Рабочие прграммы

Рабочие программы по физике Пёрышкин 7-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Комарская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано с методическим обединением                                                            Утверждаю

Учителей физики МОБШ МКОУ                                                 директор школы____________/И.М. Бреднев

 «Стародрачёнинская с.о.ш.»                                                        приказ №______от_____________________

«____» ________2016г

Руководитель __________/ Е.М. Мезнер

 

                                                         Рабочая программа по физике

         

                                                                    7 класс

                                                            2016-2017  уч.год

                                                                                                                Учитель Мезнер Е.М.

                                                               с. Комарское

                                                                    2016

                                                                  Календарно-тематический план

Четверть

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

лабор-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Введение.

4

1

Первоначальные сведения о строении вещества

5

2

Взаимодействие тел

7

3, 4, 5

II

Взаимодействие тел

14

6, 7, 8, 9

1

III

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

10, 11, 12

IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

3

1

Работа и мощность. Энергия

13

13, 14

1

Резерв (можно использовать на повторение)

4

Итого

5 тем

70

14

3


урока

Тема урока

Эксперимент, ТСО,

наглядные пособия

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Что изучает физика. Физические явления.

Демонстрации: примеры физических явлений (механических, электрических, тепловых, магнитных, оптических); памятка по технике безопасности в кабинете физики.

2

Физические термины. Наблюдения, опыты.

Демонстрации: цена деления шкалы прибора и ее определение (примеры); различные измерительные приборы, имеющие шкалу.

3

Физические величин и их измерения. Погрешности измерений.

Дидактические карточки «Цена деления и показания приборов».

4

Инструктаж по ТБ при выполнении л/р. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

5

Строение вещества. Молекулы. Л/р №2 «Измерение размеров малых тел»

 «Движение молекул» (видеофильм).

6

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

Демонстрации: компьютерная модель диффузии.

Плакат «Использование диффузии в технике (цементация).

7

 Притяжение и отталкивание молекул.

Демонстрации: опыт со свинцовыми цилиндрами, опыт с отрывом рамки от поверхности воды

8

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации: опыт с переливанием воды (сохранение объема), опыт с резиновым шаром (заполнение газом всего предоставленного ему объема – перевязав нитью шар, наполняют его часть воздухом, а затем развязывают нить), модель кристаллической решетки.

9

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Дидактические карточки «Относительность движения, траектория путь тела».

11

Скорость.

Демонстрации: таблица «Скорости движения некоторых тел».

12

. Расчет пути  и времени движения Лабораторная работа № 3

«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

13

Инерция. Взаимодействие тел.

Демонстрации: опыты по рисункам в учебнике; опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющемуся о такой же, но неподвижный шар

14

Масса тела. Измерение массы тела с помощью рычажных весов.

Плакат «Измерение массы тела на рычажных весах».

15

Лабораторная работа № 4

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

16

Лабораторная работа № 5

«Измерение объема твердого тела».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

17

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Демонстрации: сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы.

18

Лабораторная работа № 6

«Измерение плотности твердого тела».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

19

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Демонстрации: падение шарика в сосуд с песком; движение тела, брошенного горизонтально; опыт с двумя листами одинаковой формы, но разной массы.

20

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.

Демонстрации: «Сила упругости. Закон Гука», модели деформаций различного типа; Плакаты «Силы упругости», «Виды деформаций».

21

Лабораторная работа № 7

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

22

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

23

Динамометр.

Демонстрации: различные виды динамометров, измерение веса тела с помощью динамометра.

24

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.

25

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации: измерение силы трения при движении бруска по столу, сравнение силы трения с весом тела (экспериментальная задача), способы увеличения (уменьшения) трения, подшипники. Видеофильм «Трение».

26

Лабораторная работа № 8

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

27

Лабораторная работа № 9

«Определение центра тяжести плоской пластины».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

28

Решение задач по теме: «Взаимодействие тел».

Сборник задач.

29

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Взаимодействие тел».

Слайдовая презентация.

30

15  неделя

31

Давление. Давление твердого тела.

Демонстрации: опыт в учебнике; разрезание пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; определение давления, производимого на стол гирей.

32

Способы уменьшения и увеличения давления.

Дидактические карточки «Давление твердых тел».

33

Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

34

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Демонстрации: опыты в учебнике. Плакаты: «Воздушный тормоз автомобиля», «Схема железнодорожного тормоза», «Применение сжатых газов в пневматическом инструменте».

35

Давление в жидкости и газе.

Демонстрации: опыты в учебнике.

36

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Демонстрации: сообщающиеся сосуды, гидростатический парадокс. Плакат «Схема работы шлюза».

37

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Демонстрации: модель «Гидравлический пресс», «Гидравлический домкрат».

38

Атмосферное давление.

Демонстрации: определение массы воздуха; всасывание воды в насос, в шприц; фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки.

39

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Демонстрации: опыт с магдебургскими полушариями. Плакат «Атмосферное давление».

40

Барометр-анероид.

Демонстрации: измерение давления манометром; давление на разной глубине. Плакат «Барометр-анероид».

41

Изменение атмосферного давления с высотой.

42

Манометр.

Демонстрация: измерение давления манометром.

43

Насос.

Модель поршневого жидкостного насоса; плакат «Водяной насос»,

44

Архимедова сила.

Демонстрации: опыт – демонстрация действия выталкивающей силы. Плакат «Подъем  затонувших судов».

45

Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

46

Решение задач на расчет выталкивающей силы.

47

Условия плавания тел.

Демонстрации: опыт – плавание тел в жидкостях различной плотности.

48

Водный транспорт.

Материал о непотопляемом «Титанике».

49

Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

50

Воздухоплавание.

Материал: «История воздухоплавания».

51

Решение задач по теме: «Давление, твердых тел, жидкостей и газов».

52

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Давление, твердых тел, жидкостей и газов».

Слайдовая презентация.

53

27  неделя

54

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Демонстрации: определение работы при подъеме бруска на высоту 1 м, определение работы при перемещении бруска по горизонтальной поверхности на 1 м.

55

Мощность.

Демонстрации: определение мощности, развиваемой при подъеме человека по лестнице. (Вызвать учеников знающих свою массу, сравнить развиваемые мощности).

56

Простые механизмы. Условия равновесия рычага.

Демонстрации: изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе), действие подвижного блока (выигрыш в силе).

57

Момент силы.

Демонстрации: опыты с рычагом. Дидактические карточки «Работа и мощность».

58

Равновесие тела в закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

59

Лабораторная работа № 13 «Выяснение условий равновесия рычага».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

60

«Золотое правило» механики.

Демонстрации: совершение работы с помощью простых механизмов с изменением силы и расстояния.

61

Коэффициент полезного действия механизма.

Дидактические карточки «Простые механизмы».

62

Лабораторная работа № 14 «Измерение КПД при подъеме  тела по наклонной плоскости».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

63

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Демонстрация: превращение одного вида механической энергии в другой.

65

Решение задач по теме: «Работа и мощность. Энергия».

Слайдовая презентация

66

Обобщающий урок по теме «Работа, мощность, энергия»

67

Повторение материала по теме «Строение вещества. Взаимодействие тел.»

68

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей, твёрдых тел. Работа, мощность, энергия.»

69

Пресс-конференция «Физика вокруг нас»

70

Экскурсия «Физика вокруг нас»



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

        



Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Комарская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано с методическим обединением                                                            Утверждаю

Учителей физики МОБШ МКОУ                                                 директор школы____________/И.М. Бреднев

 «Стародрачёнинская с.о.ш.»                                                        приказ №______от_____________________

«____» ________2016г

Руководитель __________/ Е.М. Мезнер

 

                                                         Рабочая программа по физике

         

                                                                    8 класс

                                                            2016-2017  уч.год

                                                                                                                Учитель Мезнер Е.М.

                                                               с. Комарское

                                                                    2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена Разработана на основе программы Гутник Е. М., Перышкин А. В.  «Физика 7-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Физика/сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. -  М.: Дрофа, 2009

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), что соответствует базисному учебному плану школы.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой     основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

•    воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

•    использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Курс физики в программе структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Полугодие

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

лабор-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Тепловые явления

12

1, 2, 3

1

Изменение агрегатных состояний вещества

4

II

Изменение агрегатных состояний вещества

7

4

1

Электрические явления

7

III

Электрические явления

20

5, 6, 7, 8, 9

1

IV

Электромагнитные явления

7

10, 11

1

Световые явления

9

12, 13, 14

1

Резерв (можно использовать на повторение)

4

Итого

3 темы

70

14

5


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

урока

Тема урока

§

учебника

Методические рекомендации и

варианты демонстрационного эксперимента

Срок проведения

(учебная неделя)

Тема 1. Тепловые явления  (12 часов)

1

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете физики. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

1

Демонстрации: устройство термометров, их шкалы.

1 неделя

2

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

2-3

Демонстрации: опыт с тонкостенной латунной трубкой, опыт в учебнике.

1 неделя

3

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция.

4-5

Демонстрации: теплопроводность медной проволоки (опыт с гвоздиками на проволоке), конвекция воздуха (электрическая лампа со спиралью), жидкости (перманганат калия – марганцовка).

2 неделя

4

Виды теплопередачи: излучение. Количество теплоты.

6-7

Опыт с теплообменником.

2 неделя

5

Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

8-9

Демонстрации: опыт с нагревом разнородных жидкостей при прочих равных условиях.

3 неделя

6

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

3 неделя

7

Удельная теплота сгорания топлива.

10

4 неделя

8

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

11

4 неделя

9

Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе

5 неделя

10

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе

5 неделя

11

Решение задач по теме «Тепловые явления».

Повторить параграфы прошлого урока; упражнение 6

6 неделя

12

Контрольная работа по теме: «Тепловые явления».

6 неделя

Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

13

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления.

12-13

Демонстрации: опыты в учебнике.

7 неделя

14

Удельная теплота плавления.

14-15

7 неделя

15

Испарение и конденсация.

16-17

8 неделя

16

Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

19

Демонстрация: психрометр (по схеме изучения прибора).

8 неделя

17

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

9 неделя

18

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления.

18

Демонстрация: наблюдение за процессом закипания и кипения воды. Зависимость температуры кипения от давления.

9 неделя

19

Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

20

10 неделя

20

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

21-22

Демонстрация: модель четырехтактного двигателя.

10 неделя

21

Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

23-24

Демонстрация: модель паровой турбины.

11 неделя

22

Решение задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

11 неделя

23

Контрольная работа по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

12 неделя

Тема 3. Электрические явления  (27 часов)

24

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

25-26

Демонстрации по учебнику.

12 неделя

25

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

27

Демонстрации по учебнику.

13 неделя

26

Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

28

Демонстрации по учебнику.

13 неделя

27

Дискретность электрического заряда. Электрон.

29

Демонстрация: Делимость электрического заряда.

14 неделя

28

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

30-31

Плакат «Схема опыта Резерфорда».

14 неделя

29

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

32

Демонстрации: источники тока (химический, механический, тепловой, световой).

15 неделя

30

Электрическая цепь.

33.

Демонстрация: простейшая электрическая цепь.

15 неделя

31

Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы

34-35.

Демонстрация: электрическая проводимость различных веществ.

16 неделя

32

Сила тока. Амперметр.

36-37

Демонстрация: измерение силы тока амперметром, плакат «Измерение силы тока амперметром».

16 неделя

33

Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

17 неделя

34

Электрическое напряжение.

39-40

Демонстрация: опыт с двумя лампами (рассчитанными на разное напряжение, по которым протекает одинаковой величины).

17 неделя

35

Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения.

41-42

Демонстрация: измерение электрического напряжения в цепи, плакат «Измерение напряжения вольтметром».

18 неделя

36

Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

18 неделя

37

Электрическое сопротивление.

43

Демонстрации: опыты по учебнику.

19 неделя

38

Закон Ома для участка электрической цепи.

44

Демонстрации: зависимость силы тока от напряжения на участке цепи, зависимость силы тока от сопротивления цепи.

19 неделя

39

Удельное сопротивление.

45-46

Демонстрация: зависимость сопротивления проводника от различных параметров.

20 неделя

40

Реостаты.

47

Демонстрация: устройство и действие реостата.

20 неделя

41

Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

21 неделя

42

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

21 неделя

43

Последовательное и параллельное соединение проводников.

48-49

22 неделя

44

Работа и мощность тока.

50-51

22 неделя

45

Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

23 неделя

46

Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии.

52-53

Демонстрация: счетчик электрической энергии.

23 неделя

47

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.

54

Плакат «Лампа накаливания».

24 неделя

48

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

24 неделя

49

Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

55

Демонстрация: плавкие предохранители.

25 неделя

50

Контрольная работа по теме: «Электрические явления».

25 неделя

Тема 4. Электромагнитные явления (7 часов)

51

Магнитное поле тока.

56-57

Демонстрации: опыт Эрстеда, магнитное поле прямого тока.      

26 неделя

52

Электромагниты и их применение.

58

Демонстрации: зависимость магнитного поля катушки от силы тока в ней, зависимость магнитного поля катушки от сердечника, модель электромагнита, устройство и работа электрического звонка.

26 неделя

53

Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

27 неделя

54

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

59-60

Демонстрации по учебнику.

27 неделя

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

61

Демонстрации: влияние магнитного поля на проводник с током, модель электродвигателя.

28 неделя

56

Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

28 неделя

57

Контрольная работа по теме: «Электромагнитные явления».

29 неделя

Тема 5. Световые явления (9 часов)

58

Источники света. Прямолинейное распространение света.

62

Демонстрации: тонкий пучок света (лазерная указка), образование тени и полутени.

29 неделя

59

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.

63

Демонстрация по учебнику.

30 неделя

60

Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

30 неделя

61

Преломление света. Закон преломления света.

65

Демонстрация: преломление света.

31 неделя

62

Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

31 неделя

63

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

66

Демонстрации: различные виды линз.

32 неделя

64

Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

32 неделя

65

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

67

33 неделя

66

Контрольная работа по теме «Световые явления».

33 неделя

Резервное время 4 часа

67

Повторение по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».

34 неделя

68

Повторение по теме «Электрические явления».

34 неделя

69

Повторение по теме «Электромагнитные явления».

35 неделя

70

Повторение по теме «Световые явления».

35 неделя


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения физики в основной школе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,  плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Физика /сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. -  М.: Дрофа, 2009

2. Учебник. Перышкин А. В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3. Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7-9 классы. – М., Экзамен, 2010.

4. Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". – М., Экзамен, 2012.

5. Минькова Р. Д., Панаиоти Е. Н. Поурочные планы по учебнику Перышкина А. В. 8 класс. – М., Экзамен, 2004.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- оборудование для демонстрационных экспериментов;

- оборудование для лабораторных работ

- портреты ученых-физиков;

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска.


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Комарская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано с методическим обединением                                                            Утверждаю

Учителей физики МОБШ МКОУ                                                 директор школы____________/И.М. Бреднев

 «Стародрачёнинская с.о.ш.»                                                        приказ №______от_____________________

«____» ________2016г

Руководитель __________/ Е.М. Мезнер

 

                                                         Рабочая программа по физике

         

                                                                    9 класс

                                                            2016-2017  уч.год

                                                                                                                Учитель Мезнер Е.М.

                                                               с. Комарское

                                                                    2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена Разработана на основе программы Гутник Е. М., Перышкин А. В.  «Физика 7-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Физика/сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. -  М.: Дрофа, 2009

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), что соответствует базисному учебному плану школы.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой     основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

•    воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

•    использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Курс физики в программе структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четверть

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

лабор-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Законы взаимодействия и движения тел

16

1

II

Законы взаимодействия и движения тел

10

2

1

Механические колебания и волны. Звук

4

3, 4

III

Механические колебания и волны. Звук

6

1

Электромагнитное поле

14

5

IV

Электромагнитное поле

3

6

1

Строение атома и атомного ядра

11

7, 8, 9

1

Резервное время

6

Итого

3 темы

70

9

4


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

урока

Тема урока

§

учебника

Методические рекомендации и варианты демонстрационного эксперимента

Срок проведения (учебная неделя)

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел  (26 часов)

1

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.

1

Демонстрация: движение капельницы.

1 неделя

2

Перемещение.

2-3

1 неделя

3

Скорость прямолинейного равномерного движения.

4

Демонстрация: равномерное прямолинейное движение капельницы.

2 неделя

4

Решение задач по теме: «Равномерное прямолинейное движение».

2 неделя

5

Прямолинейное равноускоренное движение: ускорение.

5

Демонстрация: равноускоренное прямолинейное движение капельницы.

3 неделя

6

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость.

6

3 неделя

7

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение.

7

4 неделя

8

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и неравномерном движении.

8

4 неделя

9

Решение задач по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение».

5 неделя

10

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

5 неделя

11

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

9

6 неделя

12

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

10

6 неделя

13

Второй закон Ньютона.

11

Демонстрация: зависимость силы от ускорения и массы тела.

7 неделя

14

Третий закон Ньютона.

12

Демонстрации: наблюдение взаимодействия магнита и железного бруска (на тележках), удерживаемых на горизонтальной поверхности динамометрами, взаимодействие динамометров.

7 неделя

15

Решение задач по теме «Законы Ньютона».

8 неделя

16

Свободное падение.

13

Демонстрация: падение тел одинаковой формы, но разной массы.

8 неделя

17

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

Изучить инструкцию к лабораторной работ

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

9 неделя

18

Невесомость.

14

Плакаты по астрономии.

9 неделя

19

Закон всемирного тяготения.

15-16

Демонстрации: опыт Кавендиша (видеофильм).

10 неделя

20

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

21

Компьютерные демонстрации: упругие и неупругие соударения тележек, соударения упругих шаров, видеофильм «Закон сохранения импульса».

10 неделя

21

Реактивное движение.

