Городской конкурс "Учитель года"-2019

Карпова Мария Александровна

Аналитическая записка

Эссе на тему "Школьная оценка"

Видеовизитка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx276.39 КБ
Файл esse_shkolnaya_otsenka.docx21.34 КБ
Файл ssylka_na_videorolik.docx12.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство профессионального и общего образования

 Свердловской области

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

Гимназия № 45 г. Екатеринбурга

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Карпова Мария Александровна

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

г. Екатеринбург, 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

  1. Система педагогической деятельности………………………………….4
  2. Мониторинг качества педагогической деятельности…………………..7
  3. Воспитательная работа…………………………………………………....11
  4. Методическая работа………………………………………………………12
  5. Обобщение и распространение педагогического опыта……………….13
  6. Участие в профессиональных конкурсах………………………………..13
  7. Экспертная деятельность………………………………………………….14
  8. Награды и поощрения……………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………….....15


Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования первоочередной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, формирование универсальных учебных действий (УУД).

В настоящее время начальное образование должно закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,  планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей.

Вместе с тем ФГОС НОО ставит перед школой и другую задачу – воспитание гражданина Российской Федерации, который обладает высокими нравственными качествами и отличается ответственным отношением к миру.

В этом аспекте особую важность приобретает воспитание культуры школьника через изменение в сознании детей представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения. Все это способствует восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.

Таким образом, перед учителями стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, одновременно с воспитанием экологически культурной, образованной личности, способной включиться в процесс охраны и исследования окружающей среды, в решение социально-экологических проблем.

Создание эффективных условий для активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе формирования экологической культуры как необходимого условия достижения образовательных результатов – одна из основных целей моей педагогической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.        Изучить методы, формы и технологии, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся.

2.        Определить наиболее эффективные методы и формы активизации познавательной деятельности, которые можно было бы применить в процессе формирования экологической культуры обучающихся.

3.        Исследовать уровень познавательных УУД обучающихся на начальном и заключительном этапах исследования и сделать вывод об эффективности используемых методов и форм работы.

В «Аналитической записке» я представляю систему профессиональной деятельности за период с 2014 по 2019 г.г.

1. Система педагогической деятельности

В настоящее время перед педагогами начальной школы стоит задача уже в младшем школьном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков. Одновременно с этим учитель должен воспитывать человека любознательного, с интересом познающего мир, воспитывать в детях чувство сопереживания, доброты, чуткости, милосердия к природе; бережное отношение ко всему живому.

Чтобы достичь желаемых результатов и сделать процесс обучения детей более продуктивным, необходимо, на мой взгляд, соединить два этих процесса, а именно процесса активной познавательной деятельности и процесса формирования экологической культуры обучающихся.

Над формированием экологической культуры младших школьников работаю уже несколько лет. За это время мною были проанализированы различные трактовки понятия «экологическая культура», изучены особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте, определены и описаны эффективные приемы, формы и методы формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и  входит в число личностных новообразований младшего школьника. Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности.

Познавательная деятельность – это продукт и предпосылка усвоения социального опыта, это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Активизация познавательной деятельности – это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения обучающимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. С этой целью я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения.

В первую очередь, это применение следующих педагогических технологий:

- технология проблемного обучения;

- технология проектного обучения;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии.

Изучив и проанализировав концептуальные и методологические основы современных образовательных технологий, я пришла к выводу, что именно они способствуют развитию умения самовыражения, самопроявления, развитию речи, творческих способностей, развитию самостоятельности и ответственности, приобретению знаний, умений и навыков.

Технология развития критического мышления лежит в основе курса междисциплинарного обучения. Данный предмет и технология позволяют мне развивать у школьников умения выдвигать и доказывать гипотезы, работать в группе, формулировать обобщение и вывод, проводить рефлексию.

Непременным условием организации проектно-исследовательской работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей. Особую значимость для формирования учебных умений младших школьников имеют исследовательские проекты. Особенно ценны воспитательные возможности групповых и коллективных проектов, когда продукт появляется в процессе совместной деятельности.

За последнее время руководила двумя достаточно продолжительными проектами – «Наша Красная книга» (практико-ориентированный с элементами исследования) и «Юные экологи» (исследовательский проект по озеленению пришкольной территории). 

Опыт работы с проектом «Наша Красная книга», его результаты были мною описаны и представлены на Международный конкурс педагогического мастерства в номинации «Педагогический проект», где данный проект занял II место.

В ходе реализации этапов проекта «Юный эколог» мною было организовано фенологическое наблюдение, а именно, обучающиеся наблюдали за ростом и развитием растений. Результаты своего наблюдения они фиксировали  в разработанном мною «Дневнике наблюдения».

Оба проекта с подробным описанием всех этапов размещены на моем личном мини-сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/08/06/nasha-krasnaya-kniga-praktiko-orientirovannyy («Наша Красная книга»)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/08/05/issledovatelskiy-proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy («Юные экологи»).

Мои обучающиеся готовили исследовательские проекты на тему «Животные и растения Красной книги» и с опорой на данную информацию выполняли творческие продукты и представляли свою работу в классе.

С большим интересом дети выполняли проект на тему «Спасти и сохранить!»:

 https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/08/25/spasti-i-sohranit-ekoproekt 

 Практическим результатом данной работы стали созданные детьми экологические стихи и экологические знаки, которые они с удовольствием демонстрировали перед одноклассниками.

Считаю своей главной задачей – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Для многих родителей  эта работа стала интересным и захватывающим делом.  Родители помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Но еще большую пользу, на мой взгляд, приносят презентации, которые «рождены» и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять  нужную, полезную информацию по  данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.  Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.

Здоровьесберегающие технологии помогают мне укреплять физическое и психическое состояние обучающихся. Только правильно организованная деятельность ребенка приведёт к его успешности. На это направлено: чередование видов деятельности, физкультминутки, ограничение по времени использования ИКТ.

Кроме того, мною выделены следующие формы, приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся как наиболее эффективные:

1) Использование занимательного материала (ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки; фенологические и экологические рассказы-загадки). Считаю, что он помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, а, главное, позволяет заинтересовать их.

2) Прием «Коробочка для Почемучек». Данный прием можно использовать на любом уроке, так как у детей всегда остаются вопросы после уроков, или они могут возникнуть совсем неожиданно. На уроках окружающего мира это обязательно должен быть вопрос познавательного характера и касающийся природы, ответ на который помогают найти одноклассники. Такие мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, создают условия для формирования устойчивого познавательного интереса, позволяют проявить себя как творческую личность каждому школьнику.

3) Интеллектуальная игра. Учат не только умению работать в команде, но и мыслить логически, быстро находить верное решение и развивают коммуникативные способности.

Эффективность использования перечисленных выше технологий, и также приемов, форм и методов активизации познавательной деятельности подтверждают данные мониторинга качества педагогической деятельности.


2. Мониторинг качества педагогической деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО второго поколения  в качестве итогов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты.

Систематически провожу диагностику метапредметных и личностных результатов своих обучающихся.  Считаю, что созданные мною условия для активизации познавательной деятельности оказали положительное влияние и на формирование других групп УУД.

Динамика Регулятивных УУД  (данные по классу в целом/%)

Динамика Познавательных УУД  (данные по классу в целом/%)

Динамика Коммуникативных УУД  (данные по классу в целом/%)

Результаты диагностики метапредметных УУД за 2018-2019 уч.год

Класс

% выполне-ния работы

Средний балл по классу из 23 макс. возможных

Низкий уровень

Базовый уровень

Повы-шенный уровень

Высокий уровень

1 В

67%

15,7

3 чел.

8 чел.

10 чел.

5 чел.

Мною использовались материалы, разработанные совместно с педагогами начальной школы нашей гимназии на основе пособия Бунеевой Е.В. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.1-4 класс».  

Четыре года я вела исследовательскую лабораторию «Юный эколог». Результаты обучения по данной программе внеурочной деятельности фиксировались в картах наблюдений.

Владение специальной

терминологией (чел.)

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (чел.)

Мотивация и активность (чел.)


Качество обученности по предметам

                  Год  

               обучения  

предметы

2014-2015

1 «В» класс

2015-2016

2 «В» класс

2016-2017

3 «В» класс

2017-2018

4 «В» класс

2018-2019

1 «В» класс[1]

Начало года

Конец года

Русский язык

 75 %

82 %

94 %

96%

52%

74%

Литературное чтение

68 %

100 %

100 %

100%

63%

69%

Математика

65%

78 %

88 %

92%

54%

68%

Окружающий мир

100 %

100 %

100 %

100%

68%

75%

Информатика

-

100 %

100 %

100%

72%

82%

ИЗО

100 %

100 %

100 %

100%

71%

85%

Технология

100 %

100 %

100 %

100%

69%

83%

Качество обучения

85 %

94%

97 %

98%

64%

76%

Результаты итоговой аттестации выпускников начальной школы

В период с 2014 по 2019 гг. мои обучающиеся проходили итоговую аттестацию.

Всероссийские проверочные работы

Предмет

Количество полученных отметок/% соотношение отметок

Максимальный балл/кол-во уч-ся

% качества

5

4

3

2

Русский язык

17/65

8/31

1/4

-

38/2

96

Математика

21/84

4/16

-

-

18/0

100

Окружающий мир

12/48

13/52

-

-

32/0

100

Городские контрольные работы

Предмет

%  соотношения отметок

Средний балл по 5 балльной системе оценивания

Наибольший балл/ кол-во учащихся

Количество учащихся, набравших 100 %

% учащихся с положительной отметкой

На «5»

Кол-во/%

На «4»

Кол-во/%

На «3»

Кол-во/%

На «2»

Кол-во/%

Математика

4,04

18/2

2

81%

8/31

13/50

3/12

2/7

Русский язык

4,4

18/1

1

92%

12/50

10/42

2/8

0/0

Достижения обучающихся во внеклассной деятельности

Учебный год

Название конкурса, олимпиады

Уровень

Результат

2014-2015 гг.

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 победитель, 2 призера

Олимпиада по окружающему миру

школьный

1 призер, командное первенство

Фестиваль садово-парковой скульптуры и садовых композиций из бросового материала «По страницам любимых сказок»

районный

2 место

2015-2016 гг.

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 призер

Олимпиада по окружающему миру

школьный

1 призер

Муниципальная Олимпиада по окружающему миру для младших школьников

районный

1 призер

Дистанционный конкурс «Мир вокруг нас»

всероссийский

3 победителя

Интеллектуальный марафон «Знай-ка 2015»

районный

1 призер

Интеллектуальный марафон «Знай-ка 2015»

городской

участник

Интеллектуальная игра «Соображалки»

районный

4 место, обладатель Гран-при за творческое задание

Конкурс детских рисунков к 70-летию со Дня Победы в ВОВ

городской

Победитель, рисунок был размещен на городском билборде

2016-2017 гг.

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 победитель

Олимпиада по окружающему миру

школьный

2 победителя, 3 призера

Конкурс творческих работ «Оградим себя от пожаров!»

районный

участие

2017-2018 гг.

Олимпиада по математике

школьный

1 призер

Олимпиада по окружающему миру

школьный

1 призер

2018-2019 гг.

Олимпиада по математике

школьный

1 призер

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 победитель

Олимпиада по окружающему миру

школьный

1 победитель, командное первенство

КИТ, дистанционный конкурс по информатике

всероссийский

1 победитель

3. Воспитательная работа

Неотъемлемой частью системы педагогической деятельности учителя является воспитательная работа.

За 9 лет я выпустила два класса. На данный момент являюсь классным руководителем 2 «В» класса. Мои обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в различных школьных мероприятиях: танцевальные конкурсы, конкурсы военных песен, спортивные мероприятия, экскурсии, посещение театров, походы, благотворительные акции.

Большое внимание уделяю организации классных праздников.  Проводимые мною внеклассные мероприятия нацелены на формирование и сплочение коллектива обучающихся, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для интеллектуального и творческого развития, воспитание патриотического отношения к своей родине, ее прошлому. Для подготовки и проведения мероприятий мною привлекается коллектив родителей, которые охотно отзываются и с удовольствием сопровождают нас в походах и поездках, а также являются активными участниками праздничных мероприятий.

Учебный год

Проект

Форма участия

Кол-во участников

2014-2015

«Starteenager»

танцевальный конкурс

26 обучающихся

 «Я выбираю будущее»

конкурс рисунков

16 обучающихся

Военно-исторический проект «История Великой Отечественной войны в песнях»

конкурс песен

24 обучающихся, 2 родителей

«Бумажный бум»

сбор макулатуры

20 обучающихся, родители обучающихся

«Посылка Солдату»

благотворительная акция

26 обучающихся

«Ёлка желаний»

благотворительная акция

родители благотворительная акция

2015-2016

«Бумажный бум»

сбор макулатуры

26 обучающихся, родители обучающихся

«А ну-ка, парни!»

спортивная эстафета на коньках

8 мальчиков

«Веселые старты»

спортивная эстафета

10 обучающихся

«Посылка Солдату»

благотворительная акция

26 обучающихся

2016-2017

«Starteenager»

танцевальный конкурс

20 обучающихся

«Я выбираю будущее»

конкурс знатоков права

6 обучающихся

«Бумажный бум»

сбор макулатуры

26 обучающихся, родители обучающихся

«Посылка Солдату»

благотворительная акция

26 обучающихся

2017-2018

«Бумажный бум»

сбор макулатуры

20 обучающихся, родители обучающихся

«Сказочное оформление кабинета»

смотр-конкурс на новогоднее оформление кабинета

обучающиеся и родители

«Инсценировка военно-патриотических песен»

конкурс

26 обучающихся

«Посылка Солдату»

благотворительная акция

26 обучающихся

2018-2019

«Starteenager»

танцевальный конкурс

24 обучающихся

«Самый новогодний класс»

смотр-конкурс на новогоднее оформление кабинета

обучающиеся и родители

«Новогодняя игрушка»

конкурс игрушек, сделанных своими руками

6 обучающихся

«Посылка Солдату»

благотворительная акция

26 обучающихся

«Открытый микрофон»

чтение наизусть литературных произведений

3 обучающихся

4. Методическая работа

С 2014 года являюсь руководителем кафедры учителей начальных классов. Принимаю непосредственное участие в разработке рабочих программ в соответствии с ФГОС НОО второго поколения, фонда оценочных средств. Провожу анализ качества обученности и уровней сформированности метапредметных УУД  в начальных классах.

Вместе с педагогами кафедры на основе пособия Бунеевой Е.В. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.1-4 класс» мною были разработаны материалы для диагностики метапредметных УУД в начальной школе. На данный момент их успешно  используют коллеги начальной школы.

Принимаю активное участие в выступлениях на  заседаниях Педагогического совета Гимназии №45:

  • «Внутренняя система оценки качества образования: «Преемственность начального и основного общего образования: формируемые и развиваемые УУД»
  • «Внутренняя система оценки качества образования: «Опыт работы начальной школы по проблеме диагностики метапредметных результатов обучающихся»
  • «Профессионализм учителя как средство достижения качества образовательных результатов: «Роль методической работы предметной кафедры в развитии профессионализма учителя»
  • «Преемственность в обучении, воспитании и развитии учащихся  5 классов при переходе из начальной школы в основную школу: «Проблемы при обучении пятиклассников и рекомендации к их устранению. Итоги анкетирования учителей-предметников»

5. Обобщение и распространение педагогического опыта

Являюсь участником социальной сети работников образования nsportal.ru, где имею свой личный мини-сайт, который позволяет мне делиться с педагогическим сообществом своими разработками и публикациями:

https://nsportal.ru/karpova-mariya-aleksandrovna

2015 г., отрытый урок математики «Длина ломаной. Периметр»

2017 г., участие в районном семинаре «Особенности организации проектной деятельности младших школьников», организованном ИМЦ Кировского района;

2017 г., представила опыт работы с проектом «Наша Красная книга» на Международном профессиональном конкурсе "Педагогическое мастерство" в номинации "Педагогический проект" (ООО "Центр Развития Педагогики", Академия Развития Творчества "АРТ-талант"); данная работа прошла экспертную оценку и опубликована на сайте www.art-talant.org;

2018 г., публикация статьи «Роль методической работы предметной кафедры в развитии профессионализма учителя» на образовательном портале «Prodlenka»;

2019 г., представила опыт работы по проблеме диагностики метапредметных результатов обучающихся начальной школы коллегам из других школ Кировского района на рабочем совещании заместителей директоров по УВР  НОО;

2019 г., поделилась с коллегами Гимназии №45 «Рецептом» современного урока» («Способы повышения эффективности современного урока») в рамках школьного конкурса «Учитель года Гимназии №45»;

2019 г., открытый урок окружающего мира «По страницам Красной книги».

6. Участие в профессиональных конкурсах

Победитель дистанционного Международного профессионального конкурса "Педагогическое мастерство" в номинации "Педагогический проект", 2017 г.

Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного к 130-летию рождения А.С. Макаренко в субъекте РФ - Свердловская область (Единый урок), 2018 г;

Победитель конкурса профессионального мастерства "Учитель года Гимназии №45"-2019.

Лауреат районного этапа городского конкурса «Учитель года» –  2019.

7. Экспертная деятельность

2014-2019 гг., эксперт городского конкурса исследовательских работ обучающихся начальной школы «Хочу стать Академиком»; член жюри районного тура интеллектуальной игры «Соображалки», интеллектуального марафона «Знай-ка».  

с 2017 г. – эксперт муниципального этапа предметных олимпиад для младших школьников.

8. Награды и поощрения

Благодарственное письмо за подготовку призёра муниципального (районного) этапа предметной олимпиады по окружающему миру для младших школьников в 2015-2016 учебном году, Начальник Управления образования Кировского района Бахтина Н.А., Екатеринбург, 2016;

Диплом победителя Международного профессионального конкурса "Педагогическое мастерство" в номинации "Педагогический проект", ООО "Центр Развития Педагогики", Академия Развития Творчества "АРТ-талант", г. Санкт-Петербург, 2017;

Грамота Департамента образования за значительные успехи в профессиональной деятельности и многолетний добросовестный труд, Начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Сибирцева Е.А., г. Екатеринбург, 2017;

Диплом победителя Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного к 130-летию рождения А.С. Макаренко в субъекте РФ - Свердловская область, Единый урок, 2018;

Почетная грамота лауреата районного этапа городского конкурса «Учитель года»-2019, Бахтина Н.А., Екатеринбург, 2019;

Диплом победителя конкурса профессионального мастерства "Учитель года Гимназии №45"-2019, Директор МАОУ-Гимназия №45 Храпская Т.А., г. Екатеринбург, январь-май 2019.

  


Заключение

Анализ собственной педагогической деятельности – необходимое условие профессионального роста учителя. В процессе осмысления, систематизации и обобщения собственного педагогического опыта учитель выявляет нерешенные проблемы, определяет цели, формулирует задачи и выстраивает стратегию их решения. Учитель развивается как профессионал, как личность.

Я работаю учителем уже 9 лет. За эти годы я сформулировала собственное профессиональное кредо: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Любить - не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Мои ученики тянутся ко мне, и я им благодарна за то, что я становлюсь увереннее, мудрее, выдержаннее.


[1] Безотметочное обучение. Данные представлены на основании оценочных листов.



Предварительный просмотр:

 Эссе «Школьная оценка»

Вот и сентябрь приветливо машет ветками клёна, когда утром я иду на работу. Еще немного - и времени на неспешные раздумья не будет ни минутки. Более того – и неторопливых прогулок тоже не будет. Поэтому я наслаждаюсь минутами тишины и созерцания и …  с невероятным нетерпением жду, когда в мою жизнь вместе со школьным звонком снова ворвутся мои ученики.

Я учитель! Я люблю свою работу.  Люблю, когда меня одолевают сотни детских вопросов, на которые нужно ответить немедленно и убедительно, люблю, когда вокруг меня десятки пытливых глаз, в которых затаилась целая Вселенная… Люблю, потому что на уроке я одновременно и актер, и трибун, и судия, и еще Бог знает кто.

По словам Конфуция, «самое прекрасное зрелище в мире – это ребенок, уверенно идущий по жизни, после того, как мы показали ему путь». Не мысля усомниться в словах великого философа, я все-таки добавила бы: «… и научили оценивать прежде всего себя и свои достижения». Почему?  Да, наверное, потому, что именно этот вопрос – вопрос оценивания – вызывает самые острые споры не только в среде педагогов, но и во всем обществе, ибо, как говорил Александр Сергеевич Пушкин (сам пострадавший от системы оценивания): «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», - следовательно, эта проблема актуальна для всех и каждого вне времени и пространства.

Итак, начнем. Никто не усомнится в том, что работа учителя увлекательна. Но в любой работе, какой бы интересной она ни была, есть неизбежные и малоприятные обязанности. В данном случае – выставление оценок. Мы все отдаем себе отчет в том, что оценка – это некая условность, которая складывается из огромного количества аспектов, и далеко не всегда мы говорим непосредственно о знаниях. Харизма, хорошее настроение, удача – все идет в дело. Я сама часто пользовалась всем этим арсеналом – сначала будучи ученицей школы, а затем и как студентка университета. Но только начав трудовую деятельность в роли педагога, оказавшись по другую сторону «баррикад», поняла, что стремление к объективности чаще всего теряется именно при выставлении оценок.

Контроль и оценка были и остаются необходимой частью образовательного процесса. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учебе, формирование интереса к предмету, а также формирование самостоятельности, инициативы, трудолюбия.

Следовательно, переход современного школьного образования в режим развития должен сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки ученического труда.

И вот здесь возникает некая дилемма: с одной стороны, учитель понимает жизненную необходимость создания благоприятных условий для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса, а с другой стороны – не понимает, как оценивать  уровень обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности. И здесь самый главный критерий, на мой взгляд: не навредить!

В идеале, по моему твердому убеждению, фокус внимания должен быть не на оценке, а на личности. Каждый педагог подтвердит, что любой ребенок – изначально яркая интересная личность, у которой есть разные стороны и грани. А если все дети уникальны, как их оценивать? Единообразно или…?

Вопрос о том, нужны ли оценки в школе и правильно ли вообще оценивать в школе детей, обсуждается давно. Многим родителям и детям было бы проще, если бы оценок не было вообще. Безотметочное обучение обязательно предусмотрено только в 1 классе, а уже во 2 классе дети постепенно начинают привыкать к тому, что их работы оценивают. И что же мы имеем в итоге?

Не секрет, что и для успешных детей в школе, и для тех, кто плохо успевает, оценка может стать травмирующим фактором. Повышенная тревожность детей, снижение учебной мотивации, формирование отношения к ученику в зависимости от того, какие оценки он получает в школе, - этот ряд можно продолжить почти до бесконечности.

Есть ли решение этой проблемы?

Конечно, есть, ибо, как я говорила выше, актуальность этой проблемы очевидна.

К слову, недавний соцопрос, проведенный среди учеников нашей школы на тему: «Нужны ли оценки», показал неожиданные результаты. 97% ребят заявило о необходимости оценочной системы. Они считают, что, если ее отменить, начнется хаос – проблемы с контролем знаний и дисциплины. Что оценочную систему нельзя отменять, но требуется расширить. Пусть баллов будет не пять, а 10 или 12 – но не больше.

И родители (100%) считают, что отметки нужны, потому что с их помощью можно следить за успехами и неудачами, пробелами детей. Да, большинство их родителей тоже полагают, что знание важнее оценки – но последняя тем не менее является показателем. Одна двойка – это, может быть, случайность. Но несколько неудовлетворительных оценок по одному или даже разным предметам – это тенденция, с которой требуется что-то делать.

Можно сделать парадоксальный вывод: оценки вредны, пока дети их боятся. Если же родители, учителя, все социальное окружение перестанет смотреть на подрастающего человека через розовые или черные очки отметок, сортируя их на «хороших» и «плохих», то оценки – прекрасный помощник в учебе. Они маркируют уровень знаний, дают мотивацию к учебе, стимулируют творчество и показывают более-менее объективную картину успеваемости в классе и школе.

Именно поэтому необходимо расширить оценочную систему – картина должна содержать в себе больше подробностей и полутонов. Это, кроме всего прочего, поможет ученику не смотреть на оценку как на клеймо или ярлык. Ведь разница между тройкой и четверкой гораздо ощутимее, чем между «семеркой» и «десяткой» …

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на  «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Приходим к выводу, что система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды.

Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой.

Таким образом, школьная оценка – это не только метод контроля, на и способ воспитания. Юных людей, делающих первые осознанные шаги в жизни, необходимо приучать к систематической работе, помогать воспитывать волевые навыки. Низкая оценка дает понять ученику, что он переоценил свои знания и недостаточно работал. Зато высокая – прекрасный стимул работать дальше… Главное – чтобы оценочная система работала исключительно для образования и не использовалась как «карательная».

Знаете, мне очень близки слова, которые приписываются сразу нескольким классикам: «Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого хотят учиться». Учить – легко: отбарабанил материал, провел контрольную, поставил оценки – и можешь собой гордиться. А вот смотивировать ребенка полюбить предмет, который любишь ты, невероятно сложно.   А для этого нужно не спать ночами, подбирая материал, который на уроке заставит всех затаить дыхание, составлять вопросы, на которые нет ответа в интернете, чтобы ребенок, ответив на него, почувствовал себя героем. И тогда вопрос о необходимости оценивания отпадет сам собою. Вернее, он не будет столь болезненным.

Вот уже десятый сентябрь я иду на урок, испытывая одновременно и безудержную радость, и такой же страх. Радость – потому что на каждом уроке обязательно будет какое-то открытие, пусть даже самое маленькое, но мне, учителю, оно обязательно подаст сигнал. А страх… Я очень боюсь навредить кому-то из детей, потому что «будущее рождается здесь и сейчас». Я в ответе за то, каким станет будущее моей Родины. А это значит, я должна достучаться до каждого сердечка и научить его любить. И это гораздо сложнее, чем заставить выучить орфограмму или стихотворение. А понятие «любовь» многогранно, оно включает в себя в том числе и оценку. И школьную тоже!



Предварительный просмотр:

https://www.youtube.com/watch?v=UGhXq9ft11s