Обобщение опыта

Лузгина Наталия Геннадьевна

Уважаемые коллеги!

Тем, кому предстоит компьютерное тестирование в рамках аттестации, очень рекомендую заглянуть СЮДА


Предмет "Информатика" и игры на уроках... Отношение у учителей информатики к этому вопросу неоднозначное. Предлагаю вашему вниманию материал "Игровые технологии на уроках информатики" из своего опыта работы .

 

 


Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами опытом работы  по теме "Технология критического мышления как средство формирования и активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики".

 


Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию материал по теме "Урок в аспекте системно-деятельностного подхода. Технологическая карта урока".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ежедневно вселяй в детей радость, оптимизм, наполняй активной деятельностью, прививая потребность трудиться , познавать , творить, любить. Лузгина Наталия Геннадьевна Образование: высшее Квалификационная категория: первая Стаж педагогической работы: 19 лет Должность: учитель Преподаваемый предмет: информатика Место работы: МБОУ « СОШ №11» Муниципальный район: Балахнинский  раб.9-17-29, моб.+7-910-386-03-25 Персональный сайт: http://nsportal.ru/luzgina-nataliya-gennadevna

Слайд 2

«Технология критического мышления как средство формирования и активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»

Слайд 3

Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках информатики с целью формирования и активизации познавательной деятельности обучающихся. Задачи: Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать некоторые используемые на уроках приемы технологии развития критического мышления, направленные на формирование и активизацию познавательной деятельности обучающихся (из опыта работы). Показать результативность применяемых приёмов.

Слайд 4

Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление является одним из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем понимания, восприятия, объективностью подхода к ок-ружающему его информационному полю. Технология критического мышления дает обучающемуся: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования обучающихся; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Слайд 5

Актуальность темы обусловлена тем, что современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Слайд 6

Обоснование проблемы Необходимость создания условий для системного и целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном уроке Множество различных педагогических технологий, направленных на формирование и активизацию познавательной деятельности обучающихся в учебно – воспитательном процессе Поиск наиболее эффективных способов для создания условий, обеспечивающих целенаправленное формирование познавательной деятельности обучающихся ?

Слайд 7

Технологии развития критического мышления – это система деятельности , которая базируется на исследовании проблемной ситуации на основе самостоятельного выбора, оценки и определения меры полезности информации относительно личных потребностей и целей. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых в учебе и обычной жизни, например, умение принимать обдуманные решения, работать с информацией, анализировать и логически обосновывать различные стороны явлений. Базовая модель технологии – трехфазная структура урока:

Слайд 8

Первая стадия урока « вызов »: ( вызов интереса к предмету ) Задачи : актуализация и обобщение имеющихся у обучающегося знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности имеющихся знаний; побуждение ученика к активной деятельности. Вторая стадия урока « осмысление »: (осмысление материала, непосредственная работа с ним) Задача : осмысление материала во время работы над ним. Третья стадия урока « рефлексия »: (обобщение материала, подведение итогов) Задачи : целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще не познанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Слайд 9

Функции стадий технологии развития критического мышления «ВЫЗОВ» «ОСМЫСЛЕНИЕ» «РЕФЛЕКСИЯ» Мотивационная Побуждение к работе с новой информацией; Вызов интереса к теме Информационная Вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме Коммуникационная Бесконфликтный обмен мнениями Информационная Получение новой информации по теме Систематизационная Классификация полученной информации по категориям знаний Коммуникационная Обмен мнениями о новой информации Информационная Приобретение нового знания Мотивационная Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; Оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

Слайд 10

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 11

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: м оделирование. Логические универсальные действия: анализ ; синтез ; сравнение , классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .

Слайд 12

Приёмы, применяемые на различных этапах урока

Слайд 13

Примеры заданий «Классификация» . Данный прием можно использовать на всех этапах урока (вызова, осмысления и рефлексии). «Перепутанная логическая цепочка». Данный прием можно использовать на этапах вызова и осмысления нового материала.

Слайд 14

Примеры заданий «Кластер» Данный прием можно использовать на всех этапах урока (вызов, осмысление и рефлексия).

Слайд 15

Примеры заданий Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с этого приема. Например , на уроке « Действия с информацией » можно предложить обучающимся подумать и назвать действия, которые можно выполнять с информацией, и привести примеры. На уроке « Цикл » предложить предположить, что такое цикл, попросить привести примеры циклических действий. Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) По колонкам таблицы необходимо разносить информацию, получаемую в ходе урока. Прием « Маркировочная таблица » позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе « Вызов» заполняется первая колонка, на этапе «Осмысление» – вторая колонка и на этапе «Рефлексия» – третья. Пример маркировочной таблицы, составленной обучающимися на одном из уроков: Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Переменные и действия над ними. Циклы. Как найти сумму нескольких чисел. Как подсчитать суммарную радиацию в клетках рабочего поля Робота.

Слайд 16

Задания для работы в группах

Слайд 17

Результативность опыта (обучающиеся 5-х классов (всего 42 чел.), 2015 – 2016 уч.год )

Слайд 18

Вывод : работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дает положительный результат.

Слайд 19

Портрет выпускника школы Владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом, компетентным специалистом своего дела определяют необходимость применения технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий по следующим причинам: навыки критического анализа являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы.

Слайд 20

Используемые ресурсы: 1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек., И.В. Муштавинская . – М.: Просвещение, 2011.. 2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская . – СПб.: КАРО, 2009. 3. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 5 класса. (ФГОС) – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. 4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006. 5. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012. 6. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г. 7. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004г 8. Колеченко А.К . Энциклопедия педагогических технологий. Издательство « Каро » СПб.2006 г. 9. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm 10. Технология «Критическое мышление» http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в аспекте системно-деятельностного подхода. Технологическая карта урока. г.Балахна 24.03.2016г. Лузгина Н.Г., учитель информатики I кв.категории МБОУ « СОШ №11» г.Балахна Нижегородской обл.

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг . Скажи мне, и я забуду, п окажи мне, и я запомню, д ай мне действовать самому, и я научусь . Народная мудрость 2

Слайд 3

Что такое системно- деятельностный подход? Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевая особенность СДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. 3

Слайд 4

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в аспекте деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности ) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода 4

Слайд 5

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в аспекте деятельностного подхода Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону ) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей 5

Слайд 6

Технологии реализации механизма СДП технология, основанная на создании учебной ситуации; технология, основанная на реализации проектной еятельности ; технология, основанная на уровневой дифференциации; ИКТ; технология деятельностного метода. 6

Слайд 7

Дидактические принципы построения урока в аспекте системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества 7

Слайд 8

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Тип урока Деятельностная цель Образовательная цель «Открытия» нового знания Формирование способности обучающихся к новому способу действия Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов Систематизации знаний Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий Рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Развивающего контроля Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов 8

Слайд 9

Подготовка к уроку в свете новых ФГОС Этапы конструирования урока Правила моделирования урока Определение темы учебного материала Тип дидактической цели темы Тип дидактической цели урока Определение типа урока Продумывание структуры урока Обеспеченность урока Отбор содержания учебного материала Выбор методов обучения Выбор форм организации педагогической деятельности Оценка работы Рефлексия урока Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и ДЗ). Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, т.е.рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму ДЗ. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. 9

Слайд 10

Технологическая карта урока 10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

Разработка технологической карты Целеполагание Инструментальный блок Организационно- деятельностный блок 13

Слайд 14

Преимущества ТКУ Учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Организация эффективного учебного процесса, обеспечение реализации предметных, метапредметных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС. Структурирование урока по выбранным учителем параметрам (этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся). Максимальная детализация урока еще на стадии подготовки, возможность оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. При проведении самоанализа урока учитель имеет возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности. 14

Слайд 15

Спасибо за внимание! 15


Предварительный просмотр: