КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ

Щербинина Ирина Владимировна

Щербинина И.В. регулярно принимает участие в конкурсах различного уровня.На данной странице представлены конкурсные работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ДС №37

«Дружная семейка»

И.В, Щербинина

ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН БОЛЬШОЙ СТРАНЫ»

Оглавление

Содержание

стр

Введение

3

1

Цели, задачи, основные направления программы

5

2

Качественный анализ работы в ДОУ по нравственно – патриотическому

воспитанию  детей дошкольного возраста

3

Основные мероприятия реализации программы на 2017-2020 г.г., ожидаемые результаты                                                                                    

6

4

Структура программы:                                                                                    

8

4.1

Законодательный блок                                                                      

9

4.2

Диагностическо-профилактический блок                                      

11

4.3

Консультативно-просветительский блок                                      

12

4.4

Практический блок                                                                          

14

4.5

Итоговый блок                                                                                  

16

5

Схема управления программой                                                                    

17

6

Информационно-аналитический материал о деятельности

    МАДОУ № 37                                                                                                      

23

Заключение

30

Список литературы                                                                                        

31

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Маленький гражданин

 большой страны» на 2013-2016гг.

Наименование программы

Программа нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста

«Маленький гражданин большой страны» на 2017-2020гг.

Основания для разработки программы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).
  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 02.02.11г.)
  •  «Приоритетный национальный  проект «Образование»  

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Программа развития образования г.Нижневартовска на 2014-20г.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ДОУ

  • Устав
  • Положение о ДОУ
  • Приказ о разработке программы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Заказчик программы

  • Родители

Разработчики программы

  • И.В. Щербинина, заведующий, высшая квалификационная категория
  • Е.В. Путинцева, зам.зав.по ВМР, высшая квалификационная категория
  • Н.В.Гаренских, воспитатель, высшая квалификационная категория
  • С.А.Мрига , воспитатель, первая квалификационная категория

Исполнители программы

Педагогический коллектив группы, медицинский персонал, родители

Сроки реализации программы

2017 2020.

Цели и задачи программы

Цель: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с учетом современного педагогического опыта.

Задачи:

1.Изучение основных положений  «Патриотического воспитания» и их содержания в нормативных документах и методических разработках.

2.На    примере     ближайшего    природного    и     социального     окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем.

3.Формировать интерес к русским традициям и промыслам, национальной художественной культуре, воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства.

4.Совершенствовать  формы  и методы работы  с  семьей  по  нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты

  1. Соблюдение принципа преемственности в работе детского сада, школы и родителей.

2.Повышение уровня сформированности достоверных представлений о родном крае, культуре проживающих на территории ХМАО народов, их традициям;

3.Повышение мотивации детей к изучению родного края на 10%;

4.Будут созданы условия для успешного сотрудничества с родителями в вопросах формирования у детей патриотических знаний.

5.Увеличение на 10% доли участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Увеличение в среднем на 15%  количества участников конкурсов, фестивалей городского и окружного уровней.

Система контроля

Контроль над ходом выполнения программы осуществляет:

  • Департамент образования г. Нижневартовска.
  • Совет педагогов ОО

Совет образовательного учреждения информирует трудовой коллектив и родителей (на педагогических советах, заседаниях родительского комитета, родительских собраниях) о ходе реализации Программы в разделе мероприятий, в том числе по источникам финансирования

Источники финансирования

Бюджетные (текущее финансирование)

Внебюджетные, Спонсорские

Этапы реализации      Программы  

1 этап – аналитико-диагностический, планово – прогностический.

(2017. сентябрь, октябрь)  Анализ исходной ситуации, выявление проблем. Поиск направлений работы по патриотическому воспитанию ДОУ в тесном взаимодействии с семьёй. Организационная работа: определение основных подходов к планированию и реализации программы, через интеграцию комплекса мероприятий в  образовательный процесс ДОУ, систематизации и обобщения опыта деятельности, анализ условий реализации программы. Определение конечного результата по реализации программы патриотического воспитания дошкольников.

2 этап -  организационно – исполнительский.

(2017– 2020г.)   Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников образовательного процесса. Установление сотрудничества с заинтересованными организациями.  Реализация программы. Вовлечение родителей, педагогов и детей в единый образовательный процесс.

3 этап – контрольно – регулировочный.

(май 2018– май 2018.-май 2020 Организация текущего и итогового контроля (мониторинг). Своевременная коррекция и регуляция программы на основании полученных результатов.

4 этап – аналитико-диагностический.

(2020 сентябрь- декабрь)Обобщение результатов по реализации программы. Оформление методических рекомендаций по распространению опыта.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Нашим государством принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на совершенствование охраны здоровья и развития детей, охрану материнства и детства.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

            Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Знакомство дошкольников с культурными истоками нашей страны становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

В нашем мировосприятии появились новые понятия - терроризм, толерантность, культура мира; иным смыслом наполнились слова демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью нас, взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать сами дети.

ДОУ посещают дети разных национальностей: украинцы, молдаване, русские, башкиры, татары, белорусы, зыряне, ханты, азербайджанцы и др. Культура межнационального   общения – это умение "не ссориться с соседом, но так же и нее вмешиваться в его жизнь, познать его и уважать за непохожесть или сходство с собой. На высоком уровне нам представляется общемировое, планетарное отношение к другим и к себе.

 Наше дошкольное учреждение работает по комплексной программе "Детство" Приоритетным направлением данной программы является творческое и художественно-эстетическое развитие детей, к моменту перехода в школу наши воспитанники достигают высокого уровня художественного развития.

Воспитание патриотических качеств детей, в программе, предлагается начинать работу с младшего дошкольного возраста. Дать понятие «семья»; показать красоту своего города, природы, воспитывать желание оберегать и сохранять красоту природы; расширение понятия улица и город, знакомство с достопримечательностями города, воспитывать любовь к родному городу. В старшем дошкольном возрасте идет осмысление понятий «семья» и «Родина». А именно: знакомство детей с государственной символикой; формирование элементарных географических представлений: глобус, карта мира, природные богатства страны, разные страны и народы. Знакомство с разными культурами; посещение музеев, культурных центров, выставок. Приобщение к произведениям ДПИ, народного искусства. Знакомство с защитниками Родины, праздником Победы, подвигом народа в отечественной войне. Введение понятие «Родина»: место, где мы родились, живем. Родину любить – значит знать ее, все делать для нее: трудиться, защищать ее. Введение понятия «столица».

Дошкольное образовательное учреждение выполняет подготовительную работу по накоплению первоначальных знаний дошкольников об Отечестве и зарождению у них патриотических чувств. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу не формальной, систематической, интересной и содержательной.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому надо правильно организовать воспитание и процесс усвоения детьми опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания  окружающей его социальной действительности.

  1. Цель и задачи программы

Цель: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с учетом современного педагогического опыта.

Задачи:

1.Изучение основных положений  «Патриотического воспитания» и их содержания в нормативных документах и методических разработках.

2.На    примере     ближайшего    природного    и     социального     окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем.

3.Формировать интерес к русским традициям и промыслам, национальной художественной культуре, воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства.

4.Совершенствовать  формы  и методы работы  с  семьей  по  нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Основные направления:

- повышение грамотности педагогов и родителей в части нравственно- патриотического воспитания детей;

- разработка и внедрение системы работы  по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ;

  • внедрение системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ;
  • пополнение и использование в полной мере ресурсов ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию
  • взаимодействие с МОСШ№3 по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей при подготовке к школе;

- внедрение новых эффективных форм нравственно- патриотического воспитания по работе с семьёй                                                                                                        

2.Качественный анализ работы в ДОУ по нравственно – патриотическому

воспитанию  детей дошкольного возраста.

 

В ДОУ разработан  диагностический  инструментарий по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. Обследование детей проводилось по следующим темам:

       1. Родной край  

2. Родная природа  

3. Труд людей  

4. Народное творчество  

5. Народы нашей страны  

6.Мой дом, моя семья

7.Мой детский сад

8.Мой родной город Нижневартовск

9.Военное прошлое России

Для определения качественной характеристики сформированных представлений были выделены следующие показатели:  

- умение выделить главные признаки объектов по теме;  

- способность устанавливать причинно – следственные связи;  

-умение оперировать сформированными представлениями в познавательной, совместной и свободной деятельности,  

- умение выразить свои знания в диалогической и монологической речи.  

С этой целью были разработаны по каждому блоку критерии. Критериальными показателями служили полнота и адекватность представлений о семье, детском саде, родном городе, крае, стране, родной природе; труде взрослых, интерес и стремление к новым знаниям о них; перенос имеющихся представлений в другие виды деятельности; выделение видовых признаков; установление причинно – следственных связей и зависимостей; отношение к людям других национальностей.

Неутешительные результаты обследования еще раз доказали актуальность воспитания патриотических чувств у детей. Из 150 обследованных детей  55% показали средний уровень знаний, 45 низкий уровень.  

Уровень возможностей педагогического коллектива.

В целях выявления уровня знаний, опыта педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию было проведено анкетирование, результаты были следующие:

30% педагогического коллектива имеет обобщенный опыт работы по патриотическому воспитанию,30% молодых и начинающих специалистов работают по теме самообразования, связанной с нравственно- патриотической тематикой, 3 педагога ведут кружки в ДОУ региональной направленности.

Воспитатели ДОУ имеют накопительный практический материал по нравственно- патриотическому воспитанию и готовы к целенаправленной работе в данном направлении, опираясь на принцип интеграции.

Таким образом, в коллективе складывается благоприятная обстановка для реализации программы «Маленький гражданин большой страны».

Анализ предметно – развивающей среды:

В ДОУ имеется музей русского быта, разработано и реализуется перспективное планирование работы кружка «Любавушка»,  что позволяет в рамках кружковой работы знакомить детей с культурой русского народа и других национальностей. Имеется музей родного края, разработано и реализуется перспективное планирование работы кружка «Мой край», в рамках кружковой работы, по ознакомлению детей с родным краем. В каждой группе есть мини- уголки родного края,русского народного костюма, родного города, «Юный патриот», что позволяет вести работу в совместной деятельности детей по патриотическому воспитанию. Однако данная работа ведется только в рамках кружковой, что не позволяет охватить большое количество детей, не охватывает направления знакомства с родным городом, семьей, страной.

По этой причине возникла необходимость создания системы работы в рамках которой будет реализована программа «Маленький гражданин большой страны», которая позволит качественно и эффективно вести работы по нравственно – патриотическому воспитанию и добиться положительных результатов.

Данная программа будет реализовываться в рамках проекта «Духовно- нравственное воспитание дошкольников основа сохранения и развития  исторических и культурных традиций народов России».

Целью проекта является: сохранение духовно-нравственного здоровья детей через приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры народов России, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Ханты- Мансийского округа, России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Программа «Маленький гражданин большой страны» разработана для  детей от 3 до 7 лет, а так же педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

В основу программы положены принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности
  • сочетание научности и доступности исторического материала
  • наглядность
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
  • профессиональная компетентность педагога
  • систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно
  • принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов
  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
  • принцип от близкого к далекому

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

        

3. Основные мероприятия реализации программы на 2013-2016 г.г., ожидаемые результаты                                                                                    

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I.

Нормативно-правовая база:

1.1.

Изучение с педагогами, родителями международных, федеральных, региональных нормативных документов по нравственно- патриотическому воспитанию.

2017 -20

Заведующая,

Зам. по ВМР

1.2.

Составление перечня международных, федеральных, региональных нормативных документов по нравственно- патриотическому воспитанию.

2017.

Заведующая

1.3.

Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность специалистов ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию.

2017.

Заведующая

1.4.

Контроль над выполнением нормативно-правовой базы

2017-2020г.

Заведующая

II.

Информационно-методическое обеспечение:

2.1.

Подбор литературы по организации работы по нравственно- патриотическому воспитанию.

2017-2020г.

Зам. по ВМР

2.2.

Разработка и проведение семинаров, конференций, практикумов с педагогами по повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

2019-2020г.

Заведующая,

Зам. по ВМР,

Педагог-психолог

2.3.

Разработка  анкет, тестов для педагогов, родителей по выявлению психолого-педагогической грамотности в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

2019-2020г.

Зам. по ВМР,

Педагог-психолог

2.4.

Разработка и внедрение системы работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников:

- календарно- тематическое планирование в учебных рабочих программах с учётом интеграции образовательных областей;

- разработка серии развивающих, познавательных игр по нравственно- патриотическому воспитанию в форме презентаций;

- разработка конспектов  развлечений, спектаклей, инсценировок;

-пополнение предметно- развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию.

2017-2020г.

Зам. по ВМР, Педагоги

2.5.

Внедрение системы работы системы работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников:

- объединение усилий педагогов и родителей в процессе воспитания детей;

- самооценка педагогами личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями;

- информирование воспитателей о возможных формах их взаимодействия с родителями (участие родителей в подготовке и проведении различных мероприятиях, проводимых в ДОУ;  общественная деятельность родителей, проектная деятельность);

2019-2020г.

Заведующая,

Зам. по ВМР,

Педагог-психолог

2.6.

Совершенствование диагностической и коррекционной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

2017-2019г.

Заведующая,

Зам. по ВМР,

Педагог-психолог

2.7.

Организация видеоматериалов, электронных методических пособий, рекомендаций, памяток по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников; изготовление стендов, плакатов, газет, систематическое информирование родителей о проводимых мероприятиях в ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников через сайт

2018-2020г.

Зам. по ВМР, Специалисты ДОУ

2.8.

Обобщение опыта работы ДОУ по по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников через сайт

2019г.

Заведующая,

Зам. по ВМР,

Педагог-психолог

4. Структура программы

 «Маленький гражданин большой страны»

   Исходя из поставленных перед учреждением задач, программа «Защита прав и достоинств детей дошкольного возраста» имеет следующую структуру:

  • 1 блок – ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ, включающий себя все документы необходимые дошкольному образовательному учреждению для координации своих действий в рамках работы по нравственно- патриотическому воспитанию.

  • 2 блок – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ – цель которого - изучение состояния работы по нравственно- патриотическому воспитанию в ДОУ.
  • 3 блок – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания.

  • 4 блок – ПРАКТИЧЕСКИЙ – комплекс мероприятий для родителей, детей.

  • 5 блок – ИТОГОВЫЙ – выявление состояния работы по нравственно- патриотическому воспитанию в ДОУ в части грамотности педагогов, родителей; основ представлений детей дошкольного возраста.

          В каждом из блоков представлены: основные мероприятия проводимой работы с указанием цели и задач, категории участников, формы и периодичность проведения мероприятий, ответственные за их выполнение, предполагаемый результат.

Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по пяти направлениям:

  1. Мой дом, моя семья: история семьи, традиции, уклады.
  2. Мой детский сад: среда, традиции в саду, труд сотрудников детского сада.
  3. Мой родной город Нижневартовск: история, достопримечательности, труд

людей, традиции, герои, памятные даты.

  1. Мой край: природа, традиции, коренное население, праздники.  

      5. Россия- Родина моя: народное творчество, народы нашей страны, города,

Столица, символика, духовность, военное прошлое и др.  

  Каждый блок повторяется в возрастных группах, усложняется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. На год запланировано по 1 занятию, остальной материал реализуется в совместной деятельности с детьми.


4.1.Законодательный блок  

        

Цель: Повышение законодательной грамотности педагогов и родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.

Содержание работы

Категория участников

Форма

проведения

Периодичность проведения

Ответственные

Изучение нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального.

Цель: соблюдение действующего законодательства, разработка документов локального уровня по нравственно- патриотическому воспитанию.

Администрация

Аппаратные совещания

Ежемесячно

Заведующий,

Зам. по ВМР

Оформление пакета основных нормативных документов по нравственно- патриотическому воспитанию детей в каждую возрастную группу.

Цель: самостоятельное изучение их педагогами, родителями.

Педагоги, родители

Самообразование

Ежегодно

Заведующий,

Зам. по ВМР

Ознакомление с нормативными документами по нравственно- патриотическому воспитанию. Цель: закрепление полученных знаний  документов по нравственно- патриотическому воспитанию среди воспитателей, родителей.

Сотрудники ДОУ, родители

Семинары-практикумы,

«открытые занятия»,

педсоветы, родительские собрания

Ежеквартально

Администрация, педагоги

Реализация подпрограммы по нравственно- патриотическому воспитанию..

Цель: ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по нравственно- патриотическому воспитанию.

Воспитанники ДОУ

Циклы занятий, игры, развлечения

Ежемесячно

Педагоги

Организация стенда  «Воспитываем маленького гражданина большой страны».

Цель: просвещение родителей, сотрудников по нравственно- патриотическому воспитанию.

Родители, сотрудники ДОУ

Информационный бюллетень

Ежеквартально

Педагоги

Распространение среди родителей памяток, листовок с основным содержанием документов в области нравственно- патриотического воспитания.

Родители

Информационный бюллетень

Ежеквартально

Педагоги

Содержание работы

Категория участников

Форма

проведения

Периодичность проведения

Ответственные

Предполагаемый результат:

Грамотность педагогов, родителей; знание детей основных документов  по нравственно- патриотическому воспитанию.

4.2.Диагностическо-профилактический блок                                        

        Цель: выявление состояния работы, уровня оснащенности ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию.

Содержание работы

Категория участников

Форма

проведения

Периодичность проведения

Ответственные

Разработка диагностического инструментария по нравственно- патриотическому воспитанию.

воспитатели

Изучение педагогической литературы, разработка показателей, критериев, методики проведения обследования, электронных шаблонов мониторинга

2 раза в год (сентябрь- май)

Методическая служба

Выявление уровня представлений детей по нравственно- патриотическому воспитанию.

Воспитатели, дети

Опрос, наблюдение, беседы

2 раза в год (сентябрь- май)

Мониторинговая служба

Анкетирование родителей  

Родители

Анкетирование, тестирование

2 раза в год

Педагог-психолог

Изучение состояния содержания программно- методического обеспечения по нравственно- патриотическому воспитанию.

Предметная среда

Контроль «Содержание уголков в группах ДОУ», «Содержание материала в уголке родного края», «Содержание в музее русского быта»

1 раз в год

Контроль- инспекционная служба

Ведение карты наблюдения за реализацией мероприятий программы в группах ДОУ

Воспитанники

Наблюдение

В течение года

Совет ДОУ

Предполагаемый результат:

          Создание электронной базы данных по результатам реализации программы.  

4.3.Консультативно-просветительский блок      

        Цель: Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития детей, нравственно- патриотического воспитания  в семье.

Содержание работы

Категория

участников

Форма

проведения

Периодичность проведения

Ответственные

Консультационная работа с педагогическим коллективом.

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности,  повышение компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Педагоги

Семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы

1 раз в 3 месяца

Заведующая,

зам. по ВМР

Консультационно-информационная работа с родителями.

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Родители

Беседы, лекции, семинары, родительские собрания, памятки, рекомендации

1 раз в 2 месяца

Педагогические, медицинские

 работники ДОУ

Работа с различными категориями родителей.

Цель: пропаганда здорового образа жизни, обмен опытом родителей между собой по воспитанию детей, организация с помощью родителей выставок, конкурсов и т.д.

Родители

Клубы для родителей: «Семейная гостиная», «Психологическая гостиная»

Выпуск газеты «Юный гражданин»

Создание видеобанка семейных традиций

1 раз в 3 месяца

Администрация, педагоги

Содержание работы

Категория

участников

Форма

проведения

Периодичность проведения

Ответственные

Создание условий для знакомства детей с содержанием нравственно- патриотического воспитания

Цель: оснащение предметно-развивающей среды в группах.

Воспитанники

Игры, плакаты, альбомы для детей по защите прав, музеи русского быта, народного костюма, Юный патриот, родного края и др.

В течение года

Воспитатели

Предполагаемый результат:

  • Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
  • Применение педагогами разнообразных методов и приемов, способствующих повышению представлений детей в части нравственно- патриотического воспитания  детей в ДОУ и семье.

4.4.Практический блок        

        Цель: закрепление теоретических знаний на практике воспитательной работы в детском образовательном учреждении с детьми и родителями.

Содержание работы

Категория

участников

Форма

проведения

Периодичность

проведения

Ответственные

Организация мероприятий и спортивных соревнований, в основу которых легла тематика нравственного воспитания, «Дни здоровья» и «Недели здоровья», спортивные игры и развлечения, малые спартакиады и олимпиады.

Цель: создание условий для отдыха и оздоровления детей в тесном сотрудничестве с родителями.

Родители, дети

Физкультурно-оздоровительные, спортивные  праздники,

Дни здоровья, Недели здоровья

1 раз в 2 месяца

Ежемесячно

3 раза в год

Педагоги

Образовательная работа с детьми.

Цель: формирование нравственных чувств посредством расширения представлений о нравственно – патриотических понятиях

Воспитанники

Занятия, викторины, КВН, проекты

В течение года

Воспитатели

Совместные, продуктивные виды деятельности с детьми

Цель: задействование  изобразительных средств детьми для передачи своего  мироощущения, отношений в семье, здоровому образу жизни.

Воспитанники

Выставки детского творчества: плакаты, рисунки «Наши права», «Мир, в котором я живу», «Портрет моей семьи», «Мой город», «Мой край» и др.

В течение года

Воспитатели

Содержание работы

Категория

участников

Форма

проведения

Периодичность

проведения

Ответственные

Игровая, художественно-театрализованная деятельность детей.

Цель: развитие творчества, компетентности детей, закрепление полученных знаний в самостоятельной деятельности детей.

Воспитанники

Театрализованные представления, игры, решение проблемных ситуаций

В течение года

Воспитатели

Проведение и участие в городских мероприятиях, конкурсов рисунков, концертных программ, посвященных семье.

Цель: социализация ребенка, формирование чувства причастности к  общественным мероприятиям.

Воспитанники

Городские конкурсы рисунков, концертные программы

В течение года

Зам. по ВМР, педагоги

Предполагаемый результат:

- Повышение основ грамотности детей в части нравственно-патриотического воспитания  и применение полученных знаний в игровой и практической деятельности.

- Положительные эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми.

