Организация внеурочной деятельности учащихся

Соколова Евгения Аполлоновна

 

Особое место в системе обучения иностранному языку занимает неделя иностранного языка. Эта форма работы относится к периодической и объединяет отдельные внеурочные мероприятия.  В рамках недели проходят и открытые уроки.   Участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя, у них формируются навыки публичного выступления, группового взаимодействия.

Подготовка к неделе иностранного языка длится более двух месяцев. Предварительно на заседании МО обсуждаются мероприятия, разрабатывается план, продумываются все детали. Начинается неделя с мероприятий в классах, а затем проводится общешкольная викторина.

                  Виды деятельности учащихся по классам  за 2010-2011 учебный год

5 класс - КВН

6 класс - конкурс стенных газет, сообщения по выбранной теме и выступления по темам: Великобритания, Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия.

7 -8 классы – конкурс сочинений «Неизвестная Америка»

Задания ученики получают за три недели до проведения конкурса. Причем каждый ученик выбирает себе какой-либо штат США, о котором он хотел бы узнать больше.

Учащиеся подбирают материал о том штате, который они выбрали. Для этого они используют материалы по США, находящиеся в кабинете, в библиотеках, используют данные из Интернета. Во внеурочное время я ежедневно консультирую детей.

Заключительное мероприятие недели иностранного языка - викторина « Англоговорящие страны». Участвуют три сборных команды, составленные из победителей конкурсов, проведенных в группах. (cм. Приложение)

После завершения последнего конкурса команды сдают свои зачетные листы, жюри подводит итоги. Награждение проходит в торжественной обстановке, в присутствии других учеников. Мы  уделяем внимание каждому участнику: так, если ребенок не занял призового места, отмечаем удачные стороны его устного ответа или письменной работы.

Как известно, ребята с интересом слушают песни на английском языке, пытаются подпевать любимым исполнителям. Но чаще всего они не понимают на слух слов песен. Работа в этом направлении позволяет вызвать у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, а если сделать песню предметом исследования, аутентичным учебным текстом, то можно получить хорошие результаты.

Что конкретно дает такая работа?

1. Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, имена собственные, новые незнакомые слова и т.п. это способствует развитию у школьников чувства языка, получению знаний его стилистических особенностей.

2. Песня помогает более прочно усвоить и активизировать грамматические структуры. Например, уже в названиях песен группы «Битлз» можно встретить почти все грамматические структуры, подлежащие усвоению: «I’ve got a feeling”, “I saw her standing there”, “Don’t let me down”,”I will”, “I  want to tell you”, “I’m only sleeping”и др. в песне «Yesterday” глагол to be встречается во всех формах, есть множество примеров употребления грамматических времен Present и Past simple. А песня «Happy Nation”содержит в себе почти все раннее изученные структуры.

3. При заучивании слов песни совершенствуются навыки аудирования, произносительные навыки, развивается музыкальный слух, закрепляются правила фразового ударения, особенности ритма.

4. В процессе работы над песней повторяются и активизируются многие программные темы. Рассказывая о группе «Битлз», повторили темы «Семья», «Биография», «Внешность», «Досуг», «Город» и др.

Учащиеся любят исполнять песни на английском языке на школьных праздниках. В этом году на Новый год они спели «Happy New Year”, старинную рождественскую песню «Jingle Bells”, на конкурсе «Мисс Весна» учащаяся 9 класса Цыренова Эля исполнила песню Селены Гомес “ I love you like a love song, baby» и заняла II место. Вокальная группа c большим успехом выступила  на городском фестивале иностранных языков «Рождественские встречи»,  учащиеся 8 класса подготовили вечер посвященный творчеству «Битлз», где прозвучали песни из репертуара группы в исполнении учащихся. 

                                     Кружковая работа

Задачей кружка « Счастливый английский», который я веду третий год, является, прежде всего, всестороннее развитие личности школьника. Для занятий  отбираются учащиеся, которые серьезно интересуются этим предметом. Ежегодно  кружок посещают

в среднем 15 учащихся. Ребята, конечно, посещают занятия кружка добровольно, но для того, чтобы подготовить с ними что-то интересное и полезное, необходим постоянный, заинтересованный в результатах   состав. В начале каждого учебного года с целью определения содержания работы проводится анкетирование или беседа с кружковцами об их увлечениях, мотивах к изучению английского языка. При составлении тематического планирования я стремлюсь к тому, чтобы прослеживалась прямая и обратная связь с учебным процессом. В основу речевой практики на занятиях кружка положена коммуникативная направленность. Стимулом речевой активности становятся:

-ситуации

-свободные беседы;

-ролевые игры;

Речевая деятельность на занятиях кружка направлена на практическое применение языковых знаний и умений. Речь совершенствуется за счет внедрения дополнительной лексики. Участники кружка приобретают много страноведческих знаний; они узнают много нового  о Лондоне, о других крупных городах, о знаменитых людях, праздниках, традициях, обычаях. На занятиях учащиеся читают самостоятельно простые книжки на английском языке и передают содержание прочитанных глав, рассказов, сказок. Я организую обсуждение по этим сообщениям. Дети сравнивают героев, объясняют их поступки.

В конце учебного года проводится  общешкольный  смотр кружков. Вот уже третий год учащиеся показывают инсценировку сказки.  В ходе подготовки составляется сценарий, распределяются роли среди учащихся, утверждается состав жюри. На концерте дети описывали любимых животных, декламировали стихи, отгадывали загадки, пели песни. Радостное настроение вызвали инсценировки знакомых с детства сказок «Колобок», «Три поросенка». При работе над стихами, литературно-музыкальным монтажом кружковцы учатся владеть голосом, мимикой, жестами, вести себя на сцене. Много усилий затрачивается на развитие речи, так как в ходе его развития вырабатывается специфический, речевой механизм дыхания. Тренировка голоса и дыхания предполагает физическую тренировку (дыхание, осанка, движения) и тренировку на чувственном уровне (эмоции, установление и поддержка контакта в ходе общения). У учащихся часто страдает осанка. Формированию правильной осанки могут способствовать дыхательные упражнения. Я провожу работу, как с отдельными учениками, так и со всеми вместе, придавая большое значение правильной интонационной оформленности речи, убедительности, выразительности. Конечно, тут следует проявлять дифференцированный подход: одни дети могут выразительно декламировать, другие создают музыкальное оформление между выступлениями, третья группа  проявляет находчивость и инициативность в подготовке юмористической сценки.

Активизация познавательных интересов учащихся во внеурочное время совершенствует знания и умения; формирует социальную активность, творческое воображение, побуждает самостоятельно заниматься  английским языком.