внеклассная работа

разработки внеклассных мероприятий в школе, в селе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока для учителей «Путешествие по школьным предметам»

Ведущий :

 Уважаемые педагоги, Поздравляю Вас со Всемирным днём учителя. Желаю уверенности и оптимизма, крепких сил и здоровья, отличного настроения и боевого духа, чтобы воспитывать и учить самых умных и талантливых в мире детей! Пусть каждый день преподавания будет плодотворным и результативным, пусть каждый день жизни будет прекрасным и радостным!
 Ведущий :

Сегодня вас ждёт необычный урок, сегодня вы отправляетесь в путешествие по школьным предметам. Позвольте представиться. Вашим проводником буду я -Новиков Вячеслав.

Итак, уважаемые учителя, в путь. Прошу проследовать за мной.

1 станция – урок физкультуры.

Уважаемые педагоги, перед тем, как вы войдете  в храм « Здоровья, силы и скорости», я хочу , чтобы вы вспомнили себя на уроках. Ведь вы так хотите, чтобы ваши ученики всегда выполняли домашнюю работу, слушали внимательно, работали активно, в общем, всегда попадали в яблочко. Не так ли? А сами вы сможете попасть в яблочко? А? ( ведущий стучит в дверь)

На уроке : ( учителя входят, дети хором говорят :С днем учителя!)

Ученик: Дорогие наши учителя! Сегодня вы должны пройти испытание- попасть дротиком в мишень. У вас есть десять попыток.

( учителя проходят испытание, дети по количеству выбитых шаров, кладут в корзину  столько же яблок)

Ученик: сегодня вы лучшие стрелки! Попали в яблочко! Примите от нас ваш первый сюрприз!

(учителя уходят, дети хлопают в ладоши)

Ведущий :

Прошу за мной.

2 станция- урок истории.

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». 

Но у нас- то будущее будет, потому, как мы уверены, что те, кто учит нас в настоящем, о прошлом знают все!

( ведущий стучит в дверь)

На уроке : ( учителя входят, дети хором говорят :Поздравляем!)

Ученик: Дорогие наши учителя, сегодня вас ждет испытание-  историческая ромашка. Мы надеемся, что гадать вы не будете!  Смелее снимайте лепесточки и увереннее отвечайте!

Ученик: Мы даже не сомневались, что  вы будете на высоте. История- это вечность, это века, это года, это дни. Чтобы вы помнили этот день мы дарим вам наш второй сюрприз- календарь.

(учителя уходят, дети хлопают в ладоши)

Ведущий :

Прошу за мной.

3 станция- урок литературного чтения.

Расул Газматов говорил так: 

Стихи — полет на коне, проза — хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее.

А как вы думаете, что вас ожидает за этой дверью: стихи ли проза?

( ведущий стучит в дверь)

На уроке : ( учителя входят, дети хором говорят :С днем учителя!)

Ученик: Дорогие учителя! Мы приготовили для вас испытание- вы должны по голосу узнать поэта. Если не справитесь, можем подсказать. Тогда кричите: подсказку хотим!

Звучат голоса : Есенина, Маяковского, Ахматовой, Блока, Чуковского

Стихи этих поэтов:

 Сергей Есенин:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Владимир Маяковский

Обезьян

Смешнее нет.

Что сидеть как статуя?!

Человеческий портрет,

даром что хвостатая.

Анна Ахматова

Чистый ветер ели колышет,

Чистый снег заметает поля.

Больше вражьего шага не слышит,

Отдыхает моя земля.

Александр Блок

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса.

Корней Чуковский

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»

Ученик: Сегодня вы показали себя настоящими знатоками поэзии. Мы дарим вам сюрприз от гения русской поэзии- Александра Сергеевича Пушкина- шоколад.

(учителя уходят, дети хлопают в ладоши)

Ведущий :

Прошу за мной.

4 станция- урок математики.

Не знаю, как вам, а мне  стихи очень нравятся. Вот , например, это:

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своем неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Красивые строки, не правда ли? А может вы знаете , кто их написал?  Сейчас узнаете.

( ведущий стучит в дверь)

На уроке : ( учителя входят, дети хором говорят :Поздравляем!)

Ученик: Уважаемые учителя! Сейчас вы на уроке математики. А автор стихотворения, которое прочел Слава, Софья Ковалевская- женщина- математик.

Ученик:  вас ожидает  сложное задание- решите примерhttps://files.adme.ru/files/news/part_112/1123010/31391115-45984110-339219-0-1499069072-1499069079-650-1-1499069079-650-32e9147584-1499074622.jpg

Ученик: Вы- молодцы! Софья Васильевна Ковалевская говорила о математике так: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом  и романтиком в душе». От нас для вас самый романтический сюрприз.

(Дети дарят цветы, учителя уходят, дети хлопают в ладоши)

Ведущий :

Прошу за мной.

5 станция- урок русского языка.

Он и могучий,

 Он и набатный,

Сладкопевучий,

И громораскатный!

Он величавый,

 Он и стозвонный,

 Гибкокурчавый

 Но непреклонный!

 Он поразительный!

 И поражающий!

 Так изумительно

Многовмещающий!

О чем эти строки? Вы совершенно правы, речь идёт о нашем родном языке.

( ведущий стучит в дверь)

На уроке : ( учителя входят, дети хором говорят :С днем учителя!!)

Ученик: Уважаемые учителя! Попробуйте выполнить наше задание:

Не только дети

Любят прятки,

 Играть умеют и слова:

Заря —

Упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщике —

Сова.

Овечки прячутся

 В слОВЕЧКИ.

А дальше…

Дальше сам ищи!


Надя:

.Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы                                                                      получилось слово:

        1) пластинка, картина, павлин        (плас-ти-лин)

        2) пастух, плотина, лагерь        (пас-ти-ла)        

        3) сапоги, парашют, фантазия        (са-ра-фан)

        4) косари, заморозки, лётчик                (са-мо-лёт)

        5) мука, рагу, диван        (ка-ра-ван)

Ученик: сегодня вы показали себя настоящими знатоками родного языка. А хороших учеников еще в Древней Руси поощряли либо золоченым пряником, либо сахарным леденцом. Вот  вам за знания сюрприз ( леденцы на палочке)

(учителя уходят, дети хлопают в ладоши)

Ведущий :

Прошу за мной.

6 станция- урок технологии.

Вы ощущаете, какое благоухание доносится из этого кабинета? В этом кабинете правит древнегреческая богиня Кулина, которая считается покровительницей вкусной и здоровой пищи.  Хотите туда попасть? Я тоже.

( ведущий стучит в дверь)

На уроке : ( учителя входят, дети хором говорят :Поздравляем!)

Ученик: Дорогие учителя! Сегодня я для вас приготовила сюрприз, но чтобы его получить , вы должны справиться с заданием.

Лиза: на доске названия кондитерских изделий. Постарайтесь разделить их  на две группы: торты и печенье.

Ученик:  Вы сегодня очень старались. За старание я вручаю вам торт и печенье.

(учителя уходят, дети хлопают в ладоши)

Ведущий :

Прошу за мной.

( приводит учителей в кабинет физики)

Уважаемые учителя! Ваше путешествие по школьным предметам подошло к концу. Сейчас я предлагаю Вам продолжить чаепитие, пока мы будем готовить для Вас поздравительный концерт.



Предварительный просмотр:

КВЕСТ

Тайна  года

(мероприятие  для пришкольного   лагеря)

http://3.bp.blogspot.com/-UrP2DslHtcA/TyqYOt4V-qI/AAAAAAAAAf8/G4Ck74j35r0/w1200-h630-p-k-no-nu/fdc270af5795.jpg

Автор- Карпович Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

 Гуликского филиала

МБОУСосновоборская СОШ

http://xn--80aeegleao0afjmb9p.xn--p1ai/sites/default/files/potekstu/614badc0f459c1a5d99dea68a77009a6.jpg

2018г

Квест- игра «Тайна  года»

-Добрый день, уважаемые…!!! Прошу вас помочь раскрыть тайну года. Я совершенно сбилась с ног, стараясь найти ответ на один вопрос, какая птица стала символом года на Дальнем Востоке в 2018 году? Может,  вы знаете?  Нет? Какая жалость! Прошу вас, помогите!

-Чтобы  узнать, что это за птица, мы должны стать сыщиками. У меня есть карта, на которой  указаны места, где мы будем искать улики ( на них изображен человек с лупой) и выполнять задания. Если мы найдем все улики и выполним все задания на  этапе, то получим только одну букву из названия этой птицы.  Мне одной с этим не справиться! Поможете? Рассмотрите , пожалуйста, карту, я не могу понять, откуда надо начинать поиски и что это за места.

 1 этап.   Площадка перед школой. Дети ищут улики ( улики заранее спрятаны и пронумерованы)

Улики:

1- отгадайте

2- загадки

3-о

4-птицах

5-из

6- красной

7- книги

8- амурской

9-области

 - Очень хорошо! Вы нашли все улики, теперь постарайтесь составить задание. Молодцы! Итак, чтобы получить одну букву из названия птицы- символа года, вам необходимо отгадать загадки.

Загадки:

1. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.  (Аист)

2. Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

3. Вот так птица, - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!  (Лебедь)

4. Как моряк вразвалочку,

Ходит в перевалочку.

В ил ныряет баламутка...

Кто скажите это? ... (утка)

5. Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет.   (Цапля)

6. Нет того, кто не боится

Этой грозной хищной птицы.

Кто, куда бы не забрёл,

Сверху видит всё ...  (Орёл)

7. Есть сторож ночной у зелёного дома.

Как только на лес опускается дрёма,

Он, ухая гулко, на вахту спешит,

И смотрит, и слушает:

Кто там шуршит?  (Филин)

8. Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.   (Сова)

9. Сизый - дикий, каждый знает.

И почтовым он бывает!

Очень нежный, очень смелый

Символ мира – это белый.  (Голубь)

10. Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … . ( Свиристели)

- Все загадки отгадали. Давайте еще раз повторим птиц, которые находятся в Красной книге Амурской области и которых вы сейчас называли. Молодцы, получите первую букву из названия птицы – символа этого года. Это буква –И. может у вас есть предположения, что это за птица? Нет , тогда идём дальше. А куда? Смотрите на карту.

2 этап – Ельник  Дети ищут улики.

Улики:

1. выложите на асфальте шифр:

2.   1- полоска, 3 шишки

      1 шишка

3.   1- шишка, 1 – полоска, 1- шишка

      1 – шишка

4. 2 – полоски, 1 – шишка

    2- шишки

5. 1- полоска

    1 – шишка

6. 1- шишка, 2- полоски, 1- шишка

    1- полоска

7. 2- шишки

    1- полоска, 1 – шишка, 1- полоска, 1- шишка.

- Вы собрали все улики, это было не просто! Составьте задание, которое нам предлагается. Итак, мы  составили  шифр. Мне очень интересно, что же здесь зашифровано, давайте  разгадаем  его. Кстати, посмотрите, на ёлочке, висит какой- то лист. Правильно- это ключ к шифру. (Дети рядом с шифром выставляют буквы. Должна получиться надпись- БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!) За выполненное задание получаете вы  букву – С.

- Отправляемся дальше, сыщики! Куда же?

 3 этап- песочница

Дети ищут улики

Улики :

1-. выложите

2-на

3- песке

4. камушками

5.- силуэт

6. -охраняемой

7- птицы.

8. назовите эту птицу.

( дети в песочнице выкладывают камушками силуэт заранее изображенной птицы, затем камушки красят акварельными красками)

За выполненное задание дети получают  букву- Т.

- Итак, с вашей помощью мы уже собрали три буквы из названия нашей загадочной птицы. Какие это буквы?  С, И , Т.

-Уважаемые сыщики, может есть предположения? Действительно, трудно по этим буквам составить название птицы. Что же будем делать дальше? Согласна с вами, двигаемся вперед навстречу загадкам и тайнам. Куда же? Где наша карта?

4 этап- игровая комната

Дети ищут улики.

Улики:

1.-Определите,

2- кто

3- так

4- кричит.

5- Раскрасьте  

6- эту

7- охраняемую

8- птицу.

- Итак, все улики собраны, задание составлено. Господа сыщики, приступим к выполнению! (Дети по звукам, определяют охраняемых птиц. Раскрашивают их.)  За выполненное задание получают букву – А.

- Господа и дамы, посмотрите на карту. Куда двигаться дальше?  Молодцы, вы совершенно правы, мы с вами расследовали всё, что было предложено. А с какой целью мы это делали? Так может быть закончим расследуемое дело- составим название птицы, которая стала символом года на дальнем востоке.  ( дети составляют название). Молодцы, вы правы- это АИСТ.

- А знаете ли вы, что аист — символ семейной жизни у славян, птица, приносящая в дом малышей, а значит, и счастье! Это европейский вид (Ciconia ciconia), а на Амуре обитает его собрат — дальневосточный аист (Ciconia boyciana). Но в отличие от европейского дальневосточный аист избегает человека. Он устраивает гнезда вдали от людей в глухих местах, на окраинах рощ или отдельно стоящих деревьях рядом с озерами, речками, среди обширных болот. Дальневосточный аист — одна из самых редких птиц Дальнего Востока России. Она находится под угрозой исчезновения и занесена в Красную книгу Российской Федерации. Гнездится этот дальневосточный вид только в бассейне Амура. В России — в Амурской и Еврейской автономной областях, в Хабаровском и Приморском краях. За пределами страны гнездится в Северо-Восточном Китае и единично на севере Кореи, а зимует на равнинах реки Янцзы в Китае. Долгие годы гнезда разорялись, а сами птицы гибли на путях перелета и зимовках в Китае от браконьерских выстрелов и отравленных приманок. Из-за массового применения ДДТ аисты исчезли в Японии и Корее. Теперь эти страны тратят большие средства на их восстановление.[1]

Просмотр ролика об аисте [2] 

- Ребята, теперь вы знаете птицу, которая стала символом года на Дальнем Востоке. А как вы думаете, знают ли об этом жители нашего села? Давайте напомним нашем односельчанам, что птиц нужно беречь, охранять и просто любить. Я предлагаю создать листовки – аппликации, на которых будет птица- символ этого года, т.е аист. Вы пойдете домой и в почтовые ящики  опустите свои листовки. А еще мы с вами оформим  стенд- «Берегите птиц!, который тоже разместим в общественном месте- на автобусной остановке. Согласны?  Молодцы. Я думаю, что вы сами никогда не будете обижать птиц, будете им помогать, заботиться о них, если это будет необходимо, и будете учить доброму отношению к птицам и животным своих младших братьев и сестёр.

- Спасибо за работу.

[1]- сайт  https://amurinfocenter.org.

[2]- сайт  https://amurinfocenter.org.

