Федонина Ольга Александровна

Проект Истомина Никиты ГБОУ СОШ №69 2"А" Остаться в живых.

Департамент Образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
ГБОУ СОШ №69 имени Б.Ш.Окуджавы

Секция:
Зоология

Тема проекта/исследования
«Остаться в живых»

Автор: Истомин Никита
ГБОУ СОШ № 69 2 А класс

Руководитель работы: Федонина Ольга Александровна, учитель начальных классов, высшая категория, Почетный Работник РФ.

Москва 2014 г.

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Актуальность темы 4
1.1. Цели и задачи проекта 5
1.2. Этапы проекта 5
Глава 2. Теоретические основы. Отряд змеи. 6
2.1. Классификация змей 7
2.1.1. Семейство слепозмейки 7
2.1.2. Семейство удавы, или ложноногие змеи 7
2.1.3. Семейство морские змеи. 8
2.1.4. Семейство ужеобразные змеи 8
2.1.5. Семейство гадюковые змеи 10
2.2. Характеристика змей 11
2.3. Змеи, занесенные в Красную Книгу Московской области. 12
Глава 3. Анализ отношения одноклассников к змеям. 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Приложение №1. 19
Приложение №2 20

Введение.

С самого раннего детства, я очень часто видел гадюк, у бабушки и дедушки в Тверской области. Каждый год к нам на участок заползает ровно одна гадюка, и мы вынуждены их убивать. Моя прабабушка всегда говорила: если ты увидел змею, убей ее, иначе она принесет вред твоим близким. Моя бабушка поэтому всегда убивает гадюк, она дает заползти гадюке на сапог, а вторым сапогом раздавливает ей голову, хотя в этом году гадюка была какая то агрессивная (что для них несвойственно), и нам пришлось убивать ее палкой. А мама говорит не трогайте их, пускай они идут куда шли. И я очень захотел разобраться, кто же такие змеи и так ли они опасны. Я с 4 лет просил прочитать энциклопедию о змеях, а потом стал читать сам. Самое интересное я попробую вам рассказать.

Глава 1. Актуальность темы

Змея!!! Это первое, что произносит человек с ужасом и испугом, когда неожиданно сталкивается со змеей. Многие люди, увидев змею, первым делом пытаются от нее избавиться. Многие думают, что от змей можно избавиться волновыми приборами от кротов, многие считают, что можно отпугнуть змею, если по периметру положить веревку из волос лошади, которых змеи боятся, и еще много разных способов, включая заговоры и заклинания. А не проще избавится от лишней травы на участке, выкорчевать пни, убрать старые доски, т.е. избавится от возможных укрытий и мест зимовок. А вообще змеи – достаточно мирные создания, которые нападают на людей лишь в крайне редких случаях и только в виде самообороны. Ведь человек не является для змей источником пищи. А страх перед змеями объясняется в основном тем, что люди очень мало знают о них. А ведь змеи очень интересные создания, которые во все времена вызывали у людей и мистический страх и уважение. Кроме того, змеи являются незаменимым звеном в экологической цепочке, и, уничтожив это звено, природа обязательно отомстит нам, ведь только человек повинен в том, что исчезли многие виды растений и животных, и сейчас редкие виды животных и растений занесены в Красную Книгу. Раньше, когда люди не знали об экологических цепочках и системах, они делили всех животных на полезных и вредных. А оказывается, все полезны, и каждый вносит свой вклад в сохранение экологической системы.

1.1. Цели и задачи проекта

• Познакомить одноклассников с отрядом змей
• Рассказать о том, какие змеи занесены в Красную Книгу Московской области
• Провести анкетирование об отношении к змеям
• Рассказать о пользе змей.
• Создать памятку: «Что делать, если укусила гадюка». «Мероприятия, которые НЕ следует применять» и раздать одноклассникам.
И ПОПЫТАТЬСЯ ОТВЕТИТЬ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПРОЕКТА: КАК ЖЕ ИМ ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ....

1.2. Этапы проекта

- постановка цели и задач проекта;
- изучение литературы о змеях;
- проведение анкетирования и опросов;
- анализ анкетирования и опросов;
- полезные рекомендации;
- формулирование выводов проекта;
- подготовка презентации;

Глава 2. Теоретические основы. Отряд змеи.

Зме́и (лат. Serpentes) — традиционно это подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатые. Но в последнее время их рассматривают как самостоятельный отряд. Живые змеи найдены на всех континентах, кроме Антарктиды и нескольких крупных островов, таких как Ирландия и Новая Зеландия, а также множества мелких островов Атлантического океана и центральной части Тихого океана. Некоторые змеи ядовиты, но неядовитые представлены бóльшим количеством видов. Ядовитые пользуются ядом в первую очередь для охоты (чтобы убить жертву), а не для самозащиты. Яд некоторых видов достаточно силён, чтобы убить человека. Неядовитые змеи либо заглатывают добычу целиком (ужи), либо предварительно убивают (удушают) её (полозы, удавы). Самые крупные змеи, живущие на Земле — сетчатый питон и водяной удав анаконда. Длина самых мелких змей из ныне живущих — Leptotyphlops carlae — не превышает 10 сантиметров. Размер большинства змей не превышает одного метра.
Изучением змей занимается серпентология.
Тело змеи покрыто чешуйчатой кожей. Вопреки расхожему мнению (из-за возможной путаницы змей с червями) змеиная кожа сухая, а не влажная и слизистая. У большинства видов змей кожа со стороны живота особая и приспособлена для большего сцепления с поверхностью, облегчая перемещение. Веки змеи представлены прозрачными чешуйками и остаются сросшимися и прозрачными. Смена кожного покрова змеи называется шелушением или линькой. У змей кожа меняется одномоментно и одним слоем. Несмотря на кажущуюся неоднородность, кожный покров змеи не является дискретным и слущивание верхнего слоя кожи — эпидермиса — в процессе линьки напоминает выворачивание чулка наизнанку.
Форма и количество чешуек на голове, спине и животе зачастую является характерным для данного вида и используется в процессе идентификации в таксономических целях. Чешуйки называют главным образом в соответствии с их расположением на теле. У более развитых («продвинутых») змей (Caenophidia) широкие полосы ряда спинных чешуек соответствуют позвонкам, что позволяет сосчитать позвонки змеи без вскрытия. Глаза змеи покрывают специальные прозрачные чешуйки (Brille) — неподвижные веки. Таким образом, их глаза фактически всегда остаются открытыми, даже во время сна. Однако они могут быть прикрыты кольцами тела.
2.1. Классификация змей

КЛАСС: ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ
ПОДКЛАСС: ЧЕШУЙЧАТЫЕ
ОТРЯД: ЗМЕИ
2.1.1. Семейство слепозмейки

Слепозмейки – небольшие неядовитые червеобразные змеи с цилиндрической формой тела и коротким хвостом, заканчивающимся обычно заостренным шипиком. Все слепозмейки – ночные животные. Слепуны или слепозмейки большую часть жизни проводят под землей, по другому называют змея-червь, живет возле муравейников, на голове есть защитный клюв, помогающий рыть тоннели. В Росси обитает только один вид – червеобразная слепозмейка. По внешнему виду схожа с дождевым червем. Питаются муравьями, пауками, гусеницами. Чешуя однородная и гладкая.
2.1.2. Семейство удавы, или ложноногие змеи

У ложноногих змей есть зачатки ног, которые имеют вид когтевидных отростков по бокам анального отверстия. К ним относятся анаконда, удав, это самые крупные змеи, они не ядовиты, свою жертву они обвивают кольцами и душат ее, при этом не ломают кости, как принято считать, после этого заглатывают ее целиком.
2.1.3. Семейство морские змеи.

Морские змеи – близкие родственники аспидовых, великолепно приспособившиеся к морскому образу жизни. Как правило они быстрые и ловкие пловцы. Плавучесть морским змеям обеспечивает жир, содержащийся практически во всех внутренних органах. Основной кормовой объект морских змей – рыбы. Все морские змеи – ядовиты. Яд некоторых видов в несколько раз сильнее яда самых опасных наземных змей. Смерть человека наступает в среднем через 5 – 10 часов после укуса. Обычно охотятся по ночам. В российской акватории встречается двухцветная пеламида. При встрече с человеком эта змея ведет себя неагрессивно и не кусает.
2.1.4. Семейство ужеобразные змеи

Это огромное семейство, к которому относится большинство всех ядовитых и неядовитых змей. Обладают высокой подвижностью костей черепа и нижних челюстей. Большинство ужеобразных змей неядовиты, но слюна многих видов ужеобразных змей токсична.
Обыкновенный уж (лат. Natrix natrix).
Отличительной чертой ужа обыкновенного является наличие желтых пятен по бокам головы. Встречается в достаточно влажных местах. Хорошо плавает и ныряет. Уж активен в дневное время суток. Откладывает яйца. От врагов спасается бегством или принимает оборонительную позицию: складывает тело зигзагом и совершает броски (имитирует поведение гадюки). Самой оригинальной защитной реакцией является «мнимая смерть»: змея переворачивается на спину и не реагирует на прикосновения. Излюбленная пища – лягушки, жабы.
Обыкновенная медянка (лат. Coronella austriaca).
Обыкновенная медянка предпочитает солнечные опушки, сухие луга и вырубки. Убежищами служат норы грызунов и ящериц. Змея ведет дневной образ жизни, но иногда появляется в сумерках. Питаются преимущественно ящерицами, реже другими мелкими позвоночными животными (грызунами, землеройками). Добычу сжимает кольцами тела (как удавы), поедая ее живьем. Змея достаточно агрессивна, поэтому многие люди считают ее очень ядовитой, хотя человека укусить неспособна. Слюна медянки токсична, защищаясь сворачивается в кольцо, где прячет голову, и шипя совершает броски.
Яичная змея.
Ползают по деревьям, питаются яйцами, языком проверяет испорченное яйцо или нет, потому что выплюнуть обратно она его не сможет.
Черная мамба
Самая страшная змея в Африке, потому что это очень агрессивное животное способное убить ядом человека менее чем за 4 часа, самая быстрая змея в мире (16 км/час), нападает на птиц, прыгая в воздух.
Кобра
Кобра в случае опасности раздвигает ребра, образуя подобие капюшона.
Плюющаяся кобра
Имеет очень эффективный способ защиты. Когда чувствует опасность, то поднимается как обыкновенная кобра и расправляет капюшон, высоко подняв голову от земли, плюется большим количеством яда с расстояния более 2 метров, яд очень силен, жертва слепнет, укус смертелен для человека, но кусаются очень неохотно.
2.1.5. Семейство гадюковые змеи

Представители гадюковых имеют самый совершенный ядовитый аппарат
Гадюка обыкновенная (лат. Vipera Berus или Pelias berus).
Обыкновенная гадюка – яйцеживородящий вид. Молодые змейки ( 5-12 детенышей) появляются на свет обычно в конце августа и в сентябре. Во второй половине сентября и в октябре уходят на зимовку – прячутся под пни, в глубокие норы, под стога сена. Весной появляются с конца марта и в апреле. Излюбленная пища гадюки – мелкие грызуны, могут питаться также лягушками, ящерицами. Молодые гадючки ловят насекомых, реже слизней и дождевых червей. Охотиться гадюка обычно днем, просто подстерегая свою добычу в засаде, но может и медленно преследовать жертву или активно ее разыскивать (например, обследуя норы грызунов). Отличительной чертой гадюки обыкновенной является зигзагообразная полоса на спине, но бывают и абсолютно черные гадюки
Гюрза
Гюрза самый крупный и самый опасный представитель семейства гадюковых. Гюрза обладает крупными размерами и большим количеством яда. Она часто обитает рядом с человеком и поэтому представляет серьезную опасность. Гюрза яйцекладущая змея.Питается в основном мышами, реже ящерицами, еще реже другими змеями. Охотно плавает, а заодно ловит прилетающих на водопой птиц.
Гремучая змея
У гремучих змей на конце хвоста есть своеобразная «погремушка» – чешуйки, разделенные между собой, которые издают щелкающий звук. Частота звука от ноты до, до ноты до диез.
.
2.2. Характеристика змей

• Все змеи имеют удлиненное тело, лишенное парных конечностей, наружного слухового прохода и подвижных век
• Обладают сочлененным позвоночником к которому прикреплены ребра
• В теле различают три отдела: голова, туловище и хвост
• Тело покрыто кожей, поверхностный слой образует щитки или чешую
• Змеи линяют по причине роста и недостаточности шкурки.
• Череп имеет прочную мозговую коробку и исключительную подвижность лицевых костей.
• Обладают малой величиной головного мозга, и большой величиной спинного мозга.
• Язык длинный, тонкий, раздваивается на конце, и служит органом осязания.
• Глаза не имеют век, функционируют слабо, затянуты тонкой пленкой.
Отличия ядовитых инея довитых змей на примере отличия гадюки и ужа. Ареалы обитания и ужа, и гадюки примерно совпадают. Оба вида живут в лесах, по берегам озер, ручьев и рек, на лугах, полянах, болотах, в густых зарослях, в заброшенных строениях. Отличие в обитании ужа заключается в том, это этот вид змеи очень любит водоёмы. Ужи любят купаться и живут чаще возле рек и водоемов. И ужи, и гадюки любят проводить время на солнце, пнях, на тропе, каменных плитах и т.д.
Общими свойствами у ужей и гадюк является то, что они не нападают на человека первыми. При встрече с человеком как уж, так и гадюка пытаются скрыться бегством. Иногда, когда нет достаточно времени, чтобы избежать столкновения, или при открытой угрозе оба вида змей занимают оборонительную позицию: они начинают шипеть, выбрасывать голову вперед, совершая угрожающие броски. Если эти действия не помогли избавиться от врага, то они применят другое оружие – запах. Уж может притвориться мёртвым, а гадюка – применить броски-укусы, которые обычно провоцируются движущимся объектом. Поэтому при встрече с гадюкой следует избегать резких движений.
• у гадюк зрачок вертикальный (как у кошки) , у ужей зрачек имеет круглую форму.
• У гадюки треугольная голова, напоминающая копье, у ужей голова овальная, немного яйцевидная 9когда обороняется, подражает гадюке)
• У всех гадюк почти всегда на спине есть темная зигзагообразная полоса, но бывают черные гадюки, без узора. У ужа по бокам головы находятся желтые, иногда почти белые пятна)
• У гадюки есть ядовитые зубы, у ужей ядовитых зубов нет.

2.3. Змеи, занесенные в Красную Книгу Московской области.

В Московской области обитают всего лишь три регулярных вида змей - это уж обыкновенный, медянка обыкновенная и гадюка обыкновенная
Все три вида змей занесены в Красную Книгу Московской области, по состоянию на 2008 год (последняя редакция).
- Уж обыкновенный – сокращающийся в численности, уязвимый вид. Рекомендации: сохранение зимовок, мест обитания. Создание особо охраняемых территорий.
- Медянка – находящийся под угрозой, возможно исчезнувший вид. Существует необходимость искусственного разведения вида
- Гадюка обыкновенная - сокращающийся в численности, уязвимый вид. Рекомендации: сохранение зимовок, мест обитания. Создание особо охраняемых территорий. Необходимо освоить разведение гадюк в неволе с целью создания специальных ферм для получения яда
НИ ОДИН ИЗ ВИДОВ НЕ ЗАНЕСЕН В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИИ.

Глава 3. Анализ отношения одноклассников к змеям.

Чтобы выяснить как ребята относятся к змеям я провел анкетирование (приложение №1) – в начале рассказа и в конце рассказа.
Вот что получилось.
1.Большинство боятся змей.
2.Только 25 процентов считали, что змеи приносят пользу.
3.20 процентов считали, что змея незаменимое звено в экологической цепочке.
4.30 процентов знали о пользе змей.
5.Все знали, чем питаются змеи.
Я решил рассказать ребятам о пользе змей и убедить их не боятся.
С древнейших времен человечество считает змей коварными и хитрыми
существами. На протяжении веков змеи внушают людям ужас и страх.
Много легенд и сказаний сложено о змеях, делая их олицетворением зла.
Вместе с тем, чаша со змеей Эскулапа, как символом мудрости, стала эмблемой всех врачей.
А в скольких сказках и былинах змеи являются основными участниками.
Змеиным ядом успешно лечат заболевания - опорно-двигательного аппарата, - различные последствия травм, - заболевания нервной системы.
-Змеи являются незаменимым звеном в экологической цепочке: растения, грызуны, насекомые, змеи, птицы.
Например, гадюки – наши лучшие друзья, уничтожающие настоящих и весьма опасных ( в смысле распространения ими тягчайших заболеваний) врагов человека – мышевидных грызунов. Последние уничтожили людей больше, чем их погибло во всех воинах за всю историю существования человечества. От змей же, за тот же период, не умерло и миллионной доли этого числа. А сколько людей погибло бы еще от болезней переносимых грызунами, не будь в мире змей – никто даже не возьмется подсчитать.
Численность гадюк в последние десятилетия сильно сократилась, поэтому убивать их (в виду того, что они все-таки представляют некоторую опасность для здоровья человека) разрешается только в населенных пунктах и двухкилометровой зоне вокруг них.
Гадюка старается избегать людей. Нередко мы проходим рядом с ними, просто не замечая, поскольку те затаиваются и стараются ничем не выдать своего присутствия. Обнаруженные же, при угрозе – занимают активную оборону, громко шипят, совершают угрожающие броски передней третью тела и броски укусы. При первой же возможности стараются спрятаться. Гадюки так боятся человека, что скорее поползут в огонь, чем к людям, но «загнанные в угол» - упорно борются за свою жизнь. Кусают они только по вине агрессивно настроенного человека – защищаясь, когда ее хватают или придавливают, не давая уползти. Или в результате нелепых случайностей, если по какой - то причине, гадюка не услышала вашего приближения.
После моего рассказа мнение одноклассников изменилось.
Все её боятся очень,
Хоть она пугать не хочет.
Скрутится в клубок – лежит,
Испугается – бежит.
Но не так, как остальные,
Звери разные земные –
Лентой пестрою скользя.
Догонять её нельзя.
Защитить себя сумеет,
Средство страшное имеет.
У неё – смертельный яд,
И зовут её – ...
(Змея.)
(Н. Козакевич)
Элементарная осторожность гарантирует безопасность от укусов гадюк, поэтому нет никакой необходимости истреблять вокруг себя всё живое! И если Вам встретилась змея – дайте ей спокойно уползти по своим делам. Помните, что страх – не лучший советчик, а змея, даже самая ядовитая, абсолютно беззащитна перед человеком с обыкновенной палкой в руках. Искать общий язык человеку и змее совершенно незачем и в случае пересечения путей человека и змеи им следует мирно разойтись по своим экологическим нишам.
Ведь у змей одна задача: остаться в живых... И мы должны им в этом помочь

Заключение

• Познакомил одноклассников с отрядом змей.
• Рассказал о том, какие змеи занесены в Красную Книгу Московской области.
• Провел анкетирование об отношении к змеям.
• Рассказал о пользе змей.
• Постарался убедить в том, что нет никакой необходимости истреблять вокруг себя всё живое.
• Создал памятку: «Что делать, если укусила гадюка».
• «Мероприятия, которые НЕ следует применять» и раздал одноклассникам.

Список используемой литературы
1. Жизнь животных: В 5 томах. Т. 3. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся / по А. Э. Брему. Б. М. Житков, М. А. Гремяцкий, В. И. Язвицкий и др., под ред. проф. В. К. Солдатова. – М.: Гос. уч.-педаг. изд-во наркомпроса РСФСР, 1939. – 892 с.
2. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России / Н. Б. Ананьева, Л. Я. Боркин, И. С. Даревский, Н. Л. Орлов/ –М.: ABF, 1998. – 576 с.
3. Змеинный яд. Разведение змей в природе. (Электронный ресурс) http://www.rocka.ru/zmei/zmeinyi-yad/zmeinyi-yad.-razvedenie-zmei-vnevol...
4. Романова О. Яды-целители: растительный, пчелиный, муравьиный, змеиный. /Романова О./ - Спб.:Вектор, 2010., - 96с., ил., стр.37 -41.
5. Почему у змей раздвоенный язык. (Электронный ресурс) http://bankreshenii.ru/pochemuu-zmey-razdvoennyiy-yazyik/
6. Е.А. Дунаев, В.Ф.Орлова. Змеи. Виды фауны России: Атлас – определитель /Е.А. Дунаев, В.Ф.Орлова/ - М.: Фитон XXI, 2014. – 120с.:ил.
7. Джексон Т. Кто есть кто в мире животных: Большая иллюстрированная энциклопедия \Том Джексон,; (пер. с англ. Е.Зайцевой). – М.:Эксмо, 2006. – 256с.:ил., стр. 84-87, стр.143-147.
8. Линг Луис Дж., Кларк Ричард Ф., Эриксон тимоти Б., Трестрейл III Джон X. Секреты токсикологии /пер. с англ. – М. – Спб.:»Издательство БИНОМ» - «Издательство «Диалект», 2006. – 376с., ил., стр. 332 -341.
9. Красная книга Московской области (Электронный ресурс) http://kkmo2.verhovye.ru/general.html
Приложение №1.

Анкета
Вопрос Подчеркнуть правильный ответ
Боитесь ли вы змей Да / Нет
Приносят ли змеи пользу Да / Нет
Кого употребляют змеи в пищу грызунов, насекомых ,земноводных, людей
Считаете ли вы змей незаменимым звеном в экологической цепочке? Да / Нет
Что делать, если ты встретил змею? Убить, убежать, кричать, прыгать, остановиться и дать ей уползти

Приложение №2
Если гадюка все-таки укусила. Нужно
меры первичной помощи при укусах гадюки
• Необходимо успокоить пострадавшего, попросить пострадавшего лечь
• Обеспечить максимальный покой пораженной конечности
• На место укуса положить холод (если есть) ненадолго, чтобы не было обморожения
• Необходимо снять все кольца, браслеты и другие украшения, а также носки, поскольку при нарастании отека, они будут сдавливать конечность, и действовать как жгуты
• Обеспечить пострадавшему обильное горячее питье (чай, вода, молоко)
• Доставить больного на носилках в ближайшее лечебное учреждение

Мероприятия, которые НЕ следует применять. Нельзя
• Накладывать жгут на пораженную конечность,
он не препятствует всасыванию яда, а нарушает кровообращение
• Выпускание "зараженной" крови также не является эффективным, а в большинстве случаев приводит к заражению раны
• Прижигать рану, по той же причине

Добавить запись

Защита от спам-роботов