литературное чтение

Некрасова Татьяна Викторовна

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Постойко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie_postoyko.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Постойко» 3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для ознакомления с новым произведением, для развития умения выражать свои мысли и чувства о прочитанном, для развития навыков чтения.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению нового произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка; способствовать развитию связной речи, выразительного чтения; содействовать формированию представления об основной идее произведения.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения, эмоциональной отзывчивости на прочитанное, умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

Метопредметные:

Познавательные -  развитие умения выделять главное, проводить анализ текста, делать выводы, обобщения; строить рассуждения; развитие умение выделять существенную информацию из  текста;

Регулятивные–совершенствование умения принимать и сохранять учебную задачу, планирование  своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей, оценивание своей деятельности.

Коммуникативные – формирование умения работать в группе, умение договариваться, приходить к общему мнению.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация, учебная хрестоматияЛ.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», портрет писателя Д.Н.Мамина- Сибиряка, выставка книг автора, полоски для речевой разминки, карточки с заданиями  для групп, карточки для голосования, письмо в конверте, карточки для физминутки, плакаты с афоризмами.

Ход урока

Название и цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

- Сегодня у нас необычный урок.  Давайте познакомимся. К нам пришли гости, поприветствуйте  их.

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

Выполняют действия ,озвученные учителем.

Узнать что-то новое!

Личностные

Регулятивные

II. Актуализация знаний

1.Речевая разминка

Цель: умение чётко и правильно произносить слова, владеть своим дыханием и речевым аппаратом

- А чтобы читать правильно, бегло, выразительно мы проведём речевую разминку.

1) Дыхательная гимнастика:

а) «Задуй свечу», «Задуй 3 свечи», «Задуй 5 свечей»

б) Упражнение «Спокойное дыхание»  (полосочки)

2) Артикуляционная разминка:

а) «Почистить зубки»

б) «Грибок»

в) «Футбол»

г) «Качели»

д) Скороговорка: Два щенка щека к щеке.

                               Щиплют щётку в уголке.

ИГРА «ФОТОГЛАЗ»

На доске горка из слов:

     Ёж

Двор

Петух

Индюк

Иголки

Матрёна

Не утаишь

- Сколько слов запомнили?

- Назовите их.

- Из какого произведения взяты слова? Кто автор этого произведения?

- Какие вы ещё читали произведения этого автора?

Повторяют за учителем

«Умнее всех» Д.Н.Мамин- Сибиряк

Познавательные Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

III. Физминутка

.

Выполняют физ.минутку

IV. Постановка цели урока

Цель: сформировать и согласовать цели урока, организовать уточнение темы.

Работа в группах

Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

-А вот о ком или о чём мы сегодня будем читать, вы узнаете, послушав стихотворение.

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.

И наше произведение будет называться, прочитаем хором …          

 Сегодня   на  уроке мы будем не только читать, но и   обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

- И так, кто же такой Постойко,  и что именно о собаках хотел рассказать нам автор, вы узнаете, поработав в группах.

      У каждой группы будет свой отрывок из этого произведения и вопросы к нему. Вы должны прочитать свой отрывок по абзацам, подумать  над  вопросами  по этому отрывку, выбрать из группы, кто будет отвечать.

(Дети работают в группах)

Вопросы 1 группы:

  1. О чем это произведение? Как  зовут  героев?

Какими ты их представляешь?

  1. Что обозначает вы деленное слово? (можешь пользоваться словарём)

Вопрос  для 2  и 3 группы:

  1. О чём это произведение?
  2. Что обозначает вы деленное слово? (можешь пользоваться словарём)

Подведение итога этапа: Будем читать произведение о собаках, попавших в беду.

Выдвигают гипотезы

Дети обсуждают прочитанное и отвечают на поставленные вопросы

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Работа с новым материалом

  1. Цель: готовность мышления и осознание потребности к поиску истины
  2. Словарная  работа

- В ваших отрывках есть выделенные слова. Надо объяснить, как вы их понимаете. Если вам  нужно, пользуйтесь словарями, которые лежат на ваших столах  (кудлатый, аркан, фургон).

Работа со словарями

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Физминутка

Первичное восприятие текста

Цель: обеспечить восприятие, осмысление нового произведения.

- Ребята, а хотите узнать, куда повезли собак?

- Тогда давайте откроем учебники  хрестоматии на с. 90 и   прочитаем  1 часть этого произведения.  Я начну читать, а вы следите. В любой момент я могу остановиться, а вы продолжите

Чтение текста

Познавательные

Регулятивные

Проверка первичного восприятия

Цель:проанализировать

содержание текста

Закрепление изученного материала

Цель: закрепить, полученные на уроке сведения.

1) Беседа

-Понравился вам этот рассказ?

- Что вы испытывали, когда читали этот рассказ?  Поделитесь своими чувствами.

2) Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте, зачем Постойко выбежал на улицу?

- Кого он там встретил?

     - Что произошло с этими собаками на улице?

- Кого поймали первым?

- Прочитайте, как это произошло.

-Что в это время чувствовал Постойко? (испугался)

- Прочитайте, что он сделал?

- Кого увидел Постойко в фургоне, прочитайте?

- Что испытывали собаки, сидя в фургоне? (страх). Почему?

- Найдите в тексте слова, подтверждающие, что собакам было страшно.

3)  Работа по иллюстрации.

4) Подведение итога данного этапа.

-Как вы думаете, ребята, вот это произведение Д.Н. Мамин – Сибиряк выдумал?

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- А почему животные разговаривают?  Какой прием использовал автор? (олицетворение).

- А для чего он использовал такой прием?  Как вы думаете, зачем автор наделил животных умением говорить? Что он этим хотел сказать?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Выборочно зачитывают отрывки, подтверждая свои ответы

Высказывают своё мнение, рассуждают, доказывают

Доказывают, почему такой жанр, для чего использован приём олицетворения .

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Коммуникативные

Создание проблемной ситуации и нахождение пути её решения

Цель: мотивировать учащихся на решение данной проблемы

1) Беседа

- Автор этого рассказа жил много лет назад, но и в наше время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.   ---Откуда они берутся?  

- Что же нужно делать, чтобы на улицах наших городов и сёл не было брошенных, бездомных собак?

2) Проектная деятельность

- Ребята, а вы знаете,  что такое Государственная Дума? Для чего она нужна?

- Кого избирают в Думу?

- Вот мы с вами сегодня на некоторое время станем депутатами Думы. К вам в Думу пришло письмо.  Давайте его прочитаем.

- Да, это проблема, которую мы должны решить.

- Для этого мы с вами разделимся на 3 группы:

Первая группа будет размышлять о том – нужна ли бродячим собакам помощь, может в их жизни не все так плохо?

Вторая – будет думать о том, что же плохого в  жизни бродячих собак?

 А вот у третьей группы будет самое ответственное задание – подумать обо всём сразу и сформулировать условия, при которых жизнь  собак улучшится. То есть сформулировать статьи законопроекта.

У вас на партах лежат листочки, на которых написано «ЗА», «ПРОТИВ» и «ВОЗДЕРЖАЛСЯ».

Давайте проведем голосование. Решение принято (не принято)

Рассуждают, доказывают своё мнение

Работа в группах

Голосуют «За» проект или «Против»

Регулятивные

Коммуникативные

Итог урока, рефлексия.

Цель: самооценка результатов своей деятельности, границ применения нового знания

- Наш урок подходит к концу. Понравился вам рассказ « Постойко»?

- А чем он вам понравился?

- Чему учит нас этот рассказ? (Быть добрыми, милосердными )

- Что ты понял для себя из этого рассказа?

Обобщают полученные знания.

Высказывают личностное отношение к данной проблеме.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Домашнее задание.

- Ребята, а хотите знать, как Постойко попал в город и стал бродячей собакой и что с ним дальше произошло?

Тогда домашним задание будет:

1) всем прочитать 2 часть;

2) на выбор:

а) нарисовать портрет Постойко;

б) составить кроссворд о собаках;

в) найти рассказ  или сочинить свой о собаке, нуждающейся в помощи.

Познавательные

Личностные