материалы к урокам

Перкова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

                 Тема: Геологическое строение и рельеф Африки.

                           Африка – древний материк, а почему?

                                      Материк Пангея распался

    ……………………                                                        ………………………..                                

                                       Распались на ……………

                                     Африка остаётся почти ………..

Окружена …………………..

………………………..

Формируются                                     ………………………

……………………………

Лежит в основании материка                         ……………………

                      В рельефе преобладают

  ………………                                                  ……………                              На юге…                              

    Какие?                   Крайний север                  Движение земной коры    Какие ?

                                       Находится в ……                    привели к………….

                                         Возникли……..                

                                             Какие?

Вопрос: Какими полезными ископаемыми богата Африка и почему?



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен. Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представляет его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения природных, социально – экономических и экологических процессов и явлений, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

        Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Системно- деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий помогает ученику объять необъятное.

        Изучив, тему «Литосфера», попробовала составить урок повторение данной темы с учетом новых требований.  Составила технологические карты, конструкт урока, приложение, продумав так задания чтобы они соответствовали   ФГОС второго поколения. Урок провела открытым, пригласив учителей и администрацию школы; учащиеся справились с заданиями в новой обстановке. Поэтому решила поделиться данной разработкой, особенно созданием технологических карт.

Технологическая карта урока
Ф.И.О.  Перкова Наталья Викторовна
Предмет:  география
Класс:  6 А

МКОУ «СОШ № 16»
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Тема

 Повторение по теме «Литосфера». Подготовка к контрольной работе.

Цель

  1.  Повторить изученный материал.
  2. Развивать географическое мышление, применять имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций.
  3. Формировать умения работать в коллективе.

Задачи

Образовательные:

Повторить в ходе урока усвоение основных знаний, понятий о строении Земли, и процессов, происходящих в ней.


Развивающие:

1.Способствовать развитию у учащихся УУД: логики, излагать мысли, сравнивать, делать выводы.

2. Способствовать развитию навыков работы с учебными пособиями.

3. Создавать условия для усиления познавательной активности учащихся.

4. развитие памяти путем применения разных форм проверки номенклатуры.


Воспитательные: 

1. Воспитывать умения работать в коллективе.

2. Воспитание объективного оценивания своего вклада при коллективной работе, объективность оценивание своей деятельности на уроке.

УУД

  • ЛичностныеУУД:  

Мотивация к познанию

  •  Регулятивные УУД: 

Определяют и формулируют цель деятельности

  •  Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других, владея приема монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе; управление поведением партнера.

  • Познавательные УУД: 

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, самостоятельное выделение познавательной цели.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Формирование представления об особенностях Литосферы

  •      2. Развитие умений работы с  географической картой и использования карты как одного из «языков» общения;

           3.Каждый ученик должен понимать для чего, нужно изучать тему «Литосфера», уметь объяснять процессы, происходящие в земной коре, опираясь на сконструированные модели; запомнить и знать формы рельефа, горные породы, применять знания на практике.

  • Знать терминологию по теме Литосфера
  • Уметь находить и сравнивать географические объекты по картам «Строение земной коры» и «Физической карта», определять горные породы.

Личностные:

1. Мотивация к познанию, действия смыслообразования.
Метапредметные:

  • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности (УУД):
  1. Развитие умения определять цели урока  и задачи урока,  определять цели своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  2. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
  3. Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
  4. Ассоциации реальных земных объектов.

Основные понятия

  Литосфера, вулкан, землетрясение, горные породы, рельефообразующие факторы, Земная кора.

Межпредметные связи

  Русский язык, математика, биология

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

     Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова , учебник 6 класс «Начальный курс географии»,  атлас 7 класс.

     Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал.

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная,  Г – групповая

Технология

  1.  1. Объяснительно – иллюстративный
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Технология проведения учебной дискуссии
  4. Технология оценочной деятельности
  5. Технология учебной деловой игры.

 Методы и формы работы

.Метод контроля и самоконтроля, метод беседа,  ролевая игра, заполнение рабочего листа, работа с картами.

  Приемы

Педагогические:  ассоциация,  вопросительные слова,   «Толстые» и «Тонкие» вопросы,  лови ошибку

  Принципы

  1. Принцип свободы выбора.
  2. Принцип деятельности
  3. Принцип обратной связи.
  4. Принцип открытости
  5. Принцип идеальности (кредит доверия).

Конструкт урока географии по теме «Литосфера» 6 класс

МКОУ «СОШ  № 16»

Разработала учитель географии Перкова Н. В.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

( 2 минуты)

Слайд № 1

Вот звенит для нас звонок      - начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Улыбнулись все гостям. Тихо сели.

- Расскажите правила поведения на уроке?

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из Вас?

Девиз урока: «Один за всех и все за одного», сегодня на уроке вы будете работать в группах, а это значит, сколько жетонов получит команда, согласно критериям все члены команды получат оценку в конце урока.

Приветствуют друг друга.

-Внимательно слушать, активно работать, не отвлекаться.

- Чтобы получать знания.

Заполняют рабочий лист. (Критерии приписаны на доске).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся.

( 5 минут)

Слайд № 2

Проведем георазминку: я называю Вам объект, а вы говорите, что это. Например: Везувий – вулкан.

- Анды

- Этна

- Кавказ

-Восточно-европейская

- Карпаты

- Верхоянский

- Кения

- Западно - сибирская

- Фудзияма

- Пиренеи

Молодцы, но эти слова не ассоциируются с конкретным местом на карте. Прошу показать объекты по карте.

Посмотрите на карту «Строение земной коры» и приведите примеры

- островов в зонах  срединно – океанических хребтов, на которых есть действующие вулканы.

- горных систем расположенных в зонах границ литосферных плит.

Отвечают:

Анды – горы

Этна –вулкан

Кавказ – горы

Восточно- европейская равнина

Карпаты-горы

Верхоянский – хребет

Кения – вулкан

Западно-Сибирская равнина

Фудзияма – вулкан

Пиренеи – горы

Учащиеся показывают объекты по атласу, 1 ученик по карте.

 Называют океанические хребты:

Горные системы:

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

( 3 минуты)

Слайд № 3

Слайд № 4

Урок повторение по теме: Литосфера. Подготовка к контрольной работе.

Составьте два вопроса, чтобы Вы хотели повторить сегодня на уроке: один «тонкий», один «толстый»

Помните:

«Тонкие вопросы» Кто?   Что?    Где?

«Толстые» вопросы: Почему?  Зачем?   Как?

(Просим прочитать нескольких учащихся вопросы).

Сформулируйте цель урока.

Цели:

  1. Повторить изученный материал.
  2. Развивать географическое мышление, применять имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций.
  3. Формировать умения работать в коллективе.

Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен понимать для чего, нужно изучать тему «Литосфера», уметь объяснять процессы, происходящие в земной коре, опираясь на сконструированные модели; запомнить и знать формы рельефа, горные породы, применять знания на практике.

Формулируют вопросы, цель урока.

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.

( 10 минут)

Слайд № 5

Есть на все в программе мера.

Наша тема «Литосфера»

Завершилась,  как не жаль,

И теперь зовет нас в даль.

Литосфера оболочка,

Только рано ставить точку:

Знанья о земной коре пригодятся детворе.

Географический диктант:

Цель: Проверка географической номенклатуры по данной теме.

  1. Конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение магмы. (вулкан)
  2. Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры. (сейсмограф)
  3. Не состоявшийся вулкан. (лакколит)
  4. Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов. (гейзеры).
  5. Имеют сложное строение и могут включать в свой состав несколько минералов.  (горные породы).

Я слова читаю вам, вы прислушайтесь к словам. Может лишние попали? Докажите как узнали.

  1. Мел, обсидиан, известняк, песчаник.
  2. Вершина, дюны, барханы, овраг
  3. Подошва, склон, вершина, отмель
  4. Глина, гранит, песок, уголь.
  5.  Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.

Подобрать ассоциации к слову «Землетрясение»

Это грозное природное явление представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности, к которым приводит резкий разрыв и смещение горных пород на глубине.

Выполняют в рабочем листе.

Выполняют индивидуальную работу по карточкам по выбору  учащихся

Применение знаний и умений в новой ситуации

( 5 минут)

Слайд № 6

Все готовы отвечать?

Ну с чего бы нам начать?

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Каждой команде выдается модель, в течение 1 минуты вы должны объяснить, что это за модель и объяснить её составные части.

Модель - это упрощенное  подобие реального объекта.

Литосфера – это оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.

Модели: модель «Строение Земли», модель «Строение вулкана», модель «Рельеф земли»

Физминутка

(1 мнута)

Игра «Широта и долгота»

Вы быстро вспоминаете, где находятся географические объекты. Те, которые представляют «широты» и «долготы» должны быстро присесть. Кто ошибся – получает штрафное очко.

  1. Вулкан Ключевская сопка (с.ш.в.д.)
  2. Вулкан Котопахи (ю. ш. з. д. )
  3.  Вулкан Везувий (с.ш. в. д.)
  4. Вулкан Килиманджаро (ю.ш. в.д.)
  5. Вулкан Фудзияма (с.ш. в.д.)
  6. Вулкан Кения  (ю.ш. в.д.)

Учащиеся разделены на северное и южное полушарие, западное и восточное.

Обобщение и систематизация знаний.

(10 минут)

Слайд № 7

Каждой команде дан текст, вы должны прочитать его и ответить на вопрос: О каком объекте идет речь?

Каждой команде нужно доказать гипотезу: «Ничто на земле не проходит бесследно»  на примере тем:  «Рельефообразующие факторы», «Вулканы»,  «Землетрясение».

Учащиеся работают в команде.

На каждом следке учащиеся записывают один пример. На доске размещаем.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(2 мин)

Вспомните те вопросы. Которые вы поставили себе в начале урока. На все ли вопросы вы получили ответы?

Команды подсчитывают количество жетонов и узнают свой результат.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин)

Повторить все термины по теме «Литосфера»,  устно ответить на вопросы  на стр 67  -  68.

Записывают в дневник

Рефлексия (подведение итогов занятия) ( 1 минута)

Слайд № 8

каждый из вас возьмет  на столе смайлик и изобразит свое настроение на уроке, а с обратной стороны ответьте на вопросы

знаю -----------

запомнил -----------

смог --------------

Приложение № 1

Карточка № 1.

Установите соответствие между объектами.

Литосфера.

1.

Равнина

Материк

Восточно-Европейская равнина

Южная Америка

Великие равнины

Евразия

Бразильское плоскогорье

Северная Америка

2.

Вулкан

Часть света

Ключевская Сопка

Европа

Везувий

Америка

Котопахи

Азия

Карточка № 2

Заполните таблицы.

 1. Типы земной коры.

Сходства

Различия

Материковая земная кора

Океаническая земная кора

2. Стихийные процессы в горах.

Процессы

Причины

Последствия

Осыпи

Оползни

Сели

Карточка № 3

Установите соответствие.

1. Возраст гор

Горы

Возраст

Алтай

Молодые

Гималаи

Старые

Уральские

Возрожденные

2. Происхождение равнин.

Равнины

Происхождение

Индо-Гангская низменность

Разрушение гор

Казахский мелкосопочник

Поднятие дна морей

Прикаспийская низменность

Накопление речных наносов

Карточка № 4

Установите соответствие.

1. Высота гор

Горы

Высочайшая вершина

Альпы

Эльбрус

Кавказ

Аконкагуа

Анды

Монблан

а) Назовите 3 вулкана, названия которых начинаются на букву К, и определите, какие из них действующие, а какие – потухшие.


б) Назовите 3 горные системы мира, названия которых начинается на букву К.


в) Назовите 4 горные системы мира, имеющие меридиональное или близкое к меридиональному протяжение (расположение).

Приложение № 2

Рабочий лист (заполняется в ходе урока)

Фамилия Имя _____________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________

Вопросы

1.«Тонкий»__________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Толстый» _____________________________________________________

_________________________________________________________________

Географический диктант:

1 ____________________

2 ____________________

3_____________________

4. ____________________

5. ____________________

Работа по карточке

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов

Знаю______________________________________________________________

Запомнил__________________________________________________________

Смог ____________________________________________________________

Список литературы

1. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику  Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой. . Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобрразоват. учреждений. –М.: Издательство «Экзамен»,2012. – 127.

2. География: программа:  5-9 классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М.:Вентана – Граф, 2012. – 312 с.

3. Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобрразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2010 -288 с.

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя;  А. Г. Асмолов, г, В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.



Предварительный просмотр:

Структурные элементы учебного занятия по теме «Литосфера»

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный этап

Организовывает погружение в урок, создает ситуацию успеха.

Извлечь информацию

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Построение планов во временной перспективе.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся

Организовывает устную фронтальную работу по карте.

Смысловое чтение карты, проводят  знаково  –символические действия.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Осуществляют самоконтроль.

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий, как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовывает погружение в проблему (поставить цель урока), создает ситуацию разрыва.

Самостоятельное выделение и формулирование цели урока

Воспринимают  ответы обучающихся,  доносят свою позицию для  других. Умение выражать свои мысли.

Определяют и формулируют цель урока, цель своей деятельности.

4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.

Организует формы работы  для выделения понятий (индивидуально, фронтально).

Организация дифференцированной, коррекционной работы.

Работа с научными понятиями. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации.

Участвуют в обсуждении содержания материала, воздействие и аргументация.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что, ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует учебное взаимодействие учеников в группе, и их объяснение географической номенклатуры на примере модели.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Выделяют существенные характеристики объекта с помощью модели.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Умение договариваться, согласуя свои интересы  и взгляды, управление поведением партнера.

Осуществляют самоконтроль. Осуществляют действия по реализации целей урока.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Организует учебное исследование для доказательства гипотезы. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата (создание нового продукта). Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений. Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.  Учет разных мнений.

 Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организация

 контрольно -оценивающей деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Оценивание своих действий.

Осуществляют пошаговый контроль по результату. Оценивают совершенствования контроля

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Нацеливает учащихся на выполнение домашнего задания

смысловое оценивание домашнего задания

Умение структурировать знания.

Планирование.  Коррекция.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организует подведение итогов

Умение структурировать знания.

Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли.

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования.  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.



Предварительный просмотр:

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 1

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Ручей
  2. Домик лесника
  3. Смешанный лес
  4. Кустарник
  5. Впадина
  6. Вершина горы
  7. Овраг
  8. Колодец

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 2

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Луг
  2. Железная дорога
  3. Мост на реке
  4. Колодец
  5. Овраг
  6. Гора
  7. Болото
  8. Ручей

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 3

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

Виноградник

  1. Озеро
  2. Грунтовая дорога
  3. Лиственный лес
  4. Впадина
  5. Фруктовый сад
  6. Болото
  7. Ручей
  8. Кустарник

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 4

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Кустарник
  2. Река
  3. Поселок
  4. Холм
  5. Мельница
  6. Река
  7. Хвойный лес
  8. Автомобильная дорога

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 5

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Овраг
  2. Кустарник
  3. Смешанный лес
  4. Просека (вырубка)
  5. Кустарник
  6. Холм
  7. Мост на реке
  8. Железная дорога

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 1

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Ручей
  2. Домик лесника
  3. Смешанный лес
  4. Кустарник
  5. Впадина
  6. Вершина горы
  7. Овраг
  8. Колодец

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 1

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Ручей
  2. Домик лесника
  3. Смешанный лес
  4. Кустарник
  5. Впадина
  6. Вершина горы
  7. Овраг
  8. Колодец

Тема: «Условные топографические знаки»

Задание 1

Нарисовать, как обозначается на топографических картах:

  1. Ручей
  2. Домик лесника
  3. Смешанный лес
  4. Кустарник
  5. Впадина
  6. Вершина горы
  7. Овраг
  8. Колодец