"Что, где, когда?" Познавательно-интеллектуальная игра в подготовительной к школе группе

Нетунаева Екатерина Ивановна

Цель: развитие у детей инициативности, креативности мышления, умения анализировать, делать выводы.

 

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.

Задачи образовательных областей:

Познание:

Побуждать детей обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (Игра «Найди соседей» и др.);

Развивать познавательные и интеллектуальные способности, самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, анализа;

Активизировать знания детей о  свойствах электричества, их для жизни человека.

Коммуникация:

побуждать детей к самостоятельному использованию в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания;

способствовать проявлению субъективной позиции ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;

совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, составлять схему предложения из 3-5 слов

Социализация:

приобщать детей к правилам взаимоотношения со сверстниками;

умение договариваться, выполнять задания в микрогруппах, согласовывать свои действия с другими; воспитывать сочувствие; сопереживание.

Музыка:

-   Продолжать формировать музыкально – эстетическое сознание в процессе восприятия музыки и движений.

-   Совершенствовать творческие навыки.

- Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

   Безопасность:   развивать чувство безопасности и самосохранения.

   Здоровье  – развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-  развивать мелкую моторику рук, сохраняя и укрепляя  физическое и психическое здоровья детей;

 

Материалы и оборудование:

o    Мультимедиа - Презентация

o    к познавательно-интеллектуальной  игре  к Что, где, когда?»

o    подбор музыки из телепередачи «Что? Где? Когда?»;

o    музыкальная песенка «Что манит птиц»;

o    конверты с заданиями;

o    флажки 3 цветов;

o    карты с логическими заданиями по математике «Реши задачу», «Геометрические фигуры», «Поставь знак»; и др.

o    игры по образовательной области «Коммуникация» - «Раздели слова на слоги»,  листы для графического диктанта; карточки с предложениями для игры «Определи схему предложения»;

o    2 мольберта;

o    волчок;

o    черный ящик; бутылка с водой и с Кока – Колой; воздушные шарики;

o    мяч;

o    салфетки;

o    4 стола,

 

 

 

 

 

Ход игры


Воспитатель:  Уважаемые гости! Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости, сообразительности и взаимопомощи.

-  Поприветствуем наших знатоков.     

 - Ребята, поприветствуем гостей.
- Проведем  мы  ее в форме познавательно-интеллектуальной  игры "Что, где, когда". 
 - Ребята, вы знаете эту игру? ……Да!

 - Кто в ней участвует? ……Знатоки.
 -  Знатоками сегодня будете вы, ребята.

 

Вспомним основные правила игры:

обсуждать вопросы можно вместе, всей командой в течении минуты.

отвечать на вопросы может капитан команды или один из игроков этой команды.

во время ответов в группе должна быть тишина.

если команда готова к ответу, ей необходимо поднять свой номерной знак.

за нарушение правил, команда получает предупреждающий желтый флажок.

за правильный ответ – команда получает красный флажок, за дополнение к ответу –  синий.

- Проводить игру нам сегодня помогут родители и педагоги в жюри. 

 

- Итак - внимание! Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ».

Воспитатель: Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования.

Успех придет не сам собой

Помогут ваши знания.

- Желаю вам победы!

Приветствие детей: Мы дружная команда, команда знатоков.

Наш девиз: «Честно играй и друг другу помогай! »

 

ДЕТИ: Дружно за руки возьмёмся

           И друг другу улыбнёмся.

           Мы пожмём друг другу руки

           Побежит тепло по кругу.

 

-   Против команды знатоков играют жители Сказочной страны.

 На столе волчок, раскручивая который мы с вами будем встречать сказочных героев с их заданиями.

- Вы согласны? (Да!)

Воспитатель: Конверт №1 – «Познание».

 - Внимание! Объявляется  конкурс знатоков  весны.

 

- Против знатоков играют  герои  сказки « Волшебник изумрудного города».

 

- Первое задание  командам: вам  предстоит выслушать вопрос ,совместно обсудить и один из игроков отвечает  на него. Команда обсуждает вопрос вместе и поднимает свою эмблему, что готова.

 Понятно?  Тогда начинаем.

Какое время года предшествует весне, назовите его последний месяц? (Зима, февраль).

Назовите первую примету весны

Почему весной текут ручьи? (Воды становится много из-за растаявшего снега).

 Какие виды осадков бывают весной? (Дождь, снег).

 Что происходит весной на реке? (Ледоход, половодье).

Какие птицы прилетают весной. Какие животные пробуждаются весной? (Медведь, барсук, еж, сурок и т.д.).

 Что происходит с растениями весной? (Набухают почки, появляется листва, прорастают семена, появляются цветы).

Какие насекомые появляются весной? (Бабочки, комары, жуки, мухи и т.д.).

Что люди делают весной в саду и в поле? (Вскапывают землю, высевают семена, саженцы и т.д.).

Почему весну называют красной? (За красоту. Красная – значит «красивая»).

 

Второе задание для капитанов, представлено на слайде:  Игра: «Что с чем связано?» 

Для первой команды картинка -

- дерево -… вода, ветки, птички, ветер, снег, гнездо, яблоки, корни…

Для второй команды картинка -

- мама – работа, ребенок, сумка, конфеты, утюг, расческа, грибы…

Слово предоставляется жюри.

Знатоки успешно справились с заданиями и счет становится 1 : 1.

Раскручиваем волчок -

Воспитатель: Конверт №2 – «Математика» 

- Со знатоками играют герои  сказки «Три медведя»

Уважаемые знатоки!

Задание:

1 группа – «Примеры с секретом»;

2 группа  игра «Поставь знак <  >» ;

3 группа - задание  «Сосчитай и напиши, сколько    геометрических фигур на рисунке». (Егор и Ваня будут выполнять задание у мольбертов, а остальные на своих местах. Задания разной степени сложности).

