Результаты работы учителя-дефектолога2021-2022гг, 2022-2023гг, 2023-2024 гг учебные года

Лущик Инна Владимировна

 

Уважпемые коллеги!

На этой странице представлены листы - достижений за три года моей работы в должности дефектолога. В них представлены результаты работы с детьми, а так же участие в конкурсах совместно с воспитателями, учителем- логопедом, педагогом - психологом ГБОУ Школа №1241 корпус 7. Синюковой Е.В.

1. Сертификат участника в педагогическом конкурсе "Дефектологов". Института профессессиональной переподготовки 09.09.2021.

2. Диплом учаcтника проекта "Семейный букроссинкг 2022" Совместно с педагогом - психологом ГБОУ Школа №1241 корпус7 Синюковой Е.В. и детьсми старшей дошкольного возраста. №43912542

3. Диплом победителя ЕВ№32078 Профессионально-педагогического конкурса, проводившегося 08.11.2022- 10.11.2022 в номинации "Мы встречаем Новый Год 2023" . Образовательная область- "Художественно-эстетическое развитие"

4. Всероссийский конкурс "Добрая книжка" от кампуса "Дошколка Алтая" номинация: " Моя инклюзивная история" Сертификат №043962.

5. Сертификат участника фестиваля: "Профессия дальнего действия" 20.08.2023.

6.Сертификат участника Всероссийской научно-практической коференции с международным участием "Семья особого ребёнка" 28.11.2022.

7.Городской образовательный проект "Книжный дом". Номинация: "Иллюстративное пособие для детей". Диплом победителя №43912./824. Совместное участие с  педагогом - писхологом корпус 7 Синюковой Е.В.

8. Свидетельство №10549516 об участии в независимой диагностике"Дефектология" достигнутый уровень - экспертный 21.06.2024.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лист достижений   учителя – дефектолога Лущик  Инны Владимировны корпус 7

 в 2023- 2024 учебном году

Время

Организация

Название

Участники

Результат

Ссылка

13.10.2023 –31.11. 2023

Городской методический центр  

Городской батл «Исследователи природы»

Учитель-дефектолог Лущик И.В. (куратор)

Пиатрович  Василиса – участник

Спикин Святослав - призёр

1.Диплом участника Пиатрович Василиса  (номинация «Дошкольники старшие и подготовительные группы) №112 4049/3618)

2. Диплом призёра Спикин Святослав (номинация «Дошкольники старшие и подготовительные группы)  № 1126604/4632)

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

13.11.2023

МУППИ

Педагогическая конференция

«Логопедическая гостиная. Педагог – дефектолог по работе с детьми аутистического спектра»

Учитель- дефектолог Лущик И.В.

Сертификат участника

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

06.12.2023

Высшая школа делового администрирования

Всероссийский детский конкурс «Письмо желаний»

Учитель-дефектолог Лущик И.В. (куратор)

Тимушкина Александра – первое место

Диплом первое место  №4526716458 от 06.12.2023

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg 

09.01.2024-13.05.2024

Городской методический центр

Городской конкурс «Мир дошкольника – первый опыт 2024»

Учитель-дефектолог

Лущик И.В.

Сертификат  участника №43912/108)

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

09.01.2024-27.12.2024

Городской методический центр

Городской образовательный проект «Книжный дом»

Учитель-дефектолог

Лущик И.В.

Диплом №43912/824 победителя в номинации «Иллюстративное пособие для детей)

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

Апрель 2024

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединённая дирекция государственных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан –Тау»

Всероссийский конкурс кормушек «Воробей- не робей»

Учитель- дефектолог Лущик  И.В. (куратор)

Мартын Иван (участник)

Сертификат участника

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

21.05.2024

ФГБНУ «ИКП РАО»

I Всероссийская научно- практическая конференция: Эмоциональное взаимодействие взрослого и ребёнка: Путь к диалогу

Учитель – дефектолог Лущик И.В.

Сертификат участника

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

В течение учебного года

https://museum.olimpiada.ru/

Олимпиада «Парки. Музеи.Усадьбы»

Учитель – дефектолог

ЛущикИ.В. (сопровождение детей)

Сертификат участника на детей  по коду 4444545

Благодарность учителю - дефетологу

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

14.05.2024

https://xn--80abbtppef4cg9f.xn--p1ai/

Бумажный Бум

Учитель – дефектолог Лущик И.В. (участие)

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

08.04.2024-19.04.2024

ГБОУ Школа №1241 корпус7

Дефектологическая  практика

Учитель- дефектолог Лущик И.В.

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg

20.05.2024-25.05.2024

ГБОУ Школа№1241 корпус 7

Дефектологическая практика

Учитель- дефектолог Лущик И.В.

https://disk.yandex.ru/d/GC0fqztmIsdRsg



Предварительный просмотр:

Лист достижений   учителя – дефектолога Лущик  Инны Владимировны корпус 7

 в 2022- 2023 учебном году

Дата

Организация

Название

Участники

Результат

Ссылка

08.11.22-10.11.22

Автономная некоммерческая организация «Научно - образовательный центр педагогических проектов»  

Номинация «Мы встречам  Новый Год - 2023»

Учитель-дефектолог Лущик И.В.

Диплом первой степни ЕВ№32078

https://drive.google.com/file/d/1ic1YHtL_W13bHgXht1SAdLqXZiUjromK/view?usp=sharing

15.05.2023

Университет Детства

Всероссийский конкурс «Добрая книжка» от кампуса «Дошкольники Алтая»

Учитель-дефектолог Лущик И.В.

Сертификат 043962

https://drive.google.com/file/d/1NYU7Gihh1YZdTpXcRkKhkYrZG4LmzaN7/view?usp=drive_link

Март 2023

Международная ассоциация совершенствования столичного образования

Фестиваль Профессия Дальнего действия

Учитель-дефектолог Лущик И.В.

Сертификат

https://drive.google.com/file/d/19HAmzHcn6iVnS6fEEcXz299giiSiNaDA/view?usp=drive_link

Май 2022

ГМЦ

Конкурс Большая игротека

Учитель-дефектолог Лущик И.В.

Педагог - психолог Синюкова Е.В.

Воспитатель Королева А.А.

Сертификат 43912/361

https://drive.google.com/file/d/1w5s0jn-fjh22VutcAHnWyMxSkHq1nki_/view?usp=drive_link



Предварительный просмотр:

Лист достижений   учителя – дефектолога Лущик  Инны Владимировны корпус 7  2021- 2022гг.

Дата

Организация

Название, результат

Участники

Ссылка

09.09.21

Институт повышения квалификации и переподготовки Дефектологии Проф.

Международный конкурс дефектологов. Участник 

Дефектолог Лущик Инна Владимировна

https://disk.yandex.ru/client/disk/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3

Май 2022

Городской Методический Центр

Семейный Буккроссинг -2022

Дефектолог Лущик Инна Владимировна

https://disk.yandex.ru/client/disk/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3

Май 2022

 ГБОУ Школа 1241

  Финалисты творческого конкурса первое место «В гостях у дедушки Корнея»

Педагог-психолог Синюкова Е.В.

Учитель- дефектолог Лущик И.В.

Воспитанники групп 7/3 и7/5

https://disk.yandex.ru/client/disk/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1241 «На Красной Пресне»

Анализ работы за 2021-2022учебный год

учителя-дефектолога

Лущик Инны Владимировны

Цель: планирование, организация и осуществление коррекционной работы с детьми с ОВЗ, которые испытывают трудности при освоении программного материала.

Задачи:

-проведение всестороннего изучения особенностей развития каждого ребёнка;

-проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей;

-оказание консультативной и методической помощи всем субъектам образовательного процесса;

-повышение компетентности родителей в вопросах организации развивающей работы с ребёнком;

-повышение уровня профессиональных компетенций путём самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

Основные направления коррекционно-развивающего обучения

-формирование и развитие предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов

- формирование и развитие элементарных математических представлений и познавательной сферы

- коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций

- развитие слухового и слухозрительного восприятия, речевого слуха, понимания обращённой речи, коррекция и развитие произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи (сурдопедагогика)

В начале учебного года было проведено психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, поступивших по заключению ЦПМПК, по результатам которого были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Дошкольное отделение

АООП 7.1(11 чел.), из  низ 2 человека имеют статус инвалидности.

АООП 2.1 (1 чел)

Результативность коррекционно-развивающей деятельности

Из 11 детей с ОВЗ:

- 2 ребёнка с ОВЗ выпускаются в 1 класс (данным детям рекомендовано пройти комиссию ЦПМПК для продолжения дальнейшей работы с учителем – дефектологом в школе).

Формы организации занятий

-индивидуальные /подгрупповые, продолжительностью 25-30 минут,2 раза в неделю, с учётом особенностей каждого ребёнка.

Консультативная работа

Работа с педагогами:

-консультирование педагогов по волнующим их вопросам, касающихся особенностей и специфики работы с конкретным ребёнком.

Работа с родителями:

-проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Методическая работа

Конкурсы

1.Участие в конкурсе «Международный конкурс дефектологов» на базе института повышения Квалификации и Переподготовки Дефектология Проф. Дата проведения конкурса 09.09.2021. Номер сертификата KO 1113

2. Участие в проекте «Семейный букроссинг-2022». Номер диплома участника №43912/52.

3. Участие в конкурсе «В гостях у дедушки Корнея» с воспитанниками группы 7.3 и 7.5. финалист конкурса (первое место) в номинации «Страна Чукеокала».

Онлайн-курсы

- Детская нейропсихология. Методы диагностики и коррекции.  На базе Про – школы.

- Разработка методических рекомендаций и подбор индивидуальных заданий для работы с ребёнком в летний период

Вывод:

Цели и задачи, поставленные в начале учебного, были выполнены.

Коррекционная работа проведена по необходимым направлениям.

Для индивидуальной работы составлены ИОМЫ на каждого ребёнка.

Статистический отчёт учителя-дефектолога о результатах работы за 2021-2022 учебный год.

Заключения ЦПМПК

Количество детей

Положительная динамика

Без динамики

Количество детей для продолжения коррекционного обучения

ЗПР

АООП 7.1

ДОУ-11 чел.

11 чел.

-

10 чел.

АООП 2.1

ДОУ-1 чел.

1 чел.

-

-

2 человека идут в школу.

Учитель-дефектолог  Лущик  И.В.

Дата: 09.06.2022



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1241 «На Красной Пресне»

(ГБОУ Школа № 1241)

123376, Б. Трёхгорный пер., дом 3, Москва

Телефон: (499)252-37-88   E-mail: 1241@edu.mos.ru   http:// sch1241.mskobr.ru

ОКПО 16649915, ОГРН 1037700176766, ИНН/КПП 7703363890/770301001

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                 Директор ГБОУ Школа № 1241

__________________ А. Г. Алексеев

«___» ____________ 202__ г.

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                           Старший воспитатель, председатель ППС

__________________ Т. В. Воронова

«___» ___________ 202_ г.

Годовой отчет о результатах работы учителя-дефектолога

__Лущик Инны Владимировны

 за 2022-2023 учебный год

                                                                                         

г. Москва

  1. Статистический отчет

ГБОУ Школа № 1241 корпус 7,8, 3,4

Группа (ы)__7/5, 7/2, 7/3, 8/2, 3/4, 3/2, 4/1, 4/3._______________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество дефектолога___Лущик Инна Владимировна___________________________________________

Дата составления отчета __15.06.2023____________________________________________________

Заключение

ЦПМПК

Количество детей на начало учебного года

Выбыло в течение учебного года

Прибыло в течение учебного года

Количество детей на конец учебного года

Количество выпущенных детей

Рекомендовано направить

Количество детей, оставленных для продолжения обучения

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без значительного улучшения

Общеобразовательная школа

Специальная (коррекционная) школа __ вида

Общеразвивающая группа ДОУ

ЗПР 7.1

4

0

5

9

-

7

2

3

0

6

6

РАС 8.1

1

0

0

1

-

1

0

0

0

1

1

Итого

5

0

5

10

-

8

2*

3

0

7

7

*Один ребенок по заключению введен в работу только с мая месяца.

Одному ребенку рекомендовано пройти повторно ЦПМПК.

  1. Аналитический отчет 

Главная цель работы учителя – дефектолога: планирование, организация и осуществление коррекционной работы с детьми ОВЗ, которые испытывают трудности при освоении программного материала.

Основные задачи:

- проведение всестороннего изучения особенностей развития каждого ребёнка;

- проведение коррекционно развивающей работы с детьми, с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей;

- оказание консультативной и методической помощи всем субъектам образовательного процесса;

- повышение компетентности родителей в вопросах организации развивающей работы с детьми;

- повышение уровня профессиональных компетенций путём самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

  • Формирование и развитие предметно- практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений и познавательной сферы
  • Коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций

Работа велась в четырёх корпусах.

7 корпус: подготовительная группа и младшая группа, средняя группа

8 корпус: подготовительная группа

3 корпус: подготовительная группа и старшая группа

4 корпус: средняя группа и подготовительная группа

Программно-методическое обеспечение: 

Сенсорное и сенсомоторное развитие 
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

Список литературы по нарушениям развития.


Задержка психического развития

1.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982

2.    Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999

3.    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

4.    Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001

5.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

6.    Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009

7.     Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005

8.     Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006

Аутизм

1.    Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

2.    Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

М: «Владос», 2002 г.

3.    Питерс Т., Гилберт К.,  Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005

4. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007

Интеллектуальные нарушения
1.    Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007

2.    Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004





Диагностическая работа.

 Основной этап диагностической работы был проведен с 1 по 15 сентября 2022. Далее диагностическая работа проводилась по мере прохождения детьми ЦПМПК.

Было обследовано: 1 ребёнок младшего дошкольного возраста, 2  ребёнка среднего дошкольного возраста, 1 ребёнок старшего дошкольного возраста,  6 детей подготовительной к школе группы.

В младшей группе № 7/3:

Обследовано -  1 ребёнок 

Нуждается в помощи учителя – дефектолога – 1 ребенок

Посещал занятия учителя – дефектолога  –  1  ребёнок (выведено – 0 детей). 

В средней группе № 7/2:

Обследовано -  1 ребёнок

Нуждаются в помощи учителя – дефектолога – 1 ребёнок

Посещали занятия учителя – дефектолога  – 1 ребёнок(выведено – 0 детей). 

В подготовительной группе 7/5:

Обследовано -  2 детей. 

Нуждаются в помощи учителя – дефектолога 2 ребёнка. 

Посещали занятия учителя – дефектолога – 2 ребёнока (выведено – 1 ребёнок, коррекция завершена). 

В  подготовительной  группе № 8/2:

Обследовано -  2 детей. 

Нуждаются в помощи учителя- дефектолога 2 детей

Посещали занятия учителя- дефектолога – 2 детей (выведено – 0 детей)

В подготовительной группе 3/4:

Обследовано – 1 ребёнок

Нуждается в помощи учителя – дефектолога – 1 ребёнок (выведено – 1 ребёнок, коррекция завершена)

В старшей группе № 3/2:

Обследовано -  1 ребёнок 

Нуждаются в помощи учителя- дефектолога – 1 ребёнок

Посещал занятия учителя – дефектолога  – 1  ребёнок  (выведено – 0 детей).

В средней группе 4/1:

Обследовано – 1 ребёнок

Нуждается в помощи учителя – дефектолога – 1 ребёнок

Посещал занятия учителя – дефектолога – 1 ребёнок (выведено – 0 детей

В результате диагностической работы  и по заключениям ЦПМПК в течение года выявлено:

ЗПР.АООП 7.1.- 9 человек

АООП 8.1. – 1 человек.

Коррекционно - развивающая работа.

В течение года велась систематическая работа с детьми по формированию и развитию предметно- практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений,  познавательной сферы.

Работа ведётся во взаимодействии с воспитателями, учителями-логопедами, учителем-дефектологом.

Дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет):

Ф.И. ребёнка

Группа

Выявленные нарушения

1

Александра  Т.

7/3

Недостаточное развитие продуктивной и предметно- практической

2

Егор Н

7/2

Недостаточное развитие речи, предметно- практической и конструктивной деятельности.

3

Саркис С

4/1

Отсутствие речи.  Слабо развита сенсорная сфера, низкая познавательная активность. Отставание в предметно- практической и конструктивной деятельности.  Низкий уровень элементарных математических представлений.

Направления коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Формирование и развитие продуктивной деятельности предметно-практической т конструктивной деятельности, сенсорных эталонов
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений
  • Развитие познавательной активности

В работе использовались следующие пособия:

.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

     Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009

     Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007

 В результате проделанной работы у всех детей, за исключением Саркиса С. наблюдается положительная динамика. На Саркиса С. составлена характеристика для прохождения повторного ЦПМПК.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

Ф.И. ребёнка

Группа

Выявленные нарушения

1

Агафанов М.

3/2

Поведенческий фактор, незрелость мыслительных операций

2

Егоров Д.

3/4

Слуховая и зрительная память, мелкая моторика.

3

Ксения М.

4/3

Проблемы с речью. Слуховая память. Причинно- следственные связи.

4

Иван М.

8/2

Алгоритмы предметно- практической и конструктивной деятельности.

5

Михаил С.

8/2

Отсутствие речи. Нарушены алгоритмы предметно- практической и конструктивной деятельности.

6.

Василиса П.

7/5

Низкая познавательная активность.

7

Роман С.

7/5

Слабая эмоционально- волевая сфера

Направления коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Коррекция  и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций
  • Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности
  • Формирование элементарных математических представлений

В работе использовались следующие пособия:

  -Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
- Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007
В результате проделанной работы у  6 детей наблюдается положительная динамика. Агафонов Максим взят в работу по заключению ЦПМПК с мая месяца, поэтому о динамике говорить не целесообразно. С тремя детьми (Егоров Д., Матвеева К, Соколов Р) коррекционная работа завершена. Дети выпущены в школу.

В результате работы к концу учебного года 3 воспитанников подготовительных групп со статусом ОВЗ выпускаются в школу без повторного прохождения ЦПМПК.. Все выпускники пойдут в массовые общеобразовательные школы.

На следующий учебный год остаются в работе 7 детей из них:

АООП 7.1. – 6 детей (1 статус инвалидности)

АООП 8.1. – 1 человек.

Работа с родителями.

За период с сентября по май проведены 33 индивидуальных консультаций с родителями детей, посещающих 7 и 8, 3 и 4  корпуса дошкольного отделения.

Темы консультаций:

- индивидуальный план работы по результатам диагностики;

- использование алгоритмов при работе с детьми с аутизмом;

-приучение к туалету ребёнка с синдромом Дауна;

- особенности АВА – терапии при работе с ребёнком РАС;

- развитие волевого поведения в дошкольном возрасте;

-использование разрезных карточек при работе с детьми с синдромом Дауна;

-развитие мелкой и крупной моторики у ребёнка с ЗПР;

- агрессивное поведение детей в группе;

- дети ОВЗ с ЗПР;

- ребёнок с РАС в группе, особенности поведения;

- консультации по личным вопросам и др.

Были проведены совместные консультации педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога с родителями детей со статусом ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР по результатам коррекционно-развивающей работы.

Работа с воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом- психологом

инструктором по физической культуре.

Для воспитателей в течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации:

  • в период  адаптации детей поле летних каникул и длительного отсутвия ребенка после болезни,
  • по результатам диагностических обследований.

В течение всего учебного года оказывалось тьюторское сопровождение Саркису С. 4/1 на занятиях по физической культуре, Нестеренко Н.7/2 на занятиях по изобразительной деятельной деятельности и в режимных моментах.

С воспитателем группы 7/5 Королёвой А.А. и педагогом – психологом Синюковой Е.В. я участвовала в Городском конкурсе «Большая игротека – 2023» в номинации Игры народов России.

В 2022-2023 учебном году хочется отметить тесное взаимодействие с педагогом- психологом Синюковой Еленой Владимировной, с учителями-логопедами Семиной Евгенией Николаевной, Иевлевой Светланой Викторовной, воспитателями средней группы 7/2, подготовительной группы 7/5, подготовительной группы 8/2.

Самообразование, работа по повышению квалификации.

Изучение методической литературы:

  • Августова Р.Т. Шаг в будущее: Как развивать мышление ребёнка и научить его хорошо понимать текст, особенно в «безнадёжных» случаях-М.: Этерна, 2020.-272с.- (Современная психология).
  • Ихсанова С.В. Система диагностико– коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕСТВО-ПРЕСС» 2021.- 208с.
  • Секрет, завёрнутый в загадку/Д.Ман.-[б.м.]: Издательство решения, 2022-98с.

Дата

Мероприятие

Место

проведения

28.11.2022

IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья особого ребёнка»

ФГБНУ «ИКП РАО»

11.05.2023

Организация работы учителя- дефектолога

ГБОУ Романовская школа

23.05.2023

Семинар – практикум «Проектирование индивидуального образовательного маршрута»

ГБОУ Романовская школа

15.05.2023

Участие во Всероссийском конкурсе от кампуса «Дошколёнок Алтая» номинация  «Моя инклюзивная история»

Свидетельство №043962

11.12.2022

Публикация авторского материала на ресурсе информационно- образовательного портала Профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические работники России»

Сертификат №21759

Март 2023

Фестиваль педагогического мастерства профессия дальнего действия

Сертификат участника

Проанализировав коррекционно – дефектологическую работу за 2022- 2023__ учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи выполнены. Для индивидуальной работы были составлены ИОМы на каждого ребёнка.

 Задачи на   2023/2024 учебный год:

  1. Дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ.
  2. Участие в семинарах- практикумах Романовской школы
  3. Консультирование педагогов  по вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей с ОВЗ, разработка рекомендаций по работе с детьми.
  4. Повышение профессиональной квалификации и прохождение курсов по АВА – терапии
  5. Корректировка и дополнение программ для детей с ОВЗ

Учитель – дефектолог _________________________/_____________________/



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1241 «На Красной Пресне»

(ГБОУ Школа № 1241)

123376, Б. Трёхгорный пер., дом 3, Москва

Телефон: (499)252-37-88   E-mail: 1241@edu.mos.ru   http:// sch1241.mskobr.ru

ОКПО 16649915, ОГРН 1037700176766, ИНН/КПП 7703363890/770301001

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                 Директор ГБОУ Школа № 1241

__________________ А. Г. Алексеев

«___» ____________ 202__ г.

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                           Старший воспитатель, председатель ППС

__________________ Т. В. Воронова

«___» ___________ 202_ г.

Годовой отчет о результатах работы учителя-дефектолога

__Лущик Инны Владимировны

 за 2023-2024 учебный год

                                                                                         

г. Москва

  1. Статистический отчет

ГБОУ Школа № 1241 корпус 7, 11, 3,4

Группа (ы)__7/5, 7/4, 7/1, 7/3, 3/3, 11/5. 4/3

Фамилия, имя, отчество дефектолога___Лущик Инна Владимировна___________________________________________

Дата составления отчета __10.06.2024____________________________________________________

Заключение

ЦПМПК

Количество детей на начало учебного года

Выбыло в течение учебного года

Прибыло в течение учебного года

Количество детей на конец учебного года

Количество выпущенных детей

Рекомендовано направить

Количество детей, оставленных для продолжения обучения

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без значительного улучшения

Общеобразовательная школа

Специальная (коррекционная) школа __ вида

Общеразвивающая группа ДОУ

ЗПР 7.1

7

2*

3

9

6

6

3

2

1

5

5

РАС 8.1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

0

Итого

8

2

3

10

7

7

3!

