Авторская разработка урока Марина Цветаева «Моим стихам…».

Оганесян Нина Левоновна

Тема: Марина Цветаева «Моим стихам…».

Подготовила: Оганесян Н.Л. - учитель русского языка и литературы ФГОУ-СОШ №21 МО РФ

Предмет:русская литература.       Класс: 11-а    

Дата проведения: 18.10.2012.

Тип урока: урок-обобщение, систематизация и проверка знаний.

Цели и задачи урока:

Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить  словарь литературоведческих понятий.

Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать  навык  исследовательской  работы  над художественным  текстом, отработать  навык  написания  сочинения-  рассуждения.

Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.

Оборудование и оформление класса: портрет М. Цветаевой,  иллюстрация  «Если душа родилась крылатой»,  выполненная учащимися 11 класса,  карточки с заданиями,  распечатки стихотворений М.Цветаевой,  музыкальное сопровождение – песня  «Мне нравится»  в исполнении ученицы класса.

Техническое оснащение: телевизор  для показа  презентации  «Марина Цветаева».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetaeva_moim_stikham-polnaya_versiya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 2и

Открытый урок

по русской литературе в 11-а классе.

Урок проведен 18 октября 2012 года в рамках мероприятий, посвященных V Дням русского слова в Армении – 2012. На уроке присутствовали учителя  школы, представители  Российского учебно-методического центра русского языка.

Тема: Марина Цветаева «Моим стихам…».

Подготовил: учитель русского языка и литературы  Оганесян Нина Левоновна

Класс: 11-а    

Дата проведения: 18.10.2012.

Тип урока: Урок-обобщение, систематизация и проверка знаний.

Цели и задачи урока:

Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить  словарь литературоведческих понятий.

Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать  навык  исследовательской  работы  над художественным  текстом, отработать  навык  написания  сочинения - рассуждения.

Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.

№  П/П

Название современных образовательных технологий, применяемых  в УВП

Этапы урока, на которых применяется технология

Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

На всех этапах урока

Технология проведения дискуссий

В основной части урока

Развитие критического мышления через чтение и  анализ произведения

В течение урока

Оборудование и оформление класса: портрет М. Цветаевой,  иллюстрация  «Если душа родилась крылатой»,  выполненная учащимися 11 класса,  карточки с заданиями,  распечатки стихотворений М.Цветаевой,  музыкальное сопровождение – песня  «Мне нравится»  в исполнении ученицы класса.

Техническое оснащение: телевизор  для показа  презентации  «Марина Цветаева».

                                                  Ход урока:

Этап

Организационный момент:

  • Приветствие
  • Определение темы урока

Этап

Постановка цели и задач урока .Сегодня нам предстоит   познакомиться с одним из интереснейших стихотворений  М.Цветаевой “Молодость”, провести  анализ стихотворения,  определить характерные особенности  цветаевской  лирики и обобщить творчество  поэта. (Слайд №  )

Слово учителя:

  • «Поэзия М. Цветаевой озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл»,  - писала А.Саакян, исследователь творчества М. Цветаевой. Эпиграф к нашему уроку:  «Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен».  В рабочей тетради  М.Цветаевой за 1940-1941 гг. есть перевод стихотворения Герша Вебера, строки которого удивительно созвучны ее личной и поэтической судьбе.

На трудных тропах бытия

Мой спутник  -  молодость  моя.

Бегут как дети по бокам,

Ум с глупостью, в середке  - сам.

А впереди  - крылатый  взмах:

Любовь на золотых крылах.

А этот шелест за  спиной –

То  поступь Вечности  за  мной.

Этап

Актуализация и систематизация опорных знаний по творчеству М.Цветаевой. (Устный опрос)

Учитель:

  • В какое  время  поэтесса  вступила  в  русскую  литературу?

(Выступления учащихся с характеристикой эпохи Серебряного века).    Ученик: 

  • Атмосфера трагизма мира, характерная для начала века, ярко была отражена в стихах А.Блока «неслыханные перемены, невиданные мятежи»,  «уюта нет, покоя нет», писал  он.

Ученик:

  • В судьбах многих поэтов начала века отразилась  драма истории. Трагическим был уход А. Блока и Н. Гумилева, В. Маяковского и С. Есенина Н.Клюева и Осипа Мандельштама. В вынужденной  изоляции оказались М. Волошин,  А. Ахматова. Жизнь М.Цветаевой как бы вобрала в себя все варианты этих судеб. (Слайд № )

Чтение учащимися изученных стихотворений, «Красною кистью рябина зажглась», «Моим стихам…», прослушивание музыкальной композиции «Мне нравится»  в исполнении ученицы.

Учитель:

  • Поэтический дар наделяет  человека божественной  властью  над умами людей и их душами,  возносит его над житейской суетой, делает его  «безбытным». Но в то же время поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может.

«Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное – взято».      

М.Цветаева

Согласны ли вы с этим утверждением М.Цветаевой?  

(Учащиеся выражают свои мнения).

Учитель: 

  • Давайте вспомним некоторые биографические факты поэта.

Ученик:  

  • Характер Марины Цветаевой был не из легких – и для  окружающих, и для нее самой. Гордость и застенчивость, упрямство и твердость воли, непреклонность, слишком рано возникшая потребность оградить свой  внутренний мир. Марина считала, что многое в ее характере от бабушки, красавицы-польки, чей портрет висел в комнате матери.

(Читает стихотворение «Бабушке»).

Ученик:

  • «Марина  была своевольной, беспорядочной, пренебрегающей мнениями и интересами окружающих  девчонкой…

Ученик: 

  • «Общепринятое ей было чуждо, уже в молодости у нее были  особые отношения с миром, в которых  явь так тесно сплелась с фантазией,. что невозможно было их отличить. Она писала  В.Я.Брюсову – мэтру  русских символистов:

Улыбнись в мое «окно»,

Иль к шутам меня причисли, -

Не изменишь,  все равно!

 «Острых чувств» и «нужных мыслей»

Мне от Бога не дано.   

Этап

Постановка и решение проблемного вопроса. Как в стихотворении  выражается  характер и судьба  поэта? Как  поэту  удается  раскрыть свой личный мир и обратиться    к  эмоциям каждого из  нас?                           (Анализ стихотворения  «Молодость»).  Памятка по анализу стихотворения у каждого ученика.

  1. Какими художественными  средствами и приемами создается  образ молодости?
  2. Как происходит развитие образа молодости?
  3. Какую роль играет звукопись?  
  4. Опишите лексику последнего четверостишия первой части?
  5. Как изменяется образ молодости во второй части стихотворения?
  6. Какое впечатление от стихотворения?

Ученик:

  • Все стихотворение – варьирование образа  молодости. Варьирование- один из постоянных приемов Цветаевой: сначала  идет риторическое обращение, затем образ становится все более конкретным. Сначала, в первой строфе  молодость- это «сапожок непарный», во второй строфе она уже  «ноша и обуза».Далее образ молодости обретает черты живого человека . Анафора – единоначатие строк -  усиливает эмоциональное воздействие.

Учитель:

  • Какие художественные средства  можем отметить?

Ученик:  

  • Эпитеты – «моя чужая»,  малиновая юбка», «лазоревая шаль» - Яркость цветовых эпитетов  сочетается с экспрессивностью повелительного наклонения во  второй части стихотворения.

Ученик: семантический и синтаксический параллелизм: «Полыхни малиновою юбкой … . Полосни  лазоревою  шалью»… Наличие восклицательных предложений усиливает напряженность стиха.

Учитель: 

  • Обратим внимание на дату написания стихотворения.

Ученик:

  • 18 ноября 1921 года написана первая часть стихотворения и 20 ноября 1921 года- вторая.  Стремительность, с какой создавалось оно, очень характерна  для Цветаевой. Это прощание, разрыв, это состояние, когда погибает часть души «вырванная из грудных глубин». Обрывается  стихотворение на высокой, решительной, отчаянной ноте Так прощаются с чем-то очень дорогим и любимым и прощаются навсегда..

Этап

Рефлексия  (Работа  по  таблице «Особенности цветаевской лирики»)

Отметьте характерное для цветаевской лирики.

  • цветаевская гордая Муза
  • динамические  метафоры
  • пленительно неправильный синтаксис
  • стремительный блеск логики
  • предельная искренность, исповедальность
  • отступление от синтаксической и лексической формы
  • аллитерация, внимание к звуковому облику слова
  • «футуристически»  броские эффектные  строки
  • фольклорное  начало

Этап

Домашнее задание:  написать  сочинение - рассуждение  «Стихи М.Цветаевой», инструкция по выполнению.

Этап

Подведение  итогов  урока.

Выставление оценок.