Страничка ЗОЖ

Овчинникова Ольга Валерьевна

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Зарядки для рук……………………………………………………..………..стр.2

2. Утренняя зарядка……………………………………..……………………...стр.8

3. Сказки-зарядки……………………………………………………………….стр.9

4. Дыхательные упражнения…………………………………………………...стр.10

5. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического

напряжения……………………………………………………………………...стр.12

6. Разнообразные физкультминутки…………………………………………...стр.13

7. Упражнения для улучшения осанки………………………………………...стр.24

8. ГИМНАСТИКА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ……………………………………...стр.26

9. Зрительная гимнастика……………………………………………………….стр.29

10. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения………………...стр.31

11. Используемая литература…………………………………………………...стр.32


1). Зарядки для рук.

1.  В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

        

2.  Повторяйте упражнение за мной.

     1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
2. Покажите, как работает наше сердце. (
Сжимание и разжимание кулачков.)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (
Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (
Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (
Наклоны кулачков.)
6. Вдруг проснулись, потянулись! (
Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение.)

3. Отдохнем, приготовим ручки, потому что нам надо будет писать.

    Сделаем фонарики

    Ручки потрясли, встряхнули

    Погладили свои ручки.

    Спинки выпрямили.

4. Мы писали, мы писали,

    Наши пальчики устали,

    Мы немножко отдохнем,

    И опять писать начнем!              

(Сжимание и разжимание кулачков).

5.         Мы старались рисовать.
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем.

(Кисти рук погладили, встряхнули, размяли).

6.        Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.

(Кисти рук погладили, встряхнули, размяли).

9. «Колечко»

     Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

10. «Теремок»

Соедините пальцы рук, плотно прижмите друг к другу. Затем предложите детям вспомнить сказку «Теремок» и поочередно, начиная с мизинца, постукивайте одноименными пальцами по 3-7 раз каждой парой. Данное упражнение сопровождается текстом: «Кто в теремочке живет? Постукивая мизинцами, говорите: «Мышка - норушка»; постукивая безымянными пальцами, говорите: «Лягушка - квакушка»; большими - «Зайка - попрыгай-ка»; указательными - «Лисичка - сестричка»; большими - «Волк - зубами щелк». Но пришел медведь и сломал теремок. На этих словах совершайте вращательные движения руками, имитируя разрушившийся теремок.

11. «Кулак - ребро - ладонь»

Три положения руки в плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом - двумя руками вместе.

12. «Змейки»

Предложите детям представить, что их пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх, сверху вниз. При двуручном выполнении ладони смотрят от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные.

13. «Гармошка»

Выполняется сидя. «Посмотри, моя ладошка, как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю. Раз, два, три, я играю, посмотри! Я ладошки раздвигаю и на кнопки нажимаю! Раз, два, три, я играю, посмотри!

  1. Вот помощники мои,

     Их как хочешь поверни.

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

А другой давно уж спит.

Кто у нас еще шумит

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

15. Рыбки плавали, ныряли

      В чистой, светленькой воде.

      То сойдутся, разойдутся,

      То зароются в песке.

16.   Вот помощники мои

Их как хочешь поверни -

Так и эдак, эдак - так –

Не обидятся не как.

17.   Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

18.   Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг.

(дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.)

19.   Знакомство с пальчиками
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять"
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

20. Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. Оставляя на воде колечки.

"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

21. Моя семья.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
  Этот пальчик - дедушка,
  Этот пальчик - бабушка,
  Этот пальчик - папочка,
  Этот пальчик - мамочка,
  Этот пальчик - я,
  Вот и вся моя семья!

22. На лужок. Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

   На лужок пришли зайчата,
  Медвежата, барсучата,
  Лягушата и енот.
  Приходи и ты, дружек!

23. Пальчик-мальчик. На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

    Пальчик-мальчик, где ты был?
   С этим братцем в лес ходил,
   С этим братцем щи варил,
   С этим братцем кашу ел,
   С этим братцем песни пел.

24. Улей. Пальцы сжать в кулак, Затем отгибать их по одному.

    Вот маленький улей, где пчелы
   Спрятались, никто их не увидит.
   Вот они показались из улья.
   Одна, две три, четыре, пять!

25. Черепаха. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

   Вот моя черепаха, она живет в панцире.
  Она очень любит свой дом.
  Когда она хочет есть, то высовывает голову.
  Когда она хочет спать, то прячет ее обратно.

26. Замок. На первую строчку - Пальцы в "замочек". Затем стучать о стол "замочком". Затем круговые движения, и показали ладошки.

На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!

27.   Кисель (русская игра)

Бабушка кисель варила
На горушечке,
 (Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом)
Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)
Через бабушкин порог. (Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке
 (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны. Руки снова показывают горшок-черепушечку)
В черепушечке 
(Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку)
У старушечки 
На горушечке. (Руки вновь по горку)
Бабка плачет: "Ай-ай-ай!" (Руки "утирают")
Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки "грозит")
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько!
 (Правая рука снова помешивает "кисель". Руки расходятся широко в стороны)

28.

Плошечку собачка
Моет языком,
 

(Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).

Мышка подбирает
Крошки под столом.

(Согнутые мизинец и указательный палец правой руки - "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь)

Кошка под окошком

(Пальцы правой руки собраны, как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округлены)

Когтями скребет 

(Пальцы правой руки скребут ладонь левой)

Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок
.
(Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую.
Энергичное встряхивание пальцев правой руки)

Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука. Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть. При повторении игры руки меняются ролями.

30. Дом

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
   Чтобы дом построить новый,
   Запасают лес дубовый,
   Кирпичи, железо, краску,
   Гвозди, паклю и замазку.
   А потом, потом, потом
   Начинают строить дом.

31. Очки

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.
Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.

32.       Пальчик толстый и большой

За подсолнухом пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий.

Он сбивает зерна метко.

Безымянный - поедает.

А мизинчик - господинчик

В землю зернышки сажает.


2). Утренняя зарядка

Начинаем с головы: наклоны головы - вперед, назад – МЕДЛЕННО!

А теперь, кто достанет до плечика головой?! Кто не достает, нет ничего страшного.

Сделаем гусей (резкие движения - вперед назад)!

Смотрели сказку, где яблочко по тарелочке катится? Вращаем головку в одну сторону, а теперь в другую

  Разомнем плечевые мышцы. Пальчиками держимся за плечики, круговые движения рук вперед, а теперь назад!

Ручки перед грудью, приседаем 10 раз!

А теперь подышим: ВДОХ, ВЫДОХ…

Дыхание наладили и теперь тихо-тихо сели!!!


3). Сказки-зарядки

Колобок

Испекла баба колобок, положила его на окошко студиться. Колобок полежал-полежал, да и в лес убежал. Катится колобок по лесу, катится. Показываем, как катится колобок:

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой вправо. То же в другую сторону (3 раза).

А навстречу ему медведь. Идет, ворон считает, сухие ветки у деревьев ломает. Показываем медведя:

И.п. - ноги на ширине плеч. 1 - наклон вправо, руки скользят по туловищу - правая вниз, левая на пояс; 2 - и.п. То же в другую сторону (3 раза).

Обрадовался медведь. Хоть и на один зубок колобок, а все ж не каждый день еда сама в рот просится.

- Колобок, колобок! я тебя съем!

- Не ешь меня. Я тебе песенку спою! ( Дети поют песенку колобка). Покатился колобок дальше.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками: 1-2 - вперед, 3-4 - назад (3-4 раза).

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. По сторонам посматривает, травку щиплет.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем (по 4 раза в каждую сторону).

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я тебе песенку спою!

Спел колобок песенку зайцу и покатился дальше. Навстречу ему волк бежит, заячьи следы ищет.

И.п. - ноги вместе, руки в сторону. 1 - мах левой ногой вперед, хлопок под ногой; 2 - и.п.; 3 - мах правой ногой вперед, хлопок под ногой; 4 - и.п. (3-4 раза).

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я тебе песенку спою!

Спел колобок песенку волку и покатился дальше.

А вот с лисой колобок в нашей сказке не встретился, чему и был очень рад!

И.п. - ноги вместе, руки на пояс. Прыжки на месте (2-3 минуты).

Репка.

Наступило теплое весеннее утро.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой на счет 1-2-3-4 вправо, затем влево.

Ветер разогнал на небе тучи.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками вперед-назад (1-2 минуты)

А теперь - внимание! Начинается наша сказка.

Вскопал дед грядку, посадил репку. Выросла репка маленькая - премаленькая. Ищет дед репку, ищет - не найдет.

И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения кистями рук вперед-назад. То же, вращение кулаками (1-2 минуты).

Позвал дед бабку. Прополола бабка грядку. Ищут-ищут - не найдут репку.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклон вперед, коснуться левой ноги; выпрямиться; наклон вперед, коснуться правой ноги; выпрямиться (2-3 раза).

Позвали внучку. Принесла внучка лупу. Ищут-ищут - не найдут репку.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - присесть, руки на пояс; 2 - и.п. (2-4 раза).

Позвали Жучку. Ищут-ищут - не найдут.

Вылезает из норки мышка:

- Вашу репку я нечаянно съела. Обрадовались внучка и Жучка, бабка и дедка:

- Все-таки нашлась наша репка.

И.п. - ноги вместе, руки на пояс. Прыжки (1 минута).

Ходьба (растем большими), вытянув руки вверх и потягиваясь. Вдох носом, выдох ртом.

        


4). Дыхательные упражнения.

1. Произнесите звук «С-С-С-С», при этом руки должны быть подняты вверх с сильно оттянутыми большими пальцами. Эти звуки стимулируют работу легких, утилизируют накопленную отрицательную энергию, уменьшают степень депрессии, стимулируют положительные эмоции, мужество, отвагу.

2. Закройте глаза, вдохните, далее на выдохе произносите звуки «ЧУ-ЧУ-ЧУ». Произносите, как будто задуваете свечу, при этом руки плавно поднимайте вверх и опускайте вниз. Данное упражнение утилизирует страхи, стимулирует проявление нежности, доверия.

3. Произносите на выдохе звук «Ш-Ш-Ш». Зашептал в воде камыш, «Ш-Ш-Ш» (произносим громко). И опять настала тишь, «Ш-Ш-Ш» (произносим тихо).

Данное упражнение уменьшает наличие стресса, утилизирует гнев, стимулирует работу печени.

4. «Спичка и цветок». Представьте, что в левой руке держите спичку, а в правой цветок. Подносите к носу правую руку с воображаемым цветком и делайте вдох. Затем подносите ко рту левую руку с воображаемой спичкой и, делая выдох, тушите ее. Данное упражнение стимулирует проявления стабильности, уверенности, радости, любви.

5. На выдохе произносите звук «ХА-ХА-ХА». Стабилизирует эмоции, уравновешивает, поднимает настроение.

6. На выдохе произносите горловой звук «У-У-У», При этом ладони рук кладите на парту, и при выполнении упражнения опирайтесь на них. На выдохе сильно напрягайтесь и выпрямляйте спину. Упражнение стимулирует проявления стабильности, уверенности, радости, любви.

7. «Шарик» Руки плавно поднять вверх - вдох. Плавно опустить - выдох. На выдохе пропеть звук «СИ-СИ-СИ» с шипением.

8. Дыхательные упражнения. В положении сидя (руки на коленях) произвести 15-20 глубоких дыхательных движений (при входе живот выпячивается вперед, а при выходе втягивать).

        


5). Метод быстрого снятия сильного эмоционального или

физического напряжения

1. «Муха» Сядьте удобно: руки положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садиться на нос, на рот, на лоб, на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2. «Сосулька» Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька. Напрягите все мышцы тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

При сильном эмоциональном, нервно - психическом напряжении вы можете выполнить 20 - 30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте.

3. «Огонь и лед» Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и интенсивность движений каждый ребенок выбирает сам. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая все тело до предела. Команды чередуются.


6). Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали мышки вон.

Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
           (
Дети приседают и "закрываются".)
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
            (
Встают на носочки и вытягивают руки вверх.

Физкультминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
"Тороплюсь, – гудит, –
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

Дети повторяют движения за учителем.

Физкультминутка

У. Кто из вас был на рыбалке? Как вы забрасываете удочку?

Дети показывают руками.

– А когда рыба клюет, какие действия вы производите?

Ребята показывают, как вытаскивать рыбу, приговаривая:

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!

Дети разводят в стороны руки, показывая, какая большая рыба.

Щука плавает кругами,
Щука щелкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?

        Физкультминутка

        Есть стихотворение про лес, под которое можно выполнять упражнения. Я сейчас вам его расскажу, а упражнения вы повторяйте за мной.

Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Раз – хлопок над головой,
Два – хлопок за спиной.
Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На мысочках убежим.

Физкультминутка

Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.

Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.

Физкультминутка

Вот поезд идет наш,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз,
Ребят он повез.

Выполняются движения полусогнутыми руками.

Физкультминутка

Подтянитесь на носках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас!

Физкультминутка

Все знают, кто такие кузнечики?

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики

Выше, выше, высоко

А теперь подышим: ВДОХ, ВЫДОХ…

Дыхание наладили и теперь тихо-тихо сели!!!

Физкультминутка

Встали прямо, сделали хорошую, хорошую линию, выполняем серьезно друг другу упражнения: 

погладим по головке;

растираем друг другу ушки;

легонько положили пальчики на плечики и по массажировали, а теперь шейку.

НЕ БОЛЬНО, кулачками постукиваем спинку, попу,

Легонько погалдели спинку

Кулачками постукиваем по правой ножке, по левой, легонько погалдели каждую ножку.

А теперь развернулись и делаем (повтор)…

А теперь подышим: ВДОХ, ВЫДОХ…

Дыхание наладили и теперь тихо-тихо сели!!!

Физкультминутка

Встали! Походим вперед, развернулись, назад.

Представим, что мы в зоопарке:

Изобразим – лисичку, кошечку, тигра, щеночка

Физкультминутка

(ПО ГРАМОТЕ-ПИСЬМО)

Игра «Живые слова»

Встанем! Я сейчас прочитаю предложение, а вы запоминайте:

     СТОЛ, ШКАФ, КРЕСЛО – ЭТО МЕБЕЛЬ.

Аня, выходи, ты СТОЛ,

Андрей – ШКАФ,

Олег – КРЕСЛО,

Леша – ЭТО,

Настя – МЕБЕЛЬ,

Все вместе…

А теперь я переставлю местами: Что получили?

          ШКАФ, СТОЛ, КРЕСЛО – ЭТО МЕБЕЛЬ.        

А теперь я еще переставлю местами: Что получили?

СТОЛ – ЭТО КРЕСЛО, ШКАФ, МЕБЕЛЬ.

Все ли предложения у нас получились? (Последнее не получилось)

Слова в предложении стояли, как попало.

А как должны стоять? (По порядку).

Спасибо вам за живые слова, садитесь!!!

Физкультминутка

На внимание. Игра «Ухо, нос».

(Показ учителем правильно, а иногда и в не соответствии со словом).

Физкультминутка

Встали! Поднимаем гири.

Потрясем тело и вытрясем всю лень из себя.

Настроились! А теперь подышим: ВДОХ, ВЫДОХ…

Дыхание наладили и теперь тихо-тихо сели!!!

Физкультминутка

Представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу и увидели там елку, всю усыпанную серебристым снегом.

Наша ёлка велика (круговые движения руками).

Наша ёлка высока (встали  на носки).

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носки)

Достает до потолка (потянуться)

Будем весело плясать,

Будем песни распевать,

Чтобы ёлка захотела

В гости к нам прийти опять (пляшут,    притопывая    ногами, руки на поясе).

Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день,

С одной ветки прыгнув влево (прыжок влево)

На сучок она присела (приседания)

Вправо прыгнула потом, (прыжок вправо)

Покружилась над дуплом (поворот на 360 град)

Влево - вправо - целый день (прыжок влево и вправо)

Прыгать белочке не лень!

Утром дети в лес пошли (шагают на месте)

И шишки нашли, (выполняют наклоны)

Наклонялись, собирали (выполняют наклоны)

По дороге растеряли (повороты туловища вправо и влево)

Мы ногами топ-топ.

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик (поднимать и опускать плечи)

Раз - туда, два - сюда (наклоны туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя (поворот на 360 град)

Раз - присели, два - привстали.

Руки к верху все подняли.

Раз- два, раз – два (прыжки на двух ногах)

Заниматься нам пора.

Физкультминутка

ЛЯГУШКИ.

Мы будем изображать лягушек.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Физкультминутка

Бабочка.

Закройте глаза. Представьте, что вы на зеленом лугу, вокруг красивые, яркие цветы:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Физкультминутки

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре

-Вот летит ракета ввысь!

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолет.

Руки ставим все в разлет,

Появился самолет.

Мах крылом уа - сюда.

Делай раз, делай два

Раз и два, paз и два

Pуки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, paз и два

Опустите руки вниз,

И на место все прыг-скок!

Прыг-скок, прыг-скок!

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре

-Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали мышки вон.

Физкультминутки

Мельница

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

Насос

А теперь насос включаем,

Воду из руки качаем.

Влево - раз, вправо - два.

Потекла ручьем вода

Раз, два, три, четыре –

Хорошо мы потрудились.

( наклоны влево, правая рука скользит

вверх вдоль туловища, до подмышек…)

Веселые прыжки

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили

(Окружающий мир)

Мы по лугу погуляли

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами все дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Физкультминутки

Дружно встали. Раз, два, три!

