Методическая копилка

Евсеенко Юлия Анатольевна

Предварительный просмотр:

1.Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как говорит.

Например: рыба-лыба, шапка-сапка или фапка.

2.Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическаядисграфия.

В основе данного вида лежит несформированность умений осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Проявления – замены букв, соответствующих фонетически близким звукам:

-свистящих и шипящих: споры-шпоры, басня-башня, сумел-шумел;

-звонких и глухих: гусь-кусь, зуб-суб, жук-зук;

-аффрикаты и их компоненты, входящие в состав: печка-петька, цветок-светок, щётка-счетка;

-неправильное обозначение мягкости согласных на письме из-за недифференцированности твердых и мягких согласных звуков: письмо-писмо, мяч-мач, весла-восла;

-замены гласных в ударном положении: лес-лис, туча-точа, дома-тума.

3. Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе данного вида лежит несформированность умений осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Проявления – искажения структуры слов и предложений на письме. Наиболее распространены искажения звукобуквенной структуры слов:

-пропуски согласных при их стечении в слове: диктант – дикат;

-пропуски гласных: собака-сбака;

-перестановки букв: тропа-прота, окно-кано;

-добавления букв: таскали-тасакали;

-пропуски, добавления, перестановки слогов: комната-кота, стакан-ката.

Трудности деления предложений на слова проявляются слитным написанием слов, особенно предлогов с другими словами: идет дождь-идедошь, в доме-вдоме;

-раздельным написанием слов: Белая берёза растет у окна – Белабезаратет ока;

-раздельным написанием приставки и корня слова: наступила – на ступила, пришла – при шла.

4. Аграмматическаядисграфия.

Обусловлена недоразвитием грамматического строя устной речи: морфологических, синтаксических обобщений.

Проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компанентом лексико-грамматического недоразвития.

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

Аграмматизмы на письме проявляются:

-в искажении морфологической структуры слова, заменой префиксов, суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята –козлёнки, котята – котенки;

-в изменениях падежных окончаний: много стульев – много стулов, много деревьев – много деревов;

-в нарушении предложно-падежных конструкций:  на столе – на столом, в кухне – в кухня;

-в изменении падежа местоимений: около него – около ним;

-в нарушении согласования: пять деревьев – пять деревы, белый дом – бела дом;

-в нарушении синтаксического оформления: трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения порядка слов в предложении.

5. Оптическая дисграфия.

Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

Проявляется заменами и искажениями букв на письме:

-смешения букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов: в-д, н-п, т-г, ш-т;

-букв, включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами: ш-щ, п-т, х-ж, б-д;

-зеркальным написанием букв: с-е, э-е,З-Е.

Формы дисграфии

и        их проявления

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a630c85428f24f684e62b92892e43fd0&n=33&h=215&w=251https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a630c85428f24f684e62b92892e43fd0&n=33&h=215&w=251https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a630c85428f24f684e62b92892e43fd0&n=33&h=215&w=251

https://fs00.infourok.ru/images/doc/121/142501/hello_html_2a1cf8f5.jpg



Предварительный просмотр:

Анализ ошибок письма

Форма

дисграфии

Виды ошибок

Кол-во

ошибок

Примеры ошибочного письма

Артикуляторно-акустическая

Свистящие-шипящие

(с-ш, з-ж)

Звонких и глухих (б-п, в-ф, г-к)

Аффрикаты и их компоненты (ч-тˊ, ч-щ, ч-ш)

Неправильное обозначение мягкости согласных

Замены гласных в ударном положении (бант-бонт)

Языкового анализа и синтеза

Пропуски согласных при их стечении

Пропуски гласных

Перестановки букв

Добавления букв

Пропуски, добавления, перестановки слогов

Слитное написание слов в предложении

Слитное написание предлогов со словами

Слитное написание слов

Раздельное написание приставки и корня слова

Аграмматическая

Пропуски членов предложения

Нарушение порядка слов в предложении

Замена префиксов, суффиксов

Нарушение согласования

Оптическая

Различное расположение в пространстве элементов букв: в-д, н-п, т-г, ш-т

отличающиеся дополнительными элементами букв: ш-щ, п-т, х-ж, б-д

зеркальное написание букв: с-е, э-е, З-Е.

Орфографические

ошибки

Правописание ЖИ – ШИ

Правописание ЧА – ЩА

Правописание звонких и глухих согласных

Правописание безударных гласных

Прописная буква

*в начале предложения

*в именах, в кличках животных

Правописание разделительного ъ знака

Правописание не произносимых согласных

Правописание словарных слов

Правописание о-ё после шипящих


Предварительный просмотр: