезает на кубик, поднимает руки вверх, становится на четвереньки. Другая куколка или игрушка аналогичного размера (в руках у малыша) хочет повторить все позы веселой куколки. Малышу надо помочь своей игрушке, усадив ее также как куколку. Задачу усложнена, т.к. процесс усаживания веселой куколки скрыт от малыша за картонкой.

2.Прячемся и лепим

У Вас и у малыша два одинаковых кусочка пластилина и две игрушки-зверушки, от имени которых ведется игра. Между вами экран из небольшой картонки или книги. Игрушечный котенок, спрятавшись за экран, разорвал свой кусочек пластилина на множество маленьких (сделал лепешку, скатал шарик и т.п.) и спрашивает у щенка: "А ты так можешь?"

3.Домики

Простой конструктор (лучше деревянный), поделите пополам так, чтобы у Вас и у малыша было равное количество одинаковых деталей. На столе, кроме конструктора несколько игрушек (разных размеров). Нужно срочно (скоро ночь и холодно) построить для каждой игрушки домик. Вы строите дом для большой игрушки, потом для маленькой. Малыш строит своим друзьям такие же домики. Можно строить домик, спрятавшись от малыша и его игрушек за картонку или книгу. В этом случае повторить будет уже сложнее.

4. Спичечные коробки

Спичечные коробки (чем больше, тем лучше) можно использовать в разных играх. На четырех или шести крышечках, так же как и на внутренних коробочках нарисуйте одинаковые геометрические фигуры: квадрат, круг, ромб, треугольник. Перемешайте крышки и коробки, малышу следует найти и закрыть пары. Если коробков у Вас больше шести, можно их склеить в несколько рядов, как ящики в комоде. Игрушечный медвежонок принес с собой пуговицу (монетку, фишку, скрепку и т.п.) и хочет положить её в ящик. Он кладет игрушку в один из ящиков и разговаривает с малышом, рассказывая о себе. Потом спрашивает малыша, в каком из ящиков его

пуговица. Место меняется, также как и длительность разговоров с малышом.

6.Попляши!

В игре участвуют две мягкие игрушки. Одна у Вас, другая у малыша. Зайчик знает, как плясать веселый танец, он хочет научить и мишку. Мишка, в руках у малыша, повторяет движения зайца. Более сложные движения выполняют две куклы (с движущимися частями тела).

7. Где чье?

Игрушки пришли в гости к плюшевому медвежонку в гости. Каждому гостю мишка дал чашку для чая. У зайчонка - желтая, у куклы - синяя, у щенка - деревянный стаканчик. Звери попили чай и стали танцевать. Чашки перепутались. Кто теперь им поможет?

8. Покорми куклу

Малыш, скорее всего, еще не ест сам, однако он вполне способен побывать в роли воспитателя, напоив и накормив куклу. Кукла капризничает, не хочет есть. А зайчик, которого кормит мама, сидит спокойно, ест хорошо. Зайчик приходит на помощь малышу, он успокаивает куклу.

9. Кто разбудил щенка?

Кроме игрушечного щенка понадобятся другие игрушки и всевозможные инструменты, способные издавать различные звуки: колокольчик, погремушка, свистулька, деревянные ложки, музыкальная шарманка и т.д. Щенок спит, а другие игрушки, за каждой из которых закреплен определенный музыкальный инструмент, будят щенка, спрятавшись под платком или за картонной ширмой. Ребенок должен отгадать, звуки какой игрушки разбудили щенка. Важно также описать словами те или иные звуки: погремушка гремит или тарахтит, колокольчик звенит, дудочка гудит и т.д.
Другой, более сложный вариант этой игры : в гости к щенку приходят игрушки. У каждой игрушки свой собственный голос, свой собственный музыкальный инструмент. У медвежонка дудочка, она гудит громко и протяжно, у зайчика погремушка, у поросенка барабан. Игрушки показывают малышу свои инструменты, а потом все прячутся под платок. Малышу вместе со щенком по звукам из-под платка нужно догадаться какой гость сейчас появится. Для начала достаточно трех игрушек - трех музыкальных инструментов. Постепенно их количество нужно увеличить.



Предварительный просмотр:

Логические игры для детей младшего возраста.

"Поиграй со мной!" - часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком! Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малышей, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т.д. Есть игры, направленные на умственно-логическое развитие ребенка. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, память, мышление и творческие способности.

1. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

Здесь необходимо ориентироваться в 7 цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Знание основных геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). Умение подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы.

Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания; назвать основные градации величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота).

2. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности (без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).

Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-либо. Дошкольник может заниматься одним и тем же 1-1,5 часа.

Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами. Дошкольник в состоянии распределить внимание между 6-7 предметами.

Внимание бывает непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая, так же как и внимание, постепенно становится произвольной.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным; наглядно-образным; логическим.

Наглядно-действенное мышление - мышление в действии. Оно развивается в процессе действий с различными предметами, игрушками.

Основная форма мышления - наглядно-образное мышление, т.е. такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Что катится?

Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: "Шарик катится, а кубик нет". Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и кубик. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.

Почтовый ящик

Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2-3 фигуры каждого вида.

Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату - кукле или мишке или другой любимой игрушке.

Оденем кукол

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Дайте ему две куклы (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: "Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой, большие туфельки - большой кукле, маленькие - маленькой". Чтобы усложнить задание, достаточно сделать три куклы.

Сверни ленту

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

Построим башню

Понятие "устойчивый-неустойчивый".

Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6-7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги - шариками. Объясните ребенку, что шарики надо "привязать" к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сравни предметы

Игра на развитие внимания.

Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем - чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка - большой, а зайчик - маленький, мишка - коричневый, а зайчик - белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).

Найди такой же

Игра на развитие внимания.

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и конечно же делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Найди ошибки

Игра на развитие внимания.

Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой допущено 5-6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Зеркало

Игра на развитие внимания.

Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку - ребенок тоже; вы топаете двумя ногами - ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя - ребенок тоже.

Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.

Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.

Магазин

Игра на развитие памяти.

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в "магазин". Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и т.д.

Шарик на горке

Игра на развитие мышления.

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование (чей шарик точнее докатится до черты).

Сделай, как я

Обучающие игры для самых маленьких

Малыш с интересом берет коробку цветных карандашей, рисует пару закорючек и бросает это занятие, потом берется за ручку, внимательно ее изучает и снова ищет новый объект для игр.

Что же нужно сделать папам и мамам, чтобы кроха научился концентрировать внимание на чем-то одном?

Однажды один гордый отец семейства, ставший таковым совсем недавно, решился воплотить в жизнь очень забавную теорию. Исходя из этой теории, единственный способ развлечь годовалого ребенка - это каждые пять минут привлекать его внимание новой игрой или игрушкой.

"Предложите малышу поиграть и дайте пластмассовые кубики. Пусть кроха их возьмет, повертит, попробует на зуб. А через несколько минут предложите ему что-нибудь новенькое: построить из них башню, положить в коробку или запустить в ведро с водой. И так постоянно, - объяснял он с энтузиазмом. - Работает на все сто".

Возможно, если воплотить подобную теорию в жизнь, она окажется очень эффективной, но только изматывающей родителей.

Хозяин - барин

Дети должны сами решать, когда им бросить одну игру и приниматься за другую. Ежедневно мозг малыша получает много информации. Когда мозг перегружен или крохе больше неинтересно то, чем он занимается, малыш отказывается от этого занятия. Но почему же вещи и игры так ненадолго приковывают к себе внимание ребенка? Почему он не может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом? Ведь дети обладают огромными способностями к концентрации внимания (хотя и ненадолго!). Дело в том, что малышам просто не хватает необходимой информации: они не знают, как устроены вещи, зачем они нужны и как их использовать или как в них играть. Поэтому малыши пытаются в них разобраться. Однако, повертев и попробовав новую штучку на зуб, кроха ищет новое развлечение, так как ему так и не удается установить, зачем нужна эта штучка.

Нечто подобное происходит и со взрослыми. Например, вам в руки попала книга по квантовой физике. Возможно, она привлечет ваше внимание и вы заглянете в оглавление и посмотрите на картинки. Но, начав читать, вы вряд ли осилите более трех страниц (если только вы не физик по образованию), потому что для понимания такой книги нужны специальные знания.

Игры по возрасту

Именно поэтому соответствующие возрасту малыша игры и игрушки способны достаточно надолго привлекать его внимание, так как именно они дают крохе возможность изучить что-то новое. Например, с погремушкой годовалый ребенок будет играть дольше, чем с машинкой или шариковой ручкой, потому что погремушку можно потрогать, пососать, полюбоваться ею (обычно погремушки бывают ярких цветов), потрясти и послушать, какой звук она издает. Играя, малыш изучает форму и цвет погремушки, слушает, как она звучит. Впечатления несут информацию, которую кроха запоминает и которая позволяет ему впоследствии узнать этот предмет. Но, получив всю необходимую информацию, ребенок может охладеть к этой игрушке.

Однако, если вы дадите ему другую погремушку, которую он никогда не видел, карапуз опять начнет ее изучать и напряженно разбираться, какова же она, чем похожа на прежнюю и чем от нее отличается.

Внимание! Игра!

Для развития концентрации внимания у детей до двух лет подходят следующие игры и игрушки:

любой предмет, который можно внимательно изучать: потрогать, повертеть в руках, пососать, осмотреть со всех сторон, понюхать и послушать. Это могут быть погремушки, цветные колечки и даже собственные ручки и ножки малыша.

Маленькие предметы, которые трудно взять в руки (это и заставляет кроху концентрировать на них свое внимание) и которые ребенок без риска для здоровья может взять в рот, ведь дети в этом возрасте пытаются попробовать все на зуб. Для таких упражнений подойдут небольшие кусочки хлеба или катушки для ниток.

Разноцветные пластмассовые кубики разной формы: кубы, пирамиды, цилиндры, из которых можно строить башенки и домики.

Игрушки, в которых маленькие детали нужно вставлять в большие, как в матрешках.

Самые простенькие мозаики и конструкторы.

Пирамиды, которые нужно составлять из многих разноцветных колечек, треугольников или квадратиков.

Ботинки или одежда с застежками-липучками или шнурочками, которые можно легко застегивать (завязывать) и расстегивать (развязывать). Чтобы выполнить такое задание, малышу придется сконцентрировать на нем все свое внимание.

Есть и другие игры, которые развивают внимание малыша, однако в отличие от игр на концентрацию внимания они не требуют напряженной работы мысли. Речь идет об играх, которые держат ребенка "в напряжении", в ожидании известной ему развязки, например:

игры и песенки с хорошо известной концовкой. Например, вы произносите: "Стенка, стенка, потолок, два окошка... и звонок" - и дотрагиваетесь до носика сына или дочки.

•        Игры, помогающие крохе развивать внимательность и некоторые рефлексы. Малыш водит пальчиком по вашей ладошке. Ваша задача - поймать ваше чадо за пальчик, а его - убрать пальчик до того, как вы закроете ладошку.

•        Игры, заканчивающиеся щекоткой. Вы берете ручку ребенка и медленно "идете" по ней пальцами снизу вверх, сопровождая свои действия словами: "Вот идет человечек, вот дошел до локтя, идет, идет, вот дошел до самого верха..." - и щекочете малыша.

•        Игры, развивающие выдержку и умение ждать. Прежде чем приступить к какому-либо делу, ребенок должен приготовиться, занять определенную позицию (как в беге). Вы говорите: "На старт... внимание... марш!" И только тогда кроха приступает к своему делу. И никаких "фальшь-стартов"!

Помимо того что эти игры развивают внимание, они позволяют малышу предвидеть, что должно произойти в будущем. Поиграв в них пару раз, кроха уже будет знать, как себя вести под конец игры.

Малышу нужна ваша помощь

Предлагая вашему карапузу новую игру или игрушку, не забудьте объяснить ему, как в них играть. Например, если вы дали крохе кубики, покажите ему, как строить башенки, домики и т.п., поиграйте вместе, а потом оставьте ваше чадо возводить замки самостоятельно.

Показывая, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем. Так малыш будет наблюдать за игрой с большим вниманием и проявит к ней больше интереса. Не забудьте выразить свое одобрение, если у него все хорошо получается. Если же освоение новой игры идет не слишком успешно, ни в коем случае не ругайте кроху, а просто еще раз покажите, что и как делать.

И помните, что игра должна соответствовать возрасту ребенка, иначе от нее не будет никакого прока.

Одна игрушка лучше, чем три

Для того чтобы маленький ребенок сумел сконцентрировать свое внимание на чем-то одном, его не должны отвлекать другие предметы и игры. Поэтому лучше предложить ему одну, а не три игрушки.

Однако, как правило, комнаты малышей до потолка забиты различными игрушками, которые стоят на самом виду и отвлекают внимание крохи. Проблема в том, что карапуз не в состоянии отличить одну от другой и ему тяжело сконцентрироваться на чем-то одном.

Желаю удачи!

 

Разноцветный мир ИГРЫ

Многие дети путают названия цветов. Красный цвет называют синим и наоборот. Порой родители приходят в отчаяние: "Быть может, малыш плохо видит?", "А не дальтоник ли он?".

Но не стоит думать, что ребенок отстает в развитии или у него слабое здоровье, представьте на минуту, что названия цветов произносят на иностранном языке. Быстро ли мы, взрослые, сможем выучить их? Вот так и детям тяжело запомнить эти абстрактные слова.

А что, если запастись терпением и начать заниматься с малышом развивающими играми, позволяющими не просто выучить названия цветов, но и развить память, мышление, воображение?

Ковер-самолет из цветной бумаги

Если ребенку 3 года

Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.

Забавная геометрия

Если ребенку от 2 до 4 лет

Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.

Большой красный круг

Если ребенку от 3 до 4 лет

Разложите вырезанные вами геометрические фигуры на ковре и предложите ребенку показать ту фигуру, которую вы называете. Называть можно по-разному, например: "Покажи круг" (если круг один) - говорим только о форме, "Покажи красный круг" - говорим о форме и о цвете, "Покажи большой красный круг" - говорим о форме, цвете, размере. Добавляйте геометрические фигуры, цвета и не забывайте меняться с ребенком ролями - то он показывает фигуру, то вы. Дайте крохе возможность научиться формулировать характеристики фигур.

Убираем игрушки

Если ребенку 5 лет

Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.

Что за птичка-невеличка?

Если ребенку 3 года

Предложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов.

А что если склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета? Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.

Волшебник - карандаш

Если ребенку от 3 до 5 лет

Ваш малыш любит рисовать? Да. Тогда эта игра для вас. У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую линию. Малыш должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями.

Прямые линии не интересны вашему малышу? А как насчет волнистых, зигзагообразных, в петельках? Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов.

По совету Марии Монтессори

Если ребенку от 3 до 5 лет

Игра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет.

Игрушка - путешественник

Если ребенку от 3 до 5 лет

Ваш малыш любит игрушки из киндер-сюрпризов? Прекрасно. Поставьте на стол любимое маленькое существо, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов.

А теперь попросите "игрушку" пойти вперед - пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед.

Занимаясь таким образом, малыш освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как "право", "лево", "вперед", "назад".

Справа, слева, вверх и вниз

Если ребенку 5 лет

Эту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур).

Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную.

Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия "справа от...", "слева от...". Если малыш легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры.

Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5-7), малыш не только запомнит цвета и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе.

Чудесный квадрат

Если ребенку 5 лет

Эта игра тоже из Франции.

Положите перед малышом расчерченную таблицу (первоначально фигуры бесцветные, потом цветные).

А теперь попросите ребенка найти на таблице фигуру, находящуюся между двумя квадратами. Обратите внимание - возможны два варианта (квадраты выше - ниже, справа - слева).

Пусть малыш найдет фигуру, находящуюся: под прямоугольником; выше квадрата; одновременно между двумя кругами и двумя квадратами.

Каждый раз при ответе ребенка обращайте внимание на цвет.

Можно изменить характер вопросов: "Я тебе покажу фигуру. Под какой фигурой она расположена? Выше какой фигуры она находится? Покажи фигуру, которая находится строго выше (ниже) ее. Какие фигуры находятся слева (справа)? Строго слева (справа)? По диагонали (вверх вправо, вниз влево)".

Попробуйте сами придумать возможные вопросы, которые вы предложите малышу.

Игры и игрушки в раннем возрасте

Три года назад моя жизнь казалась мне хорошо накатанной колеей, привычно и вполне закономерно текущим потоком… Однажды в нее ворвался некто, и этим некто стал мой ребенок. Он прервал бесконечную нить однообразных будней и раскрасил каждый день калейдоскопом красок. Спустя некоторое время я поняла, что в этой непостижимой сказке есть только одна мораль: "Ребенок- это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя".

Как два инопланетных существа, чьей-то волей связанные воедино, мы начали путешествие по жизни, обучая друг друга общению. Я учила его говорить на моем языке, а он меня понимать жизнь и видеть его кристаллизованной, изначальной, великой, ведь он сам и есть воплощение этой жизни. Чтобы научиться говорить, как я, ему достаточно было улыбаться, играть и гулять, а я тем временем "проглатывала" кипы журналов и книг, чтобы разобраться как с ним быть. Книжная полка росла: Г. Доман, С. Мартынов, И. Лопухина, С. Лупан, В. Цвынтарный, Н. Зайцев и книги многих других авторов пополняли мою библиотеку. Говорили все они лишь об одном: о полноценном, гармоничном развитии ребенка до рождения и после. Понять то, о чем написаны эти замечательные книги, я смогла, лишь с головой окунувшись в мир занятий с ребенком, благодаря которым мы нашли единственно важную нить- нить взаимопонимания друг друга. Каждая семья, каждая мать самостоятельно, без каких-нибудь сверхусилий может развить ум, знания и физическую силу ребенка так, что это даст ему возможность резко отличаться от среднего уровня развития поколения, которому мы принадлежим", -пишет Е. Тропп в своей книге "Я воспитываю одаренного ребенка" (С.-Пб., 1997 г.).

С этим нельзя не согласиться, особенно зная, что все усилия, прилагаемые вами для развития умственного и физического интеллекта вашего ребенка, должны прилагаться как можно раньше, т. е. с момента рождения ребенка. Дело в том, что в 60-е годы нашего столетия Глен Доман, американский врач-педагог, установил, что основное обучение ребенка может происходить только в период, пока растет головной мозг, а после окончания роста мозга эффективность обучения стремительно падает. К трем годам рост мозга завершается на 70-80 %. А оставшиеся 20-30% приходятся на возраст от 3-х до 7 лет. В 7 лет мозг окончательно вырос, и знания, которые дети начинают получать в возрасте семи лет, чрезвычайно непрочно фиксируются мозгом. В тоже время 2-х летний ребенок (тем более годовалый) запомнит их почти мгновенно. Более того, ребенок, интеллект которого начали развивать в период до 3-х лет по какой-бы то ни было системе, ставящей целью раннее всестороннее развитие ребенка (будь то Г. Доман, М. Монтессори , С. Лупан, Б. Никитин или Н. Зайцев), то такой ребенок значительно быстрее своих сверстников развивается физически и интеллектуально.

