Методический семинар

Журба Наталья Петровна

Опыт моей педагогической деятельности сформировался на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средней общеобразовательной школы №2" села Ладовская Балка. В данной школе работаю с 1995 года. общий стаж педагогической деятельности составляет 32 года.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журба Наталья Петровна учитель начальных классов первой квалификационной категории Стаж: 25 лет МКОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка Ребёнок - это не сосуд который надо заполнить знаниями, а свеча, которую надо вовремя зажечь и поддерживать это пламя энтузиазма как можно дольше.

Слайд 2

« …Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…» Л.Н.Толстой

Слайд 3

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников

Слайд 4

Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества. Проблема Ученики : не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях; снижается интерес к знаниям; с нижение интеллектуального, духовного и творческого уровней н а уроках скучно… «Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время»

Слайд 5

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим

Слайд 6

Таким образом, актуальность состоит в том, что исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Слайд 7

Научно-методическая новизна заключается в создании системы формирования УУД через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочное время.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Слайд 2

Педагогический опыт «Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС»

Слайд 3

На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников» Учебная программа построена так, что исследовательский метод обучения присутствует на каждом уроке. Поэтому, за время работы по данной теме сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

Слайд 4

1 класс На этапе открытия новых знаний часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, обучающиеся сами должны найти поиск решения задания.

Слайд 5

2 класс Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. 3 класс Начинается обучение коммуникативному исследованию по плану: Выявление проблемы. 2. Постановка цели. 3. Отбор материала. 4. Соотнесение собранного материала с темой и целью

Слайд 6

4 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Исследовательская работа «История моей семьи»

Слайд 3

Поделки из бросового материала

Слайд 4

Результативность деятельности Позитивная динамика учебных достижений Класс Учебный год Качество % Обученность % 1 кл. 2012-2013 безотметочное обучение 2 кл. 2013-2014 безотметочное обучение 3 кл. 2014-2015 28% 96% 4 кл. 2015-2016 1 четверть 38% 100%

Слайд 6

Результативность исследовательской деятельности Основные параметры - устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; - положительная динамика уровня обученности - качественная динамика мотивации учебной деятельности; - прочные навыки исследовательской деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы: - развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся; - создание предпосылок для формирования умений работы над проектами; - осознание ценности творческого открытия учащимися; - высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.

Слайд 7

Своё выступление я хочу закончить притчей: Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Всё в наших руках, коллеги!!! Дерзайте и у Вас всё получится! Спасибо за внимание!

Слайд 8

Интернет ресурсы https:// infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-formirovaniya-uud-mladshih-shkolnikov-834707.html http:// www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/170160-issledovatelskaja-dejatelnost-kak-odno-iz-usl.html



Предварительный просмотр:

Объяснительная записка

Опыт моей педагогической деятельности сформировался на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» села Ладовская Балка. В данной школе работаю с 1995 года. Общий стаж педагогической деятельности составляет 25 лет.

В ходе учебно-воспитательной работы я столкнулась с противоречием, которое заключается в том, что с одной стороны, ученики, имеют высокий уровень знаний, а с другой – не умеют применять эти знания в реальных ситуациях, с которыми каждый из них сталкивается постоянно.

Отсюда была определена проблема обучения – как помочь детям не только улучшить процесс усвоения учебного материала, но и способствовать тому, что бы они, параллельно с этим, могли легко применять этот материал на практике, повысив их самостоятельность.

Стандарты второго поколения определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное  развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научиться учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология.

Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи Исследовательская деятельность для них является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации и формирование познавательных универсальных учебных действий. Исследовательская работа активирует деятельность обучающихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим.

Таким образом, актуальность состоит в том, что исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Научно-методическая новизна заключается в создании системы формирования УУД через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочное время.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования  универсальных учебных действий младших школьников»

Учебная программа построена так, что исследовательский метод обучения присутствует на каждом уроке.

Поэтому, за время работы по данной теме сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

Начиная с 1 класса на уроках использую специальные игры и задания, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка. Школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать, знакомиться с приёмами рефлексии и самоконтроля. На этапе открытия новых знаний часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, обучающиеся сами должны найти поиск решения задания.

Во 2 классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать проводить эксперименты.

3 класс.

Начинается обучение коммуникативному исследованию по плану:

1. Выявление проблемы.

2. Постановка цели.

3. Отбор материала.

4. Соотнесение собранного материала с темой и целью.

4 класс

Рассматриваются этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы.

2. Выработка гипотез.

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность, организованная на уроке, оказывает прямое воздействие так же и на внеклассную работу.

Четвёртый год веду факультатив «Мы и окружающий мир». На таких занятиях мы учимся работать над проектом и умением их представлять. Например, их взволновала тема «История моей семьи» - откуда пошло начало их рода, что обозначает их фамилия, имя, родословное дерево. Поднимаются экологические проблемы: утилизация мусора, что можно сделать из бросового материала.

По результатам уровня самостоятельности выполнения учащимися комплексной контрольной работы высокий уровень самостоятельности показало меньшее количество учащихся, но более высокий процент стал у учащихся с средним уровнем самостоятельности.

Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:

Учащиеся 3 – х классов успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам 3 класса и показали, средний уровень сформированности метапредметных результатов. Не справившихся  с комплексной работой  - нет.

     Таким образом, анализ результатов выполнения итоговой  комплексной работы показал средний уровень усвоения  образовательной программы учащимися 3 классов.

Результативность деятельности класса и развитие метапредметных результатов также подтверждают и  психологические исследования при диагностике с 1 по 3 класс.

 В настоящий момент (3 класс)  мотивация  к учению сформирована на хорошем уровне (высокий уровень поднялся с 12% -1 класс, до 52% -3 класс)  - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г.Лусканова.

 Внимание развито также на уровне выше среднего (уровень внимания вырос с ниже среднего до среднего (выросло на 23 %) - методика «Буренки» Овчаровой Р.В..)

Логическое мышление развито на высоком уровне (умения находить различия и сходства), (уровень поднялся с 40% до 77%, уровень логического мышления вырос на 37%); Методика «Исключение лишнего»  Рогова Е.И., Немова Р.С

Коммуникативные навыки (умение ребенка взаимодействовать с родителями, ровесниками, учителями) развиты на высоком уровне (коммуникативные навыки взаимодействия с учителем выросли на 16%, с родителями – на 15%, с одноклассниками -  на 4 %)

Таким образом, результаты развития класса к настоящему моменту выше среднего. Выросла мотивация к учению, логическое мышление и коммуникативные навыки, т.е. способность к саморазвитию и самореализации, «умение учиться».

  Вывод:

-устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету;

- положительная динамика уровня обученности;

- качественная динамика мотивации учебной деятельности;

- прочные навыки исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей обучающихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;

- осознание ценности творческого открытия обучающимися;

-высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.