Республиканская инновационная площадка на базе НОУ ДПО «Центр социально гуманитарного образования» (г. Казань)

Формирование математической речи учащихся I класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование математической речи учащихся I класса

Членораздельная речь является одним из наиболее характерных проявлений развития человеческой личности. Процесс развития речи способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию речи.

Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей коммуникацию. Язык — это средство, а речь — процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, а речь конкретна и неповторима, состоит из артикулируемых знаков, является видом свободной творческой деятельности.

Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Коммуникация осуществляется по правилам языка. Под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т. п.) речь изменяет и совершенствует язык. Без знания языка невозможно построить правильное, отвечающее определенным коммуникативным целям высказывание. С другой стороны, благодаря речи происходит развитие системы языка — в речи возникают и накапливаются случайные или намеренные отклонения от норм, которые затем могут стать регулярными и зафиксироваться в языке.

"Математика — наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы" (Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1990. — С. 167.). Характерная черта математики — широкое применение в ней специальных знаков, символов, позволяющих точно и обобщенно выражать соответствующие формы мыслей, поэтому ее справедливо называют особым языком.

Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению.

Математический язык следует рассматривать в двух аспектах: синтаксическом и семантическом. Математический синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других заданиях, сформулированных математическим языком. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.

Речевая деятельность учащихся на уроках математики:

•   помогает активному восприятию информации;

•   содействует становлению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

•   является отражением результатов познавательных приобретений учащихся, их внутренних побуждений, интересов, склонностей, настроения при совершении учебных действий;

•   выражает отношение детей к обучению и учению;

•   способствует становлению межсубъектных отношений на уроках;

•   является основой общения с товарищами и учителем.

Общение на математическом языке как конечная цель обучения младших школьников предполагает формирование математической грамотности, т. е. способностей ученика распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами этой науки; формулировать их на языке математики; решать проблемы, используя математические методы; анализировать методы решения; интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения.

Широкое применение математического языка в различных науках, социальная и психолого-педагогическая целесообразность овладения им для развития мышления учащихся и обеспечения преемственности в обучении определяет актуальность формирования математической речи.

Работу по формированию навыков грамотной математической речи необходимо начинать с I класса. Предлагаемые варианты заданий, которые должны быть подготовлены к уроку заранее (записаны на доске, карточках), направлены на выработку речевых умений.

Варианты заданий по изучению состава чисел

Объяснения учащихся должны строиться на знаниях о составе чисел по образцу, который предлагает учитель: "В пустую клетку необходимо вставить число 2, так как состав числа 10 — это 8 и 2" или "Значение выражения 5 + 4 равно 9, так как 5 и 4 — состав числа 9".

 

Заполни пустые клетки. Объясни решение.

8

+

3

+

+

2

+

6

7

+

+

5

+

0

9

+

Дорисуй ягоды и впиши нужные числа в пустые клетки. Объясни решение.

                                     

                    4                                         +                                   =        5

                    2                                         +                                   =        5

               3                                         +                                   =        5

               1                                         +                                   =        5

Подчеркни примеры с ответом 7.

5+2              3+4           6+1

4+2              4+3

Соедини стрелками примеры и свободные места в домиках так, чтобы цифра, записанная на крыше, соответствовала значению математического выражения. Объясни свой выбор.

                                          3                                                4                                      5

4+1

1+2

4+0

                                                 

Соедини примеры с ответами. Объясни свое решение

        

Варианты заданий по изучению приемов сложения и вычитания

Впиши числа в пустые кружочки и сделай вывод, закончив предложение: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится... (за ним в ряду натуральных чисел)".

                                                         +1

Впиши числа в пустые кружочки и сделай вывод, закончив предложение: "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится... (перед ним в ряду натуральных чисел)".

                                                                      -1

Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится...", "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится...".

7 - 1 =                      5 -1 =

 4 + 1 =                      6 +1 =

6 - 1 =                       4 - 1 =

5 + 1 =                     7 + 1 =

Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится..."; "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится..."; "Если к любому числу прибавить 0, то получится... (то же самое число)"; "Если из любого числа вычесть 0, то получится... (то же самое число)".

 6 + 1 =                      8 – 0  =

4 + 0  =                    6 - 6 =

5 + 1 =                     7- 1 =

Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Чтобы к числу прибавить 2, нужно... (к нему прибавить две 1)"; "Чтобы из числа вычесть 2, надо... (из него вычесть две 1)".

     

  6 + 2  =                       8 – 2  =

4 + 2  =                       6 - 2 =

5 + 2 =                        7- 2 =

Соедини стрелками примеры и свободные места в домиках так, чтобы цифра, записанная на крыше, соответствовала значению математического выражения. Выбери подходящее объяснение решения, закончив одно из предложений: "Если к любому числу прибавить 0, то получится..."; "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится..."; "Чтобы к числу прибавить 2, надо...".

                                          6                                                 7                                     8

7+1

5+1

7+0

                                                 

Реши примеры, используя известные правила приемов сложения и вычитания.

Заседание клуба знатоков математики

Урок математики в I классе

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Тема: "Отношения "больше", "меньше", "равно"; знаки операций сложения и вычитания; числа и цифры 1, 2, 3".

Цели: активизировать познавательный интерес учащихся; развивать логическое мышление; закрепить знания по пройденным темам; совершенствовать навыки и приемы работы при выполнении математических операций; выявить уровень знаний учащихся по данной тематике; наметить пути решения возникших проблем; воспитывать чувства коллективизма и солидарности со сверстниками.

Оборудование: визитки-приглашения на урок; таблички с названиями команд; значки, цветные карандаши, ручки, наборы карточек с цифрами от 0 до 9 для игроков; табличка с именем, бумага, карандаши для жюри; конверты с заданиями; табло для подведения итогов конкурсов; медали для награждения участников команд; секундомер; магнитная удочка; рыбки с примерами.

Предварительная работа: определение участников команд, выбор капитанов; подготовка детьми номера художественной самодеятельности; определение жюри критериев оценки конкурсов, подведение промежуточных и общих итогов работы.

Ход урока

Учитель приветствует участников команд, представляет членов жюри.

1 -й конкурс "Комбинаторная задача "Клоуны"

Время выполнения задания: 2 минуты.

Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.

Оценка: за правильность выполнения — 1 балл, за быстроту выполнения — 1 балл.

Условие задачи записано на карточках, которые учитель раздает командам:

"У клоуна в мешочке 4 шара — 2 красных и 2 желтых. Шары какого цвета может извлечь из мешочка другой клоун, если каждый раз он будет брать по 2 шара. Нарисуйте все варианты ответов".

2-й конкурс "Больше", "меньше", "равно"

Время выполнения задания: не ограничено.

Форма проведения конкурса: эстафета.

Оценка: за правильность выполнения — 5 баллов, за быстроту — 1 балл.

На столе для выполнения эстафетных заданий учитель выкладывает две карточки. Участники команд по цепочке подбегают к столу, выполняют по одному заданию в своей карточке (расставляют знаки >,<,=) и возвращаются на свои места.                        

1 □ 3

4 □ 4

0 □ 2

7 □ 3

4 □ 5

10 □ 1

2 □ 7

8 □ 8

7 □ 5

0 □ 0

7 □ 1

5 □ 4

4 □ 8

3 □ 2

10 □ 7

8 □ 4

4 □ 1

1 □ 2

3-й конкурс "Квадрат"

Время выполнения задания: 1 минута.

Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.

Оценка: за правильность выполнения — 1 балл, за быстроту — 1 балл.

Учитель на доске делает рисунок и задает командам вопрос: "Сколько квадратов на рисунке?" После коллективного обсуждения вопроса в командах карточку с ответом поднимает капитан.

Музыкальная пауза

Заранее подготовленные ученики показывают номер художественной самодеятельности.

4-й конкурс "Найди ошибки"

Время выполнения задания: 3 минуты.

Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.

Оценка: за правильность выполнения — 3 балла, за быстроту — 1 балл.

Задание на карточках получает каждая команда. Капитаны после коллективного обсуждения задания в командах исправляют ошибки.

5-й конкурс "Математический диктант"

Время выполнения задания: 5 минут.

Форма проведения конкурса: индивидуальная работа капитанов команд.

Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.

Учитель по одному читает задания, капитаны команд с помощью карточек с цифрами от 1 до 9, разложенных на столе для выполнения эстафетных заданий, дают ответы на следующие вопросы:

1) Какие числа стоят после чисел 3, 4, 7?

2) Какие числа стоят перед числами 8, 5, 2?

3) Соседями каких чисел являются числа 4 и 6?

4) Какое число больше 5, но меньше 7?

Физкультурная пауза

6-й конкурс "Рыбалка"

Время выполнения задания: 3 минуты.

Форма проведения конкурса: эстафета для 5 участников каждой из команд.

Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.

Команды выступают поочередно, от каждой делегируется по 5 человек. Участники конкурса в течение заданного времени должны попытаться "выловить" как можно больше рыбок с примерами (1 + 1; 1-1; 2+1;     2-1; 3+1; 3-1; 4+1; 4-1; 5+1; 5-1; 6+1 ;6-1; 7+1; 7-1; 8+1; 8-1; 9+1; 9-1) и постараться дать на них правильные ответы.

