Вануйто Надежда Юповна

Вануйто Надежда Юповна

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников
«ТАЙНЫ ЯМАЛА»
Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие любви к родному краю, расширение представлений у учащихся об образе жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих Ямало-Ненецкий Автономный Округ, развитие навыков общения, коммуникативной компетентности, творческих и интеллектуальных способностей детей, создание ситуации успеха, бодрого, радостного настроения.

Подготовительная работа:

1. Изготовление атрибутов: эмблемы, доска, фото животных, дипломы, слайды, снежинки, природный и бросовый материал для практической работы.

2. Подбор материала.

Ход праздника:
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые участники и гости праздника! Мы рады видеть вас в нашем зале. Через несколько минут наши участники от станции «Страна неугомонная» отправятся в дальнее путешествие по нашему северному краю. На чем же мы отправимся? На чем по тундре ездят ненцы и ханты?

(Оленья упряжка)

Дорогие путешественники, вы готовы к новым открытиям?

Команды: Готовы!

Ведущая: Вас ждут серьезные испытания. Наш курс – полуостров Ямал! Полный вперед! Мы уже находимся на маленьком снежном полуострове - Ямал.

Звучит тихая музыка.

Худи Иван: Ямал – обжитая планета,

Везде во всем соленый пот труда…

Дремавший бесконечными веками,

Весь полуостров как бы вырос вдруг,

Был поднят над студеными волнами

Усилием веселых юных рук.

Он был вчера похож на старика,

Но юношей расправил плечи ныне.

Сейчас Ямал не снежная пустыня –

Полюбите наш край наверняка!

Ведущая: Итак, начинаем представление команд. На сцену приглашаем команду «Суляко».

(Выступление команды: эмблема, девиз, представление капитана команды)

Команда: Суляко

Девиз: Ветерок летит в лицо,

Мчатся нарты с кручи,

Самолетом хорошо,

А олени лучше.

Ведущая: Приглашаем команду «Хаероко».

(Выступление команды: эмблема, девиз, представление капитана команды)

Команда: Хаероко

Девиз: Хаероко шлет привет,

Дарит вам тепло и свет!

Ведущая: Приглашаем команду «Сенгакоча»

(Выступление команды: эмблема, девиз, представление капитана команды)

Команда: Сенгакоча.

Девиз: Звеним, звеним мы целый день,

Звенеть, однако нам не лень.

Ведущая: Любая работа должна быть удостоена внимания, оценена по заслугам. За каждый правильный ответ вы будете получать снежинки. Они будут помещаться на табло, которое имеется у каждой команды. Итоги игры будем подводить по количеству заработанных снежинок.

С удовольствием представляю членов нашего жюри:

1. Заместитель директора Ямальской школы- интернат по работе с детьми интерната Чугуева Т. В.

2. Воспитатель нашего интерната –

3.

Уважаемые гости праздника и наши путешественники! А в качестве приветствия команда «Суляко» покажет нам свой концертный номер.

Песня «Суляко» С. Н. Няруя.

Первая станция – «Узоры Ямала»

Ведущая: Вот и незаметно для Вас мы прибыли к месту путешествия. Первая станция – «Узоры Ямала». Слово «Ямал» означает: «я» - земля, «мал» - край, Ямал значит край земли. Сейчас небольшая разминка, в ходе которой мы с вами должны вспомнить:

Задание 1. Какие народности живут на нашей ямальской земле? Какая команда быстрее перечислит коренных малочисленных народов Севера, населяющих Ямало-Ненецкий автономный Округ? (Ханты, ненцы, селькупы).

Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране. Внимание на экран.

Задание 2. А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов. (Оленеводство, охотоводство, рыболовство)

Задание 3. Как называется основное жилище коренных народов севера? (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО).

Ведущая: Разминка закончена. А сейчас команды будут отвечать по очереди, соблюдая правила.

Задания дослушиваем до конца, затем обсуждаем в своей команде и только после этого отвечаем. Согласны?

Ведущая: Задание для первой команды: как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (Ягушка - слайд).

Ведущая: Задание для второй команды: как называется верхняя одежда для мужчин? (Малица – слайд).

Ведущая: Задание для третьей команды: как называется зимняя обувь из оленьих лап? (Кисы – слайд)

Ведущая: Успешно прошла часть нашего путешествия. Пока жюри оценивает ваши ответы, чтобы веселее было в пути, заряд бодрости нам придаст концертный номер команды «Хаероко». (Концертный номер).

Песня «Хаероко»

Вторая станция – «Живая природа»

Ведущая: Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни. Давайте проверим, насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа».

Ведущая:

1. По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (Сова)

2. По мхам он ходит и в траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается –

От врагов спасается (Олень).

3. Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

И на охоте помогает (Собака).

4. Ушки на макушке,

Хвостик как пушок,

Очень симпатичный,

Маленький зверек (Белка).

5. Кто в жестокую пургу

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается (Куропатка).

6. Какой петух порою глух?

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок,

Как летун он плоховат,

Порою – глуховат (Глухарь).

7. Какую ягоду называют северным виноградом? (Голубика)

8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (Клюква)

9. Какая ягода на севере созревает самая первая? (Морошка)

Ведущая: А теперь задача посложней. Вам нужно узнать жилище лесных обитателей.

Для каждой команды – свое место исследования.

В нижней части доски расположены карточки с изображением следующих животных: медведь, белка, лисица, мышь, куропатка.

В верхней – жилища этих лесных обитателей. Ваша задача: расселить животных по своим жилищам.

При оценивании будет учитываться правильность и скорость выполнения задания.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги, посмотрим концертный номер команды «Сенгакоча» (Концертный номер).

Песня «Сенгакоча»

Третья станция – «Карта Ямала»

Ведущая: Вопрос для команды «Суляко»: Назовите важнейшие реки ЯНАО (Обь, Таз, Пур, Надым)

Ведущая: Вопрос для команды «Хаероко»: Назовите основные города округа (Салехард, Ноябрьск, Надым, Уренгой, Губкинский, Муравленко)

Ведущая: Вопрос для команды «Сенгакоча»: Назовите главный город нашего края (Салехард)

Четвертая станция «Практическая работа на тему «Жизнь народов Севера»

Ведущая: Пришло время для подведения итогов нашего путешествия по нашей малой Родине. Предлагаем вам выполнить работу, используя природный и подручный материал, на тему «Жизнь народов Севера». Дается 7 минут. Представьте защиту своей работы.

Какая команда быстрее и красивее оденет свою бумажную куклу?

Ведущая: Пока наши команды трудятся, вас своим выступлением порадует Вануйто Софья.

Худи Ростислав: «Приезжай» Л. В. Лапцуй

Ведущая: А теперь есть возможность командам заработать дополнительные снежинки. Поговорим о домашней утвари. Утварь – это посуда, которая необходима в домашнем хозяйстве. Нет ничего удивительнее тундровой утвари, и у каждой вещи есть свое назначение, она уникальна. Вся мебель ненцев – сундучок для хранения духов, детские люльки, да небольшой столик. Более разнообразна посуда.

Итак, как называется большое блюдо для мяса и рыбы, вырезанное из дерева, изящное, удлиненное и углубленное небольшое корытце, в которое выкладывают рыбу и мясо? Оно имеет прямоугольную форму. Его длина 50 см, ширина – 25 см, а глубина – 6 см. такое блюдо устойчиво, и пища в нем не остывает.

Ведущая: Правильно, ямб хидя.

Мы узнали о жилище, о домашней утвари. А теперь поговорим об орудиях труда народов Севера. Есть такое орудие труда для ездока, обычно его выстругивают с особым умением и тщательностью из 3-4 метровой заготовки. На один конец этого орудия надевают костяную головку, на другой – железный наконечник. В изготовление традиционного предмета быта ездовой вкладывает все свое умение, терпение. Как называется орудие труда для ездока?

Команда: (Хорей)

Ведущая: Правильно, хорей. Каков хорей, таков и его хозяин, говорят про это орудие труда. Хорей выражал образ владельца, его отношение к труду.

Ведущая: наше путешествие подошло к концу, подведем итог нашего путешествия: Что нового узнали о жизни, о быте людей и о животных населяющих ЯНАО? (ответы детей). Вы сегодня показали замечательные знания о родном крае, проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде. А пока жюри подводит итоги, мы вам споем песенку о собачке «Вэнекоча».

Песня «Вэнекоча»

Ведущая: (после песенки): Слово для подведения итогов праздника предоставляется нашему жюри.

Спасибо всем, что посетили наше мероприятие. До новых встреч!

Использованная литература:

1. «Внеклассные мероприятия в начальной школе», Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования», 2012 г.

Добавить запись

Защита от спам-роботов