Урок русского языка в 3 классе по теме: " Правописание приставок и предлогов"

Кучерявых Оксана Анатольевна

Урок русского языка по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе по теме

«Правописание предлогов и приставок"

Цели.

1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.

2.. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;

3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  интерактивная доска, раздаточный         материал. 

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

 регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

           познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, существительное, глагол.

Межпредметные связи: русский язык,  окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы: 

фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа;

Ход урока

I.Сообщение темы и цели урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.

Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»

- Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба,

 Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

  1. Чистописание.

(Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением,  на второй строчке

 от-ото-по-об-со-под)

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).

-Так приставки или предлоги?

Кто сможет поспорить с….?  (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).

  Где приставка? Где предлог?

  Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

3. Постановка темы урока:

- Кто из вас догадался какая тема нашего урока?

- Новая она для вас или  вы уже знакомы с приставками и предлогами?

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

- Будем учиться различать: приставки и предлоги.

- Развивать умение: анализировать, сравнивать, делать выводы

4.Оформление тетрадей

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Восемнадцатое декабря. Классная работа и чистописание.

II.Работа по теме урока.

1. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания:  (слайд)

(до)ехал                (до)деревни

(по)бежал            (по)дороге

(про)читал        (про)завод

(под)полз                (под)машину

(на)кричал                (на)собаку

- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1 Можно разделить на словарные слова и не словарные

2 На глаголы и существительные

3 На слова с приставками и слова с предлогами

Беседа:

- Назовите слова с приставками? ((до)ехал,  (по)бежал,  (про)читал ,    (про)читал,       (под)полз,   (на)кричал  )

- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

- Как найти приставку  в слове?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)

- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)

- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов  в предложении)

- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)

- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах. (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до, про; словарные слова )

-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)

- Спишите словосочетания.

- Подчеркните предлоги и выделите приставку (Взаимопроверка по слайду)

III.  Физминутка

IV. Продолжение работы по теме урока.

  1. Упр. 263

Составить предложения, озаглавить текст. Найти слова с предлогами и приставками.

 Записать текст в домашней работе.

2.Работа в парах.

-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.

Проверка (слайд)

2.Работа в группах.  (у каждой  группы одинаковые задания)

Решили лисы кролика (за)печь,  _____________________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  __________________________________________

Зависело б (от)мыла,  _____________________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________

 Мы (у)виделись (у)дачи,    ________________________________________________                                  

(По)желали всем (у)дачи._________________________________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________

Проверка заданий.

3.Дифференцированная индивидуальная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

-Вставьте предлоги в предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Сдать работы на проверку.

VI.Итог урока:

Составление кластера. Групповая работа.

1 группа – теоретики с термином ПРЕДЛОГ.

2 группа – теоретики с термином ПРИСТАВКА

3 группа – практики: распределяют слова  на слова с приставками и слова с предлогами. (под стол, подъехал, на стол, надел, со стола, снимает, налетели, на мальчика, добежал, до речки)

  • часть слова
  • часть речи
  • пишется отдельно
  • пишется слитно
  • служит для связи слов в предложении
  • служит для образования новых слов
  • дружат с глаголами
  • не дружат с глаголами

Приставка

  1. часть слова    
  2. пишется слитно
  3.  служит для образования новых слов
  4. дружат с глаголами
  5. нельзя вставить вопрос или другое слово.                  

Предлог

1.часть речи    

 2. пишется отдельно                                                                                  

 3. служит для связи слов в предложении

4. не дружат с глаголами

5. можно вставить вопрос или другое слово.              

- VII.Рефлексия.

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.