Исследовательские проекты моих учеников

Вот уже восемь лет занимаюсь проектной деятельностью с учениками. Работа довольно сложная, но интересная. Приятно вместе с детьми узнавать новое, совершать открытия. Надеюсь, наши исследовательские проекты будут кому-то полезны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Руководитель проекта: Зименкова Людмила Петровна             

Тема: Наследие толковых словарей

 Цели проекта: Изучить наследие толковых словарей русского языка, чтобы узнать о словах, вышедших из употребления, но ещё встречающихся в произведениях русского фольклора.

Задачи проекта:

1.Узнать, кто были первые составители русских толковых словарей, и ознакомиться с их работами.

2.Сделать выборку устаревших слов из пословиц, поговорок и сказок, выяснить их значение с помощью старых словарей.

3. Составить презентации и игры с устаревшими словами, чтобы все прогимназисты смогли их легко понять и запомнить. Ведь это прошлое России.

4. Представить результаты на «Фестивале проектов».

Участники: учащиеся 3б класса, их родители.

Тип проекта: творческий

Продолжительность проекта: 1 год.

Форма защиты: презентация

Промежуточные продукты: 

  1. Книжка-раскладушка об истории возникновения первых толковых словарей.
  2. Мини-словарь «Архаизмы в сказках Пушкина»
  3. Презентации о составителях толковых словарей.
  4. Сборник игр и загадок с устаревшими словами.

Итоговый продукт:

Сборник игр и загадок с устаревшими словами.

Этапы работы над проектом:

1 этап (сентябрь). Проектирование девятиэкранки.

2 этап (октябрь-март). Поисковый.

  • История возникновения первых толковых словарей.
  • Знаменитые собиратели слов.
  • Выборка устаревших слов в произведениях русского фольклора и в сказках Пушкина. Толкование найденных слов с помощью словарей Даля и Ушакова.
  • Сочинение загадок со словами из словаря В. Даля.
  • Придумывание метафор к словам из словаря Ушакова.
  • Составление игр «да-нетка».

3 этап (апрель). Конечный продукт. Оформление сборника игр и загадок с устаревшими словами.

4 этап (май). Подготовка к презентации проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составьте меню англичан на 1 день. (tea , sandwich, porridge, pudding , cake, tea with milk, soup, salad, chips, fish, meat) Morning te а breakfast lunch five o’clock tea dinner

Слайд 2

Выберите блюда для праздничного меню Oatmeal Porridge Plum Pudding Dripping Pudding Stuffed turkey Cornish pasties Hot cross buns Fish & Chips

Слайд 3

Составьте названия блюд из рассыпных букв e p u r d v e r a s o c k t i e b h e r u e m c d g l i r k e t e i c n k y l p i n g i d g



Подписи к слайдам:


Интерактивная игра по теме «Флористические эмблемы Великобритании»
Автор: Иванова Карина«Прогимназия «Сообщество»
Traveling with Winnie the Pooh
How many parts is the United Kingdom?
What floral emblem of England?
What flower symbol of Wales?
What floral symbol of Northern Ireland?
What floral emblem of Scotland?
How to translate the word "rose"?
розаромашка розмарин
How to translate the word "thistle"?
1. тюльпан2. Тысячелистник3. чертополох
Choose the word:
leek daffodil bluebell
Choose the word:
shamrock rose thistle
Think a little!
YES!!!
Well done!!!
You are right!
NO!!!
Try again!


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”



Направление: педагогика


Тема: «Территория успеха»

Сенюткина Виолетта


МБОУ        «Прогимназия  «Сообщество»

г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра


4 класс

Научный руководитель:
Зименкова Людмила Петровна

г. Обнинск, 2013/2014 учебный год


Содержание

Вступление

3  стр

Научная статья

Что такое «территория успеха»?

4 стр.

Моё участие в жизни  «Прогимназии «Сообщество»

4-5 стр.

Анкетирование обучающихся «Прогимназии «Сообщество»

5-6 стр.

О наших выпускниках

6- стр.

Создание фильма «Территория успеха»

8-9 стр.

Вывод

10 стр.

Приложение

11-13 стр.


Вступление

Вот и наступил последний год моего обучения в «Прогимназии «Сообщество». Три года назад, мои родители очень волновались, провожая меня в первый класс. Они были наслышаны о том, что «Прогимназия «Сообщество» работает по какой-то особой системе. Сегодня, учась уже в выпускном классе, я могу уверенно сказать, что мои родители сделали правильный выбор. Но многих родителей будущих первоклассников тоже одолевают сомнения и страхи: Насколько качественное образование получит  ребёнок? Сможет ли он быть успешным в средней школе? Для того, чтобы развеять их сомнения, я решила провести исследование, которое поможет подтвердить, что система обучения в «Прогимназии «Сообщество» это возможность для каждого ребёнка проявить себя, возможность научиться быть самостоятельным, коммуникабельным и инициативным.

Новизна моего исследования в том, что оно подкрепляется отзывами выпускников «Прогимназии «Сообщество», их родителей и преподавателей средней школы.

Моё исследование актуально, т. к. поможет сделать выбор родителям будущих первоклассников и увидеть, что в «Прогимназии»  они вместе с детьми могут быть равноправными участниками образовательного процесса.

Цель исследования:  выяснить, насколько система обучения в «Прогимназии «Сообщество» позволяет выпускникам быть успешными в средней школе и вне школы, чтобы рассказать об этом родителям будущих первоклассников.

Задачи исследования:

1. Провести опрос среди прогимназистов, чтобы узнать, как от класса к классу изменяется уровень их  самостоятельности, активности и ответственности.

2. Взять интервью у выпускников и преподавателей средней школы, чтобы узнать, насколько помогают им навыки, приобретённые в начальной школе быть успешными в учёбе и общественной жизни.

3. На занятиях в школьной телекомпании «ВИД»  создать  фильм  по материалам моего исследования, который будет подарен школе и может быть использован на  собраниях для родителей будущих первоклассников.

4. Выступить перед родителями будущих первоклассников с результатами моего исследования.

Гипотеза: возможно, что навыки, приобретённые в «Прогимназии» помогают её выпускникам быть успешными в дальнейшем.

Методы исследования:

  • опрос;
  • интервью;
  • анализ.

Научная статья

Что такое «территория успеха»?

Я назвала своё исследование «Территория успеха» не случайно. Как мне кажется, в «Прогимназии «Сообщество» обучение построено так, что каждый может стать успешным.

Не сомневаюсь, что в городе немало хороших школ, но моя школа особенная. Здесь каждый может раскрыть свои таланты, каждый может найти дело по душе. С первого класса ребята учатся быть самостоятельными, сами планируют работу класса и свою личную работу. Скучать здесь некогда. Каждый класс выполняет поручение «Деловые хлопоты». Это может быть «Школьное радио» - создание радиопередач, «Игровики» - проведение игр на переменах, «Санитары» - проверка санитарного состояния кабинетов и беседы о здоровом образе жизни, «Школьная библиотека» - проверка учебников и реклама книг, «СМИ» - создание информационных видеороликов и поздравление именинников и т.д.

Если ты творческий человек, то можешь продемонстрировать свои достижения на персональной выставке или научить тому, что умеешь на «Мастер-классах».

Тебе нравится выступать? Участвуй в публичных выступлениях «Минута славы», «Я – ведущий».

Если тебе нравится узнавать новое, раскрывать тайны науки, участвуй в исследовательских проектах и интеллектуальных играх, которые проводит Школьное научное общество НОВиД «Step by Step».

Ты чувствуешь, что можешь быть лидером и повести за собой других? Тебя ждут «Школа лидеров» и «Совет мудрейших», где ты можешь высказать свои предложения и участвовать в управлении школой.

Заканчивается учебный год по традиции «Фестивалем проектов», где каждый класс представляет результаты работы над школьно-семейным проектом. Участвуют и дети, и родители.

Ещё одна традиция «Прогимназии «Сообщество» фестиваль «Самоцветы», на котором награждаются самые активные обучающиеся, родители, учителя.

Есть и другие традиции: «Посвящение в прогимназисты», «Бал выпускников».

Моё участие в жизни  «Прогимназии «Сообщество»

Четвёртый год я учусь в «Прогимназии «Сообщество». Изменилась ли я за это время? Думаю, что да. Конечно, я стала взрослее. Но не это главное. Здесь я научилась планировать своё время, научилась большой работоспособности. Ведь хочется успеть многое. Вокруг столько интересного. Даже летом отдыхая на море, я планировала, как проведу фотовыставку о тех местах, где побывала, расскажу на публичном выступлении о великих испанских художниках. Именно публичные выступления помогают мне побороть свою застенчивость. Победы в конкурсах исследовательских проектов прибавили уверенности в своих силах. А ещё это дало мне возможность побывать в Москве и познакомиться с новыми друзьями.

Я хочу наглядно представить, насколько насыщена и интересна жизнь в нашей школе на примере моего участия в различных мероприятиях всего лишь за одну четверть. (Приложение I Таблица 1). В таблице не представлено моё участие в дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах. Их очень много и, думаю, это популярно в любой школе. Для большей наглядности я разделила мероприятия на группы. Итак, благодаря системе обучения в «Прогимназии «Сообщество» я могу:

  • Увлечь, повести за собой

Мастер-классы «Рисование песком», «Создание дизайнерского проекта комнаты с помощью компьютерной программы».

  • Пропагандировать занятия искусством

Персональная выставка художественных работ «Волшебная палитра».

  • Делиться знаниями

Фотовыставка «Увлекательный мир лошадей», представление исследовательского проекта «Дизайн-проект детской игровой площадки»

  • Участвовать в школьном самоуправлении

Деловые хлопоты «Игровики» и «Школьное радио», участие в Совете Мудрейших.

В конце года своё продвижение я представила в виде картографа.

Анкетирование обучающихся «Прогимназии «Сообщество»

        Что бы увидеть, изменяются ли прогимназисты, становясь старше, я провела анкетирование среди учеников вторых, третьих и четвёртых классов. Всего в опросе приняли участие 95 человек из 138.  Результаты представила в диаграммах. (Приложение II).

Выводы по анкетам:

  •  с каждым годом ребята все больше раскрывают свои таланты, и боязнь публичных выступлений  уменьшается (Диаграмма №1);
  • ребята с каждым годом становятся более ответственными и не избегают общественной работы (Диаграмма №2);
  • к четвертому классу ребята не боятся быть услышанными другими, более того стремятся высказать свое собственное мнение (Диаграмма №3);
  • ребята с каждым годом больше стремятся к сотрудничеству, умеют договариваться и успешно жить в коллективе (Диаграмма №4);
  • ребята инициативны, не бояться новизны, все чаще предлагают свои идеи (Диаграмма №5).

Я знаю, что успешный ученик должен быть инициативным, ответственным, коммуникабельным. Это прописано в Укладе «Прогимназии «Сообщество». Диаграммы, построенные мной, говорят именно об этих качествах. Объединив все полученные результаты, я построила ещё одну диаграмму, которая подтверждает, что  все составляющие успешности имеют рост (Диаграмма №6).

О наших выпускниках

Цель моей работы не только рассказать о том, как интересно учиться в нашей школе, но главное убедиться в том, что те умения, которые мы приобретаем в «Прогимназии «Сообщество» помогают в дальнейшей жизни. Об этом как нельзя лучше говорят отзывы выпускников, их родителей и учителей старших классов.

Я попросила написать несколько слов о «Прогимназии «Сообщество» родителей выпускников 2012 года. Вот что они написали.

«В прогимназии «Сообщество»  училась наша старшая дочь  Виктория. Хочу отметить, что в этом образовательном учреждении учебная и внеурочная деятельность направлены на развитие личности. В «Прогимназии» нашей дочери помогли стать  уверенной в собственных силах. Она самостоятельная, инициативная, творческая девочка.  Взятое дело доводит до конца, как бы трудно ей не было.

  «Деловые хлопоты» проводимые в рамках школьной внеклассной работы научили

её очень многому:

- высказывать свою точку зрения;

- работать над ошибками;

- писать грамотно письмо, эстетично их оформлять;

- сочинять стихи, сказки, рассказы;

- умение планировать;

- защищать свои творческие работы (публичные выступление);

- выполнять проектную деятельность;

- умение вести портфолио (языковое, личные достижения).

   Прогимназия «Сообщество» дала нашей дочери крепкие хорошие знания, умения и  в жизни ей пригодится максимальная часть полученных знаний, умений, навыков, так как это все  было дано через игру, фантазию и неповторимое детское творчество.

  Хочу выразить слова благодарности педагогическому коллективу и особенно нашей первой любимой учительнице Светлане Евгеньевне Иовенко.

Семья Кряквиных.»

«Обучение Егора в начальном звене «Прогимназии», кардинально  повлияло на формирование положительных  качеств личности ребенка. Развитие таких черт, как  доброта, гуманность, толерантность, активность, вежливость, доброжелательность….

В «Прогимназии» Егор научился именно получать (добывать) знания, а не просто  учиться.

Приобретение многих навыков дает возможность проявлять самостоятельность  во всех сферах жизни ребенка.

Егор научился четко организовывать свою деятельность, грамотно структурировал свое расписание занятий, а их немало: учеба в средней школе, музыкальная школа, занятия вокалом, бассейн, английский язык, немецкий язык.  Результат: учеба на «отлично». Это результат заложенной в начальной школе трудоспособности.

Очень важным навыком является умение общения в коллективе, отстаивание своего мнения, опыт взаимодействия.

В течении учебного года в 5 классе: участие в различных олимпиадах (высокие результаты), участие в школьных мероприятиях(положительные эмоции, новый опыт).

Захлыстина Марина Сергеевна»

«Прогимназия «Сообщество» ведет многостороннюю деятельность, это её отличает от других школ. Классный руководитель, родители и дети- единый, дружный, сплочённый коллектив. Мы одна семья, у нас общие цели, общие заботы и общие радости.

Каждый родитель хочет, что бы его ребёнок был успешным в жизни. Индивидуальный подход к каждому, даёт возможность проявить себя в той деятельности, в которой ребёнку более комфортно. Здесь дети учатся выступать перед публикой, высказывать и обосновывать своё мнение, и главное, они всегда в центре внимания: их слушаю, поддерживают и направляют. Проводимые в Прогимназии «Сообщество» мероприятия формируют  у детей целеустремлённость, стремление  познать новое, умение дружить, уверенность в своих силах, ответственность и инициативность. Все перечисленные качества, несомненно, помогают детям, когда они переходят в среднюю школу. Они умеют красиво говорить, творить, общаться, оценивать свои силы, находить пути решения проблемы всё это создаёт им успешность в новых стенах, в новом коллективе.

Евтушок О. В.»

Больше всего выпускников «Прогимназии «Сообщество» учатся в СОШ №2. Именно туда я отправилась, чтобы взять интервью у ребят и их учителей. Было опрошено 11 детей. Я задавала следующие вопросы:

  1. Помнишь ли ты своё первое впечатление от «Прогимназии «Сообщество» в первом классе?
  2. Какие качества у тебя появились благодаря обучению в «Прогимназии «Сообщество»?
  3. Помогает ли это тебе в средней школе?

Вот, что я услышала. (В презентации использованы видеофрагменты интервью)

            «Я стал более ответственным, целеустремленным, инициативным.»

«Прогимназия» была моим стартом, именно благодаря «Прогимназии» я стала той , кем я сейчас есть. Я добилась многих успехов, у меня много достижений на уровне города, округа.»

Так же мне удалось побеседовать и с завучем СОШ №2 Савельевой Еленой Фёдоровной. Мой основной вопрос был таким:

- Елена Фёдоровна! Уже не первый год учащиеся из «Прогимназии «Сообщество» переходят учиться в СОШ №2. Скажите, пожалуйста, сохраняют ли ученики «Прогимназии» такие качества как самостоятельность, инициативность, ответственность  в вашей школе?

Елена Фёдоровна ответила:

- «…..  Ребята, пришедшие из «Прогимназии» в среднюю школу начинают очень активную деятельность, становятся лидерами не только своих классов, но и лидерами на параллели, активно включаются в работу  ребячьей республики «Единство», привнося в наше школьное самоуправление новое, интересное, полезное, у них всегда много идей. Ребята активно включаются в научно-исследовательскую деятельность, получая высокие результаты на городском и окружном уровне. Они развиваются не только в интеллектуальной деятельности, но и в спорте, и в жизни школы. Если говорить о личных качествах ребят, то хочется отметить, что классы сформированы очень дружные, они знают и понимают, как распределить свои школьные роли, обязанности. У нас есть яркие примеры, кем мы можем действительно гордиться!»

Создание фильма «Территория успеха»

В нашей школе есть своя телестудия «ВиД». Здесь ребята под руководством Сениной Ирины Александровны создают видеоновости «Прогимназии «Сообщество».  Любой желающий может подготовить материал для новостей из жизни своего класса или какую-то полезную информацию. Ведущими теленовостей являются победители школьного конкурса «Я ведущий».

Фильм по результатам своего исследования мне помогли создать именно в школьной телестудии «ВиД». Это фильм о том, как живут прогимназисты, чем они увлечены. Кроме того, в него вошли фрагменты интервью с выпускниками и их учителями. (Диск с фильмом прилагается)

Своё исследование и фильм «Территория успеха» я планирую представить на первом собрании для родителей будущих первоклассников.


Вывод

В результате своего исследования я сделала следующие выводы:

  • Система обучения в «Прогимназии «Сообщество» построена так, что каждый ученик может развить в себе качества, позволяющие ему быть успешным в жизни.
  • От класса к классу повышается самостоятельность, инициативность прогимназистов. Они не боятся высказывать своё мнение.
  • Выпускники нашей школы, учась в старшем звене, проявляют свои организаторские способности, участвуя в общественной жизни. Они активны, коммуникабельны,  умеют планировать свою работу.

Всё это подтверждает мою гипотезу: навыки, приобретённые в «Прогимназии» помогают её выпускникам быть успешными в дальнейшем.

В силу своего возраста я пока не могу сделать полный научный анализ программы, по которой работает «Прогимназия «Сообщество». Не могу сравнить с программами других школ. Но, на мой взгляд, информация, которую я отразила в своей работе, будет полезна не только родителям будущих учеников, но и нынешним прогимназистам. Мы можем гордиться своей школой.

Осенью 2013 года я представила своё исследование на городской конференции «Шаг в будущее» и заняла 1 место.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Таблица


ПРИЛОЖЕНИЕ I I

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетические ассоциации при запоминании английских слов Автор: Кабирова Надежда учащаяся 4Б класса «Прогимназии «Сообщество» Руководитель: Ляш Т. А. учитель английского языка Городская научная конференция молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»

Слайд 3

Новизной моей работы является создание словаря английских слов, изучаемых в начальной школе, в котором будет предложен лёгкий способ их запоминания.

Слайд 4

Цель исследования : изучить наиболее удобный для меня способ запоминания иностранных слов и создать на его основе словарь, чтобы помочь себе и своим одноклассникам легче и быстрее заучивать английские слова.

Слайд 5

Задачи исследования: 1. Провести среди одноклассников анкетирование, чтобы выяснить, как они заучивают английские слова. 2. Побеседовать с преподавателями английского языка, чтобы узнать знаком ли им способ заучивания, при котором используется похожесть звучания английских и русских слов. 3. Изучить литературу по теме моего исследования.

Слайд 6

4. Создать англо-русский словарь слов, изучаемых в начальной школе, в котором будет предложен придуманный мной лёгкий способ запоминания этих слов. 5. Провести эксперимент, доказывающий эффективность или бесполезность данного словаря 6. Составить для одноклассников памятку, позволяющую самостоятельно использовать предложенный мной способ запоминания английских слов.

Слайд 7

Гипотеза : думаю, что составленный мной словарь увеличит скорость запоминания английских слов у моих одноклассников и они начнут активно им пользоваться.

Слайд 8

Методы исследования: анкетирование; анализ; эксперимент.

Слайд 9

Анкета 1.Что для вас является трудным при изучении английского языка? __________________________________ _____ 2. Каким способом вы пользуетесь для запоминания слов? _________________________________________ 3. Хотел бы ты научиться легко запоминать английские слова? _________________________________________

Слайд 12

Кто был первым автором метода ассоциаций, неизвестно, но упоминание похожих способов встречалось в литературе уже сто лет назад. В современной науке данный метод известен как метод Аткинсона .

Слайд 13

Алгоритм составления ассоциации

Слайд 16

Эксперимент

Слайд 19

1. Многие мои одноклассники для заучивания английских слов используют многократное повторение. Все они хотят научиться более лёгкому способу запоминания, а значит, моя работа нужна им. 2. Подбор созвучных слов к запоминаемому иностранному слову, из слов родного языка, называется методом фонетических ассоциаций. Он отлично помогает запомнить значения слов. 3. Проведённый мной эксперимент доказал, что гораздо быстрее запоминаются слова с помощью моего словаря, в котором использовались ассоциации. Ребята, которые в ходе эксперимента познакомились с методом ассоциаций, отмечали, что запоминать было гораздо легче и веселее. Вывод

Слайд 20

Thanks for your attention!