Программа по инклюзивному обучению детей с ЗПР

Описание опыта частичной инклюзии детей с ЗПР в общеобразовательную школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obuchenie_programma.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Межшкольный социальный проект по английскому языку

« Технология инклюзивного обучения учеников с ОВЗ»

                                                                               Проект разработан педагогами:

Иглиной Е.А., учит.англ.языка

(специальная (коррекционная) школа № 561)

Рощиной С.Г., учит.англ.языка

(специальная (коррекционная) школа № 561)

Гверстонской А.П.

(специальная (коррекционная) школа № 561)

Пояснительная записка.

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.
Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые  недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие  «ребенок с ОВЗ» изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к таким детям отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.
Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • социализация детей в современном обществе;
  • создание активной поведенческой установки у детей с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
  • умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.


Однако при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с ОВЗ. Зачастую такая группа учеников может обучаться только в специальных (коррекционных) учреждениях.  Это связано с тем, что необходима соответствующая материально-техническая база учреждения для создания условий успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; необходимо специальное (коррекционное) обучение и постоянное повышение квалификации педагогов

Следует сказать, что существуют  различные модели интеграции:

  • комбинированная интеграция - интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
  • частичная интеграция - интеграция, при которой дети, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
  • временная интеграция - интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития 1-2 в месяц объединяются с остальными детьми  для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
  •  полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы.

Цель данного проекта – временная  интеграция детей с ОВЗ из специальной (коррекционной) школы № 561 для проведения мероприятий на английском языке с учениками  общеобразовательной 633 школы. Данные мероприятия будут проходить  не реже одного  раза в месяц  и будут включать в себя тот материал, который актуален и  интересен для всех возрастных групп. В ходе проекта возможно увеличение количества  интегрированных учеников. Мероприятия будут проходить на базе специальной (коррекционной) школы № 561 и общеобразовательной школы № 633 и будут включать в себя подготовку и проведение  занятий обеими сторонами, таким образом, ученики с ОВЗ станут полноправными участниками проекта.

Ученики будут заниматься не только подготовкой к мероприятиям, но и будут проводить их самостоятельно, используя все самые современные средства обучения.     Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно искать нужный материал, разрабатывать и представлять свои презентации, выполнять творческие работы в рамках данного проекта.

           Ожидаемые результаты  проекта:

  • развитие у всех учеников, участвующих в проекте, способностей ,необходимых для общения;
  • принятие и уважение индивидуальных особенностей  учеников c ОВЗ;
  • воспитание уважения и толерантности к ученикам с ОВЗ;
  • более высокие результаты обучения английскому языку у учеников с ОВЗ;
  • формирование социальной сознательности;
  • развитие самосознания и самооценки  у учеников с ОВЗ;
  • участие в различных социальных связях;
  • формирование желания помочь другим и принять помощь, когда это необходимо;
  • обучение  работе с современным компьютерным оборудованием учеников с ОВЗ.

Список используемой литературы

  1. Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова .Образовательная интеграция детей с ОВЗ// интернет ресурс- книга Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm.

  1. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/398 
  2. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.
    sci.aha.ru

  1. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru

  1. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor. livejournal.com

  1. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс- Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru