Обобщение и распространение инновационного опыта

Чекашкина Ольга Викторовна

Обобщение и распространение инновационного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_i_rasprostranenie_innovatsionnogo_opyta.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и распространение инновационного опыта

                                                                                          Чекашкина О.В., учитель

                                                                                                 МОУ «Инсарская СОШ №1»

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.[1] Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[2]

Об инновациях в российской  образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[3]

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Лазарев, В. С., исследуя понятие педагогической и инновационной системы школы, выделяет основные этапы инновационного процесса:

  • определение потребности в изменениях;
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

         Критериями передового педагогического опыта являются:

1.Результативность работы:

-высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
-оптимальный уровень управленческой деятельности.
2.
Актуальность и социальная значимость:
-эффективное решение учебно-воспитательных задач;
-усовершенствование содержания управленческой деятельности.
3.
Новизна опыта:
-новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
-успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
-рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.
4.
Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).
5.
Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
6.
Преемственность.
7
.Перспективность:
-всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.
8.
Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

В настоящее время в образовательном процессе разработано и действует Положение об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта, оно прописано в нормативных документах - Закон РФ «Об образовании» (ст. 55, п. 4.), Указ Президента РФ № 324 от 06.04.2006 «О денежном поощрении лучших учителей», Типовое положение об общеобразовательном учреждении (IV, п. 65), Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.03.2006  № 46 «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора  общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», Приказ Министерства образования и науки РФ № 102 от 10.05.2006 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей», Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 03-51-48ин/42-03, Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.07.06 № 03-1471 «Рекомендации по использованию потенциала победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

Основными задачами работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, являются:

  • стимулирование заинтересованности педагогов в результатах  инновационной образовательной деятельности;
  • повышение престижа педагогов, активно участвующих в совершенствовании содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов обучения детей;
  • консолидация усилий научной и педагогической общественности в деле выявления и распространения эффективного педагогического опыта;
  • развитие форм общественно-государственной экспертизы достижений  педагогических работников;
  • создание открытого  информационного банка   передового педагогического опыта;
  • использование передового педагогического опыта в образовательной деятельности ГОУ ДПО НИРО.

  В Положении используются следующие термины и определения:

- передовой педагогический  опыт – это социальный опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития, обучения и воспитания детей, опирающийся на научные достижения,  обновляющий содержание, средства, способы социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов;

- обобщение передового педагогического опыта – метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, выводы в итоге изучения и анализа отдельных фактов, явлений и процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформленные в виде педагогических идей или педагогической системы.

- диссеминация педагогического опыта – процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории через образовательную деятельность;

       - диссеминационные сети школ – соединение в общую систему по единому направлению инновационной деятельности  нескольких образовательных  учреждений.

             Изучение и обобщение передового педагогического опыта, согласно названным выше документам, должно следовать порядку:

1. Изучение и обобщение передового педагогического опыта производится на трех уровнях: областном, районном и на уровне образовательного учреждения.

2. Научный отдел осуществляет взаимосвязь подразделений  института по изучению, обобщению и диссеминации передового педагогического опыта,  координирует работу по формированию матриц передового педагогического опыта.

3. Кафедры и лаборатории института  совместно с научным отделом и НМЭС проводят экспертизу программ развития образовательных учреждений, информационных карт передового педагогического опыта, авторских педагогических разработок различных видов,   определяют актуальность,  новизну,  теоретическую и практическую значимость, эффективность, оптимальность,  уровень  обобщения, область применения (локальный, модульный, системный).

4. Научным отделом совместно со структурными подразделениями ГОУ ДПО НИРО создается по результатам экспертизы областной банк данных о передовом педагогическом опыте (инновационная образовательная карта).

5. Научный отдел совместно с координационно-методическим отделом  координируют работу по распространению эффективного педагогического опыта на муниципальном уровне.

6. Кафедры института   планируют в рамках курсовой подготовки  учителей  изучение передового педагогического опыта, проводят  конференции, форумы, конкурсы,  выставки, издают методические материалы по результатам изучения опыта, подготавливают и проводят постоянно действующие семинары для специалистов муниципальных методических служб.

7. Научный отдел, редакционный отдел планируют публикации в периодических изданиях НИРО и в средствах массовой информации об образовательных учреждениях, педагогах, опыт работы которых признан в ходе экспертизы эффективным.

8. Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО проводит обучение тьюторов – педагогических работников для участия в диссеминационных процессах.

9. Муниципальные методические службы организуют процесс диссеминации ППО на муниципальном и межмуниципальном уровне:

- разрабатывают собственную нормативно-правовую базу;

- составляют план работы по диссеминации ППО (заседания РМО, открытые уроки, семинары, конференции, мастер-классы, выставки, презентации передового педагогического опыта);

- организуют сетевое взаимодействие на уровне школ по обмену передовым педагогическим опытом;

- проводят на муниципальном уровне профессиональные конкурсы.

 10. Методические объединения образовательных учреждений организуют процесс диссеминации передового педагогического опыта в ОУ:

- разрабатывают нормативно-правовую базу (положение, приказы, локальные акты);

- составляют план работы (открытые уроки, мастер-классы, семинары, выставки, презентации передового педагогического опыта).

Формами обобщения передового педагогического опыта также могут быть:

- рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;

- доклад на МО, педсовете и педагогических чтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;

- отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);

- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);

 - обобщение - описание с методическими выводами.

  Пропаганда и внедрение передового педагогического опыта может быть в виде форм:
- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);

 - наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);

 - письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

 Обобщая педагогический опыт, учитель выполняет важную общественную обязанность, способствует дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.


[1] Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.

[2] Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.

[3] Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.