4.5.Итоговый блок                                                                                                                                                                                                                                                      

  Цель:  

  • выявить уровень грамотности родителей и педагогов в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
  • выявить уровень компетентности детей в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
  • выявить результативность, скоординированность общих действий (педагогического коллектива, общественных организаций и  родителей) в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Содержание работы

Категория

участников

Форма

проведения

Периодичность

проведения

Ответственные

Контроль за выполнением норм законодательства в области нравственно- патриотического воспитания детей

Педагоги, родители

Документальный, наблюдение, опрос

В течение года

Администрация

Анкетирование, тестирование педагогов и родителей  

Цель: выявление грамотности в вопросах нравственно- патриотического воспитания и применения имеющихся  знаний на практике.

Педагоги, родители

Анкетирование, тестирование

2 раза в год

Заведующий,

зам. по ВМР

Отслеживание уровня вовлечённости родителей в деятельность.

Родители, дети

Анкетирование, тестирование

2 раза в год

Педагог-психолог

Итоговое занятие, игры, где выявляются знания детей в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Воспитанники

Опросник

2 раза в год

Воспитатели

Анкетирование родителей

Цель: оценки деятельности ДОУ, запросов и педагогических потребностей родителей, выявления интереса, активности и степени участия родителей в проводимых мероприятий.

Родители

Анкетирование

2 раза в год

Администрация

Предполагаемый результат:

- Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

- Сформированность у детей нравственно- патриотических чувств.

     - Осознание родителями всей меры ответственности за жизнь и здоровье своих детей.

     - Активное участие и заинтересованность родителей в работе в вопросах нравственно- патриотического воспитания.


5. Схема управления программой

«Маленький гражданин большой страны»

МБДОУ ДСКВ № 34 «Дюймовочка»

          Проблема образования затрагивает интересы каждого человека в нашей стране, ибо большинство россиян учится.

В последние годы появились новые федеральные законы, множество правовых нормативных актов, конкретизирующих и уточняющих положения Закона РФ «Об образовании», защищающие права ребенка. Это документы, определяющие дальнейшее развитие отечественного образования и его приоритетного положения в государственной политике страны.

Именно образование должно стать фактором экономического роста и благосостояния нашего общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны. В этот период особое значение приобретает соблюдение всеми образовательными учреждениями законодательства об образовании, законодательства, посвященного правам ребенка, что невозможно без правильного механизма управления.

.



В работе по защите прав детей принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения, между специалистами и службами распределены следующие функции (таблица 1):

Таблица 1.

Должность, служба

Функции

Заведующий

Информационная – разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав детей.

Прогнозирование, планирование деятельности ДОУ по защите прав детей.

Взаимодействие с общественными организациями (школа, спонсоры, социальные, правоохранительные службы и др.) в вопросах  защиты прав детей, помощи семьям «группы риска».

Контролирующая – соблюдение прав участников образовательного процесса.

Зам. зав. по ВМР

Координирующая

Повышение психолого-педагогической грамотности и профессиональных умений педагогов в вопросах профилактики нарушений прав ребенка в ДОУ и семье; организации работы с родителями по данному вопросу; оказания помощи детям, пострадавшим от жесткого обращения.

Разработка методических рекомендаций и практических материалов,  по взаимодействию с родителями, детьми.

Обобщение и распространение опыта работы, участие в работе ГМО по данному вопросу.

Специалист по охране прав детей

Прогнозирование, планирование деятельности по соблюдению действующих правовых норм и Конвенции о правах ребенка.

Психолог

Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная с родителями и детьми.

Мониторинг психологического состояния детей группы риска.

Педагоги

Формирующая - повышение родительской компетентности; создание эмоционального комфорта детей в ДОУ, развивающего пространства для правового образования детей.

Мониторинг психологического, физического состояния ребенка.

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка

Родительский комитет, Попечительский совет

Участие в анализе деятельности по защите прав участников образовательного процесса, обеспечение взаимодействие детского сада и социума

К основным задачам педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения относятся:

  • Проведение работы по формированию правового сознания родителей.
  • Выявление семей группы риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка;
  • Организация работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • Установление контакта со специальными службами защиты детей;

Что для этого необходимо?

Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а  важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во-вторых, определенный уровень правовой и педагогической культуры самих педагогов.

           В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

           На схеме № 2 (стр. 21) показаны этапы деятельности, мероприятия, ответственные за работу с детьми из неблагополучных семей.

             Деятельность ДОУ по защите прав детей ведется через осуществление работы с педагогами, родителями, детьми, общественными организациями (схема № 3, стр. 22).


Схема № 2

АЛГОРИТМ

 действий коллектива МБДОУ №34 «Дюймовочка»

в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Схема № 3

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОО со службами города

по решению проблем воспитанника и его семьи


          В дошкольном учреждении создана творческая группа, которая участвует в разработке и проведении семинаров, конференций, практикумов как с родителями, так и с педагогами. Принимает участие в проведении совместных мероприятий, развлечений взрослых и детей; изготавливает стенды, плакаты, призывающие к активной защите прав детей.

          По инициативе администрации ДОУ, на протяжении нескольких лет действует Попечительский совет, который оказывает материальную помощь детям и малообеспеченным семьям (игрушки, одежда, подарки, бесплатные билеты на развлекательные мероприятия, летний отдых); вместе с администрацией ДОУ посещает «трудные семьи», организует для них консультационно-практическую помощь. Участвует в подготовках и проведении праздничных мероприятий, оказывает помощь в проведении оздоровительных мероприятий.

         Педагоги работают в тесном контакте с семьей:

- наблюдают за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т. п.);

- проводят с детьми занятия по рисованию на темы: «Мой дом», «Моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки» и вместе с психологом анализирует полученные результаты;

- посещают семьи с целью оценить характер взаимодействия взрослых с ребенком, выявить, какие условия созданы дома для традиционных детских видов деятельности (игры, чтения, рисования, конструирования);

- беседуют с родителями, что позволяет получить  информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.

         В практику работы педагогического коллектива вошло постоянное наблюдение за детьми из неблагополучных семей: педагоги ведут строгий учет за посещением этими детьми детского сада, вплоть до того, что воспитатели приводят этих детей в сад сами; часто посещают семьи на дому, помогают им питанием, одеждой. Для особо нуждающихся семей открыта группа с круглосуточным пребыванием детей.

          В нашем ДОУ находятся  дети из  приюта «Арго». Им постоянно оказывается материальная и психологическая помощь.

           При содействии администрации ДОУ четверо детей из детского дома были усыновлены благополучными семьями.

        В нашем ДОУ стали традиционными проведение Недели правовых знаний, Всемирного дня ребенка (20 ноября), Международного дня защиты детей (1 июня), Всемирного дня семьи (15 мая). В ходе этих праздников планируются различные формы проведения познавательных, музыкально-развлекательных мероприятий для родителей и детей, мероприятия для повышения правовой грамотности педагогов и родителей. В методическом кабинете находится видеоархив с записями проведения различных мероприятий.

        Всемирный день ребенка (20.11.) включал следующие мероприятия: занятия во всех группах на тему «Моя семья»; театрализованное представление для детей и родителей; выставка детских работ «Мир глазами детей»; конкурс совместных работ родителей и детей «Подарим мир детям»; игра-тест для родителей «Ребенок – какой он?»; ярмарка вещей, игрушек, книг, кондитерских изделий.

        В ходе подготовки и празднования Международного Дня защиты детей (01.06.) были проведены такие мероприятия: совместная работа детей, родителей, педагогов по изготовлению плакатов, коллажей по защите прав; творческая мастерская педагогов: «Дадим шар земной детям»; творческая мастерская детей «Мир на ладони» и обмен подарками среди детей разных групп; развлечение «Путешествие в Город Счастья» с представлением плакатов, коллажей «Наши права»; конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»; совместное чаепитие; физкультурный досуг на улице «Быстрые, сильные, ловкие».

        Проведение Недели прав ребенка, приуроченное к Всемирному Дню ребенка (17.11-21.11.) включало следующие мероприятия: викторина для педагогов «Знаем ли мы права детей»; занятия в группах среднего и старшего дошкольного возраста «Наши права»; тематическое развлечение с элементами изодеятельности «Кто придет к тебе на помощь»; театрализованное представление для детей второй младшей группы силами детей подготовительных групп; заседание «Семейной гостиной» для родителей, на повестке дня которого были следующие вопросы: «История возникновения прав защиты взрослых и детей», «Обеспечение прав детей в ДОУ и семье», тест «Какой вы родитель», выступление психолога «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка», анкета по выявлению правовой грамотности родителей.

        Ко Всемирному дню семьи (15.05.) нами запланированы мероприятия под общим названием  «Ключ семейного счастья»: тренинг «Искусство быть родителем»; выставка работ, выполненных детьми и их родителями; создание рукописной книги «Семейные традиции»; конкурс семейных талантов; развлекательно-музыкальная программа «Семью семь».

        Педагоги и родители систематически организуют ярмарки, на которых за символическую цену можно приобрести детские вещи, книги, игрушки, кондитерские изделия. Доходы от этих ярмарок направляются на адресную помощь малообеспеченным семьям.

            Из года в год мы сотрудничаем с органами опеки и попечительства различных учреждений города. Они оказывают социальную помощь неблагополучным семьям, помогают детям одеждой, игрушками, подарками, организовывают отдых детей. Медицинские и правоохранительные органы оказывают бесплатную медицинскую помощь, юридическое консультирование, содействуют в трудоустройстве нуждающихся родителей.

          Для отслеживания эффективности работы мы разработали и внедрили систему контроля, отслеживания и регулирования деятельности по соблюдению прав и достоинств детей в дошкольном учреждении и семье. Такая система контроля и мониторинга результатов реализации этой деятельности позволяет на уровне семьи ребенка или детского сада контролировать положение с соблюдением его прав и сопровождается возможностью воздействия на семью, с целью устранения как реальных, так и возможных нарушений прав ребенка.

  Критерием благополучия ребёнка является способность семьи обеспечить ребёнку достойную жизнь и развитие, создать для него ситуацию защищённости, любви, заботы, способствовать формированию социально позитивной ценностной ориентации. Своевременно выявить возникающие в семье проблемы, оценить ситуацию, найти способы её изменения, оказать необходимую помощь - этот объём работ гарантирован дошкольным учреждением для обеспечения прав ребёнка.

            Благодаря проводимой нами комплексной работы по защите прав детей в дошкольном учреждении и семье получены следующие результаты:

  • Разработаны и введены в действие документы локального уровня по защите прав детей.
  • Разработаны и успешно используются теоретические и практические рекомендации (семинары, лекции, памятки, сценарии проведения «круглых столов», педсоветов) для повышения правовой, психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
  • Разработаны и внедрены методические рекомендации по правовому образованию дошкольников: календарно-тематическое и перспективное планирование деятельности  с детьми; созданы разнообразные игры, упражнения, плакаты по защите прав; разработан мониторинг для отслеживания результатов работы с детьми по правовому образованию; создан видеоархив мероприятий по защите прав детей.
  • Весь педагогический коллектив знаком с содержанием основных нормативно-правовых документов по защите прав детей.
  • 90,8% родителей знают о существовании нормативных документов в области защиты прав детей и охраны материнства и детства; знают права детей, указанные в Конвенции о правах ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

И то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав в дошкольном учреждении и семье.

         И не случайно, одним из основных направлений дальнейшего развития воспитания в системе образования России на 2009-2012 годы является реальное обеспечение прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения страны.

          Мы считаем, что разработанная нашим коллективом система работы по программе «Защита прав и достоинств детей дошкольного возраста», включающая теоретические и практические рекомендации для повышения правовой, психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей, методические рекомендации  по правовому образованию  детей дошкольного возраста поможет реализовать поставленные перед образовательными учреждениями задачи по обеспечению и реализации прав детей.    

          Но вопрос защиты прав детей нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел. К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Неблагоприятные семейные отношения, проявления жестокости и насилия по отношению к ним приводят к глубоким эмоциональным и психическим нарушениям в развитии ребенка, влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Эти дети, как никакие другие, нуждаются в защите и охране от неадекватного отношения к ним со стороны взрослых, что и является одной из главных задач работы нашего ДОУ.

         Поэтому перспектива дальнейшей работы педагогического коллектива состоит в том, чтобы:

-     из года в год совершенствовать свои подходы, искать боле эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них;

  • продолжать повышать правовую культуру участников воспитательно-образовательного процесса;
  • оказывать социально-правовую, психологическую, материальную поддержку семей;
  • осуществлять тесное взаимодействие с дошкольными учреждениями и школами города по вопросам организации передачи детей из неблагополучных семей, тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых;
  • обобщить опыт работы ДОУ по данному направлению в печати.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисова О. «Правовое образование дошкольников» // ж. Ребенок в детском саду. 2002г. № 4, № 5.

  1. Доронова Т.Н. «Защита прав и достоинства маленького ребенка». М. Просвещение. 2003г.

  1. Доронова Т.Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». М. Линка-Пресс. 2001г.

  1. Жук Л.И. «Ты имеешь право». М.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003г.

  1. Зеленова Н.Г. «Программа «Защити меня».

  1. Педчак Е.П. «Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2002г.

  1. Петрова О. «Практикум по правовому воспитанию» // ж. Ребенок в детском саду. 2002г. № 4, № 5.

  1. Пчелинцева Е.В. «Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие». М.: «ГНОМ и Д». 2000г.

  1. Семыкин Н.П. «Обучение правам человека». М.: Просвещение. 1990г.

  1.  Соловьева Е.В, Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». М.: АРКТИ. 2003 г.

  1.  Фришман И.И. «Разноцветный мир детства». М.: Академия. 1999г.

  1.  Шабельник Е.С. «Ваши права». М.: «Вита-Пресс»