Развитие фонематического восприятия

Ровская Людмила Владимировна

Развитие фонематического восприятия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия Подготовила: Музыкальный руководитель Ровская Л.В

Слайд 2

Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей ребенка является полноценное восприятие . Многие исследователи речевых нарушений отмечают одним из главных факторов, способствующих коррекции, является формирование фонематического слуха и восприятия. И это действительно так, потому что способность воспринимать и различать звуки речи сильно влияют на способности ребенка правильно слушать и произносить звуки. На музыкальных занятиях я тоже стараюсь уделять время и внимание на развитие фонематического восприятия. Для этой цели в своей работе использую следующие виды музыкальной деятельности:

Слайд 3

Музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики и звукоподражания помогают формированию правильному дыханию, развивают артикуляцию, фонематический слух. Можно использовать игру «Звуки природы», в которой дети угадывают, какие звуки природы звучат, а затем их сами, голосом, изображают.

Слайд 4

Музыкально-дидактические игры помогают развивать интеллектуальную сферу, внимание, память, а также речевой и звуковысотный слух. Можно использовать такую игру - «Угадай, кто поздоровался». Дети поочередно музыкально здороваются, а ребенку надо угадать, кто из ребят с ним поздоровался. Или игру «Угадай, кто позвал». Ребенок угадывает, кто из детей его позвал. Во время игры можно использовать имя ребенка или «Ау!». Игра «Близко или далеко» позволяет детям научиться определять тихо или громко звучит голос. Во время этой игры можно изображать домашних животных, например, собаку или кошку, корову или петушка, которые находятся близко от нас(звук громкий) или наоборот далеко (звук тихий)

Слайд 5

Музыкально-ритмическая деятельность важна для полноценного развития фонематического восприятия, слоговой структуры слова. Игра «Музыкальные инструменты» особо любима детьми. В ней ребята должны угадать какой инструмент звучит, а затем повторить на этом инструменте ритмический рисунок, который проигрывает педагог или ребенок-ведущий. Игра «Солнце или дождик» с бубнами также способствует развитию фонематического восприятия. В ней дети должны изображать по подсказке педагога солнце(ходьба по кругу, удары на каждый шаг по бубну) и дождик(присесть на корточках и изображать дождик на бубне) Игра «Музыкальный ритм» дает возможность детям хлопками, притопами или ложками, палочками изобразить ритм, который показал педагог.

Слайд 6

На музыкальных занятиях дети часто слушают музыку, учатся слышать выразительные и изобразительные особенности, какие инструменты композитор использовал для создания произведения, которые передают настроение произведения в целом. После прослушивания дети рассказывают какое настроение у музыкального произведения, как звучала музыка – громко или тихо, высоко или низко, медленно или быстро.

Слайд 7

Для развития голосового аппарата дети распеваются на коротких попевках, выполняют различные задания, занимаются артикуляционной гимнастикой. Распевание на гласных звуках или слогах учит детей произносить звуки свободно, певуче. Усложнением может служить пропевание слогов с разной эмоциональной окраской – например, удивленно, важно, грустно, задорно и т.д. На музыкальных занятиях систематически использую также упражнения на дыхание, учу детей пропевать на одном дыхании сначала короткие музыкальные фразы, затем и длинные. При этом у детей вырабатывается правильное певческое дыхание, умение распределять дыхание в процессе пения, что способствует и развитию речевого дыхания.

Слайд 8

Таким образом, музыкальные занятия оказывают неоценимую помощь в развитии фонематического восприятия, а также в коррекции недоразвития как речи в целом, так и слоговой структуры слова и фонематического слуха, как важных ее составляющих, в частности.