Теселкина Нина Борисовна

Прошина Елена Викторовна

ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили необходимость родителям оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.
В связи с этим мой проект решает следующие проблемы:
1.Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных культурных сельскохозяйственных культур,необходимых человеку.
2.Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.
3.Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.
Для решения этих проблем с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывался творческий проект «Наш огород». Символ проекта – фотоколлаж с изображенным на нем солнца, как источника света, тепла для жизни растений. Каждый его луч – необходимое условие для полноценной здоровой жизни растения и человека, которые растут под солнцем внимательными и заботливыми, трудолюбивыми созидателями
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать основы экологической культуры, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающей природой, развивать интерес к явлениям и условиям природы, удовлетворять потребности детей в самовыражении и самостоятельности.
ЗАДАЧИ:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
-Воспитывать культурно-трудовые и гигиенические навыки;
-Формировать начальные представления о росте и процессах посадки овощных культур, их физиологии
-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
-Практически овладевать нормами речи, общения со сверстниками и взрослыми.
-Развивать продуктивную деятельность, детское творчество:
-Приобщать к изобразительному искусству.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
По завершении проекта дошкольники:
-Смогут иметь элементарные представления о физиологических процессах растений и посадке культурных овощных растений, их пользе и необходимости в жизни человека.
-Здоровом образе жизни, зависимости здоровья от экологически чистых продуктов, используемых в питании человека.
-Знания о пользе труда и физической нагрузки на организм.
-Научиться заботиться об уходе за растениями.
-Приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе о растениях, высказывать свое мнение.
_-Смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители в развивающей среде группы.
Ранняя весна – пора посева и посадки многих культурных растений. Дошкольники отмечают, что если не произвести посадку, то летом и осенью не будет фруктов, ягод и овощей. А один ребенок сказал, что если бы он знал, как можно посадить огурцы, свеклу, и помидоры, никогда бы этого не забыл и всегда бы это делал. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы и начала нашего проекта. Дети стали выдвигать различные предложения, рассуждать о том, что они знают о посадке разных видов овощных и ягодных культур. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить. Им было предложено обсудить: Что они знают об овощных культурах? Что хотят узнать о них?.Как их посадить и как ухаживать и вырастить?
С детьми обсудили эти вопросы, и они высказали мнение о том, что знают овощные культуры и хотели бы узнать больше как они растут, и как образуются овощи? После этого приняли решение:
1 С помощью родителей вскопать землю и приготовить её для посадки.
2. Приготовить грядки и закупить семена для посадки.
3 Дети разбились на 5 групп и выбрали культуру для посадки на своих грядках.
4. Оказались следующие выбранные культур: свекла, лук репчатый, морковь, огурцы, помидоры, салат.
Далее с детьми шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью. Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительные буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта и помогли увидеть им свое место в нем и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку. Отдельно хочется отметить роль родителей именно в рамках воспитания нравственного и социально-трудового воспитания детей в ходе данного проекта. В воспитании ребенка наличие положительного примера , достойное поведение со стороны взрослого играет первостепенное значение. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, правильно питаться, заниматься спортом и полезным трудом. Поэтому были выбраны формы взаимодействия с родителями:
--конференция для родителей «Трудовое воспитание в семье»
- анкетирование родителей «Что нужно знать об овощных культурах?»
-создание родительских газет «Профессии сельского труда»
--изготовление творческих работ «Наш огород- самый, самый!»
- проведение ярмарки «Овощных культур».
В процессе поиска информации с детьми проводились беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая работа, завели дневники наблюдения. Мы провели анкетирование родителей, в процессе которого дошкольники задавали вопросы волнующие их о культурных растениях и их выращивании, а родители с удовольствием отвечали на них:
- Какие культуры относятся к овощным?
-Какие витамины содержатся в моркови, свекле и капусте?
- Когда надо сажать овощные культуры и как?
- Какие культуры относятся к бахчевым?.
-Арбуз –овощ или ягода ?
Вместе с родителями дети нарисовали плакаты с овощными культурами, в группе были проведены занятия по теме «Овощи и ягоды».Большой интерес у дошкольников вызвали газеты родителей с изображением людей села, их быт и труд на полях и огородах. Родители для создания газет использовали иллюстрации из книг, старых журналов и газет. Так как жизнь растений зависит от микроорганизмов и бактерий которые живут в земле, дети решили исследовать раствор земли. Они смочили салфетку раствором земли и посмотрели под микроскопом. Их удивило движение маленьких частиц-микробов и бактерий . Делают вывод: после работы с землей надо тщательно мыть руки. Эта исследовательская работа сформировала привычку - чаще мыть руки, следить за чистотой и соблюдать правила гигины.
Потом ребятам захотелось произвести посадку своих культур.Они тщательно совместно с родителями взрыхлили почву на грядках, рассеяли семена, засыпали их и полили . С большим интересом и энтузиазмом работали.На этом этапе воспитанники совместно с педагогами и родителями придумали темы своих творческих работ из природного материала на тему «Наш огород самый, самый!» Названия самые разные: «Синьор-Помидор», Свекла- королева борща», Морковь-красная девица сидит в темнице», «Лук от семи недуг!». Дети с удовольствием делали рисунки в своих дневниках наблюдений: нарисовали как всходили овощи, как они их поливали, как рвали первые перышки лука , как пололи травку-сорняк.
Дети задумались, все ли продукты, которые получают из овощных культур полезны для здоровья? В этом им помогла дидактическая игра «Полезные и неполезные продукты»Дети двух команд распределили картинки с продуктами на две группы: полезные и неполезные Оказалось, что любимые многим картофель фри, гамбургеры, морковь по корейски относятся к неполезным продуктам. Всем понравилась эта игра, и дети решили слепить из соленого теста полезные овощи и полученные из них продукты,а затем раскрасить их.
Далее дети совместно с родителями провели беседу с демонстрацией видеофильма о профессиях села. Дети узнали как трудно выращивать, убирать и хранить овощные культуры.. После этого дошкольники по-другому стали относить к еде, хлебу, картофелю. На собственном примере они поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому вместе с родителями с удовольствием трудились на своих огородах, помогали, кто чем может.
Итоговым мероприятием стала ярмарка «Овощных культур»При подготовке к ней дети самостоятельно подготовили овощные культуры к продаже на ярмарке, определили цену каждой культуре. Затем приготовили пригласительные билеты на ярмарку. В этой ярмарке приняли участие мамы, папы, бабушки и гости п. Монино. Воспитатели и гости покупали овощные культуры по очень низким ценам, а дети радовались, что заработали деньги для покупки семян и удобрений на следующий год.
Организационная деятельность.
1.Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, журналы,рисунки-материал по данной теме.
2.Приобрести материал: контейнеры, семена овощных культур, микроскоп, оборудование для эксперимента.
3.Составить план проведения ярмарки.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение овощных культур»,»Условия, необходимые для роста овощей»
Беседа с детьми: «Посадка овощей»,Первая зелень», «Витамины для детей», «Полезная пища».
Проведение дидактической игры: «Полезные продукты и не полезные»
Рассматривание иллюстраций, рисунков с изображением овощей(сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать овощи по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
Образовательная область «Труд» и «Безопасность»
Совершенствование умений трудиться на природе, работать с бумагой, картоном, природным материалом.
Образовательная область «Социализация»
Развитие дружбы, умений работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду человека и товарищей.
Образовательная область «Коммуникация»
Совершенствование умений и навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, обогащение словарного запаса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали посадку, рост, развитие и уборку овощей, отметили роль их как необходимых продуктов питания в жизни человека, изучили чудодейственное влияние на здоровье.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, самостоятельность ,осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимы овощи?

Добавить запись

Защита от спам-роботов