Для родителй

Здесь Вы найдёте полезную для себя информацию: организационные, нормативные документы, материалы подготовки к промежуточной аттестации и  ВПР, презентации и многое-многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности интеллектуального и личностного развития 6 – 7 летних детей.

     Трудно представить себе родителей, которых бы не волновали вопросы, как будет учиться их ребёнок, как сложатся его взаимоотношения с учителем, сверстниками, будет ли школа доставлять ему радость.

     У многих родителей существует ошибочное мнение о том, что если ребёнок пришёл в школу умеющим читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему всё будет даваться легко, без  усердия, а это в свою очередь приведёт к потере интереса. Родители не учитывают

всю сложность и длительность процесса обучения.

      С поступлением в школу изменяется жизнь. Появляется большой ряд новых учебных задач, требующих мобилизации и физических, и интеллектуальных сил.

     Какой портрет школьной зрелости рисуют психологи?

  1. Ребёнок хорошо понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и

сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Ребёнок мо-

жет обратиться за помощью и умеет оказать её другим людям.

Он может быть сдержанным. Способен к планированию и логическим операциям. Имеет

                представление о своём облике и здоровье.

  1. Ребёнок обладает активной деятельностной позицией, развитым воображением, любопы-

тен, постоянно задаёт вопросы взрослым.

  1. Инициативен в общении, предметной деятельности, игре.
  2. Ребёнок владеет навыками самообслуживания. Может проявить волевые усилия в  ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».
  3. Ребёнок способен к волевой регуляции поведения.
  4. Ребёнок знает, как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте,

         сдержан с незнакомыми людьми.

7.   Ребёнок осознаёт своё место среди окружающих его людей. Может достаточно адекватно

оценить результаты своей деятельности.

   Первый год в школе – это своего рода испытательный срок и для родителей. Порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

   Ребёнка нельзя пугать школой, учителем, его нужно заинтересовать школой. Необходимо воспитывать глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление к знаниям, желание

быстро выполнить задание.

      Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить,

что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. В этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение.

       Инициативность очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную, пусть даже пустяшную, инициативу, подчеркнуть её достоинства или, напротив, указать на недостатки. Уверенно и легко входят в учебную деятель-

ность дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности и активности. Много проблем

встаёт на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Бывает, при тестировании на готовность

к школе, дети отвечают на очень сложные вопросы, а на элементарные затрудняются ответить.

Это элемент натаскивания. Такие дети, как правило «садятся» в 3 четверти,а  усердный, трудолюбивый ребёнок, напротив, в это время начинает проявлять себя в лучших качествах.

Вот почему так важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться.

   Если мы хотим чему-то научить ребёнка, следует создать ситуацию, в которой цель научения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант – похвала за старание при выполнении задания взрослого, удивление, что всё сделал так замечательно.

    Перед школой ребёнок может и должен осознанно анализировать речь, любить играть в

«слова». Он должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако во всём этом

важен образец – речь окружающих. Взрослые должны следить и за темпом речи, и за его окраской. Больше следует читать вслух, читать по очереди. Важно знать, что удовольствие от чтения ребёнок получит только тогда, когда техника чтения позволит ему быстро продвигаться от страницы к странице. А пока он читает для вас, это он показывает вам, как он научился читать.

       Говоря об обучении письму, хотелось бы отметить, что у 6-7 летних детей слабо развиты мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто слыш-

но: «Болит рука, рука устала». Трудно будет первое время при письме. Письмо – очень трудный процесс ещё и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений. Ребёнку легче провести длинную, нежели короткую линию. Овладению «ручной умелостью» очень хорошо помогают рисование, штриховка, раскрашивание, лепка, конструктор «Лего».

     Несомненно, огромную нагрузку испытывает несформировавшийся, не завершивший пока своё строение опороно - двигательный аппарат ребёнка.

     Необходимо помнить следующие правила:

 - при занятии письмом ноги пишущего должны иметь точку опоры для всей ступни;

 - туловище следует удерживать в прямом положении, интервал между грудью и краем стола

    должен быть не менее 5 см;

 -  расстояние от глаз до кончика стержня должен соответствовать 25 – 30см;

 - тетрадь расположить напротив груди пишущего – так, чтобы правый её угол был выше левого,

    тетрадь по мере написания нескольких слов быть продвинута рукой настолько, чтобы                                                                                  

пишущая рука не особенно удалялась от середины груди

  Очень часто из добрых побуждений родители могут стать виновниками «школьных стрессов».

«Цена» платы организма за достигнутые успехи может быть очень велика.

    Дорогие родители!

Верьте в возможности ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми!

Дайте ребёнку ощутить рост своих возможностей.

Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.

Учитывайте его индивидуальные особенности.

Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.

Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.

 



Предварительный просмотр:

Учебно - методический комплект (УМК) «Начальная школа 21 века» разработан коллективом авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством члена корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Натальи Фёдоровны Виноградовой. Данный комплект функционирует в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и т.д.). Кроме признаний на различных уровнях данный комплект удостоен самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации.

    Особенность проекта состоит в том, что УМК позволяет решить одну из приоритетных задач начального образования – формировать основные компоненты учебной деятельности. Отвечая на данные вопросы, в процессе обучения мы формируем у ребёнка устойчивую, внутренне значимую  учебную мотивацию (формирование  таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию). А это очень важно для достижения уровня успешности ребёнка в школе.

     УМК «Начальная школа 21 века» имеет под собой основу традиционной школы обучения. Почему данный комплект мы относим к системе развивающего обучения?

В этом комплекте осуществляется переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. Это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение").

       Другая особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения. В настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости работать в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, т.е. индивидуализировать процесс обучения. Авторы отказались от такого подхода, при котором лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала («сильные» дети получают заданий больше, а «слабые» - меньше). Это не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей, возникающих при решении учебной задачи.

     УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

1) базовый;

2) материал, не включенный в образовательный стандарт;

3) материал повышенной трудности.

      Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем».

В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике», по литературному чтению - «Учимся читать выразительно», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.

 Букварь. Учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму.  
Методика обучения "Грамоте" исходит из возрастных особенностей первоклассников. Значительно увеличенный подготовительный период обеспечивает мягкую адаптацию шестилетнего школьника к обучению, введение его в языковую действительность,

подготовку руки ребенка к письму.

Каковы особенности обучения письму?

  1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. (Работа на нелинованном листе бумаги, формирование пространственной ориентации, умение точно следовать инструкции, отработка понятия «параллельные линии»)
  2. Изменение высоты строки в прописях. (Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев)
  3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. (Рука детей недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных)
  4. Упрощение написания некоторых курсивных букв. (Задача - научить писать с наименьшими трудностями)
  5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв. (Принцип поэлементного написания букв, соединительный штрих)

Русский язык

    Предназначен для работы с первоклассниками в после букварный период, II полугодие.   Авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

     Отсюда вытекают задачи курса: развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений;

Математика:

  • курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Она обеспечивается реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала;
  • развитие математических представлений осуществляется по пяти взаимосвязанным содержательным линиям курса: элементы арифметики;
    величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии;
  • в процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Первая часть учебника предназначена для обучения математике учащихся в первом полугодии 1 класса и составлен таким образом, чтобы увеличить подготовительный период и обеспечить плавную адаптацию школьников к обучению.
Учебник используется в комплекте с двумя рабочими тетрадями (автор Е.Э. Кочурова) и приложением «Разрезной материал».

 Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Окружающий мир:

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в
обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром;

Учебник построен с учетом психологических особенностей первоклассников. Способствует всестороннему развитию школьников, обучает умению использовать полученные знания при решении разнообразных логических и творческих задач. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".

Литературное чтение:

Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся. Ведущей идеей курса "Литературное слушание".

Содержание учебника позволяет вести дифференцированное обучение первоклассников с учетом их готовности и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделяется совершенствованию навыка чтения, развитию речи, обогащению словаря и читательского опыта детей.
Учебник вместе с учебной хрестоматией и рабочими тетрадями составляют комплект пособий для уроков литературного чтения.

УМК "Начальная школа XXI века" (под редакцией проф. Виноградовой Н.Ф.) стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

  Подытожим наш разговор о концептуальных основах построения УМК «Начальная школа XXI века» словами французского философа М. Монтеня: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра». Какую бы программу Вы не выбрали: где то будет легко, в каких - то моментах трудно, обязательно будет интересно. Но важно понимать, что дорогу осилит идущий, только тот, кто стремится к чему либо, старается, трудится, в конце трудного пути будет вознаграждён.



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

1 класс

УМК «Начальная школа 21 века», «Перспективная начальная школа»

  1. Подчеркни в числах  2, 7, 10, 19 цифру разряда единиц синим,  а цифру разряда десятков красным.
  2. Катя сорвала два стручка гороха. В одном было 6 горошин, а в другом – 8. Сколько горошин было в обоих стручках?
  3. Запиши ответ

2 + 7=          13 + 6=         17 - 9=           8 - 5=          

  1. Сравни.

  7      4          11     16         11-2     9         13     6+5

  1. Начерти отрезок длиной 4 см.
  2. Заполни пустые окошки

  7-1+7<              14 -        = 8

  1. Курочка снесла 8 яиц. Мышка 3 яйца разбила, потом курочка снесла ещё 4 яйца. Сколько стало?

УМК  «Школа России»                                                                                                             

  1. У Кати 6 кукол, а у Даши на 1 куклу меньше. Сколько всего кукол у девочек?
  2. Вычисли:  6 + 7 – 8 =          11 – 7 + 9 =           9+ 0 + 6 =           5 + 8 – 6 =
  3. Сравни (<,>,=):  6 + 6 …10      1 дм 8 см … 18 см         6 + 9… 16              1 дм … 1 см
  4. Начерти два отрезка: первый длиной 1 дм, второй на 3 см короче.
  5. Вставь пропущенные знаки действий ( +,   -):    17 … 7 … 7 = 17           10 – 4 > 3… 2
  6. Вставь пропущенные числа:       9 < … + 4         16 =  11 + …  
  7. Число 8 увеличили на 4, а затем результат уменьшили  на 10. Какое число получилось?