Методическая копилка

Кириченко Вера Юрьевна

Результаты методической работы:

2014 год

  • Участие в городском этапе областного конкурса статей «Новая школа», СЕРТИФИКАТ
  • Участие во Всероссийской научно-практической конференции   (с международным участием), СЕРТИФИКАТ 

               по теме: Векторы трансформации подходов к развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся

  • Печатная статья в газете «Учитель +» №30 от 8 августа 2014 года «Мне помогает национальная музыка»
  • Участник городского семинара, СЕРТИФИКАТ 

         по теме: Дружелюбная образовательная среда как фактор формирования функциональной грамотности школьников

2015 год     

  • Победитель республиканского конкурса РНПК «Ziat»  ДИПЛОМ 2 СТЕПЕНИ со сборником печатных материалов     по теме: «Инновационные технологии в образовании», 
  • Печатная статья на сайте казахстанского интернет-журнала  «Коллеги», СЕРТИФИКАТ 

                по теме: «Инновационные подходы к организации обучения игре на  фортепиано в младших классах в условиях гимназии

  •  Печатная статья на сайте InfoUrok.ru, СВИДЕТЕЛЬСТВО  по теме: «Планирование инновационной работы учителя»
  • Лицензирование АВТОРСКОЙ РАБОТЫ    УМК «Алғашқы қадам» («Первые шаги») по предмету фортепиано для 1 класса, СВИДЕТЕЛЬСТВО №304 от 24.04.2015

 

2016 год

  • Печатная статья на сайте казахстанского интернет-журнала  «Коллеги», СЕРТИФИКАТ

          по теме: «Современный урок музыки: от теории к практике»

  • Печатная статья на сайте InfoUrok.ru, СВИДЕТЕЛЬСТВО

          по теме: «Полифоническая музыка И.-С.Баха»

  • Победитель  областного конкурса «Раннее развитие в семье», ДИПЛОМ 3 степени
  • СЕРТИФИКАТ участника областного семинара-практикума

          по теме: «Системно-деятельностный подход в преподавании теоретических и хоровых дисциплин в условиях гимназии» 

  • Печатная статья в сборнике материалов областной НПК, посвященной 175-летию И.Алтынсарина «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития казахстанского общества» (РНПЙ «Костанай дарыны»)/сост. Б.Ш. Кускулакова и Н.В. Базелюк.
  • СЕРТИФИКАТ участника областного семинара ИЦ «Инновационное образование» по теме: «Ментальная арифметика и Скорочтение».
  • СЕРТИФИКАТ участника международной НПК «Алтынсаринские чтения»  по теме: «Инновации и традиции в современном образовании: приоритеты развития». 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кириченко Вера Юрьевна

учитель музыки,

коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21»

акимата г. Рудного

E-mail: vera1703227@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К  ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МЛАДШИХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ

ТҮСІНІКТЕМЕ

Өзектілігі: «Фортепиано» пәнінің «Алғашқы қадам» бағдарламасы Рудный қаласы әкімдігінің «№21 гимназиясы» КММ музыкалық оқыту бағдарламасының ажырамас бөлігі болып табылады және музыка пәндерінің теориясымен бірге гимназияның Оқу жоспарының вариативті бөлігінің музыкалық білім беру үрдісімен үндеседі.

Осы курсты Рудный қаласы әкімдігінің «№21 гимназиясы» КММ енгізудің қажеттілігі гимназияның гуманитарлық-эстетикалық бейіні аясындағы білім беру мақсаттары мен бастапқы музыкалық білім беру міндеттерінен туындаған.

Балаларды фортепиано сабағында қазақ халқының музыкалық өнеріне баулу, адамгершілік-эстетикалық сезімдерге, көзқарастарына, сеніміне, рухани құндылықтарды тәрбиелеуге және Отанға - Қазақстан Республикасына деген ұлтжандылық сезімдерін қалыптастыруға жағдай жасайды. Бұл білім беру мазмұнын жаңартудағы инновациялық әдіс-тәсілдерді пайдалану және Мәңгілік ел – ұлтжандылық идеясының заманауи талаптарына сай.

Мақсаты: оқушыларға дәстүрлі қазақ халқының музыкалық мәдениетін оқыту арқылы «Фортепиано» пәніне деген қызығушылықтарын, білімдері мен фортепиано орындаушылық дағдыларын қалыптастыру.

Тірек сөздер: білім беру мазмұнын жаңарту, инновациалық амалдар, дәстүрлі қазақ музыкасы, авторлық ұсыныстар мен жаттығулар.

АННОТАЦИЯ

Актуальность: Программа «Алғашқы қадам»  («Первые шаги»)  по предмету «Фортепиано» является неотъемлемой частью программы музыкального обучения в КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного и вместе с теоретическими музыкальными дисциплинами органически вливается в единый процесс музыкального образования вариативной части Учебного плана гимназии. Необходимость введения данного курса в КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного вызвана образовательными целями и задачами начального музыкального образования гимназии в рамках музыкально-эстетического профиля учебного заведения. Приобщение детей к  музыкальному искусству казахского народа на уроках фортепиано способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств,  взглядов, убеждений, духовных ценностей и формированию чувства патриотизма к Родине - Республике Казахстан. Это отвечает современным реалиям по использованию инновационных подходов к  обновлению содержания образования и патриотической идее – Мәңгілік Ел.

Цель: формирование у учащихся интереса к предмету «Фортепиано», знаний, умений и навыков фортепианного исполнительства посредством изучения традиционной музыкальной культуры казахского народа.

Ключевые слова: обновление содержания образования, инновационные подходы, традиционная казахская музыка, авторские переложения и упражнения.

ABSTRACT 

Actuality: «Алғашқы қадам» ("First steps") program on the subject "Piano" is an integral part of the musical training program at MSI "Gymnasium № 21" of akimat of the town of Rudny and together with theoretical musical disciplines integrally merges into a single process of musical education of a variable part of the Curriculum of the gymnasium. The necessity of introducing of this course at MSI "Gymnasium № 21" of akimat of the town of Rudny is caused by the educational purposes and tasks of the primary musical education of the gymnasium in a frame of a humanitarian and esthetic profile of this educational institution. Familiarizing children with the musical art of the Kazakh people at the lessons of the piano promotes the education of moral and esthetic feelings, views, beliefs, spiritual values and formation of a sense of patriotism to the Homeland - the Republic of Kazakhstan. This corresponds to the modern realities on the use of innovative approaches to the updating of the content of education and to the patriotic idea – the Mәңгілік el

Purpose: formation of students' interest in the subject "Piano", knowledge, skills of piano performance by means of studying of the traditional musical culture of the Kazakh people.

Keywords: the updating of the content of education, innovative approaches, traditional Kazakh music, author's transpositions and exercises.

Казахстанское  общество на современном этапе его развития предъявляет особые требования к системе образования и  в качестве важнейших выдвигаются задачи всестороннего развития личности, формирования в сознании подрастающего поколения ценностных ориентаций, удовлетворения потребности человека в самоутверждении, интеллектуальном, культурном совершенствовании [1, с.30].

Особенно актуальными становятся вопросы, связанные с пересмотром содержания и обновления образовательного процесса. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, отказ от принципов единого и единообразного учебного плана, развитие демократизации предопределили многие инновации в подготовке учащихся.

В КГУ «Гимназия №21»  ведётся  подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано, в рамках музыкально-эстетического направления работы гимназии. В Учебном плане школы из вариативной части предусмотрен 1 урок в неделю по предмету «Фортепиано» для учащихся младших классов. На уроке изучают нотную грамоту и получают определённые навыки игры на инструменте.

Организация обучения игре на фортепиано  строится на следующих подходах:

  • программно-целевой подход, который предполагает моделирование конечного результата в обучении;
  • компетентностный подход, проявляющийся в результате интеграции элементов авторских упражнений для фортепиано и авторских переложений музыкальных произведений  в организацию учебного процесса;D:\Авторская\Новый вариант 2015 г\Фото титул\SAM_2882.JPG
  • индивидуальный подход, который заключается в формировании индивидуально-личностных качеств, музыкальной культуры учащихся и индивидуальном характере обучения на уроках.

На своих уроках наряду с существующими методиками я использую собственные авторские упражнения и переложения музыкальных пьес казахских композиторов.  Собственный педагогический опыт был впервые залицензирован  в 2012 году и пролонгирован в 2015 г. как  Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам»  (Свидетельство №304 от 24 апреля 2015 г.).

 Необходимость создания учебно-методического комплекта по предмету «Фортепиано» в КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного вызвана требованиями   обновления содержания музыкального образования и внедрения инновационных методик  для учащихся по предмету «Фортепиано» в рамка музыкально-эстетического профиля учебного заведения.

Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам»  («Первые шаги») прошел апробацию в течение трех лет. Собственный педагогический опыт по внедрению УМК «Алғашқы қадам»  («Первые шаги») в образовательный процесс был отмечен на городском и областном уровнях через:

  • Участие в Городском семинаре учителей музыки  (апрель, 2014 г);
  • Публикация в областной газете «Учитель+» №30 от 8 августа 2014 г. «Мне помогает национальная музыка»
  • Обобщение передового педагогического опыта через  внесение в Банк ППО г.Рудного.
  • Печатные статьи в сборниках Республиканского научно-методического центра «ZIAT»,  НЦПК «Өрлеу».

Особенностью УМК является использование на уроках фортепиано традиционной казахской музыки в авторском переложении и авторских упражнений для обучения игре на инструменте.

Изучение музыки казахских композиторов наряду с классикой русской музыкальной культуры:

  • обогащает музыкальный кругозор учащихся на начальном этапе;
  • развивает музыкальное мышление, эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывает чувство патриотизма к Родине на лучших образцах казахской музыки.

Игра на фортепиано - это основной вид деятельности на уроке «Фортепиано», так как в конце обучения ученик приобретает определённые навыки исполнения.

Авторские  переложения казахских произведений  и практические упражнения для фортепиано можно классифицировать в качестве новшества в соответствии с существующими классификациями инноваций:

  1. По методу нововведения: модификационное (частичное нововведение, затрагивающее отдельные усовершенствования процесса обучения);
  2. По масштабу преобразований: в масштабах учебного предмета;
  3. По направлению (содержанию) преобразований: новшество, обеспечивающее интеграцию элементов учебного процесса в единую образовательную систему  гимназии.

Уроки обучения игре на фортепиано способствуют развитию комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, внимания, интонации, двигательных навыков и  тактильных ощущений, творческих способностей. С первых классов обучения на фортепиано в программу обучения входит изучение произведений казахских композиторов и   казахских народных песен. К сожалению, существующие инструментальные произведения композиторов Казахстана для фортепиано  в основном могут быть использованы в практике обучения в средних и старших классах, «и тот благодатный период, когда детское восприятие наиболее активно, когда формируется слуховой фонд будущего музыканта, оказывается безвозвратно упущенным»  (Е. Рахмадиев).      

Результатом  решения данной проблемы могут служить авторские упражнения и  переложения казахских народных песен и пьес композиторов Казахстана. Данные переложения - попытка дополнить существующий пробел.

Главное внимание учителя в первый год обучения игре на фортепиано направлено на постановку пианистического аппарата учащегося и  выработку базовых навыков звукоизвлечения на инструменте. Для этого в Альбоме для ученика «Алғашқы қадам»   представлен ряд пальчиковых упражнений: «Вышли пальцы танцевать», «У бабы Фроси», «Прогулка», «Братья-ленивцы». Эти упражнения  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребёнка. C:\Users\Admin\Desktop\Рисунок1.png

Изучение раздела нотной грамоты требует большого терпения со стороны учителя и обязательного творческого подхода в закреплении полученных знаний. Учитывая особенности младшего возраста, музыкальная грамота лучше всего усваивается в процессе использования музыкальных игр: игры-ребусы («Отгадай слово»), игры-задания («Волшебная семёрка»),  игры-загадки («Угадай-ка»),  игры- упражнения («Паровоз» и пр.) и т.д.

        На уроках мною используются авторские интонационные упражнения для фортепиано, которые в созвучии с названиями  казахских песен тоже имеют названия и подтекстовку на казахском языке: «Дударай», «Шашу», «Әлди-әлди»,  «Гакку»,  «Көзімнің қарасы» («Ты, зрачок глаз моих»),  «Меруерт моншақ»  («Жемчужные бусы»). Каждое из этих упражнений несёт практическую направленность на приобретение или закрепление определённого навыка в обучении игре на инструменте.

Например:   Упражнение  «Әлди-әлди»   и    Казахская народная песня «Әлди-әлди»                                       

D:\Авторская\Для электронного варианта\картинки нот\алди-алди (колыбельная).tif

           Әл- ди,    Әл- ди и т. д.

         

Музыкальные пьесы в авторском переложении, закрепляя ранее усвоенные навыки, постепенно вводят ребёнка в мир новых музыкальных образов, воплощаемых новыми игровыми приёмами.В качестве примера можно привести авторское переложение казахской колыбельной песни «Әльди- әльди». На примере её исполнения у учащихся  формируется представление о характере мелодики казахских песен, решается задача воспитания интонационно мелодического слуха  и развития эмоциональной отзывчивости.

        Помимо приведенного примера,  в Альбоме для ученика «Алғашқы қадам» можно найти переложения казахской музыки  для исполнения в ансамбле с учителем  (К. Молдобасанов «Дождик», «Женіс әні», «Инкәржан»).  Развитие ансамблевых навыков неотделимо от всей системы музыкального обучения. Игра в четыре руки прививает важные исполнительские качества- умение слушать партнёра, согласовать звучность своей партии со звучностью партии партнёра, вслушиваться в возникающую звуковую картину.

        Результатами реализации программы учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам»  являются комплекс приобретённых знаний нотной грамоты и практических навыков исполнения на инструменте. Основной формой проведения урока является академический концерт учащихся младших классов по параллелям, состоящий из двух музыкальных пьес в сольном исполнении.

Реализация предложенных новшеств достаточна для того, чтобы обеспечить подготовку учащихся младших классов по предмету «Фортепиано». Результатами  реализации инновационной работы являются:

  • формирование основных исполнительских навыков игры на фортепиано;
  • воспитание чувства патриотизма к Родине  на лучших образцах традиционной казахской музыки;
  • формирование  интереса к предмету «Фортепиано» и музыкальному инструменту фортепиано;
  • адаптация в социуме через  погружение в традиционную музыку казахского народа, что делает учащихся более творческими, открытыми.

Таким образом, внедрение авторских наработок в процесс обучения позволяет осуществлять  инновационный подход к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии.

Список литературы:

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016- 2019 годы / Утверждена Указом Президента РК,  г. Астана,  1 марта 2016 г.
  2. Альбом для ученика «Алғашқы қадам» //  Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам» («Первые шаги»)  по предмету «Фортепиано», составитель  Кириченко В.Ю., 2015  г.
  3. Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана  / Москва,  1994 г.146 с.



Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Кириченко Вера Юрьевна

КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного

заместитель директора по НМР

E-mail: vera1703227@mail.ru

Резюме:  В статье представлена модель   организации работы с  детьми, проявившими выдающиеся способности, в «Гимназии №21» акимата города Рудного. Основная цель и задачи представленной модели отражают учебно-методическую направленность работы  КГУ «Гимназия №21».  В статье  последовательно описаны четыре блока модели с указанием конкретных форм и методов работы, а также результатами реализации каждого блока за 3  учебных года. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа (школа- лицей, гимназия).

В последние годы в связи с реформированием системы образования Республики Казахстан, созданием национальной модели, демократизацией управленческой структуры образования и интенсивными процессами интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики значительные темпы набирает проблема развития и реализации творческого потенциала одарённых учащихся [1, с. 46]

Поэтому нами поставлена цель – создание эффективной модели работы с одарёнными детьми, направленной на развитие творческого потенциала учащихся.

Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21»  города Рудного – это образовательное учреждение инновационного типа. В основе деятельности учительского и ученического коллективов - развитие личности, способной к самореализации в окружающем мире, создание условий для творческого и интеллектуальной деятельности. Гимназия является уникальным в Казахстане учебным заведением,  спецификой деятельности которой  является её гуманитарно-эстетическое (в частности, музыкальное) направление, в рамках которого действуют комплексно-целевая программа «Одарённые дети» и программа научного общества учащихся «Шабыт» (далее НОУ «Шабыт») по работе с одарёнными детьми.

Работая в системе развития, мы апробировали и внедрили в практику работы гимназии эффективную модель работы с одарёнными детьми.

Были поставлены и решены основные задачи:

  • определены блоки моделей и их функции;
  • организована подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми и координируется их деятельность;
  • ведётся работа по развитию способностей учащихся через различные формы и методы исследовательской работы.

Гипотеза: если данная модель станет основой в организации работы с одарёнными детьми, то:

  1. Будет достигнута устойчивость развития всех участников процесса.
  2. Научно-методическое обеспечение модели обогатит инновационный потенциал города.
  3. Будет реализована идея подготовки интеллектуальной элиты, способной успешно жить и действовать в современном мире.

Ведущая идея проекта: для успешного развития одаренного ребёнка в образовательном учреждении в современных условиях мы создали такую динамическую модель, в которой участники процесса: учение, учитель, завуч работают в режиме развития, находятся во взаимозависимости и взаимо сотрудничестве. Отслеживание процессов развития проходит через концепцию работы учебного заведения, технологию и методику работы каждого блока. Поэтому модель основана с одной стороны - на принципах научности и системности, с другой - на личностно-ориентированном подходе через горизонтальную  (формы и методы организации работы) и вертикальную преемственность (преемственность в работе детей и учителей).

Новизна проекта:

  • создана модель взаимообусловленных блоков по выявлению одаренных детей и организации работы с ними;
  • определены принципы, содержание, формы и методы работы с одаренными детьми;
  • выявлены новые подходы к управлению исследовательской деятельностью детей.

Практическая значимость проекта:

1. Реализованы на практике технология и методика инновационных подходов к управлению деятельностью одарённых детей.

2. Данный опыт может быть использован в других образовательных учреждениях.

3. Модель имеет потенциальные возможности для совершенствования и развития.

За 13 лет существования в статусе образовательного учреждения инновационного типа (сначала как специализированная школа для одарённых детей, затем в статусе гимназии) наша школа накопила богатый опыт в организации научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческих способностей и одаренности учащихся.

Разработанная модель управленческой структуры предполагает организацию работы с одарёнными детьми на всех ступенях обучения.

В модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми мы включили 4 блока:

1 блок: Обновление содержания образования - один из главных блоков модели. Ведутся постоянные поиски вариативной части плана, т.к. именно она направлена на развитие познавательной мотивации, исследования активности детей. В процесс обучения в соответствии с музыкально- эстетической направленностью гимназии  вводятся такие музыкальные дисциплины как «Хоровой класс», «Специальный инструмент», «Музыкальная литература», «Театральное искусство». Через  них раскрывается творческий потенциал учащихся, их  творческие способности.

Формы организации работы: индивидуальная и групповая. Работа основана на личностно-ориентированном и дифференцированном подходах. Посредством языка искусства и музыки одарённые учащиеся готовятся к дальнейшей реализации полученных навыков в выборе творческой профессии или применения своего творческого потенциала в жизни.

Реализация первого блока модели управленческой структуры происходит через внедрение в учебный процесс авторских программ, электронных учебных пособий учителей музыкальных дисциплин. В гимназии действуют и апробированы такие авторские программы, как:

  • Гостищева И. О.  Электронный учебно-методический комплект по предмету «Музыкальная литература»  для учащихся  5 класса.
  • Кириченко В.Ю. Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам» («Первые шаги») по предмету «Фортепиано»  для учащихся 1 класса.
  • Сарсимбаева З.Д Учебно-методический комплект «По ступенькам вверх».  

Преимуществом данного блока является построение индивидуальной образовательной траектории по реализации творческого и личностного потенциала каждого учащегося. Результатами эффективной работы этого блока служат ежегодные победы на музыкальных конкурсах разного уровня: от городского до международного.

Таблица 1

Результативность участия в музыкальных конкурсах

Конкурс/ уч. год

Кол-во участников

Кол-во призёров

% качества

Международные конкурсы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

6

4

13

6

4

9

100

100

    69,2

Республиканские конкурсы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

-

-

1

-

-

1

-

-

100

Обл. конкурс юных исполнителей

г. Костанай

2013-2014

2014-2015

2015-2016

7

8+2

13+1

7

8+2

11+1

100

100

85,7

Региональные и городские

            конкурсы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

22

25

12

22

23

10

100

92

83

2 блок: Научно-методическая деятельность - придание методической работе научно-исследовательского характера. В гимназии успешно функционирует НОУ «Шабыт». Основными направлениями его деятельности являются:

1) научно-исследовательское;

2) интеллектуальное;

3) творческое;

4) спортивное.

Совместно с психологом школы было продолжено формирование банка данных одаренных детей. В учебном году количество одарённых учащихся в Банке данных составило 85 человек из 365 учащихся гимназии.

НОУ «Шабыт» - добровольное, творческое объединение школьников, стремящихся развивать свой интеллект, приобретать навыки творческой, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.  Девиз НОУ «Шабыт»: «Будь творцом! Созидай золотые мгновенья!»

В качестве способа развития самостоятельного мышления и личности одарённого ребёнка применяются методы «обучения в командах достижений», «поисковый метод творческой группы». Итогом внедрения этих методов является более высокий уровень выполнения научных исследований. Благодаря такому подходу с первых дней обучения начинается накопление «словаря исследователя» - вводятся такие понятия, как «факт», «гипотеза», «доказательство». Дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации, проводить сравнения, выделять причины и следствия. Особое внимание уделяется умению представлять свои находки в разнообразной форме: доклада, проекта,web- квестов , 3D модели  и т.п. Итогом реализации развития научно-исследовательского направления деятельности учащихся являются победы в разного рода научно-практических конференциях школьников и конкурсах научных проектов.

Таблица 2

Результативность участия в научно-исследовательских проектах

Конкурс /уч. год

Кол-во участников

Призеры

% качества

«Зерде»

2013-2014

2014-2015

2015-2016

3

8

4

2

4

3

67

50

75

«Дарын»

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1

2

3

1

1

2

100

50

75

Республиканский конкурс «Жас гылым»

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2

0

3

2

0

3

100

0

100

Областная НПК на базе ФМЛ г.Костанай

2013-2014

2014-2015

2015-2016

4

4

1

1

1

1

25

25

100

3 блок: Инновационные образовательные процессы, одним из которых является внедрение инновационных технологий.

Появление в гимназии новых педагогических технологий не исключает, а дополняет старые, при  этом обогащая друг друга.

Таблица 3

Учителями гимназии используются такие формы внедрения инновационных технологий, как:  работа творческих групп,  использование различных форм организации методической работы (семинары, практикумы, мастер-классы, деловые игры, «школа лидера» и пр.)

4 блок: «Интеллектуальные соревнования» - это совместное творческое формирование учителей и учащихся по организации олимпиадной и конкурсной работы одарённых детей.

Развитие и выявление одарённых детей происходит через вовлечение их в интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады по основам наук, в т.ч. дистанционные. Данное творческое объединение повышает интерес учащихся к знаниям, что в итоге содействует повышению качества обученности по школе в целом и формированию будущего интеллектуального потенциала города, области, республики.

В гимназии  имеется база данных интернет-сайтов, с которыми учащиеся работают постоянно (КИО-олимпиады, «Дарын»-олимпиады, российские сайты международных олимпиад по всем дисциплинам). Эффективность работы данного блока отражена в сравнительной таблице результативности (см. Рисунок 5).

Таблица 4

Результативность участия учащихся в интеллектуальных играх

Учебный год

Количество участников

Количество призёров

Качество участия (%)

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

98

114

185

169

242

8

7

25

20

100

22,5

6,1

13,5

15,5

43,1

Анализ результативности достижений детей и учителей - движущая сила дальнейшей работы.

Выводы: положительными результатами представленной модели являются:

  1. Достижение высоких качественных показателей на всех уровнях.
  2. Неугасающий интерес учащихся и учителей гимназии к научно-познавательной и исследовательской деятельности.
  3. Увеличение числа творчески работающих учителей, занимающихся научно-практической деятельностью.

Таким образом, если есть такой положительный результат, значит,  модель действенна, значит, она эффективна.

Список литературы:

  1. Инновационно-педагогическая деятельность по проблеме одарённости в Казахстане / под редакцией А.К. Сатовой, Ж.Б. Самуратовой, Астана, 2003 г., 240 с.
  2. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / под редакцией М.А. Ушакова, Москва «Сентябрь», 1999 г., 192 с.
  3. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999, 220 с.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей.- Москва, «МОДЭК», 2004, 336 с.


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

заместителя директора по НМР  Кириченко В.Ю.

Планирование инновационной  работы учителей

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

  • как способ получения дополнительного заработка;
  • как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
  • как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
  • как выполнение своего профессионального долга;
  • как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей

работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не

будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.

Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в нашей  условиям.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

  • владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
  • умеет изучать опыт учителей-новаторов;
  • умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
  • умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
  • умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов.

Таким образом, общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности зависит от трёх составляющих его компонентов:

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Для определения уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, был апробирован специально разработанный  тест готовности   учителя к инновационной деятельности:

Тест для учителей

«Готовы ли Вы  к инновациям?»

  1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?
  1. да,
  2. нет,
  3. частично.

2.  Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?

  1. Да,
  2. нет,
  3. частично.

3. Существуют ли в Вашей школе условия для развития инновационной деятельности?

  1. Да,
  2. нет,
  3. частично.

4. Отметьте  главную, по вашему мнению, причину, являющуюся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:

  1. слабая информированность о нововведениях в образовании;
  2. отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
  3. сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и    привычному;

5. Отметьте  главную причину, чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:

  1. интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
  2. в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
  3. возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

6. Отметьте  главное, по Вашему мнению, внутреннее противоречие, которое возникает при создании или применении нового:

  1. новые идеи практически трудно реализовать;
  2. неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
  3. неизбежны потери времени для работы по-новому:

7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства:

  1. способствует самообразованию;
  2. разрабатываются новые формы деятельности;
  3. разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение урока;

8. Ваше отношение к введению 12-летней системы обучения: 

  1. положительное
  2. отрицательное
  3. затрудняюсь ответить

Оценочная шкала:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа

А

3

3

2

2

2

2

2

2

В

1

1

0

0

3

0

3

0

С

2

2

1

1

1

1

1

1

4- 9 баллов.  Низкая степень готовности

9-14 баллов.  Средняя степень готовности

15-20 баллов.  Высокая степень готовности

Таким образом,  результаты анкеты показывают   в целом  уровень готовности  коллектива к внедрению новшеств.