Список литературы

  1. Книга- игра поисковой квест «Тайна дома с привидениями».- Екатеринбург:Эзапринт, 2017г
  2. Красная  книга  Амурской  области.  Редкие  и  находящиеся  под  угрозой  исчезновения  виды  животных,  растений  и  грибов:  официальное  издание/  Управление  по  охране,  контролю  и  регулированию  использования  объектов  животного  мира  и  среды  их  обитания  Амурской  области;  Благовещ.  гос.  пед. ун-т. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. 446 с.
  3. https://amurinfocenter.org
  4. http://redbook-amur.ru
  5. http://web-zoopark.ru
  6. https://wwf.ru/regions/amur/dalnevostochnyy-aist/
  7. http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-ptitc
  8. http://poiskm.co/show/голоса-птиц



Предварительный просмотр:

Пушкинский день России и День русского языка

6 июня в нашей стране отмечается сразу два литературных праздника - Пушкинский день России и День русского языка, ибо невозможно представить русский язык без его создателя – Пушкина

День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее, 
Чем Пушкин,
Никого на свете нет!

 Сегодня в рамках проведения Пушкинского дня и Дня русского языка мы с вами собрались на игру, которая называется  «Сказки- чистый изумруд!»

- Представляем наши команды (представление команд)

(команды выбирают командира, название команды, пишут название на листах)

- Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков станет победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Первый тур «Разминка» (слайд 3)

Александру Сергеевичу Пушкину прививала любовь к народному творчеству его бабушка и его няня- Арина Родионовна. Няня рассказывала маленькому Саше народные сказки. А какие это были сказки вы сейчас мне назовете. Для выполнения задания вам необходимо собрать пазлы и назвать сказку.

1 команда – «Лягушка- царевна»

2 команда  -«  Теремок»

Второй тур Игра «Найди новое слово» (слайд 4)

- Из предложенного слова «Лукоморье» за 3 минуты нужно составить новые слова. Кто больше?

(лук, море, лом, мол, укол, ом, кол, ром, мор, корь, ком, мул).

Третий тур «Изобразить силами пантомимы героев сказок Пушкина» 

золотую рыбку, комара;

спящую царевну, золотого петушка;

белку, старика;

старуху, царевну-лебедь;

повариху, богатырей.

- А теперь мы вспомним замечательные сказки Пушкина (слайд 6)

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать, будут дети читать,

Снова будут их дети читать!

Четвертый тур « Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке» (слайд 7)

Кто сказки Пушкина читает.

Загадки быстро отгадает

Командам по очереди задаются загадки. За правильный ответ они получают очко.
А

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп?

(авось)

Б

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

(белка)

Пушки с пристани палят,

Всем сейчас сказать велят,

Как зовется этот остров,

Где живется сказкам просто?

(Буян)

В

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям - подспорье в море.

(ветер)

Г

Волшебство случилось тайное:

Остров был необитаемым,

А теперь... Ответьте просто вы,

Что построено на острове?

(город)

В день, когда в своей столице

Сын Салтана княжить стал,

С разрешения Царицы

Сам себе он имя дал.

(Гвидон)

Д

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

(дворянка)

А кому, скажи, дружок,

Громко-громко петушок

Все кричал: “Ки-ки-ри-ку!

Царствуй, лежа на боку!”?

(Дадону)

Е

Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!

(Елисея)

Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет?

(ель)

Ж

Королевич Елисей

Долго шел к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой?

(жених)

З

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

(зеркальце)

Тридцать три года - такие дела -

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыблакою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

(землянка)

И

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех?

(изумруды)

К

Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

(Корыто)

Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто.

(карлик)

Л

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

(Лукоморье)

М

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

(месяц)

Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое.

(комар)

Н

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

(невод)

О

В сказке попу обязались черти

Что-то платить до поповой смерти.

За тем и пошел к ним Балда, не споря,

Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.

(оброк)

П

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

(петушок)

Р

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

(рыбка)

С

Возле терема лесного,

Не пуская к дому злого,

Он усердно службу нес.

Как же звался этот пес?

(Соколко)

Т

Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

(ткачиха)

У

Увенчалась сказка пиром.

Угощали медом, пивом.

В рот ни капли не попало,

Все по ним лишь и стекало.

(усы)

Пятый тур « Конкурс капитанов»

Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы,                                  Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы,                            Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари,                              Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри,                                Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды,                                    И стаи галок на крестах.

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые "мелькают мимо” несущегося возка.

В это время остальные члены команд выполняют следующее задание.

Ой, как много тут предметов
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил,
Очень быстро назови.

- Нужно не только назвать предмет, но и название сказки Пушкина, где этот предмет встречается. За каждый правильный полный ответ вы заработаете очко.

Шестой тур «Сказочные  герои» (слайд 8)

Найти в книжке героя из пушкинских сказок, вырезать, раскрасить и наклеить на отдельный лист

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя:

- Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины (слайд 9)

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить нам выступленье

Граница времени велит.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тыщу лет.

Он не померкнет, не увянет...

 Великий русский наш поэт.

золотую рыбку, комара;

спящую царевну, золотого петушка;

белку, старика;

старуху, царевну-лебедь;

повариху, богатырей



Предварительный просмотр:

Вед 1 Все дальше уходит День Победы 1945. С каждым годом становится все меньше живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.

Песня «Война идёт»

Вед2 Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

  Восславим женщину-Мать, 
    Чья любовь не знает преград, 
    Чьей грудью вскормлен весь мир! 
    Все прекрасное в человеке — 
    от лучей солнца и от молока Матери. 
    М. Горький

Вед1  О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец? И слагают люди о матерях стихи, песни, прекрасные легенды и серьезные книги.

Мы песни поем о стихах и походах, 
О ранах, полученных в жарком бою, 
О тесных землянках, морозных погодах, 
О том, как воюем за землю свою.

О девушках милых, что нас провожали, 
В слезах обещая почаще писать.…

Не спеть ли теперь о любви и печали, 
В тех письмах, что пишет нам старая мать.

Изменит любимая, друг позабудет.

И раны успеют за год зарасти, 
И только любовь материнская будет, 
За нами всегда и повсюду идти.

Она не изменит, она не обманет, 
Она при ранении силу вольет, 
И сына поднимет в огне и в тумане, 
И снова за Родину в бой поведет.

Она не покинет ни в счастье, ни в горе, 
Она не потонет в слезах и крови — 
Споем же друзья о глубокой, как море, 
И вечной, как жизнь, материнской любви!


   Вед2  Когда война черным вороном налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Сколько слез пролито матерями в войну! Моря,... Сколько крови отдано детям, сколько было пролито на трудовом фронте пота.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...


Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!


Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве,
Своих поникнувших ветвей...

Вед2 Но тяжелее всего было видеть смерть детей своими глазами. Видеть и не иметь возможности помочь им...

Из воспоминаний  Кот Марии Федоровны (д.Большие Прусы, Минской области):"Слышим, уже идут... И как, застреляли в двери, в окна, младшенькая моя: "Ой, мамочка!" Глянула я, а ей сюда попало, в переносье. Только захрапела. А другой уже шестнадцать было, моей старшей. Лежу в моих детях. Убили нас, а я всё чую, как за печкой добивают соседей. И глаза открыла. Женщина целует ему левую руку, не даёт кровать отодвинуть - там дети, а он бьёт её наганом по голове. Толкут кроватями тех детей, а они пищат, господи! А другой увидел, что я смотрю, подбежал и - трах, трах, трах! Я как сейчас вижу синий наган, синий-синий, и огнём меня по лицу, по лицу. Оттянул меня за ноги от моих детей. А я всё живая. Слышу, опять ходят. Думаю, гэта ж опять немцы. А гэта сын мой, Жора, в крови, ничего не видит, к порогу идёт. "Сынок!" а он: "Я думал, мама, вас нет уже, хотел идти, пускай убьют меня..." - "Ложись, сынок, на место то самое, может, оно счастливое!" Не знаю, или услышали там или что, но один забегает: "Вставай!" Постоял. Потом под печь гранату бросил. А уже дым, уже палят глинобитку, облили чем-то. Потолок горит над головой. Не забили они нас, так еще горше - сгорим живьём. Вскочила я, кровать у окна стояла, раму выбила, зову Жору: "Помоги вынести их". Подняла старшенькую, так оно такое молодое, мяяккое!.. Не могу, тяжелая, и руки мои омертвели, а не хочу, чтобы еще и сгорели они. Как-то вытащила их на кровать, на окно, сами вывалились с Жорой, в яму от картошки затащили. А деревня вся горит, людей тащат, кого откуда, пищат, кричат, а немцы по огородам ходят, свистят, а тут свиньи чавкают над обгоревшими хозяевами своими... Ближе они, все ближе свистят, чавкают, уже жалею, что не убили нас там: найдут, будут мучить опять, а мы тоже будем кричать, пищать...

"Баллада о матери"

Сорок первый – год потерь и страха

Заревом кровавым пламенел…

Двух парней в растерзанных рубахах

Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,

Всё при нём: и силушка, и стать,

А за ним второй – пацан безусый,

Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,

Семенила старенькая мать,

О пощаде немца умоляя.

«Найн, - твердил он важно,-растреляйт!"

«Нет! – она просила,- пожалейте,

Отмените казнь моих детей,

А взамен меня, меня убейте,

Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:

«Ладно, матка, одного спасайт.

А другого расстреляем сына.

Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти

Ей сберечь кого – нибудь суметь?

Если первенца спасёт от смерти,

То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,

Вглядываясь в лица сыновей,

Будто бы и вправду выбирала,

Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...

О, не пожелаешь и врагу

Мук таких! Сынов перекрестила.

И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,

С наслажденьем нюхая цветы:

«Помни, одного – мы убиваем,

А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,

Младшего к груди своей прижал:

«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-

Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,

Ты спасайся. Что тут выбирать?

У тебя – жена и ребятишки.

Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-

Отодвинул плачущую мать,

Отошёл подальше деловито

И махнул перчаткой,- расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы

Разлетелись дробно в небеса.

Мать разжала мокрые ресницы,

На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,

Спят свинцовым беспробудным сном,-

Две кровинки, две её надежды,

Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:

Уж не жить сыночкам, не цвести...

«Дура-матка, – поучает немец, -

Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,

Вытирала с губ сыновних кровь…

Вот такой, – убийственно великой,-

Может быть у Матери любовь.


Вед1  Но, может быть, слабым утешением для этих матерей было знать, где лежат их дети, что о них помнят люди. А те, кто не знает могил своих сыновей...

Затерялся где-то

Хутор между сосен.

Пролетело лето,

Наступила осень.

Золотом играет,

Бархатом лежит,

Бронзовой листвою

Бьется и шумит.

Мать тоскует.

Мать рыдает,

Мать гадает:

- Где же сын мой, где?

Над Донцом широким

Загрустили ивы.

И летят высоко

Журавли крикливо.

Журавли вернутся

Раннею весною,

И дожди прольются

Теплою слезою.

Отгремели залпы,

Заросли окопы,

А в далеких Альпах

Есть глухие тропы.

Там, где камень серый

Над ущельем узким,-

Братская могила

Безымянных русских.

Мать тоскует,

Мать рыдает,

Мать гадает:

- Где же сын мой, где?

Он не встанет рано,

Не вернется поздно.

Бродят днем туманы,

А ночами – звезды…

Вед2 Как трудно заставить молчать сердце, не умеющее мириться с потерей. Вечно свежие раны при малейшем прикосновении ноют нестерпимо. Все выносили матери.

Вед1 Казалось, сотканные из одних нервов, вставали со страшным блеском в опухших от слез и бессонницы глазах и произносили: “Нет, я только об одном молю Бога, чтобы до самой смерти не сломали ему крыльев, чтобы не дрожал он перед этими псами, чтобы плевал он им в лицо!”

(Молитва матери)

Уходят по приказу сыновья.
У каждого из них судьба своя.
Благословенье матери вослед.
Как ей сыночка защитить от бед?

– О Господи, спаси и защити!
Дай разума и сделай осторожней.
А если, Боже, это невозможно,
То Ангела-хранителя пошли.

От пуль пусть защитит его крылом,
У пропасти щитом незримым будет.
И в споре Ангел пусть врагов рассудит,
Оберегает день и ночь во всём.

Молитвы материнской ясный свет,
Хранит в беде и душу согревает.
Свеча перед иконою мерцает…
Она не в силах подсказать ответ:

Как защитить родных людей от бед?
Свеча не может нам открыть секрет.

Вед1 Да, это были матери, которые так воспитывали детей своих, что не сломили их ужасы и бедствия войны. И когда приходил час мести, эти сильные юношеские или слабые девичьи руки брали оружие, перекрашивали простыни на флаги, заклеивали листовками стены, врачевали раны.

Вед2   Это они, наши девушки, писали в дневниках: “Да, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. Клянусь матерью своей, что до последнего дыхания я не сверну с этого пути!” Это они, верные клятве, стиснув зубы на окровавленных топчанах, считали удары палачей. Это они с песней шли на смерть, так и не встав на колени. Такое не забывается. Это — бессмертие!

Песня «Эхо любви»

Вед1 Как тяжело, как тревожно было матерям, проводивших своих сыновей и дочерей навстречу неизвестности, навстречу огню, навстречу смерти! День и ночь их мысли были только о тот, живы ли их дети, увидят ли матери их снова, смогут ли обнять их и прижать к своему сердцу...

Вед2 И каким же огромным счастьем были весточки с фронта, письма их детей, несущие любовь, обещавшие встречу, дарящие надежду! Письма – как протянутые через огонь войны теплые руки детей, так рано повзрослевших, письма – как лучи горячего солнца, пробившиеся через черную грозовую тучу войны. Письма с фронта… . Как их ждали матери!

Пишу письмо перед началом боя.

Заговорят орудия сейчас.

И, может быть, на солнце золотое

Сегодня я гляжу в последний раз.

Но, я пойду, уверенный в победе.

Расстреливать без промаха врага.

Коль сам погибну – живы будут дети,

Моя отчизна будет жить века.

(письмо  матери в Хабаровск

Сидоренко Аркадия –сержанта  Уральской стрелковой дивизии. Погиб в  бою под Белгородом в 1943 году).

Мама, жизнь моя на фронте пока проходит в спокойствии. Живу я по-прежнему все так же хорошо, как жил и в прошлое лето: все те же окопы и уютные землянки, которые для меня стали родным домом.

Частенько по вечерам вспоминаем с бойцами о прошлой жизни и говорим о своих близких, родных и знакомых. Когда я гляжу на твою карточку, вспоминаю тот день, когда ты, мама, провожала меня в армию. Вспоминаю твои материнские слезы…. Мама, я теперь бью и буду бить фашистских сволочей за ту жизнь, которую они у нас отняли. Когда посмотришь на их противные лица, то пробуждается страшная ненависть к ним.

… Мама, обо мне не беспокойся. Я вернусь домой, и мы вновь заживем так же, как жили…

Любы Ясинской- фронтовая медсестра  писала  маме так:

Здравствуй, милая мама

Шлю, родная, привет

Самый, пламенный, самый,

Самый… слов даже нет.

Мама, честное слово,

Ты б хоть раз поняла:

Я жива, я здорова,

Я – какая была.

Впрочем та ли, другая,

Разберешься сама.

Я, как раз, отдыхая

Добралась до письма.

Тихо-тихо в землянке

Чуть не чувствуешь тут,

Как тяжелые танки

По дороге идут.

Столик – ящик на ящик.

Вата, бинт под рукой.

Вот и весь наш образчик,

Мой приемный покой.

На печурке кирпичной

Круглосуточный чай.

Все обычно, привычно

И живи, не скучай.

Знаешь, милая мама,

Нет, послушай сперва,

Не девчонки упрямой –

Это друга слова.

В пережитых тревогах

Мой порыв не ослаб.

Я работаю много,

Но и больше смогла б.

Я в пути возмужала.

Был не легок мой путь.

Стала крепче, пожалуй,

И постарше чуть-чуть.

Нынче все ничего мне

А бывало нет сил.

Первый раненый, помню,

Мне воды подносил.

Я вдохнуть избегаю,

Это можно потом.

Я сестрою ведь стала,

И военной притом.

А когда перевязка

Затяжная идет

Тут и ласка, и сказка,

Тут и присказка в ход.

Мамочка, это стихотворение так подходит к моей фронтовой жизни, прочти его и ты все поймешь. Пока нахожусь на старом месте, природа здесь хорошая, белые домики, сады. Мама, только скучаю и беспокоюсь о Вас.

До свидание, мама.

Не грусти от письма.

Люба погибла в 1943 г. при освобождении Запорожской области

Вед1 Материнская любовь не измерить никакой мерой. Материнские слезы никогда не осушить. Материнское горе не станет легче с годами.… Как матери, потерявшие своих сыновей, протягивают руки к небу в немой мольбе, так белоствольные березки шелестят на ветру своими тонкими ветвями, и в их шелесте слышен шепот: «Нет, это неправда, я жду тебя сынок, жду до последнего моего дыхания, до последнего биения сердца.»

Ролик  женщины- матери.

Не вернулись не женатые сыны,

Не вернулись к милой матери с войны.

Посадили по березки и ушли,

Почтальоны похоронки принесли.

На бумаге горе мать не приняла,

Мать соседу похоронки отнесла.

И сказал не пощадив ее сосед:

«Сыновей твоих, маманя, больше нет!»

А мать не верит и не верит

Глядит в распахнутые двери

И в них надежда не стареет

Своих детей увидеть вновь.

А за окном не дождь, а слезы

Рыдают тихо три березы,

Рыдают тихо, три березы,

Надежда, Вера и Любовь.

Вед2 Сегодня  мы вспоминаем тех сыновей, которые не  вернулись с фронта.  Вспомним и поклонимся в пояс  и  матерям  невернувшихся односельчан:

Архипенко Дмитрий Степанович

Духовников Фрол Иванович

Каленбет Иосиф

Качалаба Иван Петрович

Марецкий Казимир Иосифович

Никитин Константин Иванович

Рубис Василий Иосифович

Сизоненко Георгий Никитович

Ульянченко Михаил Петрович

Чернощеков Евгений Павлович

Вед1 Почтим память павших односельчан минутой молчания.

Прошу всех встать.

Вед 1 Прошу сесть.

Сколько Вас, боевые друзья,
В тех окопах осталось лежать.
Знали все, отступать им нельзя,
Надо было рубеж удержать. 

Вспомнил сын про молитвенный путь,
Про тот Божий, Cвятой оберег.
И решил он судьбу обмануть,
И не дал ему Бог умереть.

С той поры, он почти каждый день,
Клятву верности, ту, повторял. 
И под эту Священную песнь, 
До Берлина, в боях, прошагал!


Знал он точно, на этой войне,
Ему с неба светила звезда.
Потому не остался в земле,
Он убитым, лежать, навсегда.

Отгремела война. А с весной,
Стал народ наш победу встречать. 
В этот май возвратился герой,
На вокзал, там ждала его - мать.

Вед2 Сегодня мы вспомним тех, кто вернулся с фронта  в родные края, вспомним и их мужественных матерей.

Головкин Михаил Антонович  мать – Головкина Марфа Ивановна

Исаев Павел Александрович   мать – Исаева Арина

Константинов Степан Андреевич   мать – Константинова Евдокия Ивановна

Кузнецов Георгий Иванович

Маринкевич Карп Анисимович  мать Маринкевич  Прасковья Федоровна

Матафонов Иван Гаврилович

Намаконов Леонид Алексеевич

Чехович Вячеслав Адамович

Песня « Главный праздник»

Девушка в белом:

У меня недавно  родился сын. Он  весёлый, красивый, умный и сильный. Я  люблю его. Я вижу его голубые глаза, светлые волосы. Мне так хочется, чтобы он радовался этому миру, пению птиц, журчанию ручейков, зелёной траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижимать  его к себе и долго – долго не отпускать. Какой сладкий запах идёт от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос!

Какое – это чудо – быть матерью. Рожать на свет человека похожего на тебя и в то же время не похожего. Заново повторить в нём себя, свою любовь…

 Только не было войны! Потому что на войне происходит самое страшное – гибнут наши дети.

Только б не было войны. Потому что не одно горе не может сравниться с горем матери, потерявшей сына.

Только б не было войны. Потому что ничто не заменит матери её погибшего сына.

Вед1 Солдатские матери… Это на их долю выпало воспитать поколение, принявшее на себя самый тяжелый удар – войну. Миллионы матерей отдали тебе, Родина, своих сыновей.

Вед2 Материнский подвиг – подвиг самой Родины. Это подвиг народа. Его величие будет воспеваться в веках.

Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюбленная, как мать

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой – нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!


  Вед1 Никогда не будет забыто то огромное горе, что перенесла наша Родина. Сколько бы лет ни отделяли нас от залпов победного салюта 1945-го года, в наших сердцах всегда будут жива эта боль, эта гордость, эта вечная помять – память о войне.

Вед2 Ведь сражаясь и погибая, наши солдаты защищали самое священное, самое дорогое – маму и Родину.

Мама и Родина очень похожи:

Мама – красивая, Родина – тоже!

Вы присмотритесь: у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей

Вторит веселый и звонкий ручей…

Так и должно быть: что дорого нам,

Напоминает всегда наших мам.

Вед1 Солдатские матери! Вам, вынесшим на своих плечах неимоверные тяготы неимоверного тыла, Вам, испытавшим мучительную горечь ожидания,

Вед2  Вам, чья вера помогла вашим сыновьям и дочерям выстоять, пройти через огонь сражений, победить и вернуться домой, Вам, наш низкий поклон.

Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны,

Про счастливый и солнечный край.

После долгих напастей недружной весны,

Ждет и нас ослепительный май

Песня День победы

Не вернулись не женатые сыны,

Не вернулись к милой матери с войны.

Посадили по березки и ушли,

Почтальоны похоронки принесли.

На бумаге горе мать не приняла,

Мать соседу похоронки отнесла.

И сказал не пощадив ее сосед:

«Сыновей твоих, маманя, больше нет!»

А мать не верит и не верит

Глядит в распахнутые двери

И в них надежда не стареет

Своих детей увидеть вновь.

А за окном не дождь, а слезы

Рыдают тихо три березы,

Рыдают тихо, три березы,

Надежда, Вера и Любовь.

Сколько Вас, боевые друзья,
В тех окопах осталось лежать.
Знали все, отступать им нельзя,
Надо было рубеж удержать. 

Вспомнил сын про молитвенный путь,
Про тот Божий, Cвятой оберег.
И решил он судьбу обмануть,
И не дал ему Бог умереть.

С той поры, он почти каждый день,
Клятву верности, ту, повторял. 
И под эту Священную песнь, 
До Берлина, в боях, прошагал!


Знал он точно, на этой войне,
Ему с неба светила звезда.
Потому не остался в земле,
Он убитым, лежать, навсегда.

Отгремела война. А с весной,
Стал народ наш победу встречать. 
В этот май возвратился герой,
На вокзал, там ждала его - мать.

Девушка в белом:

У меня недавно  родился сын. Он  весёлый, красивый, умный и сильный. Я  люблю его. Я вижу его голубые глаза, светлые волосы. Мне так хочется, чтобы он радовался этому миру, пению птиц, журчанию ручейков, зелёной траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижимать  его к себе и долго – долго не отпускать. Какой сладкий запах идёт от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос!

Какое – это чудо – быть матерью. Рожать на свет человека похожего на тебя и в то же время не похожего. Заново повторить в нём себя, свою любовь…

 Только не было войны! Потому что на войне происходит самое страшное – гибнут наши дети.

Только б не было войны. Потому что не одно горе не может сравниться с горем матери, потерявшей сына.

Только б не было войны. Потому что ничто не заменит матери её погибшего сына.

Вед1 Солдатские матери… Это на их долю выпало воспитать поколение, принявшее на себя самый тяжелый удар – войну. Миллионы матерей отдали тебе, Родина, своих сыновей.

Вед2 Материнский подвиг – подвиг самой Родины. Это подвиг народа. Его величие будет воспеваться в веках.

Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюбленная, как мать

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой – нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

1 НЕ ВЕРНУВШИЕСЯ С ВОЙНЫ:

Артемьев Михаил Миронович

Архипенко Дмитрий Степанович

Васьков Владислав

Духовников Фрол Иванович

Захаренко Петр Яковлевич

Каленбет Иосиф

Каленбет Станислав

Качалаба Иван Петрович

Качалаба Степан Петрвич

Марецкий Казимир Иосифович

Маринкевич Василий Анисимович

Никитин Константин Иванович

Проценко Борис Андреевич

Рубис Василий Иосифович

Сизоненко Василий Никитович

Сизоненко Георгий Никитович

Таранец Ефим Гаврилович

Ульянченко Михаил Петрович

Учакин Сергей Иванович

Чернощеков Евгений Павлович

Юшкевич Иван Владимирович

ВЕРНУВШИЕСЯ С ВОЙНЫ

Венков Алексей Николаевич

Головкин Михаил Антонович

Зверев Петр Захарович

Исаев Павел Александрович

Качалаба Петр Петрович

Константинов Степан Андреевич

Корнилов Тимофей Александрович

Кузнецов Георгий Иванович

Маринкевич Карп Анисимович

Мартынов Иван Степанович

Матафонов Иван Гаврилович

Машин Иван Константинович

Намаконов Леонид Алексеевич

Суворов Семен Васильевич

Чехович Вячеслав Адамович