Методическая копилка

Черных Людмила Викторовна

Сценарии праздников, рабочие программы,электронные книги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Программа

предшкольной подготовки будущих первоклассников

по рисованию «Порисуй-ка»

 Составила:

Черных Л.В.,

 учитель начальных классов

г. Покачи

2012 год

Паспорт Программы

1

Наименование программы

Программа предшкольной подготовки будущих первоклассников  по рисованию «Порисуй-ка»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

4

Задачи программы

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

5

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

6

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

обогащение активного словаря ребенка, связной речи.

7

Сроки реализации программы

Кратковременная. В течение работы Школы будущего первоклассника(январь-май)

8

Участники  программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс. Родители.

9

Ожидаемые результаты

-обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

-формирование его готовности к систематическому обучению

-умения  работать с карандашом;

- использования  жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности при выполнении работ;

- творческого  отношения к собственной деятельности;

- развитие мелкой моторики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана  на основе  методики  Глюшкиной ( пальцы, ладошки), Дубровской Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках», методики дошкольного развития творчества и изобразительной деятельности И.А.Лыкова, М.Г.Смиронова, Г.Н.Давыдова.

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности — играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество. В рисунке ребенок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета.

Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда — играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш, фломастер, делая первые рисунки, — в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.

Курс «Порисуй - ка» является компонентом предшкольного образования детей. Занятия по рисованию направлены на формирование необходимых умений и навыков, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Учитывая возрастные особенности учащихся, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут, с перерывом не менее 10 минут. В ходе занятия предусмотрены двигательные физминутки для снятия статического напряжения.

Предмет

Кол-во часов

1

Рисование

11

Домашнее задание не задается, на уроках дети работают по желанию, что не создает умственных и эмоциональный перегрузок. Занятие с дошкольниками отличаются по форме и методом от занятия проводимых с младшими школьниками.

Занятия проводятся в игровой форме, ведь игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы.

Каждое занятие содержит краткую методику, помогающую подготовить ребенка к рисованию, обобщить его знания о предмете, установить связь между контурным рисунком ладошки и определенным образом.

Для педагога одной из важнейших задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического уровня, условий воспитания и выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное, научить выражать через рисунок свое отношение к действительности.

ЦЕЛИ КУРСА

1. Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

2. Учить передавать форму, величину, цвет, пропорции предметов, ритм, подбирать цветовые сочетания, строить композицию.

3. Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, используя выразительные средства.

4. Учить эмоционально откликаться на воздействия художественного образа, понимать содержание произведения.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

1. Создание на занятии атмосферы, обозначенной тематикой занятия.

2. Через обращение к индивидуальному опыту ребенка пробуждать переживания, вызывать эмоциональный отклик, чтобы он стал основой выразительности детского рисунка.

3.Уметь методически грамотно выстраивать занятия, используя иллюстративный, литературный или музыкальный материал.

4. Способствовать умению детей всматриваться в окружающее.

К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ  ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ:

-умения  работать с карандашом;

- использования  жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности при выполнении работ;

- творческого  отношения к собственной деятельности;

- развитие мелкой моторики.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. «Дружная семейка»

Разгадывание загадок о пальцах, руках. Разучивание пальчиковой гимнастики. Что можно сделать с помощью ладошки?  Физминутка. Показ способа рисования. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 2. «Петушок»

Разгадывание загадок. Рассматривание иллюстрации, слушание и проговаривание песенки «Петушок», разучивание стихотворения -скороговорки «Петушки распетушились...». Физминутка. Работа с образцом (уточнение окраса хвоста птицы, формы головы (гребешок, бородка, клюв)). Показ способа рисования. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 3. «Рыбы в аквариуме»

Разгадывание загадки. Беседа о местах обитания рыб — водоемах в природе и декоративных - в аквариуме. Физминутка «Рыбки». Работа с образцом (особенности строения тела рыб: плавники, жабры, хвост, чешуя). Показ способа последовательности изображения рыб. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 4. «Ежик с яблоками на спине»

Разгадывание загадок про животных. Игровое упражнение «Ежик». Физминутка «Ежик». Рассматривание знакомой иллюстрации, уточнение формы. Показ последовательности и способа работы, разучивание стихотворения. Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 5. «Грибы в лукошке»

Разгадывание загадки. Беседа о видах грибов.Рассматривание иллюстраций. Разучивание скороговорки: «Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел лечит дуб.»  Физминутка. Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 6. «Зайчик».

Разгадывание загадки. Разучивание скороговорки:  «Серый зайка, зубки спрячь: Не капуста это, мяч.». Беседа о повадках этого животного. Прослушивание стихов и сказок. Физминутка.Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми

ТЕМА 7. «Бабочка»

Разгадывание загадки. Беседа о видах бабочек. Рассматривание иллюстраций и слушание стихотворений.Физминутка. Уточнение внешнего вида бабочки. Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 8. «Весёлый осьминожка»

Разгадывание загадки. Беседа о повадках этого животного. Рассматривание иллюстраций и слушание стихотворений,  разучивание скороговорки.Физминутка. Уточнение внешнего вида осьминога. Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 9. «Кошка»

Разгадывание загадки. Беседа о повадках этого животного. Рассматривание иллюстраций и слушание стихотворения Д.Хармса «Удивительная кошка», разучивание стихотворения «Плачет киска в коридоре...». Физминутка. Уточнение внешнего вида кошки. Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 10. «Медвежонок»

Разгадывание загадки. История появления первого плюшевого медвежонка. Рассматривание иллюстрации и слушание стихотворения - песенки Винни - Пуха, разучивание стихотворения.    Физминутка «Мишка косолапый». Показ последовательности и способа работы. Выполнение работы детьми.

ТЕМА 11. «Слон»

Разгадывание загадки. Беседа о повадках этого животного. Рассматривание иллюстраций и слушание стихотворений. Физминутка. Уточнение внешнего вида слона. Показ способа компоновки на листе и выполнения изображения. Выполнение работы детьми.

   УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Темы занятий

1.

 Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

 «Дружная семейка»

2.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

«Петушок»

3.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

«Рыбки в аквариуме»

4.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

«Ежик с яблоками на спине»

5.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

«Грибы в лукошке»

6.

 Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках. «Зайчик»

7.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках. «Бабочка»

8.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

 «Весёлый осьминожка»

9.

Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках. «Кошка»

10.

 Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках.

«Медвежонок»

11.

 Рисунки, спрятанные в пальчиках и ладошках. «Слон»

ЛИТЕРАТУРА

1.  Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках».

2.  Сборник «1000 загадок», составители: Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.

3.  Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду».

4.  Хрестоматия по детской литературе.