Итак, что же такое гармоничное развитие ребенка? Коротко говоря - это умственное и физическое развитие. Физическое воспитание включает в себя: закалку, зарядку, бег, гимнастику, быструю ходьбу, а также занятия на тренажерах (турнике, лестнице, канате), вершиной которых является (по Доману) брахиация ("гиббонья прогулка" или перехват руками на весу). Все упражнения развивают мозг, дыхание, равные возможности левой и правой руки, письма, увеличивают "мануальный" интеллект ребенка. В книгах Глена Домана, Евгении Тропп и Сесиль Лупан вы найдете подробное описание всех необходимых упражнений, которые можно и нужно делать с самого рождения ребенка. Главное, чтобы они стали неотъемлемой частью вашей жизни, необходимой привычкой, как умывание, еда, сон. Чтобы было весело Вам и Вашему малышу, используйте стихотворения и громко произносите их в момент занятий, например, зарядкой:

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Читая стихи, Вы сразу "убьете двух зайцев": сделаете занятия веселыми и поспособствуете развитию речи Вашего малыша. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения. Вы можете заниматься под негромкую музыку. Главное - это новизна и радость, поэтому будьте веселы и учите заранее как можно больше веселых песенок, потешек и стихов.

Вооружившись всевозможной литературой, касающейся воспитания и образования ребенка, вы поймете, что уже с грудного возраста с ребенком можно заниматься чтением, арифметикой, геометрией, рисованием, музыкой, биологией, астрономией, физикой и многим другим, насколько позволит вам ваша фантазия энтузиазм и время.

Если вас заинтересовала возможность раннего обучения чтению, счету, то детям до двух лет я рекомендовала бы уникальную систему Г. Домана, позволяющую легко и быстро усвоить материал даже 2-х месячному младенцу, а для развития навыков чтения и счета детям старше двух лет - кубики и стосчет Н. Зайцева.

Что касается занятий музыкой и живописью, то совет один: как можно раньше запаситесь сборниками видео или аудиокассет с классической музыкой, детскими песенками из мультфильмов, потешками и музыкальными сказками ("Катенька и Котенька" С. Железнова, "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" по балетам П.И. Чайковского и др.)

Собирайте репродукции известных и неизвестных художников, развешивайте их на стенах детской или в других комнатах, показывайте ребенку сборники картин И. Репина, А. Васнецова и многих других мастеров русской и зарубежной школ. Не забывайте подробно рассматривать картину, назвать художника и название работы. Помните, что ребенок должен учиться рисовать сам (предоставьте ему краски, старые обои и он создаст вам картину, обмакнув пальцы в акварель), а так же рисуйте побольше сами - это тоже стимул к творчеству.

Музыкой для ребенка являются различные звуки окружающего мира (ветер, дождь), пение птиц, стук, а также звуки, издаваемые самим малышом: он активно стучит различными предметами, ладошками. Детский ксилофон очень поможет развить музыкальность ребенка. Помните, что звук имеет множество характеристик. Он обладает высотой, плотностью, краской (тембром) и другими свойствами, которые необходимо сообщать ребенку.

Возьмите себе за привычку называть свойства любого предмета попадающего в поле зрения ребенка, а тем более находящегося в его руке. Например, о погремушке можно сказать не только то, что: "Это погремушка!", но и то, что она пластмассовая, круглая, издает высокий гремящий звук и т. д. Объясняйте, для чего нужен тот или иной предмет, тем самым вы не только пополните знания ребенка об окружающем мире, его словарный запас, а также подготовите его к логическим умозаключениям: "Ворона, воробей, дятел, синица, цапля - это (показывает на дрофу) тоже птица" (Даня, 1год. 10 мес).

Что касается геометрии, астрономии, ботаника, биологии, географии, то в этих науках я посоветовала бы придерживаться методик Г. Домана или С. Лупан. В изучении иностранных языков можно пользоваться системой Н. Зайцева (для детей старше 2-х лет). Одним из немаловажных факторов в развитии речи ребенка являются игры, развивающие общую моторику (Лопухина И. Логопедия. - С.-Пб., 1997) и мелкую моторику т.е. мелкие движения пальцев рук.

Существует огромное количество книг, содержащих всевозможные "пальчиковые" игры со стихами и забавными упражнениями, например:

• Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С.-Пб., 1997

• Кольцова М., Рузына М. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг - С.-Пб., 1998

• Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. - М.: Карапуз, 1997.

В развитие мелкой моторики, логики, ориентации в пространстве Вам очень помогут развивающие игры. Что это такое? Это игровые пособия, направленные на обучение детей различным видам классификаций, закономерностей и вышеперечисленным навыкам.

Малыш с интересом берет коробку цветных карандашей, рисует пару закорючек и бросает это занятие, потом берется за ручку, внимательно ее изучает и снова ищет новый объект для игр. Что же нужно сделать папам и мамам, чтобы кроха научился концентрировать внимание на чем-либо одном? Конечно, дети должны сами решать, когда им бросить одну игру и приниматься за другую. Ежедневно мозг малыша получает много информации. Когда мозг перегружен или крохе больше не интересно то, чем он занимается, малыш отказывается от этого занятия. Но почему же вещи и игры так ненадолго приковывают к себе внимание ребенка? Вариантов несколько: либо они недоступны по возрасту, либо обладают малой информативностью.