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам представим, ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь в право,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой «л»  расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Зайка.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под крышей - мы с тобой.

Подними ладошки выше,

А потом сложи дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси -

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой.


Физкультминутки

1: Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

2: Наши ручки

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

3: Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

4: Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

5: Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...


Физкультминутки с участием сказочных героев.

1.  Буратино.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся

Два - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.  Емеля.

Емеля шел, шел, шел

Белый грипп нашел.

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок (Можно собирать разные виды грибов и ягод.)

3.  Баба Яга.

В темном лесу есть избушка, (шагаем)

Стоит задом наперед, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга живет, (поворот обратно)

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят, (руки вверх)


Физкультминутки о детях.

1. Первый класс. 

На зарядке первый класс.

Мы присядем десять раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернемся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.

2. Помощники.

Воспитывает трудолюбие.

Дружно помогаем маме -

Мы белье полощем сами, (наклоны)

Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)

Потянулись, (повесили белье)

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)

3. Что мы делали

Учащиеся изображают действия, о которых говорится в стихотворении, и одновременно закрепляют последовательность дней недели.

В понедельник я купался,

А во вторник - рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье -

Целый день я отдыхал.

4. Зарядка.

Может выполняться детьми самостоятельно. Дежурные показывают движения у доски, остальные - повторяют.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Маленький - большой.

Близка учащимся по смыслу, так как отображает «мини - ленту времени» их жизни.

Сначала буду маленьким, (приседают на корточки)

К коленочкам прижмусь, (обнимают руками колени)

Потом вырасту большой (встают на носочки)

До люстры дотянусь, (вытягивают руки вверх)

6. Буги — буги.

Руку правую вперед,

А потом ее назад.

А потом опять вперед

И немного потрясем.

Мы танцуем «Буги - буги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так:

Хлоп – хлоп!

(Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)

Физкультминутки с иллюстрациями. 

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Покружились столько раз,

Сколько яблочек у нас.


7). Упражнения для улучшения осанки

1.        Педагог:

  • У меня спина прямая,
  • Я наклонов не боюсь. (Наклоны вперед, руки в стороны).
  • Выпрямляюсь, прогибаюсь,
  • Поворачиваюсь. (Повороты туловища вправо-влево, руки на поясе).

-Раз, два, три, четыре,

 Три, четыре, раз, два

 Я хожу с осанкой гордой, (Ходьба по кругу, руки за голову).

-Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

-Я могу и поклониться. (Поклон, приседания, наклоны в стороны с прямой спиной.)

2.        Мы потрем сейчас ладони,
      Голову чуть-чуть наклоним.
      Влево, вправо повернемся,
      До земли потом нагнемся.
      Плечи дружно разомнем,

       В руки кисточку возьмем.

       Желтый, красный, голубой

       Цвет расходится волной.

       Соль посыпали немножко,

 И садимся потихоньку.

3.         1) И.п. - стойка ноги врозь. Правую руку через сторону вверх, левую за спину; вернуться в и.п, То же начиная с левой руки.

           2)        И.п. - руки к плечам, Наклониться вправо, руки вверх; вернуться в
и.п. То же в другую сторону.

3)        И.п. - руки на сиденье парты. Прогнуться назад, вернуться в и.п.

4.        1) И.п. - основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и
разжимая пальцы, медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2)        И.п. - руки к плечам. Наклониться вправо, руки вверх; вернуться в
и.п. То же в другую сторону.

3)        И.п. - руки на поясе. Отвести локти назад, прогнуться, вернуться в и.п.

5.   1) И.п. - основная стойка. Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в и.п.

  1.  И.п. - стойка, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.
  2.  И.п, - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны; вернуться в и.п.
  3.  И.п. - присед, на носках, руки на коленях. 3 прыжка на месте в приседе, выпрямиться.
  4.  И.п. - основная стойка. Выпад правой ногой вперед, руки вверх, в стороны; вернуться в и.п. То же левой ногой.

          6) И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, расслабить мышцы, уронить руки вниз и потрясти ими; вернуться в и.п.


8). ГИМНАСТИКА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

1. Спокойное сидение с полузакрытыми глазами, скрестив ноги, положив руки на колени. Произвести 15-20 глубоких вдохов и удлиненных выдохов, втягивая в себя живот при выдохе и выпячивая при вдохе. Указанное упражнение можно проводить сидя на стуле или табурете, ноги слегка расставлены в сторону, руки - на коленях.

2. Самомассаж ушей. Растирать ушные раковины между большим и указательным пальцами, а затем ладонями. При проведении ладоней вниз ушные раковины отгибаются вниз, при проведении ладоней вверх принимают обычное положение. Проделать 2D растираний ушей между пальцами и 2D растираний ладонями.

3. Самомассаж ушей. Прижимаем ушные раковины к лицу, т.е. складываем их пополам, считая до 7 – 3  раза.

Дергаем мочки ушей 7 раз. – 3 раза.

Нажимаем на хрящики ушей 7 раз вдольуха. – 3 раза.

Массируем бугорки за ушами, считая до 7.

4. Самомассаж ушей. 

Ушки наши, не грустите,

Есть зарядка и для вас. (Трогаем пальчиками ушки по всей длине)

И хотите, не хотите –

Мы разбудим вас сейчас.

Приложи ладошки к ушкам

И потри их хорошо. (трем ушки ладонями до кросна)

Вот теперь они согрелись, стало ушкам горячо.

А теперь найдем мы мочки

И надавим на мешочки. (тянуть мочки вниз)

Тянем, тянем ушко вниз,

Говорим ему: «Держись!»

Отпускаем, отдыхаем-

В тишину сейчас сыграем…

Мы рукой закроем ушки -

Наступила ти-ши-на.

Открываем – слышим звуки.

Тут и кончилась игра.

5. Сжимание зубов верхней и нижней челюстей. 20-30 Раз крепко сжать зубы, затем произвести 30-40 постукиваний зубами.

6. Круговое движение языком по передней поверхности зубов верхней и нижней челюсти - 20 раз в одну сторону и 20 раз в другую сторону. Слюну, выделяющуюся при этом упражнении, следует глотать.

7. Раздувание щек. Произвести 30-40 раздуваний щек в среднем темпе.

8. Самомассаж боковых стенок носа. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей производить поглаживание боковых стенок носа. Движения начинаются у переносицы, проводятся к углам рта и в обратном направлении. С легким нажимом произвести 15-20 движений в среднем темпе.

9. Самомассаж головы. Поглаживание головы осуществляется раскрытой ладонью правой или левой руки, начиная со лба в направлении к затылку и обратно 10-15 раз, после чего концом большого, указательного или среднего пальца произвести вибрирующие, надавливающие движения на точку, соответствующую месту соединений затылка с шейными позвонками. Надавливающие, вибрирующие движения пальцем на указанную точку проводить 10-20 секунд.

10. Самомассаж бровей. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей проводить поглаживание бровей от переносицы к вискам и в обратном направлении с небольшим нажимом. Глаза должны быть закрыты. Произвести 20-30 движений в ту и другую сторону.

11. Упражнение для рук. Качающие движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, т. е. примерно также как при беге. Сделать 20-30 движений, средний темп.

12. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сложить пальцы обеих рук "в замок", затем произвести напряженное вытягивание сцепленных рук вправо и вверх, слегка приподнимая таз от поверхности постели или табурета. Аналогичное движение руками сделать в другую сторону, т. е. влево и вверх. В обе стороны сделать попеременно по 10 движений.

13. Самомассаж спины. Слегка наклониться вперед и буграми обеих ладоней растирать область поясницы движениями вверх и вниз. Движения начинают от возможно высшей точки на спине и проводят до крестца.

Обе руки движутся в противоположных направлениях. Движения начинать у позвоночника и постепенно приближать к боковым поверхностям поясничной области. Проделать 20-30 упражнений в среднем темпе с небольшим нажимом.

14. Самомассаж живота. Правой или левой рукой производить спиралеобразные движения (растирания) области живота по ходу часовой стрелки. Начиная круговые движения вокруг пупка, их постепенно расширяют, доходя до периферии области живота. Затем они сужаются, укорачиваются и заканчиваются в области пупка. Произвести 30 спиралеобразных движений одной рукой и 30 - другой, темп средний. Необходимо производить легкий нажим рукой на брюшную стенку.

15. Самомассаж области коленных суставов. В положении сидя положить ладони на коленные суставы и производить круговыми движениями растирание их в ту и другую сторону. Число движений от 20 до 30 в ту и другую сторону, темп средний. Необходимо производить легкое давление руками на коленные суставы.

16. Самомассаж ступней. В положении сидя, раздвинув колени в стороны, захватить руками обе ступни, с легким нажимом растирать их. Большие пальцы руки захватывают подошву, а остальные пальцы лежат на передней поверхности ступни. Движения производят от пальцев ступни к пяткам, а затем в обратном направлении. Произвести 20-30 движений в обе стороны, темп средний.

17. Упражнение для ног. В положении сидя откинуться слегка назад, оперевшись на руки, находящиеся за спиной. Произвести попеременное вытягивание вперед ног с оттянутыми носками и попеременное приведение их обратно к тазу. Произвести 15-20 движений обеими ногами в среднем темпе (15-20 движений каждой ногой в течении минуты).

18. Упражнение для туловища и брюшной полости. Круговые, вращательные движения туловища в пояснице (руки на бедрах). Амплитуда движений вначале небольшая, постепенно увеличивается, делается шире и постепенно снова сужается. Темп движения вначале быстрый, постепенно замедляется (в период наиболее широкой амплитуды) и вновь ускоряется. Сделать 15-20 движений в одну сторону и столько же в другую, после чего произвести 15-20 ритмичных вытягиваний (сжиманий) заднего прохода (прямой кишки).

19. Слегка расставив ноги в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук произвести короткие быстрые удары (хлопки) по лбу, щекам, шее, груди, животу, ягодицам, бедрам (по 10 хлопков-ударов в каждой из перечисленных точек).

20. Ходьба. 1-2 минуты двигаться по комнате темп ходьбы вначале медленный, колени высоко поднимаются (по возможности касаются живота), затем темп несколько ускоряется и к концу вновь замедляется. Дыхание произвольно, но без задержки, руками свободно и широко размахивать.


9). Зрительная гимнастика

У. Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к заключительному испытанию.

Упражнения для глаз.

1.        Встанем около окна. Смотрим глазками далеко, потом близко, на
кончик носа - далеко, на переносицу - далеко, на межбровное пространство - далеко.

А сейчас все делаем в обратном порядке: далеко - на межбровье, далеко - на переносицу, далеко - на кончик носа, далеко - близко.

  1.  Поставили на оконное стекло метку, встанем от нее на расстоянии 15 - 25 см. И будем смотреть на метку - далеко и так до 100 раз.

  1.  Зажмурились сильно-сильно, освободили и помигали, как всегда, 10 раз.

  1.  Сидя, крепко зажмурим глаза на 3-5 секунд, а затем откроем их на 3-5 секунд. Повторяем 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

  1.  Сидя, быстро моргаем 1-2 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

  1.  Стоя, смотрим перед собой 2-3 секунды. Затем отведем палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, переведем взор на кончик пальца и смотрим на него 3-5 секунд. Опустим руку. Повторяем 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение не снимая их.

  1.  Сидя, закрываем глаза и легко массируем веки круговыми движениями пальца одну минуту. Упражнение способствует расслаблению мышц и улучшает кровообращение.

Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажимаем на верхнее веко. Через 1-2 секунды снимаем пальцы. Повторяем 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

8. Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

9. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз. Где в каком домике наша муха?

10. Закрыли глаза и медленно двигаемся следом за мухой.

11. Управляем мухой молча. (направления задает учитель движениями рук).

12.Профилактические упражнения для глаз

10 колебательных движений по горизонтали справа - налево, слева - направо. 10 колебательных движений по вертикали: вверх - вниз, вниз - вверх. 10 вращательных движений глазами слева - направо,. 10 вращательных движений глазами справа - налево.

10 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны - "восьмерка". 6. Закрыть глаза сильно (10- 15 секунд) Открыть глаза. Так повторить 4-5 раз.

Мини - паузы для глаз

Для снятия утомления, улучшения кровообращения зрительных органов при работе на близком расстоянии предлагаем мини-паузы для глаз, которые рекомендуется проводить учителю в середине урока в течение 1-2 минут.

№ 1

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), затем открыть (3-5 сек.).

2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3-5 сек., закрыть глаза (3-5 сек.). Повторить 4-5 раз.

3. Выполняется сидя или стоя. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево-вправо, вверх-вниз. Голову не поворачивать. Повторить 4-5 раз.

4. Выполняется сидя или стоя. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (3 сек.), перенести взор вдаль на 3 сек. Повторить 4-5 раз. Комплекс упражнений

№ 2

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 сек. в течение 1 минуты.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы в течение 30-40 сек.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх влево и в обратную сторону 20-30 сек.

4. Упражнения выполнять сидя, упражнение 2-3 делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Комплекс упражнений № 3

1. Выполняется сидя. Откинуться на спинку стула. Произвести глубокий вдох. Наклонившись вперед - выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Выполняется сидя. Откинуться на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 3-4 раза.

3. Выполняется сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 4-5 раз.

4. Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.


10). Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

1. "День—ночь"

На слово "ночь" - крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово "день" - открыть глаза на 5 сек. Повторить 5-8 раз.

2. "Сережки"

Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).

3."Буратино"

Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, - выдох. Повторить 5-10 раз.

Упражнения для расслабления глаз.

1. Рисование на потолке восьмерок глазами, не поворачивая головы, вправо и влево в течение 1 минуты.

2. Представить на кончите носа муху. Скосить глаза, сосредоточиться, сдуть муху. Упражнение выполнить 7 раз.

3. Движение глаз. Закрыв глаза, произвести ими круговые движения (налево, вверх, направо, вниз), а также в обратном направлении. Указанное движение в медленном темпе повторить 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, после чего закрытые глаза слегка помассировать (погладить) пальцами, раскрыть их и сделать несколько быстрых мигательных движений.


11). Используемая литература:

1). http://zdd.1september.ru/2006/05/14.htm   Физкультминутка на каждом уроке.

2). http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm   Веселые развивалки и обучалки.

3). http://ejka.ru/blog/stihi/599.html   Ёжка.

4). http://raduga.rkc-74.ru/p27aa1.html   Радуга.

5). http://mou65.chel-edu.ru/p45aa1.html   Физкультминутки на уроках.



Предварительный просмотр:

Антистрессовый комплекс упражнений: рекомендации для учителей


«Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, 
но в то же время и сильная охрана характера».

С. Смайлс

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения

«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-аар». При этом старайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Затем попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

«Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом легче, быстрее, еще быстрее - 10-15 с.

«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

Массаж стрессозависимых зон. Массаж области задней поверхности шеи, включая затылочные бугры (круговыми движениями, в течение 1 минуты). Массаж области трапециевидной мышцы. Массаж межлопаточного пространства, углов лопаток и поверхности лопаточной области. Массаж грудинно-реберного сочленения, мечевидного отростка. Массаж плечевых суставов. Массаж спины палками, теннисными мячами (минимуму 10 минут); цель: это упражнение на разрядку, выполняемое с партнером, одновременно упражнение на близость и дистанцию; мяч перемещать по спине медленно (лучше всего обеими руками) и при этом охватывать всю спину. В этих областях наиболее часто встречается локализация гипертонусов, спазмов глубоких мышц, окружающих позвоночник, возникающих как отклик на воздействие неблагоприятных факторов стресса. Состояние зажатости и напряженности мышц затылка, шеи и плеч влечет за собой недостаточное поступление кислорода к голове и головном мозге, вызванное прерывистым и поверхностным дыханием, снижение зрительной работоспособности глаз, внимания и мыслительной активности, боли в глазах или вокруг глаз, головные боли или приступы мигрени, которые усиливаются, быструю утомляемость. Во всех случаях чрезмерного напряжения и спазмов мышц и переутомления действенную и быструю помощь могут оказать массаж и акупрессура.

Массаж биологически активных точек

Большое количество биологически активных точек, связанных почти со всеми внутренними органами, расположено на подошве стоп. Механическое раздражение стопы нормализует многие жизненно важные функции организма, снимает усталость, укрепляет мышцы и связки стоп, голеней. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Магнитно-массажные лечебно-профилактические стельки «Акупунктурные» снижают утомляемость и усталость ног, стабилизируют давление и работу сердца, активизируют иммунную систему, улучшают память и работу мозга. Стельки «Экостеп» - при взаимодействии их матричной топологии с биологически активными зонами стопы происходит оптимальное перераспределение функциональной нагрузки всех отделов человеческого организма, мобилизация локальных и системных регуляторных процессов. Оздоравливают весь организм, перераспределяют нагрузку между отделами, восстанавливая нарушенные связи. Это ведет к профилактике различных патологий, повышаются возможности саморегуляции и жизнеспособности организма.

На руках имеются точки и рефлексогенные зоны, подобные тем, что расположены на стопе. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. На руках находится много точек и зон, обладающих успокаивающим и тонизирующим действием. Массаж рук укрепляет нервную систему: касание или легкое безостановочное поглаживание, надавливание с использованием тяжести пальцев, глубокое надавливание, при котором на коже в области точки отмечается более или менее глубокая ямка. Плавное медленное и продолжительное надавливание действуют успокаивающе, а резкое, сильное и короткое - возбуждающе. Длительность воздействия - 0,5 -1 минута. Кроме проведения массирующих действий руками, полезен массаж с помощью «Ипликатора Кузнецова», валика игольчатого магнитного, массажеров «Каштан» и эластичных пружинных колец, массажера «Краб», биотренажера «Антистресс»: во время спокойного выдоха надевать на палец биотренажер, а во время вдоха - снимать, нельзя оставлять на пальцах без движения.

Босохождение

При ходьбе босиком нормализуется характер электростатических сил организма, нарушенный вследствие ограничения прямых контактов кожных покровов с земной поверхностью. Кроме того, тактильная и термическая импульсация, возникающая при разнообразных раздражениях рецепторов стопы (колко, жестко, мягко, шершаво, выпукло, мокро и т.д.), сопряжено действуют на центры положительных эмоций, рефлекторно вызывая ощущения удовлетворенности, радости, счастья.

Весьма полезно ходить босиком по мокрой траве. Причем неважно, чем смочена трава - росой, дождем или просто полита водой из лейки. Время прогулки по траве должно составлять от 15 до 45 минут. Окончив процедуру, не следует сразу вытирать ноги. Лучше просто надеть сухие носки. Желательно после этого походить 10-15 минут по сухому, покрытому песком или камнями месту сначала ускоренным, а потом обыкновенным шагом. Аналогичным оздоровительным эффектом обладает и хождение по мокрым камням. Процедура должна составлять 3-15 минут в зависимости от состояния здоровья. Здоровые дети могут ходить по мокрым теплым камням 20-30 минут. Ходьба по мокрым камням особенно полезна детям, подверженным различным заболеваниям горла, а также тем, кто страдает от головных болей. В этом случае в воду, которой поливаются камни, рекомендуется добавлять немного уксуса.

Дыхательная гимнастика

Носовое дыхание. Своей задачей ставим обучение ребенка правильному физиологическому дыханию, которое предполагает активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, дыхание носом, всем телом. В первую очередь обращаем внимание на носовое дыхание, так как нос фильтрует воздух и защищает дыхательную систему человека от пыли и грязи. Нос служит барьером на пути не только пыли, но и различных микробов, обитающих в воздухе. Слизистая оболочка носа обладает бактерицидными свойствами, поэтому многие болезнетворные бактерии задерживаются и погибают здесь. Закаливающее носовое дыхание: сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть, разжав пальцы.

Звуковая гимнастика. Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. При этом основным условием является проведение занятий на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. При произнесении звука «И» вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух. Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу. Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе. Звук «Е» - чистильщик нашего организма, он создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Звуки «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикания. Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Комплексы звуковой гимнастики: энергичное произнесение звуков «П-Б» (укрепление мышц губ), «Т-Д» (укрепление мышц языка), «К-Г» (укрепление мышц полости глотки), слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д-и-к» (укрепление мышц языка и полости гортани). Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

«Дыхание плача». Представьте себе, что вы плачете - делаете вдох, на всхлипе. После вдоха - паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох.

Комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой. «Ладошки»: и.п. - о.с. Руки согнуты перед грудью ладонями вперед. 1 - кисти сжать в кулак, вдох; 2 - и.п., выдох. «Погончики»: и.п. - о.с. Руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. 1 - с силой выпрямить руки (отжимание). 2 - и.п. «Насос»: и.п. - о.с. Руки внизу. 1 - наклон вперед. 2 - разогнуться, сгибая руки в локтевых суставах, выдох.

Упражнения для расслабления

«Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

«Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Лечение музыкой

Целебное воздействие музыки отмечали еще великие ученые Древней Греции: Платон, Гиппократ, Аристотель и др. По мнению великого Авиценны, звуки, построенные в гармоничную, связную композицию, способны возносить душу от слабости к силе. Платон считал, что музыка помогает выработать стойкий характер.

Как много может музыка! Спокойная и мелодичная, она поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы; бодрая и ритмичная поднимет тонус, улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти. Мелодии, приятные для человека, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, увеличивают активность белых кровяных шариков. С целью лечения рекомендуется составлять музыкальные программы не более, чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Слушать программу лучше с закрытыми глазами, песенный жанр для этих целей не рекомендуется. Чтобы музыка оказывала оздоровительный эффект, ее нужно слушать следующим образом: лечь, расслабиться, закрыть глаза и полностью погрузиться в музыку; постараться отказаться от любых мыслей, выраженных словами; вспоминать только о приятных моментах в жизни; не следует засыпать; после прослушивания музыкальной программы рекомендуется проделать дыхательную гимнастику и несколько физических упражнений.

Для лечения затяжного стресса больше всего подойдет специальная медитационная музыка, в которой звучат голоса птиц, шум леса, звуки дождя, родниковой воды, жужжание шмеля. От раздражительности, неврозов японские врачи предлагают музыку П.И. Чайковского; от мигрени - «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина; головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского; нормализует сон сюита «Пер Гюнт» Грига; кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона. Красивая, гармоничная, нежная и светлая музыка Моцарта, Генделя, Баха, Бетховена, Брамса, Листа, Шопена, Штрауса, Сибелиуса и многих других великих композиторов очищает сознание, освобождает душу от негативных эмоций.

Питание для хорошего настроения

Лучшие нелекарственные антидепрессанты - низкокалорийные фрукты, вкусные салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мед и сухофрукты, особенно изюм, шоколад. Благодаря входящему в состав шоколада психоактивному веществу - теобромину, он повышает работоспособность, улетучивается грусть. В шоколаде содержатся вещества, стимулирующие выработку эндорфина («гормона счастья»), витамины В1, В2, РР, F. Кроме того, шоколад помогает вырабатывать серотонин, который отвечает за наше настроение, если этого вещества не хватает, может развиться депрессия.

При повышенной тревожности, стрессовом состоянии, в период адаптации рекомендуется добавлять в пищу витамины группы В, давать молоко на ночь. Вытеснить депрессию помогут богатые фолиевой кислотой (витамином В9) зелень, капуста, свекла, морковь. Не менее полезны для восстановления сил и душевного покоя хлеб с отрубями, горох и фасоль, содержащие большое количество тиамина (витамина В1). Именно недостаток этих активных соединений приводит к раздражительности и быстрой утомляемости.

Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника, рябины черноплодной, лимонника китайского (семена). Плоды берут в равных количествах, добавляют 1 ч.л. растертых семян лимонника, настаивают в закрытой посуде в течение 2 часов, процеживают и пьют этот напиток 2-3 раза в день вместо чая.

Повышенная раздражительность, утомляемость может быть вызвана недостатком в организме йода. Восполнить его нехватку помогают различные морепродукты, прежде всего, морская капуста в любом виде: свежая, консервированная в банках или сушеная в порошке. Ее хорошо добавлять в салаты, соления, запеканки. Салат из свежих яблок со свеклой и морской капустой, добавить орехи, заправить медом или майонезом. Полезно употреблять в пищу морскую соль, йод содержится в ней в виде органических солей в комплексе с другими микроэлементами, поэтому он лучше усваивается и медленнее высвобождается из организма, чем при употреблении йодированной поваренной соли. Растительное средство: лимон с медом, грецкие орехи с медом.

Сказкотерапия

«Роза» (сказка из «Тайн пирамиды здоровья» А.К. Лаптева)

Свати почувствовал легкое дуновение свежего ветра, который принес с собой приятный аромат. Свати принюхался и пошел на этот необыкновенный запах. Пройдя немного, он увидел нечто яркое и прекрасное. Это была Роза. Она сияла белоснежным светом в лучах Солнца, и от нее исходил приятный аромат. Свати залюбовался такой красотой и решил поговорить с Розой:

- Здравствуй, Роза, какое приятное утро!

Роза ответила ему легким движением лепестков. Свати продолжил:

- Роза, ты очень красивая и, конечно, счастливая. Тобой все любуются и тебе радуются. Скажи, Роза, как, по-твоему, почему люди, тоже красивые, имеют много болезней и не всегда веселые?

Роза сразу ответила:

- Ко мне приходит много людей, и все они разные. Люди, которые замечают мою красоту, радуются и забывают о болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются и, конечно, красивого не замечают. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там болезней не может быть. Так и в человеке. Если человек хороший, и дела его хорошие, то и болеть он не будет. Вот моему Садовнику более ста лет. Он очень добрый и ухаживает за мной каждый день. Поэтому сам он здоровый, и я красивая. Если бы все люди были такими садовниками друг для друга, то они стали бы такими красивыми, как мы, Розы, и такими здоровыми, как мой Садовник.

Свати послушал удивительную Розу и представил, как было бы хорошо, если бы все ребята любили и помогали друг другу. Тогда все стали бы счастливыми и радостными. А Свати уже хорошо понял, что Радость - это особая Мудрость, и болезни ее боятся.

- Спасибо, Роза, за твою красоту и слова. Надо все это рассказать ребятам, - сказал Свати и пошел вперед.

Игры

«Тренируем эмоции». Попросите ребенка: нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнце, солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, будто увидел чудо; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака; устать, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху; отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, но помог маме, уставший воин после победы.

«Фейерверк эмоций». Ведущий делит группу на подгруппы. Представителю каждой подгруппы предлагается вытащить бумажку с названием какой-нибудь эмоции. Эмоции - это душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации. Задание: каждая подгруппа должна изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (это позы, жесты, мимика).

«Забавные певалки». «Кто засмеется, губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, с этих пор молчать!» Все должны молчать, самый выдержанный из детей становится водящим. Перед началом игры все садятся в круг и хором произносят: «Первенчики, бубенчики, летали голубенчики по свежей росе, по чужой полосе. Там чашки, орешки, медок, сахарок, молчок!» Тому, кто засмеется, предлагают задание: исполнить танец, спеть песенку.

«Найди друга». Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего друга (ил родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Рецепты великих идей

Оставайтесь веселым. Когда вы шутите, вы даете своему уму свободу рассмотреть необычные возможности. Радость помогает заглушить внутреннее суждение, которое оценивает идеи как нелепые. В творческой работе веселое расположение духа и служит здравому смыслу.

Тратьте время на любое занятие. Что вам нравится делать просто так? Любимые занятия пробуждают сознание; выделите время для хобби, и вы вернетесь к своей работе с новыми силами.

Решайте несколько задач. Один из секретов способности быстро восстанавливать физические и духовные силы состоит в том, чтобы всегда иметь возможность переключиться на решение других проблем. Это избавит вас от скуки.

Проводите время в обществе. Оглянитесь вокруг - на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вашим стремлениям, но и понимают вас.

Не опасайтесь соперничества. Обратитесь к тем, кто способен дать разумный совет. Ваша идея не обязательно должна звучать поэтично или иметь законченный вид. Задайте искренние вопросы и будьте открыты ответам.

Упорно продолжайте. Возможно, вам не приходят в голову новые идей - не огорчайтесь, попробуйте внести изменения в уже существующие проекты. Бах писал кантату каждую неделю, даже когда был усталым или больным. Одни его произведения существенно уступают другим, а некоторые в значительной степени позаимствованы из его ранних работ. Но каждую неделю он добавлял что-то новое. Бах считал, что мышцы творчества нужно регулярно упражнять.

Измените заведенный порядок. Читайте альтернативную литературу. Ложитесь раньше (или позже). Ходите немного быстрее (или медленнее). Причешите волосы на другой пробор. Делайте перерывы в своем распорядке. Попробуйте производить привычные действия - открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой - с помощью левой руки. Если вы левша, то попытайтесь это сделать правой. Принимайте душ с закрытыми глазами, регулируйте напор воды и температуру вслепую. В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.

Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.

Здоровый сон - лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжелые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг часто подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днем.