Мой педагогический опыт

Короткова Лариса Вячеславна

Предлагаю Вашему вниманию  готовый рабочий материал по изучению частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) в начальной школе. Материал содержит пояснительную записку, презентации в  виде электронного справочника по вышеназванным частям речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi_dlya_nsh.rar70.15 КБ

Предварительный просмотр:

Справочник по  русскому языку или «правило пяти пальчиков»

Из опыта учителя начальных классов МОУ СОШ№ 7 г. Лобня МО

Коротковой Ларисы Вячеславны.

Методические рекомендации.

     Учить правило наизусть – довольно скучное занятие. И не каждый ребёнок это любит делать. А в русском языке без правил не обойтись. Поэтому  надо сделать так, чтобы разучивание правила превратилось в интересное занятие. Тем более что зазубренное правило не принесёт никакой пользы. Любое правило ребёнок должен прочувствовать и понять.

    В своей работе над частями речи я использую общую схему правил. Сами дети назвали эти правила - «правило пяти пальчиков». Мы знакомимся с частью речи и выстраиваем знания о ней в определённом порядке, закрепляя полученные знания за пальчиком.

    Например.  

Загибаем первый пальчик и говорим:

 имя существительное – это часть речи.

Загибаем второй пальчик:

обозначает предмет.

Загибаем третий:

отвечает на вопросы кто? ИЛИ что?  

      По мере знакомства  с частью речи, пункты добавляются.

      На первом этапе знакомства для лучшего запоминания вопросов, обозначений я использую домики-фланелеграфы с карточками, на которых написаны части речи, их вопросы, что они обозначают и слова-примеры.

       Далее, мы заводим справочник по русскому языку (обычную тетрадь) и записываем в него все правила, сохраняя заведённую ранее схему. Таким образом, у ребёнка появляется «помощник», который помогает ему не только в начальной школе, но и дальше.

  Конечно, сейчас выпущено много печатных справочников по русскому языку. И многие из них очень хорошие, но справочник, который дети сделали сами, принесёт намного больше пользы. Дети проговорили правило устно, а потом записали его, тем самым оно лучше отложилось в сознании ребёнка.

   Данный справочник помогает детям в выполнении домашних заданий и на уроках.

  Параллельно с созданием справочника, я делаю его электронную версию  на компьютере  в  виде презентации. Это очень удобно, так как в любой момент мы можем повторить любое правило.

  Этот метод я использую на практике более двадцати лет. Это доказывает, что дети легко осваивают и принимают материал, соавтором которого являются.

Имя  существительное.

1.  Это  часть  речи.

  1. 2.  Обозначает  предмет.
  2. 3.  Отвечает  на  вопросы
  3.           кто?        что?
  4.         заяц        дерево
  5. 4.  Изменяется  по  числам.
  6.          ед.ч.          мн.ч.
  7.         стол          столы
  8. 5. Бывают  трёх  родов.
  9.     м.р.                         ж.р.                         ср.р.
  10.  ( он,  мой)              (она,  моя)               (оно,  моё)
  11.   стул                        кукла                        ухо
  12.  6.  Изменяется  по  падежам ( склоняется).

     есть  И.п.  Кто?что?    Кот  страна

    нет    Р.п.  Кого?чего?  Кота  страны

    дать  Д.п.  Кому?чему?  Коту  стране

    люблю  В.п.  Кого?что?  Кота  страну

    доволен  Т.п.  Кем?чем?   Котом  страной

    думаю  П.п.  О  ком? О чём?  О  коте  о  стране

             7. Делятся  на  три  склонения  (  по  родовым  окончаниям)

           1  скл.                                  2  скл.                                  3  скл.

Ж.р.      М.р.                           М.р.         Ср.р.                           Ж.р.

      -а-я                                          -й         -о-е                               ь

Мечта                                   дуб                                           дочь

Земля                                   воробей   ухо                           тень

            Илья  дедушка                                        поле        

           

Литература.

  1. Учебник «Русский язык. 1 класс». А.В. Полякова. 2010 г.
  2. Учебник «Русский язык. 2 класс». А.В. Полякова. 2009 г.
  3. Учебник «Русский язык. 3 класс». А.В. Полякова. 2008 г.
  4. Учебник «Русский язык. 4 класс». А.В. Полякова. 2007 г.
  5. Мисаренко Г.Г. Технологизация обучения как путь повышения качества овладения учебным материалом: Научное издание. – Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»). – 2007.
  6. Мисаренко Г. Г. На пути к стандартам нового поколения // КРО. – № 4. – 2008.
  7. Модернизация системы профессионального образования/ под редакцией С.Н. Кошмана, М.М. Мусарского, А.И. Рытова. -М.: АСОУ, 2006. -127с.
  8. Методическое пособие по русскому языку. А.В.Полякова. 2000 г.
  9. Энциклопедия «Русский язык» «Аванта-плюс»