Инновационная деятельность на базе КФУ

Инновационная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kfu_otchet_muhametova_-_osnovnoy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. С.А.Ахтямова с.Манзарас»  Кукморского муниципального района РТ

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422110 Республика Татарстан Кукморский район село Манзарас улица Молодежная  дом 34, 89600362821.

Тема инновационной разработки

«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Мухаметова Альбина Миннемуловна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика является необходимым показателем современности образовательного процесса. Актуальность работы: кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деятельности – одна из отличительных черт ФГОС от стандартов предыдущих лет. В её основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Необходимо создавать все условия для подготовки учениками и учителями разнообразных проектов. Цель и задачи: научить самостоятельно находить и выбирать нужную информацию и оформлять её разнообразными способами, сотрудничать с партнёрами по проекту, подчиняться или руководить другими людьми, то есть находиться в той или иной социальной роли; накопление опыта т и применение умения учиться, получать жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром.

       При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. 

      Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

     Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

       В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником»  он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

       В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

     Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.

     В своей практике я использую проектную деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности. 
     Проектные уроки я провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.
На этих уроках я кратко по структурно-логической схеме или по опорному конспекту предлагаю ученикам увидеть весь материал в целом, показываю причинно-следственные связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами, процессами.
     На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы, знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и анализа информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный материал: рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план защиты своего проекта, продумывают формы и методы подачи материала в презентации. 
Далее осуществляется публичная презентация своего учебного продукта. 

     Внеурочные проекты ребята, выбрав интересующие их темы, готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект -  инсценировка, организационный проект, проект -  выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик,  мультимедийный проект.

     Таким образом, посредством метода проектов, задействованы практически все виды универсальных учебных умений:

- регулятивные: планирование, саморегуляция.

- познавательные: поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательских задач.

- коммуникативные: планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью.

        При организации проекта необходимо соблюдать ряд условий:  проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту и возможностям обучающихся.

       Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов, как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

       Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении используемых методов. Необходимо использовать тетрадь самоконтроля, в которой проводить самоанализ в ходе работы и которая будет использоваться при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проектов. Необходимо наличие ясной и простой системы оценки итогового результата работы по проекту.

      Результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы. Они должны получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.

       Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что проектная деятельность создаёт у учащихся образ цельного знания; повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); интерпретация результатов, воспитывает значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно, а также развивает исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

Открытый урок, «Особенности реализации научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика» преподавания географии в рамках внедрения ФГОС ООО», проведенное на базе МБОУ «СОШ с. Манзарас»

Открытый урок, «ИКТ компетенция и школа», проведенное на базе МБОУ «СОШ с. Манзарас»

Внеклассное мероприятие, проведенное на базе МБОУ «СОШ с. Манзарас »

Мастер-класс, " Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика» на основе сетевого образовательного ресурса "Телешкола".

Семинар на тему «Организация инклюзивного образования в школе в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ» организован ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» на базе БФ ИЭУП, г. Казань

Семинар на тему «Актуальные проблемы стандартизации образования  и научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»» организован ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» на базе БФ ИЭУП, г. Казань

Семинар по теме «Организационная культура образовательной организации», организован ГАОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РТ» для учителей географии на базе ГАОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РТ», 2015 год

Семинар на тему «Особенности преподавания географии  в реализации научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика» в рамках внедрения ФГОС ООО» организован Отделом образования Исполкома Кукморского муниципального района РТ, проведен на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Манзарас им. С.А.Ахтямова» Кукморского муниципального района

Семинар на тему «Проектно- исследовательская работа школьников по геологии в рамках курса школьной географии», организован Министерством образовании и науки РФ, ФГАОУ высшего образования КФУ проведен на базе Института геологии и нефтегазовой технологии при КФУ

Статья в сборнике материалов II Всероссийских Айтматовских чтений, посвященных 70-ти летию Победы, 328с. «Повышение качества образовательного процесса через использование информационно – коммуникационной технологии и  научно-исследовательских проектов »

«Определение качественного состава питьевой воды села Манзарас с помощью качественных реакций»,

материалы II республиканской научно – практической конференции, 175 с.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

Учащиеся являются победителями и призерами муниципального тура Всероссийской олимпиады по географии и геологии, участником Республиканского тура Всероссийской олимпиады, Интеллектуального Чемпионата школьников среди учащихся 7-8 классов

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Печатные работы