Например, погремушка. После того, как ребенок взял ее в руки, повертел, потрогал, попробовал "на зуб", потряс, услышал звук, постучал ею, он ее ... выбросил. Игра, прелагаемая ребенку, должна концентрировать внимание и занимать его более-менее длительное время. Кроме того, она должна содержать информацию, познаваемую им день за днем, содержать не менее 4 - 5 вариантов обучения, т.е. она должна быть РАЗВИВАЮЩЕЙ.

Развивающие игры были придуманы ведущими врачами и педагогами мира, такими как М. Монтессори, чья система и учебный материал в своё время потрясли мир и прекрасно прижились в России. Игры наших современников - Никитиных, Красноухова, Кайе, Воскобовича и других новаторов - завоевывают все новые ряды поклонников.

Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях.

Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии "Рамки-вкладыши" позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В серию развивающих игр "Рамки-вкладыши" входят : "Листья деревьев", "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Бабочки", "Рыбы", "Птицы", "Животные Африки", "Домашние животные", "Геометрические фигуры", "Дроби", "Алфавит"," Цифры" и т. д. Эти рамки имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи.

Они обучают :

- Основам классификации и логике (боровик, поганка, опята - грибы)

- Ориентации на плоскости (ребенку необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).

- Учат различать предметы по силуэтам.

- Обучают понятиям, связанным с формой.

- С помощью рамок ребенок учиться обводить, заштриховывать, раскрашивать не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.

- Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто "грибок", а, как минимум, гриб-боровик). Рамки можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.

Из рамок-вкладышей особенно хотелось бы выделить "дроби". Игра представляет собой три рамки разных цветов по четыре больших круга в каждой, разделенных на половинки. Три части, четыре...- и так до 12 частей. Цель игры - развитие навыков устного счета, усвоение понятия частного и целого.

В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Вариантов игры может быть несколько. Можно высыпать все 78 разноцветных частей из всех рамок и разбирать их на кучки по цвету, затем сложить все 12 кругов обратно в рамки. Можно начать с одной рамки, в которой 4 круга (самых простых).Часто детям больше нравится целый круг и они неохотно собирают другие кружки. Поэтому один-два раза объяснив ребенку, что это "целое", уберите его в шкаф и не доставайте в течение всего изучения дробей. Объясните ребенку, как называются части кружков, выложите по одной части кружков всех цветов; спросите, какая часть больше: 1/5 или 1/4? Сколько частей помещается на одной половине круга? Какие части и сколько их поместится на 1/3 круга и во сколько раз каждая из них меньше? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части для этого надо взять? Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из частей игры? Эту игру хорошо совмещать с обучением счету.

Из других игр Монтессори интересны географические карты -вкладыши. Они сделаны в виде прямоугольной доски с изображенными на ней полушариями и континентами вкладышами. Континенты окрашены в разные цвета (Европа - в красный, Азия - в желтый, Африка - в зеленый и т. д.) Каждый из континентов - вкладышей снабжен небольшой кнопкой - держателем, за которую его вынимают из отверстия. К материалу прилагается тонкая палочка для обведения вкладышей и круг из прозрачной пластмассы для удобства изображения обоих полушарий на листе бумаги. Существует две серии таких карт: серия А - на вкладышах изображены отдельные континенты и страны входящие в их состав; серия Б - на вкладышах отдельных стран изображены штаты, земли, провинции, области и т. д.

Такие рамки используются для усвоения на сенсорном уровне расположения на карте континентов и стран. Рекомендуется изучать карту, переходя от более крупных к более мелким территориям.

Континенты имеют гораздо более сложную форму, чем геометрические фигуры - вкладыши или листья - вкладыши, поэтому ребенку требуется достаточно много времени и усилий как при обведении вкладыша и соответствующего углубления, так и при возвращении вкладыша на место.

В процессе изучения географических карт, вы можете сопоставлять континенты на карте и глобусе, понять почему Антарктида и Азия состоят из двух частей.

Эта игра универсальна: в неё могут играть дети от полутора до пяти лет. Успех Вашей игры, конечно, зависит от степени ее сложности. С ребенком, возраст которого чуть больше года, вы просто вытаскиваете вкладыши из рамок и учитесь вставлять их обратно. Затем добавляете понятия "континент", "полушарие", а также все, что связано с понятием "Земля". Чем старше ребенок, тем выше должен быть уровень сложности игры. Вы можете не только вытаскивать рамки, обводить их, но и раскрашивать в нужный цвет, помочь ребенку подписать каждый континент, рассказать о климате, фауне, флоре, странах, населении и т. д. Помните, что информация, предлагаемая ребенку, должна быть интересной (выбирайте самые неожиданные и интересные факты), максимально сжатой (максимум информации при минимуме слов) и проверенной (тщательно проверяйте все факты - один раз сказанное хорошо запоминается и крайне тяжело корректируется).

Среди многочисленных игр Монтессори хотелось бы выделить еще одну, связанную с сопоставлением. Это игра "Цветные цилиндры". Один из вариантов этой игры представляет собой цилиндры, сделанные из дерева и окрашенные в разные цвета - по 5 цилиндров каждого цвета. Цилиндры, окрашенные в один цвет, различаются по высоте. Цель этой игры - научить ребенка сопоставлять величины, выстраивать ряды - серии одинаковых по определенному признаку цилиндров. На этом материале ребенок научиться распознавать не только "большой" и "маленький" цилиндры, но и "самый большой", "поменьше", "средний", "маленький", "самый маленький". Ребенок научится различать предметы, ненамного отличающиеся друг от друга по величине. К тому же это прекрасный счетный материал.

Можно также добавить ряд упражнений, развивающих логику: построить "заборчики" разной степени сложности:

- Выстроить заборчик из цилиндров одной высоты ( их может быть только 5).

- Выстроить заборчик одного цвета.

- Разделив цилиндры на две группы: 5 цилиндров одного цвета -малышу, 5 цилиндров - тому, кто с ним играет, построить совместно двухцветный "заборчик". Пример: "Я ставлю красный, ты синий, я красный, ты синий, я - красный, ты - ?" Так вы привьете ребенку ощущение закономерности, обусловленное вами

- Продолжите занятия по тому же принципу, усложняя задачу - используйте три цвета, четыре, пять.

Больше инициативы отдавайте ребенку. Построение "заборчика" может быть связано с величиной, например: большой - маленький, большой - средний - маленький. Можно вводить и другие понятия: высокий - низкий, длинный - короткий.

Описанные здесь игры являются малой крохой огромного количества развивающего материала Марии Монтессори. Все они посвящены знакомству с окружающем миром и человеческой культурой.

"Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!" - так писал в своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин. Он правильно считал, что игрушки и многие игры так или иначе "моделируют саму жизнь". Наше время научно-технического прогресса предъявляет небывалые ещё требования к развитию "творческого потенциала" каждого будущего члена общества. Посмотрим каждый на себя. Что мы чаще всего покупаем для своих дочерей? Всевозможных кукол, посуду, игрушечную мебель, рукодельные принадлежности, кукольные швейные и стиральные машины - "уменьшенные модели" того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Никто не будет возражать, что подготовка к этому дело хорошее. Плохо то, что чаще всего круг игр для девочек этим и ограничивается.

По мнению Б.П. Никитина, мальчикам повезло больше: машины управляемые и инерционные, пистолеты, ружья, авиатехника, но помимо этого и сборные модели, всевозможные конструкторы, ценность которых для умственного развития вряд ли кто-то станет оспаривать.

Но: для ума ребенка требуется здоровая и интересная пища, которую можно было бы предоставить даже годовалому малышу. Конечно же, все игры должны соответствовать возрасту и сложность их должна увеличиваться вместе с ростом малыша. Для этого Б.П. Никитин и разработал ряд игр, ,которые могут быть интересны как 2-х-3-х летнему малышу, так и 16-ти летнему подростку, а некоторые могут оказаться непосильными "среднему" взрослому. Получается, что в эти игры можно играть всю жизнь , начиная с пеленок. Чем они хороши? Широким диапазоном трудности ( от простого к сложному), разными способами передачи информации, что позволяет ребенку идти вперед и вперед, и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности самому.

С чего начинать? Б.П. Никитин советует для детей 1-3 лет начинать с игры "Сложи узор". Игра состоит из 16-ти одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному. Это позволяет создавать из них одно-, двух-, трех. и четырехцветные узоры в огромном количестве.

Никитин предлагает в своей игре 3 основных вида занятий:

•        Сначала научиться по узорам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

•        Затем задачу усложняют: глядя на составленный узор, нарисовать его бумаг.

•        Далее придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков без примеров, т.е. выполнять творческую работу.

Никитин рекомендует постепенно знакомить ребенка со следующими играми: "Уникуб", "Сложи квадрат", "Обезьянка, "Точечки", "Внимание", "Кирпичики". Это лишь примерный порядок игр, который Вы можете изменять, ориентируясь на возраст и уровень развития ребенка.

Из вышеперечисленных игр особого внимания заслуживает головоломка "Сложи квадрат". Она уникальна тем, что составлена таким образом, чтобы самый маленький ребенок смог в нее играть. Самый простоя деталь этой головоломки - целый квадрат. Его просто вынуть и вставить в специальную рамку - вкладыш. Далее квадраты делятся пополам (это можно сделать и по диагонали, и по ломанной линии).

Постепенно количество составных частей квадрата увеличивается. Используя эту игру, можно изучить цвета, повторить названия геометрических фигур, придумать свои разноцветные квадраты, рассортировать кусочки по форме и т. д. В настоящий момент встречаются квадраты трех степеней сложности. Условно они делятся по возрастам : 1-я ступень для 2-х - 3-х леток, вторая для детей от 4-х до 6-ти лет и третья 6-7 лет. Опыт показывает, что если вашему ребенку хватало пищи для тренировки ума с самого рождения, то он уже в 2-х летнем возрасте сможет собрать разноцветные деревянные квадраты третьей степени сложности.

Подводя итоги, можно сказать следующее Чтобы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни повернулась для вас жизнь - появление на свет вашего ребенка - это прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям купается в нем ваш ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь...



Предварительный просмотр:

Игры в раннем возрасте

Все равно тебе водить!

Когда все игрушки и игры уже надоели, а малыш жаждет новых и новых развлечений, вам приходится придумывать их буквально на ходу. Согласитесь, иногда достаточно пустой бутылки, трех камешков и кусочка бечевки, чтобы сделать интересной долгую поездку на дачу и веселым день рождения прабабушки.

От 2 до 3 лет

Сделай мне страшно!

Попросите ребенка изобразить разные эмоции: злого волка, испугавшегося котенка, страшного тигра, который приготовился к прыжку, добрую собаку, удивленного льва, грустную птичку, которая ищет своего птенчика, довольную обезьянку... Вместе имитируйте крики кур, петухов, поросят, лошадей.

Кто первый заметил?

Чтобы не скучать в машине, попросите малыша внимательно смотреть на дорогу и как можно скорее найти красную машину, рыжий грузовик, корову, одинокое дерево, речку.

Догадайся сам!

Если ребенок вынужден долго сидеть, например, в поликлинике или в кафе, предложите ему разгадывать загадки. Суть игры в том, чтобы догадаться, о каком животном идет речь. Белый с черным, живет на Северном полюсе, кто это? Усатый, полосатый и мяукает, кто это? У него длинная шея, и он любит солнышко, кто это? Тот, кто угадал, в свою очередь придумывает загадку.

День рождения мишки

Посадите любимую игрушку малыша за маленький столик. Воткните одну или две свечки в торт, сделанный из соленого теста, зажгите и попросите ребенка задуть. Пусть сделает это столько раз, сколько ему захочется, в вашем присутствии, разумеется.

Морские забавы

На пляже всегда есть, чем заняться? Можно закопаться целиком в песок, построить дамбу от морских волн, крепость со множеством входов и выходов, рыбацкий домик или выложить мозаику из ракушек, камешков, водорослей, панцирей крабов и креветок. Да здравствует бархатный сезон!

Игра в "как будто"

Конечно, вы уже разучились играть в магазин. Но ваше участие в этой игре потребуется обязательно. "Сколько вам взвесить помидоров?" "Пожалуйста, добавьте в мороженое шоколадной подливки!" Ваш малыш станет взрослым, научившись имитировать социальные коды. Поэтому, не задумываясь, "пробуйте" предлагаемые торты из соленого теста или пирожные из песка.

"Море волнуется раз..."

Смысл игры заключается в том, чтобы малыш выполнял команды, которые вы ему даете. Например: подними руку, прыгни в воду, попрыгай на одной ноге, сядь на камень. А если вы ничего не говорите, значит, нужно остаться в том же положении и терпеливо ждать следующей команды.

А ну-ка, собери!

Наклейте на несколько картонок фотографии разных животных и разрежьте их на кусочки. Перемешав их, попросите малыша сложить исходные картинки или выдумать сказочных животных. Например, приделать лошади рыбий хвост. Когда он научится выполнять это задание, усложните задачу, разрезав картинки на большее количество кусочков.

Чемодан открытий

Соберите свои старые вещи (шапки, ботинки, одежду, украшение, платки, галстуки, которые уже не носите) и отдайте малышу. Пусть он придумает им свое назначение.

Подмастерье за работой

В этом возрасте дети любят помогать маме по хозяйству. Воспользуйтесь этим обстоятельством и дайте малышу помыть несколько небольших тарелок, попросите разобрать покупки, положить консервы в шкаф, повесить полотенца на батарею, выложить ложки из посудомоечной машины, полить цветы.

Что в сумке?

Возьмите наволочку от подушки и сложите в нее разные предметы (зубную щетку, ложку, шарик, кубик). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит.

"Рифмоплет"

Научите малыша сочинять смешные стишки из одной строки, подбирая рифмы к именам его друзей или членов семьи. Например: Маша готовит кашу. Вероника собирает клубнику. Приготовьтесь к тому, что вам придется услышать и "хулиганские" рифмы, вроде "Дашка-какашка" или "Дениска-пиписка".

Мини-боулинг

Наполните песком несколько пластиковых бутылок, поставьте их так, как это делают в боулинге. Цель игры проста: сбить мячом как можно больше "кеглей" одновременно.

Песни-напоминалки

На мотив какой-нибудь известной детской песенки сочините стишки, в которых будет рассказано о последних проказах вашего малыша, о его ссорах с братьям и сестрами или о том, что случилось, когда он съел слишком много мороженого. Короче говоря, сделайте его новым героем песенки. Это отличный способ заставить его посмеяться над собой.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Капризы и упрямство

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  1. в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  2. выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  1. в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  2. в недовольстве, раздражительности, плаче.
  3. в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  1. достигнуто не своим трудом.
  2. не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  3. из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  1. за поступок, за свершившееся действие.
  2. начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  3. очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  4. уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.