Молодцы!

 Задание:  «Составь и реши задачу»;

Разминка « Не зевай, быстро на вопросы отвечай»:

Сколько дней в неделе?

Сколько пальцев на руке?

Сколько месяцев в году?

Что наступает раньше - утро или вечер?

Сколько углов у квадрата?

Какой день недели был вчера?

Назови день недели между четвергом и субботой?

Сколько хвостов у двух котов?

 «Отгадайте загадки и нарисуйте отгадки на листе бумаги»:

(Дети рисуют ответы, на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке)

1. Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины. (квадрат)

-Нарисуйте ответ посередине листа

2. Нет углов у меня

И похож на блюдо я. (круг)

-Нарисуйте ответ в правом верхнем углу.

3. Четыре угла и четыре стороны,

Мои стороны разной длины:

Две длинные, и две короткие. (прямоугольник)

- Нарисуйте ответ в левом нижнем углу

4. Три стороны и три угла,

И столько же вершин. (треугольник)

- Нарисуйте ответ в правом нижнем углу.

5. На круг похож я,

Только вытянут слегка. (овал)

- Нарисуйте ответ в левом верхнем углу.

Проверяем выполнение задания на слайде

Приглашаем членов жюри посмотреть наши работы и оценить их.

Воспитатель: Уважаемые знатоки! Объявляется музыкальная пауза.

С вами играют герои сказки «Колобок».

-  физминутка  под музыку «Что манит птицу»

Раскручиваем волчок -

Воспитатель: Конверт № 3 –«Коммуникация».

Против знатоков играет герой сказки «Золотой ключик»  -  Буратино.

Уважаемые знатоки! В азбуке произошла путаница. Буквы не могут разобраться, какие из них гласные, какие согласные.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

1. Игра называется «Кто внимательный».

-Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания).

 - Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

 

2. - Задание

 Для выполнения задания мы разделимся на 4 группы:

1. Саша Т. И Матвей Ч.   – будут   у доски решать ребусы.

2. Аня и Катя  - вы определите звука-буквенный состав слов :

Весна, грач, цветы, лужа, снег;

Школа, парта, ручка, перемена, урок.

3. - Для ребят за первыми столами задание называется «Составь  схему предложения».

4. - Для ребят за вторыми столами предлагаю игру «Раздели слова на слоги»

3. Следующая игра «Выдели звук и закрась квадрат»:

  Слова:

1 ряд – кот, каша, кино, весна, стол, буратино, дорога, носок, рыба;

2 ряд – река, дерево, школа, рот, сон, дым, кукла, ручка, мама;

3 ряд  - краски, лес , рука, чашка, кружка, платок, яблоко, круг, карандаш;

4 ряд – кресло, куртка, ложка, дом, лист, тетрадь, гриб, душ, груша.

 Проверим, что же получилось. Отлично! Молодцы.

 

 - Пока жюри будет оценивать ваши работы, мы поиграем в игру:

Физминутка.  Игровое упражнение «Какой?  Какие? Какая?» Отвечай быстро:

Мяч – красный, быстрый, прыгучий;  Снег – белый, мокрый, чистый ;

Медведь – бурый, косолапый, неуклюжий; Листья -  желтые, красные, осенние;

Ученик  –  старательный, послушный, вежливый; Змея  – гладкая, длинная, блестящая, коричневая, холодная;  Весна  -  ранняя, теплая, солнечная, дождливая, красная;

Ежик  –  колючий, медлительный.

 

Молодцы! Слово предоставляется жюри.

Раскручиваем волчок -

Ведущий: Конверт № 4 –«Познание»

 Против команды знатоков Царевна – лягушка.

Уважаемые знатоки!  Внимание! Черный ящик!

Чтобы узнать, что в нем вам нужно отгадать загадку:

 В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. ( Вода)

-   Воспитатель:

    -  Я предлагаю вам стать исследователями и  провести  опыт «О чем поспорили пепси-кола и вода?».  Перед вами стоит по 2 бутылки :с пепси-колой и газированной водой и 2 бутылки с простой водой. На бутылки надеваем воздушные шарики. Потрясем бутылки, чтобы начал выходить газ и немного подождем. 

Расскажите, что произошло у вас?

 Шарик надулся мгновенно, потому что в пепси-коле газ;

 Рассмотрите и расскажите, чем похожи и чем отличаются эти напитки?( Цвет, вкус, запах, свойства (с газом, без газа);

Что случилось с шариком?;

Почему?;

Почему шарик не надулся на бутылке с водой?

Вопросы к другой команде:

Можно ли с помощью газировки надуть шарик?;

Что вызывает газ в вашем организме (отрыжку, вздутие живота);

Что полезней вода или газированные напитки?;

Почему?

 

Итог игры: 
Воспитатель: Ребята, вот и закончились все вопросы от ваших любимых друзей.

- Какие вопросы вам больше всего понравились?  

Какие вопросы для вас были самыми трудными?

Сейчас мы подведем итоги нашей игры - Слово  жюри.

Как вы думаете, почему эта команда набрала наибольшее количество красных фишек? А в какой команде больше всего синих фишек? Почему? Есть ли в какой команде желтые фишки? Почему?

Ребята! - Хотите поиграть ещё в такую игру?

В следующий раз мы с вами составим вопросы, а сказочные герои или ребята из другой группы будут знатоками.   Договорилось? … Да!

Уважаемые участники  игры «Что? Где? Когда?».

 

Поздравляем вас с  ПОБЕДОЙ!

Разрешите вам вручить заслуженные медали.