Мои разработки.

Цапова Валентина Александровна

Полезные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области

Учитель начальных классов: Цапова В.А.

Доклад на тему: «Современные формы работы с родителями в начальной школе»

Актуальность. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье,  общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, который был утерян за последнее десятилетие. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.Семья и школа ставят перед собой общуюглавную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и родители, может быть достигнут только совместными усилиями.

Анкетирование и беседы с родителями позволили мне составить следующий социальный портрет семей учащихся класса:Количество учащихся – 16                              Вполных семьях воспитываются - 12 детей (75%);  в неполных – 4 (25%); с одним ребенком – 1 семья (6,2%), с двумя – 11 (68%), с тремя – 4 (25%).По уровню образования можно выделить следующие группы родителей: с высшим образованием - 5 родителей (31%); со средним специальным образованием - 6 родителей (37%); со средним образованием - 5 человек

(31%) . По профессиональному статусу можно выделить следующие группы: руководители - 2 человека (12%); работники бюджетной сферы -  10человек (62%);рабочие – 2человека (12,5%); предприниматели – 1(6.2%).

Это определило следующие Цели совместной работы с родителями учащихся:

  • изучить место школы в социальной среде;
  • помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
  • подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене;
  •  развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
  • способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях

Задачи:

  • знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
  • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается.   Проведённое анкетирование позволило узнать, что одной из основных причин является однообразная форма проведения. Педагоги нашей школы пересмотрели отношение к родительским собраниям, разработали методические рекомендации и сценарии. И результат не замедлил ждать: интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут такие собрания.

Выбирая форму работы с родителями, не лишним будет учесть разные способы подачи информации. Взаимодействие между педагогами и родителями возможно, если обе стороны “говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций”.

Формы работы  с семьёй

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

посещение на

дому                          

родительский

лекторий

классные

собрания

приглашение в

школу

тематические консультации

общешкольные собрания

индивидуальные

консультации

классные

мероприятия

дни открытых

дверей

переписка

родительские

вечера

концерты, выставки

Лекция, как устное изложение материала, по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ИКТ, примеры из практики.

Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовят  и проводят врач и педагог, психолог и педагог, педагог и учителя-предметники и т.д.Особенно большой эффективности можно достигнуть, привлекая к участию в работе всех родителей, сочетая лекцию с деловой игрой.Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме. В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами  или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Учителю  необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы, т.е. определяется ресурсное место каждого участника собрания.Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.

В нашей работе традиционными стали собрания с использованием элементов социокультурного опыта в форме деловой игры.Такие собрания имеют следующую структуру: теория вопроса, решение проблемных ситуаций в группах или парах, анонимный анализ результатов диагностических исследований детей, практические советы для родителей по теме собрания, проведение анкетирования и тестирования родителей, разные формы рефлексии.Стратегической целью работы с родителями мы определяем формирование у родителей готовности  осознавать себя воспитателем, носителем определённой культуры и социального опыта, который они обязаны передать детям. В ходе организации взаимодействия мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье.

Результативность данной работы:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка, семьи разделились на  группы:

Характеристика семей

Результат успеваемости

1.Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости независимо от их способностей

Достаточный

2.Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости независимо от способностей

Низкий

3.Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия,ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка

Высокий

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

После ознакомления родителей с данными результатами, мы совместно с психологической службой разработали основные направления сотрудничества:

  • Классный руководитель и учитель-предметник должны  давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей
  • Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках
  • Совместная работа учителя и родителей

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.  В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других.

Выводы. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие в социальной среде.