Выступление на педагогическом совете. Социализация детей с множественными нарушениями развития.

Сергеева Лидия Евгеньевна

В презентации показаны детские работы в разных видах творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ Школа 854

Современные модели социализации детей с множественными нарушениями развития

Выполнила преподаватель технологии:

 Сергеева Л.Е.

2015 -2016 уч. год

        За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих множественные нарушения развития, зачастую – в самых разнообразных сочетаниях.

        Многие годы дети с множественными нарушениями считались «неперспективными».  Однако оказание своевременной психолого – педагогической помощи детям с множественными нарушениями (на всех возрастных этапах развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. 

         Цель обучения ребенка с МНР – подготовить его к максимально возможной самостоятельной жизни, научить его обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг. У каждого ребенка с МНР свой порог возможностей социализации. Поэтому в процессе диагностики изучается сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.                                                                                                                             Моторные умения включают в себя способ передвижения, подъём предметов, наклон тела, захват мелких предметов тремя и двумя пальцами и др. Иными словами, здесь речь идёт о силе, выносливости, координационной способности и ловкости, мелкой моторике.

        Познавательные умения включают слежение за объектом, удержание внимания на объекте, восприятие цвета, формы, величины, узнавание изображений, пространственный гнозис, подбор пар и группировку по заданному признаку, чтение собственного имени, чтение предложений, узнавание слов, написание собственного имени, написание простых слов, списывание слов, счёт, и др.

        Коммуникативные умения включают понимание речевых команд и жестов, следование простым и сложным речевым инструкциям, следование указаниям на изображениях, следование письменной инструкции, выражение потребностей и желаний, выражение согласия и отказа, называние предметов, называние действий, ответы на вопросы, описание ситуации, формулирование вопросов, поддержание диалога, общение по телефону, выражение чувств и др.

         Бытовые умения включают приём пищи, соблюдение личной гигиены, одевание и раздевание, правильный подбор одежды для определённого случая, уход за одеждой и обувью, ручную стирку, уход за помещениями, использование денег, пользование транспортом, пользование услугами почты и банка, соблюдение расписания и др.

         Трудовые умения связаны с сортировкой, сборкой, упаковкой, упорядочением объектов, заполнением контейнеров, работой с бумагой, а также природными, текстильными, пластическими, уходом за растениями и животными и др.

        Социальные умения включают выполнение указаний, соблюдение правил и следование требованиям и инструкциям, самостоятельный переход от одной деятельности к другой, реакцию на замечания и критику, просьбу о помощи и оказание помощи в случае необходимости, сотрудничество, участие в собраниях, конструктивное разрешение конфликтов, адекватное выражение гнева и разочарования, ожидание своей очереди и др.

         Досуговые умения связаны с рисованием, лепкой, конструированием, играми с игрушками, а также настольными, подвижными играми, рассматриванием и чтением книг, слушанием музыки, просмотром любимых телепередач и др.

        Регуляторные умения включают восприятие и понимание инструкции, удержание мотивации и алгоритма деятельности, составление предметно-практического плана, выполнение последовательной цепочки действий по плану, контроль и оценку результатов деятельности.

         Особую значимость приобретает принцип индивидуализации коррекционной работы и установления акцента на сочетании обучения и развития  жизненной компетентности таких детей. Становится понятно, что помощь детям с множественными нарушениями развития  требует целостного комплексного подхода, учитывающего системный характер нарушений.

         Это обусловлено несколькими факторами:

    1)  Категория детей с множественными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

    2) Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов

    3) Недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, а это обусловливает устойчивость и фиксированность нарушений, появление множества вторичных отклонений.

    4) Тенденция к появлению новых вариаций сложных нарушений определяет проблемы диагностики и планирования коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка.

      На современном этапе необходимо искать новые подходы в системе коррекционно-развивающей работы  в условиях реабилитации.

      Одним  из которых является комплексный подход, это одна из важнейших предпосылок успешности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка с множественными нарушениями развития. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и профессионализма всего педагогического коллектива. Универсальность знаний педагогов определило пути разработки основных практических вопросов и  построение специальных педагогических приемов.

 Дети с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна, с ДЦП   имеют серьезные нарушения в  развитии познавательной, эмоционально-волевой сфер, личностных качеств, а также у которого присутствует дисфория, разные формы агрессии и другие проявления деструктивного поведения.  У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безинициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Детей  с особенностями в развитии затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей. ( Пример Даня М). У этой категории детей  прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности (Паша С, Илюша В.) Самооценка и уровень притязаний детей данной категории чаще всего неадекватны.

     Помимо основного диагноза многие из них несут на себе бремя сопутствующих нарушений зрения, слуха и особенно речи. Практически у всех детей этой группы нарушены структура чувственного познания, различные виды перцептивных действий, гностические функции. Параллельно с этим имеются глобальные нарушения внимания, памяти, мышления, особенно это ярко выражено при сопутствующей патологии умственного развития. Множественные нарушения у детей могут привести к психологическим проблемам, оказывать психотравмирующее воздействие на формирование и становление его личности: ощущению собственной неполноценности, изолированности и одиночеству, депрессии или, напротив, к эгоизму и потребительскому отношению к окружающим.

    Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.

Как правило, дети с МНР на начальной стадии  могут выполнять действия только при совместном выполнении с педагогами (8-ж кл). Когда ведущей является рука педагога, а рука ребенка вложена  в руках взрослого, когда нужны дополнительные стимуляции в ходе практической деятельности, как познавательной сферы, так и поведенческих реакций. Такие дети быстро переутомляются, многие не выдерживают установленных рамок урока. Из-за чего они начинают нервничать (Денис З., 8-ж кл., Костя М.- 5-е кл.). Основными условиями организации комплексных занятий  являются:

- создание специальной развивающей среды, подбор  оборудования, инструментов, приспособлений, развивающих игр (раскраски, аппликация вырежи и наклей по образцу, приклеивающая аппликация – можно работать группой, мозаика, пазлы, " волшебные колёсики").

- подбор методических материалов, обеспечивающих  реализации основных направлений работы, рабочие, адаптированные программы.

Основными составляющими организации комплексных коррекционно-развивающих занятий являются три этапа:

     Первый этап – диагностический. Основной целью является реализация комплексного подхода к изучению личности ребёнка с множественными нарушением развития, в  который  вовлечены различные специалисты: учителя-дефектологи, педагоги - психологи, врачи, а также семья. Главная задача состоит в определении индивидуально-психологических особенностей  уровня развития и потенциальных возможностей.

      Второй этап – коррекционно-диагностический. Задачей данного этапа является изучение особенностей развития детей с множественными нарушениями и определение программы коррекционно-развивающей работы. Основная деятельность педагогического коллектива в рамках данного этапа  заключается в одновременном проведении коррекционных занятий и осуществлении контроля  за динамикой психического развития ребенка во всех сферах деятельности.

Границы второго этапа трудно определить, поскольку он служит промежуточным. С одной стороны, диагностическим, так как первичное обследование, еще не завершено и нет точных показаний для принятия окончательного решения в определении оптимального коррекционно-развивающего маршрута. С другой стороны, этот этап уже является коррекционно-развивающим, т.к. ребёнок «погружается» в процесс воспитания и развития.

     Третий этап – коррекционно-развивающий. Представляет собой специально организованный, целенаправленный, коррекционный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие учителя, педагога-психолога, родителей и детей, где реализуются индивидуально-коррекционные программы. Содержание коррекционно-развивающей работы разработано с учетом закономерностей развития  и  психическими особенностями  детей с множественными нарушениями. 

Основными задачами психо-коррекционной работы являются: формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных функций (пространственных и временных представлений, конструктивного праксиса, зрительного гнозиса, слухового и тактильного восприятия); развитие внимания, памяти, мыслительных процессов и моторных функций; обучение способам регуляции эмоционально-волевой сферы у детей с множественными нарушениями. Также на этом этапе  проводить просветительскую работу, родителей обучают правильному взаимодействию с ребенком. Родителей учить пошаговым действиям по формированию того или иного навыка, советовать какие игрушки, развивающие игры необходимо приобрести в соответствии с уровнем развития ребенка.

    Нельзя форсировать развитие « особого ребенка», необходимо медленно пошагово идти за ним. Важно найти точку отсчета, которая продиктует следующий шаг развития. ( ДАНЯ М.)   таблица

 Перечень умений. Оценка освоения умений. Способ выполнения: не выполняется; выполняется с помощью; выполняется самостоятельно (эпизодически, регулярно). В графе "Перечень умений" выделяются основные умения по каждой области жизнедеятельности ребёнка и могут указываться входящие в их состав действия. Графа "Оценка освоения умений" используется для регистрации освоения ребёнком определённых умений путём проставления любого удобного учителю знака с указанием даты наблюдения.                                                                  

Если действие выполняется с помощью – указывается её вид:                          физическая – специалист выполняет действие руками человека с ТМНР;      жестовая – специалист указывает, подаёт знаки, означающие "стоп",

 наглядная – специалист показывает, что нужно делать с помощью шаблонов, маркировки цветом, пооперационных карт;

 вербальная – специалист говорит, что следует делать.

       В графе "Способ выполнения" указывается один из следующих вариантов осуществления умений. 1. Выполнение сопряженных действий.    2. Выполнение полусопряженных действий. 3. Выполнение действий по подражанию. 4. Выполнение действий по образцу. 5. Выполнение действий по инструкции. 6. Выполнение действий по представлению. 7. Выполнение действий по замыслу. Кроме того, в этой графе могут указываться ошибки, которые совершает ребёнок. Эту же таблицу можно использовать в качестве планирования работы. При этом, в перечне умений стоит расшифровывать какие именно умения вы планируете формировать у ребенка .            

      Три ведущих компонента развития ребёнка:

1. Сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование зрительно-пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, формирование и развитие речевой активности, формирование и стимуляция коммуникативных навыков).

3. Обучение игровой деятельности. Поскольку у детей с множественными нарушениями сильно отстает или полностью отсутствует игра как вид деятельности.

  Занятия с детьми с множественными нарушениями в развитии способствует  выработке  у детей навыков и действий, которые впоследствии станут мостиком к социальным навыкам и снизят зависимость ребенка от взрослых.  Это способствует включение ребенка в новый этап коррекционно-развивающей работы – групповые занятия со сверстниками (х/б труд: дети наряжали ёлку, украшали мастерскую, к чаепитию накрывали стол, мыли посуду, им очень нравится).

В основе комплексной психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями в развитии лежит принцип гуманизма, который означает признание человека высшей ценностью, веру в потенциальные возможности ребенка, способствует его развитию, укреплению внутрисемейных отношений, улучшению психологического климата семьи.

 По исследованиям ученых Института физиологии детей и подростков (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В своей книге

«Двигательная активность и развитие функций ребенка», М., 1973г. Кольцова М.М. отмечает, что «Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме этого, отмечается тесная связь развития моторики рук с развитием всех сторон речи ребенка. Этому аспекту коррекционной работы уделяется большое внимание на уроках технологии.

Направления коррекционной работы:

1.коррекция мыслительных действий – абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятий, их классификации и т.д. Выбор корректируемого действия или нескольких действий (мыслительных операций) зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса и специфики учебного материала. При этом для каждой подгруппы, сформированной по принципу подобия дефектов, могут быть поставлены свои специфические коррекционные задачи;

2.коррекция различных сторон речи:  пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания, просодики. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы);

3.коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий;

4.коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем;

5.коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели т.д.

Основными принципами комплексной работы являются:

  1. комплексность воздействия на ребенка – согласованность действий специалистов различного профиля, их общая позиция при обследовании, психолого-педагогической и логопедической коррекции;
  2. опора на сохранные функции ребенка, развитие скоординированной системы межанализаторных связей с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора;

3.  осуществление динамического наблюдения за развитием ребенка в                                     течение длительного времени, учет результатов этого наблюдения при            планировании коррекционной работы с каждым ребенком;

  1. гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);

4. взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, благоприятная психологическая атмосфера.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н.Кант

Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев.

                                                                                           В.А.Сухомлинский

Коррекционное развитие мелкой моторики рук на уроках ремесла проводится в нескольких направлениях:

- повышение тактильной чувствительности пальцев рук, развитие стереогноза (узнавание предметов на ощупь, не является врожденным свойством, а приобретается в процессе предметно-практической деятельности ребенка);

- тактильно – двигательное запоминание;

- подвижность и скоординированность работы пальцев;

- эластичность связочного аппарата, подвижность суставов;

- развитие силы и объема движения кисти и пальцев;

- выработка индивидуальных компенсаторных приспособительных приемов во время работы.

Коррекционной работе на уроках способствует комплекс мероприятий:

- пальчиковая и кистевая гимнастика;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- контрастные ванночки;

- коррекционные игры;

- использование в работе различных по качеству материалов ( бумага разной плотности, нитки, ткани и т.д.).

Очень важно, чтобы учителем были выбраны походящие для детей объекты труда: доступные в исполнении, соответствующие их возможностям, используемые в реальной жизни, внешне привлекательные. Во время работы на уроке, а также проведении коррекционных мероприятий соблюдается индивидуальный подход к учащимся, который выражается в разноуровневых заданиях, форме предъявления учебного материала, разной степени оказания помощи. ( 5-е кл. Изготовление ёлки - техника у всех одна, размер ёлочки разный). 

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. 

Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего,  познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

 В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук.

  Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных и трудовых умений, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

  • Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
  1. Органов движения.
  2. Органов познания.
  3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

         Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук      в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

  • Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

 При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. ( ТИМОША О). Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

  • Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

  • Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.
  • Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
  • Бисерография – упражнения с бусинами, нанизывание бусинок на проволоку или нитку,  работа с ниткой мелких бусинок или  бисера.
  • Оригами.
  • Работа с бумагой, нитками, тканью.
  • Работа с природным материалом.
  • Графические диктанты.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

  • Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа “Пальчик, пальчик, где ты был?”). Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:

-под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу, нанизывать бусины, заниматься бумажной пластикой из салфеток.

  • Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
  • Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.  Дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
  • Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  • Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
  • Завязывать шарф, бант.
  • Выполнять изображения из пуговиц, спичек; нанизывать колечки, чередуя их по величине.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!

 Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Статические упражнения:

  1. Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10(3раза).
  2. Задания выполняются в медленном темпе, 1 - 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
  1. Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом,  средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
  1. Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
  1. Заяц” вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
  1. Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
  1. Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

Упражнения, направленные на координацию движения:

  • “Стучим-прячем»                                                   смена
  • “Кулачки-ладошки ”;
  • “Кулак – ребро – ладонь”;                                 движений
  • “Мы капусту рубим-рубим ”.

Американский психолог Р. Роджерс писал: «Дай человеку все, но отними сознание своей значимости, и он будет несчастлив». Нашим детям природа отказала в здоровье, но, чтобы они чувствовали себя счастливыми, мы формируем в них сознание своей значимости. 

  Они могут выполнить работы по самообслуживанию–ремонту одежды, изготовить несложные игрушки, поздравительные открытки, сувениры.  Для этого     требуется   специальная организация способов взаимопомощи и поддержки.

Дети не должны бояться допущенных ошибок, скрывать их.    Затруднения специально обсуждаются,    ошибки  совместно  исправляются.

      На уроках ремесла мы учимся: изготавливать поделки из различной бумаги и картона; вышивать ручными стежками, гладью, крестиком; изготавливать поздравительные открытки, сувениры, игрушки; выполнять не сложный ремонт одежды; изонить; изготавливать домашнюю утварь; поделки для интерьера; вышивать ковровой иглой; выполнять аппликацию из ткани и волокнистых материалов.

     Мы участвуем в фестивалях и конкурсах по декоративно - прикладному творчеству.

     Для формирования общечеловеческих качеств не надо самых совершенных технических    средств не надо особых  условий. Надо готовить детей к жизни средствами своего предмета, содержанием всего уклада. Создавать среду, которая воспитывала бы, развивала, коррегировала  психофизические недостатки  для   социальной адаптации   детей  с МНР, приобретению ими  практического, жизненного опыта.                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные модели социализации детей с множественными нарушениями развития. Выполнила преподаватель технологии ГБОУ Школа 854: Сергеева Л.Е.

Слайд 2

Принцип комплексного подхода в коррекционно – развивающей работе Соблюдение интересов ребенка ; Системность ; Непрерывность ; Вариативность ; Рекомендательный характер оказания помощи .

Слайд 3

. Основные принципы комплексной работы комплексность воздействия на ребенка опора на сохранные функции ребенка осуществление динамического наблюдения гибкое сочетание различных видов и форм взаимодействие с родителями

Слайд 4

Приёмы развития мелкой моторики рук Развитие тактильных ощущений Пальчиковые игры Кинезиологические упражнения Графические диктанты. Штриховка. Статические упражнения Упражнения, направленные на координацию движения

Слайд 5

Упражнения для рук « Волшебное колёсико»

Слайд 6

Наши руки умеют: Работать с бумагой и картоном. Вышивать крестиком и гладью. Изготавливать игрушки, сувениры, поздравительные открытки. Работать в технике изонить. Изготавливать домашнюю утварь. Выполнять поделки для интерьера. Вышивать ковровой иглой. Выполнять аппликацию из волокнистых материалов.

Слайд 7

Поздравительные открытки

Слайд 8

Поделки из бумаги

Слайд 9

Игрушки из помпонов.

Слайд 10

Аппликация из волокнистых материалов

Слайд 11

Вышивание гладью

Слайд 12

Вышивание крестом

Слайд 13

Ковровая техника иглой.

Слайд 14

Домашние мелочи

Слайд 15

Картина «Сирень».

Слайд 16

« Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.