Республиканская инновационная площадка на базе НОУ ДПО «Центр социально гуманитарного образования» (г. Казань)
Формирование математической речи учащихся I класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» | 266 КБ |
innovatsionnyy_proekt_gilyazetdinova_g.n.docx | 35.28 КБ |
retsenziya_na_innovatsionnuyu_rabotu.pdf | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математической речи учащихся I класса
Членораздельная речь является одним из наиболее характерных проявлений развития человеческой личности. Процесс развития речи способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию речи.
Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей коммуникацию. Язык — это средство, а речь — процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, а речь конкретна и неповторима, состоит из артикулируемых знаков, является видом свободной творческой деятельности.
Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Коммуникация осуществляется по правилам языка. Под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т. п.) речь изменяет и совершенствует язык. Без знания языка невозможно построить правильное, отвечающее определенным коммуникативным целям высказывание. С другой стороны, благодаря речи происходит развитие системы языка — в речи возникают и накапливаются случайные или намеренные отклонения от норм, которые затем могут стать регулярными и зафиксироваться в языке.
"Математика — наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы" (Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1990. — С. 167.). Характерная черта математики — широкое применение в ней специальных знаков, символов, позволяющих точно и обобщенно выражать соответствующие формы мыслей, поэтому ее справедливо называют особым языком.
Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению.
Математический язык следует рассматривать в двух аспектах: синтаксическом и семантическом. Математический синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других заданиях, сформулированных математическим языком. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
Речевая деятельность учащихся на уроках математики:
• помогает активному восприятию информации;
• содействует становлению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;
• является отражением результатов познавательных приобретений учащихся, их внутренних побуждений, интересов, склонностей, настроения при совершении учебных действий;
• выражает отношение детей к обучению и учению;
• способствует становлению межсубъектных отношений на уроках;
• является основой общения с товарищами и учителем.
Общение на математическом языке как конечная цель обучения младших школьников предполагает формирование математической грамотности, т. е. способностей ученика распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами этой науки; формулировать их на языке математики; решать проблемы, используя математические методы; анализировать методы решения; интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения.
Широкое применение математического языка в различных науках, социальная и психолого-педагогическая целесообразность овладения им для развития мышления учащихся и обеспечения преемственности в обучении определяет актуальность формирования математической речи.
Работу по формированию навыков грамотной математической речи необходимо начинать с I класса. Предлагаемые варианты заданий, которые должны быть подготовлены к уроку заранее (записаны на доске, карточках), направлены на выработку речевых умений.
Варианты заданий по изучению состава чисел
Объяснения учащихся должны строиться на знаниях о составе чисел по образцу, который предлагает учитель: "В пустую клетку необходимо вставить число 2, так как состав числа 10 — это 8 и 2" или "Значение выражения 5 + 4 равно 9, так как 5 и 4 — состав числа 9".
Заполни пустые клетки. Объясни решение.
8 | + | 3 | + | |||
+ | 2 | + | 6 | |||
7 | + | + | 5 | |||
+ | 0 | 9 | + |
Дорисуй ягоды и впиши нужные числа в пустые клетки. Объясни решение.
4 + = 5 |
2 + = 5 |
3 + = 5 |
1 + = 5 |
Подчеркни примеры с ответом 7.
5+2 3+4 6+1
4+2 4+3
Соедини стрелками примеры и свободные места в домиках так, чтобы цифра, записанная на крыше, соответствовала значению математического выражения. Объясни свой выбор.
3 4 5
4+1 |
1+2 |
4+0 |
Соедини примеры с ответами. Объясни свое решение
Варианты заданий по изучению приемов сложения и вычитания
Впиши числа в пустые кружочки и сделай вывод, закончив предложение: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится... (за ним в ряду натуральных чисел)".
+1
Впиши числа в пустые кружочки и сделай вывод, закончив предложение: "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится... (перед ним в ряду натуральных чисел)".
-1
Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится...", "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится...".
7 - 1 = 5 -1 =
4 + 1 = 6 +1 =
6 - 1 = 4 - 1 =
5 + 1 = 7 + 1 =
Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится..."; "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится..."; "Если к любому числу прибавить 0, то получится... (то же самое число)"; "Если из любого числа вычесть 0, то получится... (то же самое число)".
6 + 1 = 8 – 0 =
4 + 0 = 6 - 6 =
5 + 1 = 7- 1 =
Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Чтобы к числу прибавить 2, нужно... (к нему прибавить две 1)"; "Чтобы из числа вычесть 2, надо... (из него вычесть две 1)".
6 + 2 = 8 – 2 =
4 + 2 = 6 - 2 =
5 + 2 = 7- 2 =
Соедини стрелками примеры и свободные места в домиках так, чтобы цифра, записанная на крыше, соответствовала значению математического выражения. Выбери подходящее объяснение решения, закончив одно из предложений: "Если к любому числу прибавить 0, то получится..."; "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится..."; "Чтобы к числу прибавить 2, надо...".
6 7 8
7+1 |
5+1 |
7+0 |
Реши примеры, используя известные правила приемов сложения и вычитания.
Заседание клуба знатоков математики
Урок математики в I классе
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Тема: "Отношения "больше", "меньше", "равно"; знаки операций сложения и вычитания; числа и цифры 1, 2, 3".
Цели: активизировать познавательный интерес учащихся; развивать логическое мышление; закрепить знания по пройденным темам; совершенствовать навыки и приемы работы при выполнении математических операций; выявить уровень знаний учащихся по данной тематике; наметить пути решения возникших проблем; воспитывать чувства коллективизма и солидарности со сверстниками.
Оборудование: визитки-приглашения на урок; таблички с названиями команд; значки, цветные карандаши, ручки, наборы карточек с цифрами от 0 до 9 для игроков; табличка с именем, бумага, карандаши для жюри; конверты с заданиями; табло для подведения итогов конкурсов; медали для награждения участников команд; секундомер; магнитная удочка; рыбки с примерами.
Предварительная работа: определение участников команд, выбор капитанов; подготовка детьми номера художественной самодеятельности; определение жюри критериев оценки конкурсов, подведение промежуточных и общих итогов работы.
Ход урока
Учитель приветствует участников команд, представляет членов жюри.
1 -й конкурс "Комбинаторная задача "Клоуны"
Время выполнения задания: 2 минуты.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 1 балл, за быстроту выполнения — 1 балл.
Условие задачи записано на карточках, которые учитель раздает командам:
"У клоуна в мешочке 4 шара — 2 красных и 2 желтых. Шары какого цвета может извлечь из мешочка другой клоун, если каждый раз он будет брать по 2 шара. Нарисуйте все варианты ответов".
2-й конкурс "Больше", "меньше", "равно"
Время выполнения задания: не ограничено.
Форма проведения конкурса: эстафета.
Оценка: за правильность выполнения — 5 баллов, за быстроту — 1 балл.
На столе для выполнения эстафетных заданий учитель выкладывает две карточки. Участники команд по цепочке подбегают к столу, выполняют по одному заданию в своей карточке (расставляют знаки >,<,=) и возвращаются на свои места.
1 □ 3 |
4 □ 4 |
0 □ 2 |
7 □ 3 |
4 □ 5 |
10 □ 1 |
2 □ 7 |
8 □ 8 |
7 □ 5 |
0 □ 0 |
7 □ 1 |
5 □ 4 |
4 □ 8 |
3 □ 2 |
10 □ 7 |
8 □ 4 |
4 □ 1 |
1 □ 2 |
3-й конкурс "Квадрат"
Время выполнения задания: 1 минута.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 1 балл, за быстроту — 1 балл.
Учитель на доске делает рисунок и задает командам вопрос: "Сколько квадратов на рисунке?" После коллективного обсуждения вопроса в командах карточку с ответом поднимает капитан.
Музыкальная пауза
Заранее подготовленные ученики показывают номер художественной самодеятельности.
4-й конкурс "Найди ошибки"
Время выполнения задания: 3 минуты.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 3 балла, за быстроту — 1 балл.
Задание на карточках получает каждая команда. Капитаны после коллективного обсуждения задания в командах исправляют ошибки.
5-й конкурс "Математический диктант"
Время выполнения задания: 5 минут.
Форма проведения конкурса: индивидуальная работа капитанов команд.
Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.
Учитель по одному читает задания, капитаны команд с помощью карточек с цифрами от 1 до 9, разложенных на столе для выполнения эстафетных заданий, дают ответы на следующие вопросы:
1) Какие числа стоят после чисел 3, 4, 7?
2) Какие числа стоят перед числами 8, 5, 2?
3) Соседями каких чисел являются числа 4 и 6?
4) Какое число больше 5, но меньше 7?
Физкультурная пауза
6-й конкурс "Рыбалка"
Время выполнения задания: 3 минуты.
Форма проведения конкурса: эстафета для 5 участников каждой из команд.
Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.
Команды выступают поочередно, от каждой делегируется по 5 человек. Участники конкурса в течение заданного времени должны попытаться "выловить" как можно больше рыбок с примерами (1 + 1; 1-1; 2+1; 2-1; 3+1; 3-1; 4+1; 4-1; 5+1; 5-1; 6+1 ;6-1; 7+1; 7-1; 8+1; 8-1; 9+1; 9-1) и постараться дать на них правильные ответы.
7-й конкурс "Реши примеры"
Время выполнения задания: 2 минуты.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 3 балла, за быстроту — 1 балл.
Команды получают задания на карточках.
Подведение итогов
Выступления учителя и членов жюри. Награждение участников команд.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
города Альметьевск Республики Татарстан
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Автор-разработчик проекта: Гилязетдинова Гульнара Наилевна,
учитель начальных классов
- Паспорт проекта
Наименование проекта: Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Сроки реализации: 2016 – 2019 годы.
Этапы проекта:
I этап (предпроектный, диагностический). 2016 -2017 учебный год.
Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.
II этап (практический). 2017 -2018 учебный год.
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый). 2018 -2019 учебный год.
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
IV этап (аналитический). 2018-2019 учебный год.
Обработка и интерпретация полученных данных.
Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке проекта; разработка перспективы развития образовательного учреждения.
Обоснование актуальности проекта
Вопрос духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Кризис, охвативший социально-экономическую, политическую и духовнонравственную сферы жизни общества обусловил появление негативных явлений в нашем стране . Изменились нравственные ценности и причиной этому:
- возросло количество родителей, у которых ослаблен контроль за получением образования и воспитанием;
- возросло количество правонарушений среди молодежи;
- падение культуры; - распад семьи и семейных ценностей;
- снижение приоритетности рабочих профессий и ценности труда в целом.
Стабилизировать и развивать образовательную духовную и культурную жизнь населения, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей жителей, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, от разрушения духовно-культурных связей поколений, а также усилить приток на рынок труда молодежи можно, если будут решатся проблемы духовно-нравственного воспитания в семье, образовательном учреждении. Мы начинаем эту работу с младшего возраста, так как в это время закладывается нравственный потенциал человека.
Инновация проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.
Цель проекта:
Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Задачи проекта:
- разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей патриотическому воспитанию на основе духовно-нравственных традиций.
- систематизировать работу в ОУ по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с привлечением всех участников образовательного процесса;
- совершенствовать предметно-развивающую среду в ОУ, способствующую формированию духовно нравственного воспитания детей.
- создать единое воспитательное пространство, которое позволит обеспечить оптимальные условия для полноценного воспитания и образования учащихся.
Ресурсная база реализации инновационного проекта
∙Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1;
∙Конституция Российской Федерации;
∙ Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ".
∙ ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
∙Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
∙ Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;
∙ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
∙ План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
Сфера применения проекта
Основные субъекты, вовлеченные в осуществление данного проекта - учащиеся школы с 2 по 4 класс (8-9-10лет), педагоги, психолог, социальный педагог. Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, лицеях, гимназиях и др.) Принципы, задачи и цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в дошкольных учреждениях дополнительного образования, претерпевают изменения содержание и отдельные методы работы по духовно-нравственному развитию в зависимости от уровня педагогической культуры родителей, от результатов диагностики всех участников образовательного процесса. Необходимо учитывать психологические, возрастные, индивидуальные особенности воспитанников
Критерии оценки результатов реализации проекта
Наличие фото - и видеоматериалов о реализации данного проекта.
Трансляция опыта работы школы духовно-нравственного воспитания.
Количество мероприятий по духовно-нравственной направленности.
Ресурсное обеспечение проекта
Техническое обеспечение:
В школе созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. В школе имеются библиотека, спортивный зал, музей.
Учебные классы оснащены современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, компьютерный класс, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве учебная и художественная литература и педагогическая литература.
Методическое обеспечение:
Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Основное содержание проекта
- Экскурсии по родному краю, по стране, в музеи.
- Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
- Библиотечные уроки «Знакомство с русскими и татарскими традициями и обычаями. Этнокультурные традиции моего края».
- Месячники, декады, посвященные военно-патриотической работе.
- Совместные проекты «История школы: время, события, люди»
- Акции «Подарок ветерану», «Подари улыбку миру»
- Кружковая работа.
- Работа школьного музея.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- знание базовых общечеловеческих ценностей;
- соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в обществе;
- уважение религиозных мировоззрений, культурных традиций разных народов;
- любовь и уважение к родителям, к членам семьи;
- выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших;
- бережное отношение ко всему живому, проявление милосердия и сострадания;
- знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи;
- умение делать нравственный выбор и аргументировать его;
- давать критическую оценку поступкам своим и других людей;
- развивать рефлексивное мышление, формировать самооценку и самоконтроль.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- знания о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду, понимание культуры труда;
- знания о профессиях, о рынке труда, о конкурентной среде в рыночных отношениях;
- ценность творчества в учебной деятельности;
- роль знаний, науки в современной экономике;
- навыки коллективной работы;
- дисциплинированность и ответственность;
- бережное отношение к результатам труда, к школьному имуществу, личным вещам;
- порицание лени, неряшливости, небрежности.
Виды деятельности:
- Тематические беседы, утренники, викторины, сюжетно-ролевые игры.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Совместные проекты «Профессии моих родителей», «Кем быть?».
- Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты, реализация социально-значимых проектов.
- Кружковая работа.
Формирование культуры здорового образа жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
- понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья;
- важность физической культуры спорта для здоровья;
- выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
- ведение активного образа жизни – прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования;
- взаимосвязь природы и человека;
- важность профилактических мероприятий;
- пагубность влияния на организм человека вредных привычек
- Интернет -безопасность
Виды деятельности:
- Тематические беседы о ЗОЖ, дискуссии, сюжетно-ролевые игры.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Спортивные секции, оздоровительные процедуры, проведение Дней здоровья.
- Школьные и районные спортивные соревнования.
- Социально-значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
Социологические опросы по проблеме ЗОЖ и мероприятия по безопасности сетевого общения - «Я и мои виртуальные друзья», «Сказка о золотых правилах безопасности в интернете», «Интернет – это польза или вред?»
- Лекторий для родителей и обучающихся.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
- развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание взаимосвязи природы и человека;
- важность экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем;
- понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.
Виды деятельности:
- Образовательные экскурсии в природу, научно-исследовательские конференции.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Экологические проекты и акции «Мусор – это серьезно», «Не сжигайте, люди, листья!», «Мой чистый посёлок» и т.д.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному:
- представление о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного в искусстве, труде, природе, творчестве;
- интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке;
- потребность в занятиях художественным творчеством;
- культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии.
Виды деятельности:
- Тематические беседы, утренники, концерты, конкурсы.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Совместные проекты «Неделя детской книги».
Воспитание историей
- События прошлого и настоящего;
- Идеалы и ценности;
- Люди и личности;
- Отечество;
- Сам человек
- Данные элементы можно дополнить:
- 1.Язык
- 2.Семья
- 3.Традиции
- 4.Культура
- Виды деятельности:
- Экскурсии по святым местам края, по стране, в музеи.
- Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
- Классные часы и внеклассные мероприятия
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
Основные участники реализации программы – педагоги, учащиеся, родители, общественные организации, учреждения дополнительного и профессионального образования, учреждения культуры, социальные структуры.
Виды деятельности:
- Родительский лекторий.
- Дискуссионная площадка по проблемам нравственного воспитания.
- Общешкольные родительские собрания.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Через систему духовно-нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья. Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
1.Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания обучающихся. 2.Вовлечение в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественности, социального окружения.
3. Рост количества семей, вовлеченных в систему воспитания будущих граждан России с ярко выраженным чувством долга служения Отечеству и стремлением создания благочестивой, крепкой российской семьи. 4.Диссеминация опыта работы школы в сфере организации системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 5.Повышение квалификации педагогов школы в направлении духовно-нравственного развития и воспитания.
Перспективы развития
- Обеспечение реализации федеральных государственных стандартов образования основного общего образования. - - Организация преемственности между дошкольным, начальным и средним образование по духовно-нравственному воспитанию детей.
- Публикация в СМИ практического материала по данной теме.
- Обобщение и распространение опыта работы по инновационной деятельности среди ОУ района.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Власова Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике Текст. / Т. И. Власова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания Текст.: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 139-149.
- Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников Текст. / Т. И. Власова. — Ростов н/Д., 1999.
- Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы Текст. / В. В. Знаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 - 448 с.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ. «Воспитание школьников». – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.
- О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. «Воспитание школьников». 2009. - №8 – 10 -16с.
- Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Белово, 2010. – 48-49с.