2

2

5

5

*Один ребенок по заключению передан в работу  коллеге- дефектологу   с декабря  месяца

Один ребенок с марта месяца поменял место жительства.

! Один ребенок не говорящий, посещал занятия регулярно в течение одного месяца, далее посещение занятий свелось на нет по желанию мамы. Двое детей динамика медленная  пошла ближе к  маю  благодаря подключению к работе родителей.

  1. Аналитический отчет 

Главная цель работы учителя – дефектолога: планирование, организация и осуществление коррекционной работы с детьми ОВЗ, которые испытывают трудности при освоении программного материала.

Основные задачи:

- проведение всестороннего изучения особенностей развития каждого ребёнка;

- проведение коррекционно развивающей работы с детьми, с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей;

- оказание консультативной и методической помощи всем субъектам образовательного процесса;

- повышение компетентности родителей в вопросах организации развивающей работы с детьми;

- повышение уровня профессиональных компетенций путём самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

  • Формирование и развитие предметно- практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений и познавательной сферы
  • Коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций

Работа на начало учебного года   велась в четырёх корпусах.

7 корпус: подготовительная группа, средние группы, старшая группа

11 корпус подготовительная группа

4 корпус: средняя группа

3 корпус:  подготовительная группа,  младшая   группа ( со второй половины учебного  года)

Программно-методическое обеспечение: 

Сенсорное и сенсомоторное развитие 
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-

- Рязенева Ю.  Логика. Память. Интеллектуальная лабильность-  Феникс, 2022.

- Рязенцева Ю. Запутанные картинки. Коррекция оптической дисграфии-  Феникс, 2022.

-Рязенцева Ю. Усидчивость и внимание. Корректурные пробы. –Феникс, 2022.
Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
Список литературы по нарушениям развития.


Задержка психического развития

1.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982

2.    Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999

3.    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

4.    Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001

5.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

6.    Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009

7.     Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005

8.     Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006

Аутизм

1.    Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

2.    Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

М: «Владос», 2002 г.

3.    Питерс Т., Гилберт К.,  Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005

4. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007

Дети с синдромом Дауна

- Августова Р.Т. Говори. Ты это можешь!- М.: Этерна , 2020.-272с.- (Современная психология).

- Августова Р.Т.  В начале было слово! – М.: Этерна, 2020. -272 с .- (Современная психология).

-Августова Р.Т. Шаг в будущее: Как развивать мышление ребёнка и научить его хорошо понимать текст, особенно в «безнадёжных» случаях.- М.: Этерна, 2020.-272с.- (Современная психология)

Интеллектуальные нарушения
1.    Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
2.    Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004

3.Кулькова Н. Диагностика безречевого ребёнка- М; 2024.

Диагностическая работа.

 Основной этап диагностической работы был проведен с 1 по 15 сентября 2024. Далее диагностическая работа проводилась по мере прохождения детьми ЦПМПК.

 На начало учебного года было обследовано: 2 детей среднего дошкольного возраста, 1 ребенок старшего дошкольного возраста, 5 детей подготовительной к школе группы. Далее дети обследовались по мере заключений ЦПМПК.

В средней группе № 7/3:

Обследовано -  1 ребёнок 

Нуждается в помощи учителя – дефектолога – 1 ребенок

Посещал занятия учителя – дефектолога  –  1  ребёнок (выведено – 0 детей). 

В средней группе № 7/1: в течение года добавилось двое детей

Обследовано -  2 детей

Нуждаются в помощи учителя – дефектолога – 2 детей

Посещали занятия учителя – дефектолога  – 2 детей (выведено – 0 детей). 

В подготовительной группе 7/5:

Обследовано на начало учебного года 2 детей. Добавился  один ребёнок с октября месяца 1 ребёнок.

Нуждаются в помощи учителя – дефектолога 3 ребёнка. 

Посещали занятия учителя – дефектолога – 3 ребёнка (выведено – 3 ребёнка, коррекция завершена). 

В старшей группе 7/4:

Обследовано – 1 ребёнок

Нуждается в помощи учителя- дефектолога – 1 ребёнок (выведено – 0 детей)

В старшей группе  4/1:

Обследовано – 1 ребёнок

Нуждается в помощи учителя – дефектолога – 1 ребёнок (передан с декабря месяца  в работу другому дефектологу)

В подготовительной группе  № 3/3:

Обследовано -  2  ребёнока 

Нуждаются в помощи учителя- дефектолога – 2 ребёнока

Посещал занятия учителя – дефектолога  – 2  ребёнока  (выведено – 2 детей).

В младшей гуппе 3./1:

Обследовано- 1 ребёнок. Нуждается в помощи учителя – дефектолога – 1 ребёнок (выведено – 0 детей)

Обследовано – 1 ребёнок

В результате диагностической работы  и по заключениям ЦПМПК в течение года выявлено:

ЗПР.АООП 7.1.- 10 человек

АООП 8.1. – 1 человек.

Коррекционно - развивающая работа.

В течение года велась систематическая работа с детьми по формированию и развитию предметно- практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений,  познавательной сферы.

Работа ведётся во взаимодействии с воспитателями, учителями-логопедами, учителем-дефектологом.

Дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет):

Ф.И. ребёнка

Группа

Выявленные нарушения

1

Иванов В.

3/1

.Недостатки в предметно- практической и конструктивной деятельности, восприятие сенсорных талонов. Недостатки в формировании элементарных математических представлений и низкая познавательная активность. Отсутствие речи!!!!!

2

Парфенов М.

7/1

Слабо развита предметно – практическая и конструктивная деятельность.  Низкий уровень познавательной сферы.

3

Парфёнов Р.

7/1

Слабо развита сенсорная сфера, низкая познавательная активность. Отставание в предметно- практической и конструктивной деятельности.

4.

Тимушкина А.

7/3

Недостаточно развита познавательная активность. Значительно улучшилась речь ребёнка!!!!

Направления коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Формирование и развитие продуктивной деятельности предметно-практической т конструктивной деятельности, сенсорных эталонов
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений
  • Развитие познавательной активности

В работе использовались следующие пособия:ни

.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

     Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009

     Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007

 В результате проделанной работы у всех детей, за исключением Иванова В.. наблюдается положительная динамика. Иванов В.  введен в работу с декабря месяца. Ребёнок посещал занятия не систематически.  По решению родителей, как законных представителей с 01.09.2024 переведен в комплекс Романовской школы.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

Ф.И. ребёнка

Группа

Выявленные нарушения

1

Агафанов М.

3/3

Поведенческий фактор, незрелость мыслительных операций

2

Бакурадзе К.

11/5

Слуховая и зрительная память, незрелость  мыслительных операций.

3

 Мартын  И.

7/5

Трудности в формировании алгоритмов базовых учебных действий. Коррекция и развитие познавательных процессов.

4

Пиатрович В.

7/5

Низкий уровень познавательной активности.  Коррекция мыслительных операций.

5.

Сеисян С.

4/1

Отсутствие речи как таковой.  Низкая познавательная активность.  Коррекция и развитие познавательных проессов.

6.

Смирнов М.

3/3

Низкий уровень познавательной активности. Недоразвитие речи и психически- познавательных процессов.

7.

Спикин С.

7/5

Нарушение эмоционально – волевой сферы.

Направления коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Коррекция  и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций
  • Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности
  • Формирование элементарных математических представлений

В работе использовались следующие пособия:

-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
- Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007

В результате проделанной работы у  6 детей наблюдается положительная динамика.  Сеисян С . с декабря месяца передан в работу коллеге – дефектологу.   Сеисяну С.  рекомендовано повторно пройти ЦПМПК в связи с низкой динамикой в развитии.

В результате работы к концу учебного года:  2 воспитанников подготовительных групп со статусом ОВЗ выпускаются в школу без повторного прохождения ЦПМПК и зачислены в общеобразовательную школу. 2 воспитанник подготовительной группы прошли повторно ЦПМПК  и сентября зачислены в коррекционный класс  и коррекционную школу.   1 воспитанник подготовительной группы  сменил место жительство.  

На следующий учебный год остаются в работе  остается 2 детей

АООП 7.1. – 2 детей

Работа с родителями.

За период с сентября по май проведены 35 индивидуальных консультаций с родителями детей, посещающих 7 и 11, 3 и 4  корпуса дошкольного отделения.

Темы консультаций:

- индивидуальный план работы по результатам диагностики;

- использование алгоритмов при работе с детьми с аутизмом;

-приучение к туалету ребёнка с синдромом Дауна;

- особенности АВА – терапии при работе с ребёнком РАС;

- развитие волевого поведения в дошкольном возрасте;

-использование разрезных карточек при работе с детьми с синдромом Дауна;

-развитие мелкой и крупной моторики у ребёнка с ЗПР;

- агрессивное поведение детей в группе;

- дети ОВЗ с ЗПР;

- ребёнок с РАС в группе, особенности поведения;

- консультации по личным вопросам и др.

Были проведены совместные консультации педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога с родителями детей со статусом ОВЗ ЗПР и ОВЗ ТНР по результатам коррекционно-развивающей работы.

Работа с воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом- психологом

инструктором по физической культуре и студентами.

Для воспитателей в течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации:

  • в период  адаптации детей поле летних каникул и длительного отсутвия ребенка после болезни,
  • по результатам диагностических обследований
  • вывешивались консультации по работе с детьми с особенностями на телеграмм – канале корпуса 7

В течение всего учебного года оказывалось тьюторское сопровождение  Мартыну И. 7/5 в процессе непосредственно- образовательной деятельности в группе, Нестеренко Н.7/2 на занятиях по изобразительной деятельной деятельности и в режимных моментах, Смирнов М.  на занятиях по физической культуре, Спикин В (сопровождение в процессе непосредственно- образовательной деятельности в группе, совместные занятия с педагогом – психологом).

С педагогом – психологом, учителями  – логопедами  и воспитателями  группы 7/5 и 7/4, 7/1  велось тесное взаимодействие в процессе коррекционной работы с детьми.  Совместно с педагогом – психологом Синюковой Е.В.  приняли участие в  Городском  образовательном проекте «Книжный дом»  номинация «Иллюстративное пособие для детей» (победители),  а также вместе с Синюковой Е.В.  стали участниками  Городского конкурса «Мир дошкольника – первый опыт».

В корпусах 4 и3 тесное взаимодействие с педагогом -  психологом  Назаровой К.В. и учителем – логопедом Самаркиной А.Ю.  С педагогом  и учителем – логопедом третьего корпуса  шло совместное сопровождение и курирование  Иванова  В.

 

 В период с 08.04. 2024 - 19.04.2024  в рамках года «Наставничества»  работала со студентами «Московского социально –    педагогического института» на базе корпусов 7, 11, 3. (три человека). Цель практики: знакомство  с работой специалиста и реализация поставленных  задач.

В период с  20.05.24- 24.05.4 работала со студентами «Московского социально – педагогического института» на базе корпусов 7, 11.3 (три человека). Цель практики: знакомство  с работой специалиста и реализация поставленных  задач.

Самообразование, работа по повышению квалификации.

Изучение методической литературы:

  • Августова Р.Т. Шаг в будущее: Как развивать мышление ребёнка и научить его хорошо понимать текст, особенно в «безнадёжных» случаях-М.: Этерна, 2020.-272с.- (Современная психология).
  • Ихсанова С.В. Система диагностико– коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕСТВО-ПРЕСС» 2021.- 208с.
  • Кулькова Н. Запускаем речь у неговорящих детей (коррекция и диагностика) – М.: 2022 г.
  • Секрет, завёрнутый в загадку/Д.Ман.-[б.м.]: Издательство решения, 2022-98с.
  • Соболева А.Е. , Глозман Ж.М., Титова Ю.Ю. «Нейро-психологическая диагностика детей от 2- 6 лет» - М: 2023г.

Курсы повышения квалификации: «Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС» на базе школы СДОВ ШВА (в стадии прохождения).

Дата

Мероприятие

Место

проведения

13.10.2023 – 31.11.2023

Участие вместе с детьми в городском батле «Исследователи природы»  Дошкольники

Пиатрович Василиса – учстник

Спикин Святослав - призёр

Мосметод

06.12.2023

Участие вместе с ребенком в Международном конкурсе «Письмо желаний». Тимушкина Александра – первое место

Высшая школа делового администрирования

09.01.2024- 13.05.2024

Участие в Городском конкурсе «Мир дошкольника – первый опыт 2024» (участник)

Мосметод

09.01.2024 – 27. 12.24

Участие в городском образовательном проекте «Книжный дом» (победитель)

Мосметод

13.11.2023

Педагогическая конференция «Логопедическая гостиная. Педагог – дефектолог по работе с  детьми с расстройствами аутистического спектра»

МУППИ

18.04.2024

Лекция « Практическое применение набора «Петра» и нейропсихологических игр и пособий в коррекционно- развивающей работе с детьми

ГБОУ Романовская школа

Апрель 2024

Участие вместе с ребёнком «Всероссийский конкурс кормушек Воробей – не робей» Мартын Иван (участник)

Федеральное госудаственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан – Тау»

21.05.2024

I Всероссийская научно-практическая конференция Эмоциональное взаимодействие взрослого и ребёнка : Путь к диалогу.  

ФГБНУ «ИКП РАО»

14.05.2024

Бумажный бум 2024

Буажный бум РФ

За  учебный год 2023- 2024 были написаны следующие статьи: Статья в журнале «Альманах педагога». «Готовимся к школе с точки зрения эмоциональной сферы»

Проанализировав коррекционно – дефектологическую работу за 2023- 2024__ учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи выполнены. Для индивидуальной работы были составлены ИОМы на каждого ребёнка.

 Задачи на   2023/2024 учебный год:

  1. Дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ.
  2. Участие в семинарах- практикумах Романовской школы
  3. Консультирование педагогов  по вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей с ОВЗ, разработка рекомендаций по работе с детьми.
  4. Повышение профессиональной квалификации и прохождение курсов по  работе с детьми с синдромом Дауна, аутизма и неговорящих детей
  5. Корректировка и дополнение программ для детей с ОВЗ

Учитель – дефектолог _________________________/__И.В. Лущик___________________/


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: