Из опыта работы

На данной странице находятся материалы из опыта работы, результативность, достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умений и навыков  исследовательской деятельности на уроках литературы

...не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Кант.

Эти еще в юности, глубоко запавшие в душу слова, стали моим профессиональным девизом. По большому счёту, моя главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности. Поэтому я считаю, что именно исследовательская деятельность помогает в формировании творческого потенциала человека.

Работа над данной темой в течение 5 лет показала, что использование  проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.

На основе этого мною выработаны системные подходы, реализованные в приоритетных направлениях.

Приоритетными в своей работе считаю следующие:

  1. развитие исследовательских навыков учащихся на уроке;
  2. использование современных педагогических технологий;
  3. диагностику учебного процесса;
  4. рефлексию.

Чтобы грамотно построить этапы работы исследовательской деятельности, я обратилась к научным разработкам Кульневича, Богдановой, Безруковой, Московкиной, психологическим исследованиям Ротенберга, заинтересовалась опытом работы учителя русского языка и литературы Нефтекумской СОШ №2 Голышевой Г.Э.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке тщательно продумываю разнообразные формы:  урок - творческий отчет, урок-защита идей, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок - круглый стол.  

                Большие возможности открывает самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, что заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной. Дети учатся составлять разные типы конспектов (смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения.

               Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей?
Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
              В соответствии с программой дети в среднем звене осваивают начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важным для меня является ведение детей к обобщениям, учу не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.
                        Иногда организовать поисковый процесс бывает очень просто, достаточно спросить неожиданную вещь. Например, изучая роман Даниэля Дефо в 5 классе, поинтересоваться, кто напугал Робинзона Крузо в тёмной пещере протяжным и долгим вздохом? Те, кто не читал ранее, когда было просто задано прочесть, начинают читать и искать ответ. Конечно, исследовательской работой, в прямом смысле слова, это не назовёшь. Но, найдя неожиданный ответ, что это был лишь старый козёл, который забрался в пещеру умирать, ребёнок испытывает чувство радости самостоятельно найденной отгадки. Моя цель достигнута – ребята читали, читали внимательно и получили удовольствие от чтения. Что само по себе в наше время имеет очень большое значение.

Учащиеся любого возраста легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у ребят бывают неожиданные находки, например, при изучении  романа А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена задача – сопоставить изображение имений в романе и имений Пушкина, Михайловского и Покровского, использовать текст романа и статью в учебнике. Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно писал «с натуры» А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание имений сходится,

но и имя одной из героинь романа, старой няни Дубровского - Орина Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Так вводится понятие – прототип литературного персонажа. Безусловно, ситуация открытия была срежиссирована мною. Но «Эврика!» прозвучала на следующем уроке и для меня, когда одна из девочек 6 класса принесла на урок книгу, содержащую письмо Арины Родионовны к Пушкину: « Государь ты наш, я твоя старая нянька, решилась доложить тебе…». Почти слово в слово совпадает с письмом няни из романа.

Для детей это было открытие, которое они сделали для себя сами и увлеклись настолько, что нашли сведения о 3 томе романа, где Маша с Дубровским вновь встречаются…

Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал и в более старших классах.

Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок»,  определили следующие направления исследования:

  1. цветовая гамма, составление спектра произведения;
  2. звуковая гамма «Слова...»;
  3. глаголы движения в «Слове...»;
  4. топонимический словарь «Слова...»;
  5. география «Слова», составление карты;
  6. психологический портрет автора «Слова».

По количеству выдвинутых гипотез были созданы научные группы со звучными названиями:

  1. НИИ Топонимики (составлял топонимический словарь «Слова»)
  2. НИИ Психологии (составлял психологический портрет автора) и т. д.

В работе учащиеся опираются на составленный алгоритм исследовательской деятельности:

Решение научной

задачи предпринимается

до изучения лит-ры по

                                      теме

                                             теме

Определить пути решения,

         согласовав с  

                     руководителем

Получив ответ, критически

            проанализировать    

                               результат

Изучить литературу,

     приступить к решению

                         задачи

              Сделать вывод

Чем же оказалась ценна такая работа учащихся?

  1. Произошло заинтересованное знакомство с текстом произведения в разных переводах и в оригинале.
  2. Сочетание исследовательских и творческих задач позволили реализовать себя каждому ученику.

    Например, важной победой для меня является выступление слабых учеников с защитой собственного рисунка «Психологический портрет автора «Слова», составленным иллюстрированным сборником по «Слову».

Всегда существует проблема, как дать ребятам тему «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» в 9 классе. Материал большой, рассказывать о лирических отступлениях можно долго. Только нужно ли? И мы решили пойти путём поиска и открытий.

В романе 8 глав, ребята разделились на 8 групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе, внимательно перечесть их, посчитать, определить тематику, средства художественной выразительности, при этом в каждой группе работал статист, который вёл подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты, метафоры. Затем на доске была сделана гигантская таблица, где каждая группа отразила результат своего поиска. И ребята могли провести наблюдение.

Оказалось, что максимальное количество лирических отступлений в первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений меньше. Был сделан вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Ценно то, что дети  почувствовали вкус поисковой работы, им было интересно работать самим. Урок, который обещал скучную лекцию учителя, неожиданно превратился в интересное дело.

             Важной остается и взаимосвязь литературы и русского языка. Здесь и работа с текстом,  связанная с основными видами речевой деятельности, здесь же совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки.

         С помощью компьютерных технологий ребятами создан иллюстрированный сборник стихотворений «Мой Державин».  Идея состояла в том, что оды Державина тяжелы для прочтения, поэтому поместить в сборник яркие отрывки, то есть то, что звучит современно. Таким же образом воспеты стихотворения Тютчева, Фета, Цветаевой.        

  Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.                                      

Занимательна  и такая форма урока, как творческий отчет. Например, исследование жизни и творчества поэтов и писателей Ставропольского края завершилось представлением докладов, презентаций. Материалы, собранные учащимися, вошли в коллекцию электронных уроков «Литературное краеведение Ставрополья». На данный момент электронные уроки отправлены на Всероссийский конкурс проекта апробации пакета свободного программного обеспечения в рамках национального приоритетного проекта образования «Код свободы» по использованию операционной системы Linux в образовании.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов создает творческую атмосферу духовного общения.

 Так реферат ученицы 10 класса на тему «Женские образы в лирике А.С.Пушкина» был отмечен дипломом на Всероссийском празднике русского языка, посвященном А.С.Пушкину.

              Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока,

увеличив его педагогический эффект, помогает направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления.

            Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогло достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.

Таким образом, анализ результативности за последние три года показал, что по русскому языку качество знаний увеличилось на 4%, а по литературе – на 5%.

Совместно с психологом школы в этом году мною проведено анкетирование учащихся с целью выявления уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. Выявлено, что по сравнению с данными прошлых лет у учащихся наметился рост мотивации к изучению русского языка на 12% и литературы на 15%.

              Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Я думаю, что мои выпускники когда-нибудь с благодарностью скажут о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.



Предварительный просмотр:

Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед нами встаёт целый перечень вопросов:

- Что такое метапредметность, метадеятельность, компетентность? Как они соотносятся друг с другом?

- Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?

- Как увязать необходимость реализации данных принципов в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ?

- Возможен ли оптимальный выбор соотношения между метапредметным и компетентностным подходами в ходе реализации учебного процесса?

Во время одной из встреч министра образования и науки А.В.Фурсенко с педагогами прозвучал следующий вопрос: что предпочтительней – метапредметный подход в обучении или компетентностный. Отвечая на него, А. В. Фурсенко предложил не противопоставлять одно другому. С его точки зрения, для ребят, которые заинтересованы в своём обучении и развитии, больше приемлем метапредметный подход. Он предоставляет определённую свободу: во время учебы ребенок сам определяет, из какого источника он получит новые знания.

Для детей же, которые мотивированы на получение знания в меньшей степени, которые являются в образовательном процессе не ведущими, а ведомыми, более эффективным, по мнению министра, является обучение на основе компетенций, а не просто предложения материала.

«Всё зависит от того, кого вы учите, – подытожил министр. - Важно одинаково хорошо обучить и тех детей, кто на основе полученных знаний сможет получить новые, и тех, кто, обретя компетенции, станет квалифицированно выполнять свою работу. При этом и те и другие нужны обществу, экономике и самим себе».

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «компетентностный подход» приобрели особую популярность. Иногда учитель зачастую далек от понимания сути метапредмета и того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Поэтому нам хочется поделиться собственным первым опытом работы при построении метапредметного урока, формировании компетентностного подхода.

            Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  1. информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  2. коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  3. самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
  4. самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность ).

В своей деятельности мы применяем следующие технологии:

  1. Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  1. Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
  2. Осмысление полученного опыта.
  3. Обобщение (рефлексия).
  4. Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

  1. Личностно–ориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

  1. стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  2. оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  3. выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
  4. способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
  5. предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
  6. использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
  7. создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  8. стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  9. вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
  10. помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
  11. поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  12. учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
  13. побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
  14. создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

  1. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:

  1. выявление проблемы исследования;
  2. постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  3. формулировка гипотез исследования;
  4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
  5. сбор информации;
  6. аналитическая работа,
  7. корректировка поставленных задач и хода исследования,
  8. дальнейший поиск информации,
  9. анализ новых фактов,
  10. обобщение — рассуждение — получение новых данных,
  11. оформление результатов исследования;
  12. обсуждение и транслирование полученных результатов.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

  1. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры.

При обращении к гуманитарному блоку школьной программы особенно ярко выступает на первый план такое не вполне обычное для педагогики понятие как синестезия – «соощущение», «пересечение чувств».

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  1. аналитические,
  2. учебно-информационные,
  3. коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

  1. умения сопоставлять явления и факты;
  2. умения выделять главное;
  3. умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  4. умения формулировать общую проблему;
  1. умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

  1. умение извлекать информацию из различных источников;
  2. умение составлять план;
  3. умение отбирать материал по заданной теме;
  4. умение составлять письменные тезисы;
  5. умение подбирать цитаты;
  6. умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

  1. умение составлять связное устное высказывание;
  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  3. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
  6. умение использовать различные средства наглядности;
  7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  8. умение оформлять научно-исследовательские работы;
  9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
  10. умение вести дискуссию.

Так, например, проблемный урок: «Свобода в творчестве А. С. Пушкина»

Это тема урока литературы, где свобода – одна из основных философских категорий. В данном случае мы видим, как тесно переплетается тема занятия с курсом обществознания. где на основе анализа отрывков из произведений «Цыгане» и «Капитанская дочка» выстраивается «свобода» в понимании Алеко и Гринева, которая приобретает разный смысл.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Такая взаимосвязь наблюдается и при использовании технологии образования в глобальном информационном сообществе, так называемая технология ТОГИС, которая ориентирована на применение проблемного и модельного методов как основных, применяется при организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств при выполнении онлайн-тестов ЕГЭ по русскому языку, интерактивных проверочных заданий, мониторинга и контроля знаний, способствует формированию информационной культуры личности.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ (в 2011 году за часть С учащиеся получили следующие баллы: от 0 до 10 – 3 чел., от 11 до 15 – 3 чел., от 16 до 20 – 5 чел, от 20 до 23 – 5 чел.), на олимпиадах (в этом учебном году 2 победителя, 4 призера), а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.