Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики (по Т.Б.Филичевой)

Андреева Наталья Сергеевна

Представлены 4 комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих, шипящих звуков, а также звуков [л], [р].

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС
(для свистящих звуков с, з, ц)

Загнать мяч в ворота 
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребен­ком), загоняя его между двумя кубиками.  

Наказать непослушный язык
Немного приоткрыть рот, спокой­но положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.  

Сделать язык широким
Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи­вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.  

Кто дальше загонит мяч? 
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.  
Почистим зубы
Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.                        

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС 
(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

Наказать непослушный язык 
Немного приоткрыть рот, спокой­но положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.

Сделать язык широким 
Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи­вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Приклей конфетку 
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький ку­сочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Грибок
Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, ши­роко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриб­ка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Кто дальше загонит мяч? 
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Гармошка
Улыбнуться, приоткрыть рот, при­клеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъя­зычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При пов­торении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Фокус 
Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на верхнюю губу так, что­бы боковые края его были прижаты, а посередине языка был же­лобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС 
(для звука л)

Наказать непослушный язык
Немного приоткрыть рот, спокой­но положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.  

Вкусное варенье 
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  

Пароход гудит
Приоткрыть рот и длительно про­износить звук ы (как гудит пароход).  

Индюк 
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отры­вать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво­дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го­лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).  

Качели
Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен­ней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одно­го до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.  

Пощелкать кончиком языка
Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  

Беззвучно пощелкивать кончиком языка 
Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.    

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС 
(для звука р)

Чьи зубы чище?
Приоткрыть рот и кончиком язы­ка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движе­ния языком из стороны в сторону.  

Маляр 
Улыбнуться, открыть рот и «погла­дить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком впе­ред-назад.  

Кто дальше загонит мяч? 
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.  
Пощелкать кончиком языка 
Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  

Вкусное варенье 
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  

Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отры­вать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво­дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го­лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).  

Барабанщики 
Улыбнуться, открыть рот и посту­чать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчет­ливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить мед­ленно. Постепенно убыстрять темп.