7-й конкурс "Реши примеры"

Время выполнения задания: 2 минуты.

Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.

Оценка: за правильность выполнения — 3 балла, за быстроту — 1 балл.

Команды получают задания на карточках.

Подведение итогов

Выступления учителя и членов жюри. Награждение участников команд.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

города Альметьевск Республики Татарстан

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Автор-разработчик проекта:          Гилязетдинова Гульнара Наилевна,

                                                                учитель начальных классов

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта: Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Сроки реализации: 2016 – 2019 годы.

Этапы проекта:

I этап  (предпроектный, диагностический). 2016 -2017 учебный год.

Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

II этап  (практический). 2017 -2018 учебный год.

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе технологий, приемов, методов воспитания  школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый). 2018 -2019 учебный год.

Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

IV этап (аналитический). 2018-2019 учебный год.

Обработка и интерпретация полученных данных.

Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке проекта; разработка перспективы развития образовательного учреждения.

Обоснование актуальности проекта

Вопрос духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Кризис, охвативший социально-экономическую, политическую и духовнонравственную сферы жизни общества обусловил появление негативных явлений в нашем стране . Изменились нравственные ценности и причиной этому:

- возросло количество родителей, у которых ослаблен контроль за получением образования и воспитанием;

 - возросло количество правонарушений среди молодежи;

- падение культуры; - распад семьи и семейных ценностей;

 - снижение приоритетности рабочих профессий и ценности труда в целом.

Стабилизировать и развивать образовательную духовную и культурную жизнь населения, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей жителей, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, от разрушения духовно-культурных связей поколений, а также усилить приток на рынок труда молодежи можно, если будут решатся проблемы духовно-нравственного воспитания в семье, образовательном учреждении. Мы начинаем эту работу с младшего возраста, так как в это время закладывается нравственный потенциал человека.

Инновация  проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания  обучающихся. 

Цель проекта: 

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи проекта:

- разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей патриотическому воспитанию на основе духовно-нравственных традиций.

- систематизировать работу в ОУ по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с привлечением всех участников образовательного процесса;

- совершенствовать предметно-развивающую среду в ОУ, способствующую формированию духовно нравственного воспитания детей.

- создать единое воспитательное пространство, которое позволит обеспечить оптимальные условия для полноценного воспитания и образования учащихся.

Ресурсная база реализации инновационного проекта

Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1;

Конституция Российской Федерации;

 Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ".

 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ

 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

 Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271

  План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

Сфера применения проекта

Основные субъекты, вовлеченные в осуществление данного проекта - учащиеся школы с 2 по 4 класс (8-9-10лет), педагоги, психолог, социальный педагог. Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, лицеях, гимназиях и др.) Принципы, задачи и цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в дошкольных учреждениях дополнительного образования, претерпевают изменения содержание и отдельные методы работы по духовно-нравственному развитию в зависимости от уровня педагогической культуры родителей, от результатов диагностики всех участников образовательного процесса. Необходимо учитывать психологические, возрастные, индивидуальные особенности воспитанников

Критерии оценки результатов реализации проекта

Наличие фото - и видеоматериалов о реализации данного проекта.

Трансляция опыта работы школы духовно-нравственного воспитания.  

Количество мероприятий по духовно-нравственной  направленности.

Ресурсное обеспечение проекта

  Техническое обеспечение:

          В школе  созданы достаточные материально-технические условия для реализации  задач, поставленных данным проектом. В школе имеются  библиотека,   спортивный зал, музей.

Учебные  классы оснащены современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, компьютерный класс,   интерактивные доски, проекторы, экраны,  средства наглядности. В достаточном количестве учебная и художественная литература и  педагогическая литература. 

Методическое обеспечение:

Использование  комплекса методик по организации и проведению  духовно-нравственного   воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

 Основное содержание проекта

  1. Экскурсии по родному краю, по стране, в музеи.
  2. Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
  3. Библиотечные уроки «Знакомство с русскими и татарскими традициями и обычаями. Этнокультурные традиции моего края».
  4. Месячники, декады, посвященные военно-патриотической работе.
  5. Совместные проекты   «История школы: время, события, люди»
  6. Акции «Подарок ветерану», «Подари улыбку миру»
  7. Кружковая работа.
  8. Работа школьного  музея.

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • знание базовых общечеловеческих ценностей;
  • соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в обществе;
  • уважение религиозных мировоззрений, культурных традиций разных народов;
  • любовь и уважение к родителям, к членам семьи;
  • выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших;
  • бережное отношение ко всему живому, проявление милосердия и сострадания;
  • знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи;
  • умение делать нравственный выбор и аргументировать его;
  • давать критическую оценку поступкам своим и других людей;
  • развивать рефлексивное мышление, формировать самооценку и самоконтроль.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • знания о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду, понимание культуры труда;
  • знания о профессиях, о рынке труда, о конкурентной среде в рыночных отношениях;
  • ценность творчества в учебной деятельности;
  • роль знаний, науки в современной экономике;
  • навыки коллективной работы;
  • дисциплинированность и ответственность;
  • бережное отношение к результатам труда, к школьному имуществу, личным вещам;
  • порицание лени, неряшливости, небрежности.

Виды деятельности:

  1. Тематические беседы, утренники, викторины, сюжетно-ролевые игры.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Совместные проекты «Профессии моих родителей», «Кем быть?».
  4. Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты, реализация социально-значимых проектов.
  5. Кружковая работа.

Формирование культуры здорового образа жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
  • понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья;
  • важность физической культуры спорта для здоровья;
  • выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
  • ведение активного образа жизни – прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования;
  • взаимосвязь природы и человека;
  • важность профилактических мероприятий;
  • пагубность влияния на организм человека вредных привычек
  • Интернет -безопасность

 Виды деятельности:

  1. Тематические беседы о ЗОЖ, дискуссии, сюжетно-ролевые игры.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Спортивные секции, оздоровительные процедуры, проведение Дней здоровья.
  4. Школьные и районные спортивные соревнования.
  5. Социально-значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Социологические опросы по проблеме ЗОЖ и мероприятия по безопасности сетевого общения -   «Я и мои виртуальные друзья», «Сказка о золотых правилах безопасности в интернете», «Интернет – это польза или вред?»

  1.  Лекторий для родителей и обучающихся.

 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

  • развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание взаимосвязи природы и человека;
  • важность экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем;
  • понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.

Виды деятельности:

  1. Образовательные экскурсии в природу, научно-исследовательские конференции.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Экологические проекты и акции «Мусор – это серьезно», «Не сжигайте, люди, листья!», «Мой чистый посёлок» и т.д.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

  • представление о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного в искусстве, труде, природе, творчестве;
  • интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке;
  • потребность в занятиях художественным творчеством;
  • культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии.

Виды деятельности:

  1. Тематические беседы, утренники, концерты, конкурсы.
  2. Библиотечные уроки, выставки.
  3. Совместные проекты «Неделя детской книги».

  Воспитание историей

  • События прошлого и настоящего;
  • Идеалы и ценности;
  • Люди и личности;
  • Отечество;
  • Сам человек
  • Данные элементы можно дополнить:
  • 1.Язык
  • 2.Семья
  • 3.Традиции
  • 4.Культура
  • Виды деятельности:
  1. Экскурсии по святым местам   края, по стране, в музеи.
  2. Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
  3. Классные часы и внеклассные мероприятия

 Совместная деятельность школы, семьи и общественности

Основные участники реализации программы – педагоги, учащиеся, родители, общественные организации, учреждения дополнительного и профессионального образования, учреждения культуры, социальные структуры.

 Виды деятельности:

  1. Родительский лекторий.
  2. Дискуссионная площадка по проблемам нравственного воспитания.
  3.  Общешкольные родительские собрания.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Через систему духовно-нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья. Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.

1.Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания обучающихся. 2.Вовлечение в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественности, социального окружения.

3. Рост количества семей, вовлеченных в систему воспитания будущих граждан России с ярко выраженным чувством долга служения Отечеству и стремлением создания благочестивой, крепкой российской семьи. 4.Диссеминация опыта работы школы в сфере организации системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 5.Повышение квалификации педагогов школы в направлении духовно-нравственного развития и воспитания.

Перспективы развития

- Обеспечение реализации федеральных государственных стандартов образования  основного общего образования. - - Организация преемственности между дошкольным, начальным и средним образование по духовно-нравственному воспитанию детей.

- Публикация в СМИ  практического материала по данной теме.

- Обобщение и распространение опыта работы по инновационной деятельности среди ОУ района.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Власова Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике Текст. / Т. И. Власова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания Текст.: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 139-149.
  2. Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников Текст. / Т. И. Власова. — Ростов н/Д., 1999.
  3. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы Текст. / В. В. Знаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 - 448 с.
  4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. «Воспитание школьников». – 2005. - №1. – 147с.
  5. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.
  6.  О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. «Воспитание школьников». 2009. - №8 – 10 -16с.
  7. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Белово, 2010. – 48-49с.


Предварительный просмотр: