Социальный проект «Летние профориентационные практики старшеклассников»

Рымкус Анна Анатольевна

 В статье показана организация летних профориентационных  ознакомительных практик старшекласников ГБОУ Гимназии №441 , Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.proekt_prof_praktiki_gbou_441.docx45.76 КБ
Файл pasport_proekta_profpraktiki.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Летние профориентационные практики старшеклассников»

Рымкус А.А.,  - учитель физики  Гимназии № 441  Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Творческой группой учителей 441гимназии в 2016-17 и 2018-19 учебных годах был подготовлен проект «Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников».  Паспорт этого проекта подробно представлен в Приложении.

Участие в профориентационных практиках позволяет познакомить с школьников, закончивших  9-10-й класс с некоторыми современными профессиями, а также со спецификой обучения в различных ВУЗах нашего города.

Основные идеи проекта:

 -  создание информационной среды для осознанного выбора старшеклассниками своей будущей профессии.

- знакомство с направлениями подготовки и общими профессионально-образовательными областями, в рамках которых осуществляется образование в ВУЗах – партнерах проекта.

В ходе освоения проекта необходимо было решить следующие задачи:

  • Познакомить школьников с направлениями подготовки специалистов, с содержанием и уровнем качества образования, получаемого в этих ВУЗах.
  • Рассказать о  перспективах работы в данных профессиях, о востребованности этих специалистов в науке,  на производстве и на рынке труда.
  • Познакомить с технологиями обучения, посетить различные учебные и лабораторные аудитории в различных ВУЗах.
  • Предоставить возможность самооценки  школьных знаний при выполнении  небольших учебно-практических работах, приближенных к реальным студенческим.
  • По возможности познакомить со студентами этих вузов, показать внеучебную студенческую жизнь.

Для разработки и реализации проекта нам необходимо было решить несколько организационных задач, в которых были задействованы  не только учителя гимназии, но и наши социальные партнеры по профориентационной работе. Такими партнерами для нас являются Отделы довузовской подготовки и некоторые кафедры ЛЭТИ , ВОЕНМЕХа, Аграрного университета,  РГПУ им. А.И. Герцена,  кафедра интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере Университета ИТМО, отдел работы со школами ГУП Водоканал, Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС, районная  библиотека. В этом году список партнеров будет расширен заключением договоров еще с несколькими вузами и организациями.  

Для успешной организации практик в начале учебного года производится анкетирование, цель которой - выявить  интересующее учащихся направления и места прохождения практики.  После обработки полученной информации составляется план прохождения практик, оформляются локальные акты и заключаются договоры с социальными партнерами. В апреле информация о прохождении практики учениками 10 классов включается в повестку родительских собраний.  В мае проводятся организационные собрания участников практик.

 Распределение на практику было добровольным, соответствовало интересам и личным планам учащихся. А те, кто отказался проходить профориентационную практику, традиционно занимались подготовкой школьных помещений к проведению ЕГЭ и к новому учебному году.  

В результате прохождения летней профориентационной ознакомительной практики учащиеся должны были :

  • «примерить» на себя роль студента данного вуза, соотнести свои желания и реальные возможности:  
  • получить первоначальные знания о  профессиях, требующих знания в предметных областях, соответствующих профилю обучения,
  • принять участие в посильных научно-исследовательских работах, проводимых на базе вузовских лабораторий или НИИ,
  • принять участие в мероприятиях организуемых для них в период практики, в которых можно продемонстрировать свои знания, эрудицию и смекалку,
  • закрепить умения сбора и анализа информации,
  • овладеть основами информационной культуры и навыками общения в студенческой среде.  

Наиболее интересно и качественно летняя ознакомительная практика старшеклассников организована центром Абитуриент» ЛЭТИ.  Подобные практики (летние и осенние) проводится уже более 10 лет подряд и заслуживают только отличных отзывов.  Подробно познакомиться с программой можно на сайте ЛЭТИ в разделе «Поступающим» или по ссылке:  https://etu.ru/ru/abiturientam/

Практика предназначена для десятиклассников, проявляющих интерес к техническому, экономическому или гуманитарному образованию, желающих познакомиться со спецификой обучения на факультетах университета и планирующих в будущем году поступать на один из этих факультетов.

  На первом организационном собрании всех участников практики разделяют на потоки и группы.  Каждый участник получает свой «маршрутный лист», в котором четко прописано расписание и темы занятий, даны телефоны кураторов.  А далее ему предоставляется возможность «почувствовать себя студентом» - посидеть в лекционных аудиториях, поработать в лабораториях или принять участие в деловых играх, побродить по коридорам старейшего ВУЗА.

 

  • Программа летней практики  ЛЭТИ в 2018 году была такова:
  • Занятия на кафедрах факультетов: радиотехники и телекоммуникаций (ФРТ), электроники (ФЭЛ), компьютерных технологий и информатики (ФКТИ), электротехники и автоматики (ФЭА), информационно-измерительных и биотехнических систем (ФИБС), экономики и менеджмента (ФЭМ) и гуманитарного факультета (ГФ).
  • Экскурсии, популярные лекции и знакомство с лабораторными работами на кафедрах, мастер-классы, деловые игры.
  • Игра-квест Electro-Race.
  • Знакомство с правилами приема в университет.
  • Встреча с молодыми учеными университета, представителями студенческого профкома и клуба студентов.
  • Подведение итогов практики, награждение победителей игры Electro-Race, мастер-классов, деловых игр.

Неделя практики  завершилась торжественной церемонией закрытия, на которой лучшим участникам вручили дипломы, грамоты и памятные призы. Все участники получили удостоверение о прохождении Летней профориентационной ознакомительной практики в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», которые позволяет получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в данный ВУЗ.

Для тех ребят, кто серьезно занимается информатикой и готов с этим связать свою жизнь, впервые была организована практика в ИТМО и экскурсия в Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС. 

Практики в ИТМО проходили  на Кафедре «Применение информационных технологий в гуманитарной сфере». Программа практики удачно сочетала теоретический материал и практические занятия:

  • Лекция « Исследование особенностей влияния социальных сообществ на пользователей». Практические занятия: Построение индивидуального социального графа
  • Лекция : «Введение в курс базы данных». Практические занятия: Разработка базы данных в СУБД»
  • Лекция : «Основы построения  IP сетей». Практические занятия: Проектирование IP  сетей.

А работа в Коворкин-центре ФАБЛАБ  ИТМО предоставила уникальную возможность ребятам попробовать свои силы в новейших 3D технологиях. Была выполнена практическая работа:  разработка собственной модели, составление своей программы, работа на 3D принтере – печать этой модели.

В ходе экскурсии в Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС 10-классники не только познакомились с атмосферой и условиями работы серьезной фирмы, но и получили представление о следующем:

  • Профессии инженера-программиста
  • Тестировании программного обеспечения
  • Системах хранения и обработки данных
  • Базовых бизнес-процессах в IT
  • Финансовой деятельности IT компаний

 И самое главное: что нужно знать для этой работы, где такие знания можно получить и что учиться придется всю жизнь…

Учителя биологии нашей гимназии много лет поддерживают творческие связи с Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом. В 2017 и 2018  летняя практика проходила на кафедре экологии и физиологии растений факультета агротехнологий, почвоведения и экологии и кафедре водных биоресурсов и аквакультуры факультета зооинженерии и биотехнологий. В лаборатории аквакультуры ребята познакомились с технологией размножения и выращивания сомов, а также гидропоники. На кафедре экологии и физиологии растений учащиеся прошли лабораторный практикум по микробиологии и бактериологии. За время практики были освоены методики приготовления питательных сред, приготовления и окраски микробиологических препаратов.

Ребята познакомились с многообразием микроорганизмов и их практическим значением. Проделали практические работы, освоили метод хроматографии и провели собственное исследование в лабораториях микробиологии.

В настоящее время несколько учащихся продолжают вести исследовательскую работу в лабораториях кафедры микробиологии.  

К сожалению, самой неинтересной и неэффективной оказалась практика наших десятиклассников в районной библиотеке. Возможно, что в этом случае разошлись представления детей, считающих себя знатоками литературы, с реальными задачами этой профессии  и востребованностью гуманитариев на рынке труда.  Но и «неудачный результат – тоже результат»  

При работе над проектом «Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников» очень важно было проанализировать рефлексию учащихся, принимавших участие в проекте. Поэтому в начале проекта и по окончанию практик обязательно проводится анкетирование учащихся, собираются и анализируются отчеты (или отзывы).  

На основании проведенного анализа и статистики поступаемости выпускников 441 гимназии за 2 последних года, можно сделать выводы, что цель нашего проекта на данном этапе была достигнута. В результате работы над проектом была создана методика организации профориентационных практик, разработаны необходимые нормативные и методические материалы.  

Был достигнут конечный результат проекта:  создание условий для профессионального самоопределения учащихся, повышение интереса обучающихся к получению высшего образования по инженерным специальностям, а также к специальностям, связанным с изучением биологии.

Список используемой литературы:

1.Литовченко О.В., Теплякова А.С. Возможности подготовки школьников к выбору профессии /В кн. Подготовка к выбору профессии инженера вчера, сегодня, завтра: история и прогностика // Сб. статей Третьей Межрегиональной научно- практической конференции (25.03.2015 — Санкт-Петербург) «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников»/Под ред. Козловой А. Г.,. СПб. 2015. — 272с

2.Седов В.А., Седова Н.В. Возможности социального партнерства в самоопределении школьников// Сб. статей Пятой Международной очно-заочной научно-практической конференции (30.03.2017 – Санкт-Петербург) «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников»/Под ред. Козловой А.Г.,  -СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2017. – 346 c.

Электронные ресурсы:

1.Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов российской федерации.  

https://docplayer.ru/72591321-Informacionno-analiticheskie-materialy-soderzhashchie-opisanie-i-analiz-luchshih-praktik-proforientacionnoy-raboty-s-molodezhyu-subektov-rossiyskoy.html


Приложение

Паспорт социального проекта

« Летние профориентационные практики старшеклассников»

Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Авторы проекта:

Исполнители :

Рымкус А.А – учитель физики,

Деларова Е.В,  Фадеева Е.А.-  учителя биологии Классные руководители, учителя гимназии № 441

По содержанию

методический

По назначению

Социальный

По преобладающему виду деятельности

Информационный, практико-ориентированный

Целевая аудитория

Учащиеся 9-11 классов

Цель проекта

Разработка методики работы, направленной на  осуществление осознанного выбора выпускниками будущей профессии и соответствующего учебного заведения.

Основная идея проекта

Знакомство с направлениями подготовки и общими профессионально-образовательными областями, в рамках которых осуществляется образование в ВУЗах – партнерах проекта.

Задачи проекта

Провести анкетирование учащихся 9 -11 классов с целью определения интересов учащихся к профессиям и к получению высшего образования.

Провести знакомство с различными профессиями, их востребованностью на рынке труда, перспективами профессионального и карьерного роста.

Организовать совместную работу с представителями технических и экономических ВУЗов с целью получения информации о тех специальностях и профессиях, которые готовит их высшее учебное заведение.

Создать базу профориентационных практик для учащихся 9и 10 классов

Провести ознакомительные профориентационные практики с целью знакомства с профессиями и направлениями подготовки в ВУЗах.

Составить  индивидуальный образовательный маршрута выпускника, карту «своих ВУЗОВ.

Помочь выпускникам в профессиональном самоопределении.

Основные механизмы реализации проекта

  • Психолого-педагогическое тестирование , работа с центром профориентации.
  • Беседы по профориентации.
  • Межмузейный проект «Профессии, которые мы выбираем» .
  • Профориентационные ознакомительные   практики в ВУЗАХ
  • Исследовательская и учебная проектная деятельность на базах ВУЗов и других организаций.
  • Мониторинг освоения информации

Планируемы результаты

  • Составление индивидуального образовательного маршрута старшеклассника.
  • Повышение мотивации получения образования .
  • Осознанный выбор профессии и поступление в ВУЗ, соответствующий реальным возможностям и способностям участников проекта.

Критерии и показатели достижения результата

  • Количество участников проекта; количество и качество проведенных практик наличие методических сопроводительных материалов, их качество;
  • Удовлетворенность и заинтересованность всех категорий участников (по результатам опросов, анкетирования.
  • Статистика поступлений выпускников.

Циклограмма проекта

По месяцам:

Сентябрь:  отчеты учащихся о прохождении проф практик,   анализ результативности прошедших практик.

Октябрь: Составление «Календаря абитуриента» и графика проведения « Дней открытых дверей» на сайте гимназии.

Ноябрь-январь:  Участие в районных и предметных олимпиадах  и др. конкурсах, проводимых ВУЗами.

Декабрь: работа в Межмузейном проекте «Профессии, которые мы выбираем

Декабрь –февраль-март: Посещение «Дней открытых дверей»  в ВУЗАх . Участие в предметных олимпиадах  и др. конкурсах, проводимых ВУЗами

Март- апрель: Согласование материалов и документов на прохождение профориентационных практик.

Апрель: включение вопросов о проф.практике в повестку родительских собраний в 9- 10 кл

Май-июнь: Организация и проведение профориентационных практик.

Материалы для портфолио

  • Локальные акты о летней практике.
  • Перечень социальных партнеров
  • Сертификаты и отчеты учащихся о прохождении проф. практик,исследовательские работы на внешкольных площадках.
  • Фотодокументы о мероприятиях
  • Сертификаты учителей об участии в конференциях и публикациях. Материалы выступлений
  • «Дорожная Карта» выпускника
  • Сведения о поступлении учащихся за два- три последних года. Диаграмма результативности поступлений учащихся
  • Отзывы от соц. Партнеров (родителей, выпускников, ВУЗОВ и общественных организаций.
  • Публикации и презентации по этой теме.

Конечный продукт

Создание условий профессионального самоопределения учащихся, повышение интереса обучающихся к получению высшего образования по специальностям Вузов-партнеров.

Кейс проекта

Методическая разработка «Организация ознакомительных профориентационных  практик старшеклассников» 

Перспективы дальнейшего развития

Расширение сети социальных партнеров.

Выход за рамки школы, распространение опыта работы,  реализация проекта.



Предварительный просмотр:

Паспорт социального проекта для учащихся старших классов

« Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников : профессии, которые мы выбираем. »

ГБОУ Гимназия №441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Разработчик проекта : Рымкус Анна Анатольевна – учитель физики

Название раздела

Содержание раздела

Исполнители  и Ресурсы (партнеры проекта)

Название проекта

« Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников : профессии, которые мы выбираем»

Руководитель проекта

Рымкус А.А – председатель МО учителей ЕНЦ

ГБОУ гимназии № 441

Учителя-предметники, работающие в профильных классах, социальный педагог, педагог-психолог

Целевая аудитория

Учащиеся 9-11 классов

Описание проблемы

Проблема  профессионального самоопределения старшеклассников  

Цель проекта

Создание условий для осознанного выбора будущей профессии и соответствующего учебного заведения.

Основная идея проекта

Знакомство с направлениями подготовки и общими профессионально-образовательными областями, в рамках которых осуществляется образование в ВУЗах – партнерах проекта.

Задачи проекта

  • Провести анкетирование учащихся 9 -10 классов с целью определения интересов учащихся к профессиям и к получению высшего образования.

Классные руководители 9-10 кл, социальный педагог

  • Провести знакомство с различными профессиями, их востребованностью на рынке труда, перспективами профессионального и карьерного роста.

Специалисты Центра занятости

  • Организовать совместную работу с представителями технических и экономических ВУЗов с целью получения информации о тех специальностях и профессиях, которые готовит их высшее учебное заведение.

Представители из числа сотрудников ВУЗОВ, родителей, выпускников  

  • Создать базу профориентационных практик для учащихся 9и 10 классов
  • Провести ознакомительные профориентационные практики с целью знакомства с профессиями и направлениями подготовки в ВУЗах.

  • Составить  индивидуальный образовательный маршрута выпускника, карту «своих ВУЗОВ.
  • Помочь выпускникам в профессиональном самоопределении.

Основные механизмы реализации проекта

  • Психолого-педагогическое тестирование , работа с центром профориентации.
  • Беседы по профориентации.
  • Межмузейный проект «Профессии, которые мы выбираем» .
  • 4. Профориентационные ознакомительные   практики в ВУЗАХ
  • Исследовательская и учебная проектная деятельность на базах ВУЗов и других организаций.
  • Мониторинг освоения информации

В течение всего учебного года

ЛЭТИ

ВОЕНМЕХ

Аграрный университет

ГУП Водоканал

РГПУ им Герцена

ИТМО

Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС  

библиотеки

Планируемы результаты

  • Составление индивидуального образовательного маршрута старшеклассника.
  • Повышение мотивации получения образования.
  • Осознанный выбор профессии и поступление в ВУЗ, соответствующий реальным возможностям и способностям участников проекта.

Критерии и показатели достижения результата

  • Количество участников проекта;
  • количество и качество проведенных практик
  • наличие методических сопроводительных материалов, их качество;
  • удовлетворенность и заинтересованность всех категорий участников (по результатам опросов, анкетирования
  • статистика поступлений выпускников.

Циклограмма проекта

По месяцам:

  • Сентябрь:  отчеты учащихся о прохождении проф практик,   анализ результативности прошедших практик
  • Октябрь: Составление «Календаря абитуриента» и графика проведения « Дней открытых дверей» на сайте гимназии
  • Ноябрь-январь:  Участие в районных и предметных олимпиадах  и др. конкурсах, проводимых ВУЗами.
  • Декабрь: работа в Межмузейном проекте «Профессии, которые мы выбираем
  • Декабрь –февраль-март: Посещение «Дней открытых дверей»  в ВУЗАх
  • Участие в предметных олимпиадах  и др. конкурсах, проводимых ВУЗами
  • Март- апрель: Согласование материалов и документов на прохождение профориентационных практик.
  • Апрель: включение вопросов о проф.практике в повестку родительских собраний в 9- 10 кл
  • Май-июнь: Организация и проведение профориентационных практик
  • Июнь: волонтерская работа в составе специализированных групп.
  • Работа учащихся по   индивидуальным маршрутам

Материалы для портфолио

  • Локальные акты о летней практике.
  • Перечень социальных партнеров
  • Сертификаты и отчеты учащихся о прохождении проф. практик,
  • Исследовательские работы на внешкольных площадках
  • Фотодокументы о мероприятиях
  • Сертификаты учителей об участии в конференциях и публикациях
  • Материалы выступлений
  • Карта выпускника
  • Сведения о поступлении учащихся за два- три последних года
  • Отзывы от соц. Партнеров (родителей, выпускников прошлых лет, ВУЗОВ и общественных организаций.
  • Публикации и презентации по этой теме
  • Полезные ссылки
  • Диаграмма результативности поступлений учащихся

Конечный продукт

Социальная технология-совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе планирования и развития, решения разного рода социальных проблем.

Технология  одной из форм профориентационной  работы

Кейс проекта

Социальный проект для старшеклассников

Перспективы дальнейшего развития

  • Расширение сети социальных партнеров
  • Выход за рамки школы, распространение опыта работы,  реализация проекта в сетевом формате.
  • Представление опыта работы на конференциях ППФ,