22

Демонстрации: действующая модель ракеты (в том числе компьютерная), опыт с воронкой.

11 неделя

22

Решение задач по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

11 неделя

23

Вывод закона сохранения механической энергии

23

12 неделя

24

Решение задач по теме: «Законы взаимодействия и движения тел».

12 неделя

25

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Законы взаимодействия и движения тел».

13 неделя

26

Контрольная работа по теме: «Законы взаимодействия и движения тел».

13 неделя

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (10 часов)

27

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

24-25

Демонстрации: колебания нитяного и пружинного маятников, колебания воронки с песком.

14 неделя

28

Амплитуда, период, частота колебаний.

26

14 неделя

29

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

15 неделя

30

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

15 неделя

31

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания.

28-29

Демонстрации: затухающие колебания нитяного маятника , вынужденные колебания пружинного маятника.

16 неделя

32

Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.

30-31

Демонстрация: колебания связанных маятников разной длины.

16 неделя

33

Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

32-33

Демонстрации: образование волны в шнуре, опыт с волновой машиной.

17 неделя

34

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука.

34-36

Демонстрации: колебания струны, опыт с камертоном, колоколом.

17 неделя

35

Решение задач по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

18 неделя

36

Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны. Звук»

18 неделя

Тема 3. Электромагнитное поле (17 часов).

37

Однородное и неоднородное магнитное поле.

42-43

Демонстрации: магнитные линии некоторых источников магнитного поля.

19 неделя

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

44

Демонстрации: опыт Эрстеда, магнитное поле прямого тока.      

19 неделя

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

45.

Демонстрации: влияние магнитного поля на проводник с током, взаимодействие параллельных проводников с токами одного и противоположных направлений.

20 неделя

40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

46-47

20 неделя

41

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

48

Демонстрации: опыты Фарадея.

21 неделя

42

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

21 неделя

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции

49-50

Демонстрация: правило Ленца.

22 неделя

44

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

51

Демонстрации: модель генератора переменного тока, трансформатора, линии электропередачи.

22 неделя

45

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

52, 53

Таблица «Спектр электромагнитных волн».

23 неделя

46

Конденсатор. Колебательный контур.

54-55

Демонстрации: устройство конденсатора, колебательный контур.

23 неделя

47

Принципы радиосвязи и телевидения.

56

Плакат «Принципы радиосвязи и телевидения».

24 неделя

48

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

58-59

24 неделя

49

Дисперсия света. Типы оптических спектров

60,62

Демонстрация: модель опыта Ньютона

25 неделя

50

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

64

Плакат: «Спектры испускания и поглощения».

25 неделя

51

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

Изучить инструкцию к лабораторной работе

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

26 неделя

52

Решение задач по теме: «Электромагнитное поле».

26 неделя

53

Контрольная работа по теме: «Электромагнитное поле»

27 неделя

Тема 4. Строение атома и атомного ядра (11 часов)

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

65-66

Плакат «Схема опыта Резерфорда».

27 неделя

55

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

67

28 неделя

56

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека».

68

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

28 неделя

57

Протонно-нейтронная модель ядра. Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

69-70

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

29 неделя

58

Физический смысл зарядового и массового чисел.

71

29 неделя

59

Энергия связи частиц в ядре.

72-73

30 неделя

60

Деление ядер урана. Цепная реакция.

74-75

Демонстрации: компьютерная модель цепной ядерной реакции.

30 неделя

61

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

76-77

Демонстрация: модель ядерного реактора, атомной электростанции.

31 неделя

62

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

78

Демонстрация: принцип работы дозиметра.

31 неделя

63

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

Перечень приборов и материалов, указанный в инструкции к лабораторной работе.

32 неделя

64

Контрольная работа «Строение атома и атомного ядра»

32 неделя

Резервное время 6 часов

65

Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

33 неделя

66

Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

33 неделя

67

Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук».

34 неделя

68

Повторение по теме «Электромагнитное поле».

34 неделя

69

Повторение по теме «Электромагнитное поле».

35 неделя

70

Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра».

35 неделя


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения физики в основной школе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,  плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Физика /сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. -  М.: Дрофа, 2009

2. Учебник. Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9  класс. – М.: Дрофа, 2009.

3. Перышкин А. В. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М., Экзамен, 2010.

4. Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 9 класс". – М., Экзамен, 2012.

5. Поурочные планы по учебнику Перышкина А. В., Гутник Е. М. 9 класс/ сост. Боброва С. В.. – Волгоград, 2007.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- оборудование для демонстрационных экспериментов;

- оборудование для лабораторных работ

- портреты ученых-физиков;

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска.


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия