Учитель года -2016

Масюкевич Светлана Николаевна

Технологическая карта урока математики в 3 классе, презентация  по теме " Единицы длины. Килограмм. Грамм."

Карточка для практической работы

Самоанализ урока

Эссе - "Я - УЧИТЕЛЬ"

Методический семинар. Обобщение опыта по теме: "Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения"

Методический семинар. Презентация опыта часть №1

Методический семинар. Презентация опыта часть №2

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Единицы массы. Килограмм. Грамм Подготовила учитель начальных классов МКОУ «Лицей п. Медногорский» Масюкевич Светлана Николаевна 1

Слайд 2

2

Слайд 3

Что в детстве приобретешь, на то в старости обопрешься. 3

Слайд 4

73 6 55 17 4 29 4

Слайд 5

5

Слайд 6

473, 160, 207, 490, 306, 525 160, 207, 306, 473, 490, 525 6

Слайд 7

509, 508 , 510 110 , 111, 112 749 , 750, 751 230 , 231, 232 7

Слайд 8

8

Слайд 9

Познакомиться с….. Узнать о ……… Научиться решать…. 9

Слайд 10

Механические весы –шкала со стрелкой или чаши с гирями 10

Слайд 11

На электронных весах – табло 11

Слайд 12

Багажные весы 12

Слайд 13

Торговые весы 13

Слайд 14

Торговые весы 14

Слайд 15

Медицинские весы 15

Слайд 16

Почтовые весы 16

Слайд 17

Железнодорожные весы 17

Слайд 18

Бытовые весы 18

Слайд 19

Напольные весы Детские весы 19

Слайд 20

Старинные весы 20

Слайд 21

21

Слайд 22

22

Слайд 23

Гири 500 г 20 г 10 г 5 г 2 г 1 г 200 г 100 г 50 г 23

Слайд 24

1 КГ= 1000 г КИЛОГРАММ «Кило» - значит тысяча 24

Слайд 25

гири бывают разные 1 кг 2 кг 5 кг 100г 200г 500г 10г 20г 50г 1г 2г 5г 25

Слайд 26

750 г ? 425 г ? 375 г ? Какие гири потребуются? 26

Слайд 27

Какие гири надо взять, чтобы получить: 560г Образец: 560 г = 500 г + 50 г + 10 г Самостоятельная работа 27

Слайд 28

28

Слайд 29

100 г ? ? ? ? ? ? ? ? ? 100 : 5 = 20г 100 : 4 = 25г шоколад 29

Слайд 30

30

Слайд 31

Самые мелкие животные на земле масса колибри от 1 до 2 г масса землеройки от 1 до 3 г 31

Слайд 32

32

Слайд 33

33

Слайд 34

Масса 1 пачки Кол-во пачек Общая масса Печенье Чай 200 г 50 г 2 2 ? ? ? 34

Слайд 35

Сколько сладостей съел Петя за день? 200 г 200 г 200 г 400 г 35

Слайд 36

Что легче? 1 кг 1 кг = 36

Слайд 37

Какая мера массы больше кг или г ? Сколько граммов в 1 кг ? В каких случаях мы используем измерения в граммах. 37

Слайд 38

Пока испытываю трудности Хорошо, но могу лучше Хочу знать больше 38

Слайд 39

Молодцы! 39

Слайд 40

Домашнее задание: Стр. 54 № 3 Стр. 54 № ? 40



Предварительный просмотр:

МКОУ «Лицей п. Медногорский»

Технологическая карта урока

по математике в 3  классе  на тему:

 «Единицы массы. Килограмм. Грамм»

УМК: «Школа России»

Учитель: Масюкевич С.Н.

 2016г.

Тема: Единицы массы. Килограмм Грамм.

Тип: «Открытие» нового знания

Задачи:

Образовательные: познакомить с новой единицей массы  -  граммом и соотношением между граммом и килограммом;  научить узнавать массу предмета на весах; проверить умения записывать и оформлять решение задачи, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачиcновой единицей массы; развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Развивающие:создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать память, внимание, связную речь, развивать познавательный интерес.

Воспитательные:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,  любовь к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомить с новой единицей массы  -  граммом и соотношением между граммом и килограммом;

- умение выполнять сравнение величин, выполнять взвешивание на весах, умение решать задачи с новой единицей массы – грамм.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- формулировать  выводы из изученного материала и наблюдений;

-  учить допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, договариваться,  приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Личностные:

-  воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимопонимания и сотрудничества; воспитывать способность к самооценке;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге на уроке с одноклассниками и учителем

-отвечать на вопросы учителя

-сотрудничать в группе в совместном решении проблемы

- воспринимать объяснения и инструкции учителя

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

 - анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Межпредметные связи: чтение текстов задач, самые мелкие животные

Ресурсы урока: Учебник по математике Моро М.И., УМК «Школа России»,  рабочая тетрадь, рабочая программа

  • Оборудование: Персональный компьютер, проектор, экран.
  •  Презентация
  • Весы, гири, упаковки с продуктами, пакеты с сахаром, пластилиновые шарики, пробковые брусочки
  • Рисунки с геометрическими фигурами
  • Учебник, рабочая тетрадь ученика
  • Карточки с лестницей успеха

Ход урока

Содержание урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель открывает на доске поговорку :

- Прочитайте слова на доске.

- Что это? (Поговорка.)

- Что самое важное мы приобретаем в детстве? (знания)

- Как вы её понимаете? ( «Какие знания получишь в детстве, чему научишься, с тем и будешь жить »)

- Сегодня мы продолжим приобретать знания. И пусть поговорка на доске помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность и желание учиться.

- Но чтобы узнать новое нам необходимо повторить то, что знае

Создание ситуации для оценки готовности к уроку, положительный настрой на урок

Ученики проверяют готовность к уроку, организуют своё рабочее место.

Личностные: самоопределение к деятельности

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные:

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний.

Предлагает задания для устной работы.

  1. Разминка

http://festival.1september.ru/articles/413326/img2.gif

- Найдите разность чисел в треугольниках (18)

- Разделите полученный результат на число, записанное в квадрате (3)

- Результат умножьте на число в круге (51)

-Прибавьте число в четырёхугольнике (80)

- Разделите на число в шестиугольнике (20)

-Проверка (парами)

  1. На доске: 473, 160, 207, 490, 306, 525

- Как называются эти числа? (трехзначные)

- Из каких разрядов они состоят?

- Что означает цифра 0 в записи этих чисел?

-Назовите наименьшее число

- Назовите наибольшее число.

- В каком числе 9 дес.?

- В каких числах число сотен одинаковое?

- Замените числа суммой разрядных слагаемых первые три числа:

473= 400+70+3

160=100+60

207=200+7

- Расставьте эти числа в порядке увеличения (работа в парах - карточки на каждой парте

160, 207, 306, 473, 490, 525)

3.Назовите соседей чисел 509,111, 750, 230

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.Определяют цель заданий: проверить  знания по нумерации многозначных чисел.

Выполняют задания, пользуясь устными вычислительными приёмами.

Определяют цель: сравнение величин.

Актуализируют свои знания о величинах и приемах вычисления.

Учащиеся предлагают свои ответы.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

Личностные: умение видеть и признавать свои ошибки

Предметные: умение использовать десятичный состав чисел при  выполнении заданий, умение сравнивать единицы длины, площади, массы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

3.Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации

- Ребята, а вы умеете сравнивать?

Учитель показывает два предмета

(круги  – красный и жёлтый) одинаковых по форме и размеру, но разные по цвету. Сравните эти два предмета (они разного цвета)

Учитель показывает два предмета (треугольник и круг), разных по форме, но одинаковых по цвету.

Чем отличаются эти предметы? (они разной формы)

Учитель показывает два предмета (квадраты - – большой и маленький), одинаковых по форме, цвету, но разного размера.

Чем отличаются эти предметы? (они разного размера)

Учитель  показывает два предмета (пакеты с сахаром 500 г и 1000 г), одинаковых по форме, цвету, размеру, но разных по массе.

 - Чем отличаются эти предметы?

(Учащиеся затрудняются ответить, тогда учитель  приглашает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки.)

- Чем отличаются эти предметы? (один предмет – тяжелее, другой - легче)

- Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой – легче? (масса)

 - В чём измеряется масса? (в килограммах)

- Можно ли килограммами измерить массу пакетика с дрожжами? Почему?

- Как измерить массу этого пакетика?

- Кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма?

- Сформулируйте тему урока и учебные задачи? (что будем изучать, как и зачем)

- Какую цель мы сегодня можем поставить на уроке?

Познакомиться с…..

Узнать о ………

Научиться решать….

Организует и управляет ситуацией целеполагания

Выдвигает проблему

Организует и управляет  процессом составления плана урока

Формулируют тему урока, учебные задачи, последовательность работы над темой.

Высказывают мнения Выделяют незнакомые понятия

Высказывают предположения

Предметные результаты:

понимать задание, как его надо выполнить.

Метапредметные: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

4. Работа над темой урока

 1.- Ребята, а для чего нам нужно знать единицы массы? (чтобы знать массу предмета)

- Где мы чаще всего сталкиваемся с единицами массы? (при покупке продуктов)

- А как нам можно узнать массу предмета? (взвесить)

- С помощью чего мы производим взвешивание? (весов)

- Посмотрите, какие весы бывают  

Показ весов

ФИЗМИНУТКА «ВЕСЫ»

Слайд с капустой

2. С. 54 -  Работа с иллюстрацией в учебнике

- Раньше в магазинах не было  электронных весов. Люди пользовались весами с гирями.

- Какие весы изображены на рисунке?

Что лежит на правой чаше весов? Что на левой?

Масса кочана капусты больше или меньше чем 1 кг? Как вы догадались?

- Что вы можете сказать о массе кочана?

Делаем вывод: масса кочана капусты больше 1 кг, но меньше 2 кг.

- Можем ли мы точнее узнать массу кочана?

С помощью какой единицы массы?

Посмотрите на слайд.

- Какой массы бывают гири?

3. - Как получить новую единицу измерения?

- «Кило» - значит тысяча. Какое соотношение установим между кг и г?

На доске два слова : килограмм, грамм

- Во сколько раз уменьшили килограмм и получили новую единицу измерения?

1 кг = 1000 г (запись в тетради)

Подводит к выходу из проблемной ситуации

Проводит параллель с ранее изученным материалом, обеспечивает мотивацию выполнения заданий

Находят способ выхода из проблемной ситуации

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, записывают  равенство  в тетрадь

Предметные: ввести понятие «масса», «килограмм», «грамм», установить соотношение единиц массы, умение применять знания в жизненной ситуации

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Первичное усвоение новых знаний

1. Работа по учебнику

1).- А сейчас мы потренируемся использовать разные гири  для записи массы. Какие гири потребуются? (устно на слайде)

2).Самостоятельная работа с 54 №1(письменно)

- Какие гири  надо взять, чтобы получить: 7г, 80г, 300г, 600г, 745г, 900г

Проверка (Дети устно проговаривают свои варианты)

3)Решение задачи устно:

Плитка шоколада весит 100г. Сколько будет весит пятая часть плитки? Четвёртая часть?

100:5= 20г

100:4=25г

-Какая часть плитки тяжелее?

Организует работу учащихся, направленную на первичное усвоение понятий «масса», «равновесие»

Организует работу с проектором

Организует работу по составлению математических выражений

Предлагает работу по учебнику. Обеспечивает мотивацию выполнения.

Находят ответы на вопросы в учебнике.

Выполняют задания в учебнике.

Выполняют задание

Выполняют работу в рабочей тетради.

Учащиеся предлагают разные варианты решения, обосновывая свой выбор.

Личностные: умение удерживать учебную задачу

Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения

Регулятивные:

оценивать результат выполнения задания.

6. Физкультминутка

- Ребята, а вы знаете какие животные по своей массе самые маленькие, практически невесомые?

Зарядка для глаз – проследить глазами путь птички колибри

Организация и проведение «физминутки» для глаз позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни)

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

7. Закрепление полученных знаний

  1. Практическая работа

Работапо группам с записью данных в таблицу

  1. Измерить массу пластилинового шарика
  2. Измерить массу пробки
  3.  Узнать массу предложенного продукта

Название предмета         Масса

Какой вывод можно сделать из этой практической работы?

  1. Работа по учебнику – решение задачи

№ 2 с. 54

- Прочитайте задание

- Можно ли назвать это задачей?

- Почему?

-Нет вопроса

-Какой вопрос можно поставить? (Сколько грамм весит вся покупка. На сколько больше весит печенье, чем чай.)

- Решим задачу с первым вопросом. (Сколько грамм весит  вся покупка.)

- Заполняем таблицу

- Какая это задача (составная)

- Повторите главный вопрос.

-Можем ли мы ответить на него? (нет)

-Что нужно узнать сначала?(сколько весит все печенье)

- Каким действием?

-Что теперь узнаем? (сколько весит весь чай.)

- Зная массу печенья и чая, что мы можем найти? (массу всей покупки)

- Как найдем массу всей покупки? (сложим массу чая и печенья)

3. Задачи на смекалку

Организует практическую работу по группам с целью измерения массы предметов

Организация  коллективной работы

над задачей.

Самостоятельное решение задачи с последующей проверкой.

Учитель акцентирует внимание учащихся на задаче №2.

Как по – другому называют 500г?

Показывает задание на слайде

Выполняют практическую работу с весами.

Делают запись в бланке

Знакомятся с заданием.

Учащиеся читают, разбирают состав задачи, ставят вопрос, объясняют решение задачи.

Выполняют задания в тетради. Взаимопроверка.

Оценка своих достижений

Выполняют задание на сравнение

Сравнивают полученные результаты с эталоном

Коммуникативные:

уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные: умение извлекать информацию из практической работы, применять знания на практике

Регулятивные:  умение высказывать своё предположение на основе работы с весами; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

оценивать результат выполнения своей работы и работу одноклассника;

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Личностные:  умение выбирать действия по достижению цели

Метапредметные:приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

8. Рефлексия деятельности (подведение итога)

- Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (познакомиться с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом)

- Вам удалось достичь цели? (Да.)

- Вспомните пословицу, с которой начали урок. (Что в детстве приобретешь,

На то в старости обопрешься.)

  • Кто из вас сегодня приобрел знания? Докажите.
  • Какая мера массы больше кг или г ?
  • Сколько граммов в 1 кг?
  • В каких случаях мы используем измерения в граммах?
  • Теперь я предлагаю вам самим оценить свои знания. Возьмите карточку с лестницей успеха и поставьте галочку там, где вы находитесь.

-  Для меня самым трудным было…

-  Для меня самым интересным было

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. Оценивание учащихся.

Высказываются. Оценивают свою работу.

Самооценка

Использование экрана рефлексии

Регулятивные:

оценивать результат выполнения своей работы;

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Коммуникативные:

уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные:умение выражать свои чувства согласно ситуации

9. Домашнее задание

Стр. 54  № 4, № ? и дополнить таблицу*

Направляет учащихся на дифференцированный подход к выбору заданий

Выбирают задания по своим возможностям и желанию

Метапредметные: анализ своих знаний и оценивание своих возможностей



Предварительный просмотр:

Практическая работа:  

     

  1. Измерить массу пластилинового шарика
  2. Измерить массу пробки
  3. Узнать массу предложенного продукта

Результаты практической работы

Название предмета        

Масса

1. Масса шара

2. Масса пробки

3.Масса продукта

Практическая работа:  

       

  1. Измерить массу пластилинового шарика
  2. Измерить массу пробки
  3. Узнать массу предложенного продукта

Результаты практической работы

Название предмета        

Масса

1. Масса шара

2. Масса пробки

3.Масса продукта



Предварительный просмотр:

Масюкевич Светлана Николаевна,

учитель начальных классов МКОУ «Лицей п. Медногорский»

Самоанализ

урока  математики в 3 классе по теме «Единицы массы. Килограмм. Грамм»

Общие сведения об уроке.

1. Тема урока: «Единицы массы. Килограмм. Грамм»

    Тип урока: урок открытия нового знания.

2. Цели  урока:

Образовательные: познакомить с новой единицей массы  -  граммом и соотношением между граммом и килограммом;  научить узнавать массу предмета на весах; проверить умения записывать и оформлять решение задачи, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи c новой единицей массы; развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать память, внимание, связную речь, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,  любовь к предмету.

3. Планируемый результат.

Предметные:

- познакомить с новой единицей массы  -  граммом и соотношением между граммом и килограммом;

- умение выполнять сравнение величин, выполнять взвешивание на весах, умение решать задачи с новой единицей массы – грамм.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- формулировать  выводы из изученного материала и наблюдений;

-  учить допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, договариваться,  приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Личностные:

-  воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимопонимания и сотрудничества; воспитывать способность к самооценке;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге на уроке с одноклассниками и учителем

-отвечать на вопросы учителя

-сотрудничать в группе в совместном решении проблемы

- воспринимать объяснения и инструкции учителя

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

 - анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

4. Ресурсы урока: Учебник по математике Моро М.И., УМК «Школа России»,  рабочая тетрад

Оборудование: Персональный компьютер, проектор, экран.

  •  Презентация
  • Весы, гири, упаковки с продуктами, пакеты с сахаром, пластилиновые шарики, пробковые брусочки
  • Рисунки с геометрическими фигурами
  • Учебник, рабочая тетрадь ученика
  • Карточки с лестницей успеха

5. Тип урока: урок открытия новых знаний

При проведении урока использовала элементы технологий: исследовательской технологии, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, личностно ориентированного обучения и ИКТ. Считаю, что применение данных технологий позволяет наилучшим способом формировать УУД, развивает все виды памяти учащихся: слуховую, речедвигательную, визуальную, соответствует возрастным особенностям учащихся, особенностям предмета - математика.

Также на данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической.

6. Содержание урока.

Содержание урока соответствует требованиям единого государственного стандарта в области обучения и воспитания.

На этапе мотивации и стимулировании деятельности настроила учеников на продуктивную работу, постаралась снять нервное напряжение, т.к. с этими ребятами впервые проводился открытый урок.

На этапе актуализации знаний использовала фронтальное повторение изученного по нумерации трёхзначных чисел, внетабличному умножению и делению..

На этапе открытия нового знания была создана проблемная ситуация, выход из которой предложили сами ученики, расширила кругозор учащихся, познакомив их с разными видами весов.

На этапе первичного закрепления осуществлялась работа по составлению выражений с новой единицей массы, решение устных задач, практическая групповая работа.

На этапе        включения в  систему знаний сочеталась самостоятельная и фронтальная работа учащихся над текстовой задачей.

На этапе рефлексии учебной деятельности ребята подвели итоги уроки и самостоятельно оценили свою работу на уроке.

На всех этапах урока старалась, чтобы ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

7. Методы, формы и приемы обучения.

    Основная форма работы – эвристическая беседа.

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Учащиеся после каждого выполненного задания делали самостоятельно вывод. Были подведены итоги урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания из жизни животных. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению.

8. Достижение целей урока.

При изучении нового материала, объяснении и решении учебных задач учащиеся показали понимание изучаемой темы, умение доказывать правильность своих суждений.

Таким образом, было обеспечено достижение трех видов результатов.

Предметные:  было обеспечено усвоение учащимися конкретного социального опыта, изучаемого в рамках темы – знаний как ценностей, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Метапредметные:  было обеспечено освоение интегрированного способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные: формирование ценностно-смысловых ориентиров в отношении к себе, к своим ценностям и смыслам, к образовательному процессу  как увлекательному процессу.

Урок был проведен в соответствии с намеченным планом и достиг образовательных, развивающих и воспитательных целей.



Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов

МКОУ «Лицей п. Медногорский»

Масюкевич Светланы Николаевны

Эссе «Я – учитель»

Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием общего счастья.

                                        А.П. Чехов

Уже со школьной скамьи я точно знала, что буду учителем.  На выпускном экзамене  в восьмом классе в своём сочинении на тему "Кем ты хочешь стать?",  написала - учителем.  И выбор этот был уже осознанным. Дело в том, что моя мама, в силу своих жизненных обстоятельств, осталась неграмотным человеком. Это, конечно, нисколько не унижало её человеческих качеств. Она росла в многодетной семье (10 детей) и была самой старшей.  Ей не пришлось закончить даже первый класс, так как постоянно приходилось сидеть в няньках, она  с большим трудом читала, а писать и вовсе не могла. С большим усилием  она выводила несколько букв, чтобы расписаться в моём дневнике. Со всеми уроками  мне приходилось справляться самой.  Но моя мама была добрая, человечная  и очень мудрая.  " Учись, доченька, учись!"- всё время повторяла она. Я окончила школу на одни пятёрки и поступила в Черкесское педагогическое училище, которое через четыре года тоже закончила с отличием. Потом уже заочно училась в пединституте.

Студенческие годы хороши тем, что ты выступаешь в двух ипостасях: ученик и учитель. Как ученика тебя обучают, помогают разобраться в тонкостях наук и в твоей будущей профессии. И в то же время ты сам можешь попробовать свои силы как учитель. Вот тут и проявляются во многом твои личностные качества, формируются ростки профессионального мастерства. Именно в тот период, когда мы, будучи студентами, пробовали свои силы в роли учителей, у меня нередко возникали вопросы: «А как стать настоящим учителем?  Что надо сделать, чтобы учение шло легко? Какие нотки души необходимо затронуть, чем увлечь малышей, зажечь «огонь желания к познанию»? Конечно, на эти и другие вопросы я находила ответы в работах известных педагогов. Но в большей степени, конечно, помогли годы практики.

Я хорошо помню, как  я впервые переступаю порог своей школы. Что ждет меня, какой я учитель, смогу ли я?

Любая школа начинается с начальной. Вчерашний детсадовец гордо с букетом цветов  первый раз шагает в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное волнующее ожидание. И я понимаю: «Да я люблю их, люблю всей душой, я обязательно научу их!» Затем встают новые вопросы:

« Как удержать  в ребенке чувство радостного удивления? Как развить у него интерес  к учебе?» Мне кажется, эти вопросы не раз, задавал себе любой учитель. Ребенок каждый день ждет чего–то нового. Надеется на успех  и одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдываться, поэтому стараюсь одобрить, похвалить, помочь каждому. Сегодняшних  учеников не удивишь тем, чему радовались их папы и мамы. Хочешь быть для них Учителем - оставайся в душе  молодым, дерзай, твори.

Вот уже 29 год я с легким волнением открываю дверь лицея, прохожу в свой класс ,где меня встречают мои ученики со словами приветствия , со своими наивными вопросами ,нехитрыми просьбами  с безграничной  доверчивостью, искреннею радостью. Марина показывает книгу «Я познаю мир», Виталина таинственно сообщает: «Я так старалась, когда выполняла домашнюю работу»,  а Максим рассказывает, что впервые выиграл партию в шашки у папы. И сердце мое радостно трепещет : « Я - учитель!».

Никогда не забуду первые уроки  и своих первых учеников, по детски мудрых и непосредственных. Мы вместе учились мудрости и человечности, делали первые открытия, постигали мир.  Однажды я прочитала  у Михаила  Юхмы : «…душа ребенка чиста, как белый снег, падающий с неба, и писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведешь один раз черной, уже всю душу замараешь.»

        Эти слова я считаю главным эпиграфом в своей работе. Настоящий учитель  обязан  не кривить душой, не лгать, преподавать только то, во что сам искренне верит.

Практика работы в школе дала ответы на многие вопросы. Но до сих пор я в поиске. Постоянное стремление к новым эффективным формам и методам работы с учащимися стали моим кредо. И ещё один главный принцип моей работы - обучение с увлечением. Увлекая детей, сама увлекаюсь  и понимаю: «Я счастливый человек! А у нас удивительная школа!» У меня нет плохих учеников! Все они, красивые и не очень, способные и слабенькие, умелые и  нерасторопные за четыре года становятся родными и близкими. Они смотрят на тебя доверчивыми глазами, и ты понимаешь, что ни обмануть, ни предать эти глаза нельзя! Я учу их дружить, общаться, любить, видеть красоту окружающего мира. Ведь только глазами всего не увидишь. У нас рождается и формируется общая память – она делает нас родными и близкими на всю оставшуюся жизнь. Я учу детей учиться, и сама всю жизнь учусь. Люблю своих детей  и стараюсь всегда защитить их , порою даже от их родителей, борюсь за своих детей, никогда не позволяю их никому обидеть, потому их мир так счастлив и так хрупок, словно хрустальный, он может в любую минуту может разбиться... Я верю, что каждый ребенок – гений,  и каждый должен обязательно быть счастливым, а я ему в этом помогу.

   



Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Лицей п. Медногорский»

Обобщение педагогического опыта

«Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Масюкевич Светлана Николаевна

2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте. Сведения об авторе…………………….  стр. 3

2 . Актуальность и перспективность педагогического опыта…….. стр. 3-4

3. Концептуальность……………………………………………........  стр.  4

4.Наличие теоретической базы опыта……………………………..    стр. 4-5

5. Ведущая педагогическая идея…………………………………...     стр. 5

6. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности   стр. 5

7. Оптимальность и эффективность средств ………………………   стр. 5

8. Диапазон обобщения опыта ……………………………………      стр.6

9. Описание сути опыта ……………………………………………     стр. 6-9

10. Результативность опыта и эффективность опыта……………..    стр. 9- 10

11. Заключение. Распространение педагогического опыта…………….      стр. 10

12. Список использованной литературы………………………......     стр. 10

1.Информация об опыте.

Тема опыта:«Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения»

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».

Сведения об авторе опыта.

В 1986 году закончила с отличием Черкесское педагогическое училище, а в 1991 году завершила заочное обучение в КЧГПУ по квалификации «Учитель начальных классов». В моей трудовой книжке только две записи. Начало педагогической деятельности в 1986г в  Медногорской средней школе Урупского района. Через год переведена на работу учителем начальных классов в Медногорскую СОШ №2 ( в 2003 году школа была преобразована в Республиканское государственное общеобразовательное учреждение «Лицей п. Медногорский», а в 2006г в МКОУ«Лицей п. Медногорский»). Мой трудовой стаж в этой школе составляет 28 лет. В настоящее время имею высшую квалификационную категорию, присвоенную в 2009 году (подтверждала в 2013 г.). Много лет работаю по УМК  «Школа России».

2.Актуальность и перспективность опыта.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под  влиянием познавательного процесса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы моего опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения»

На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности.

3. Концептуальность.

         Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи  требует  новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
           Так как процесс познания у младших школьников  в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

4. Наличие теоретической базы опыта.

        Теоретическую основу моего опыта составляют:

1)Идея активизации обучения имеет большую историю.Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности.  Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и  Пифагора.
2)
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый
Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом».
3)   И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

4)  «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

На это  опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
5) Идеи Г.И. Щукиной:  идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

6)По  определению Н.К. Винокуровой,  творческие  способности –это  общие интеллектуальные  способности,  под  которыми  понимают  высокоразвитые умственные  способности  общего  характера,  образующие  основу  для  достижения

наилучших результатов. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и только от педагога зависит, будет  ли  это  желание  реализовано.

Поэтому  проблема  развития  творческого мышления  и  творческих  способностей  учащихся  являетсяодной  из  наиболее актуальных, а целью педагогической деятельности учителя является создание условий для формирования и развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в процессе обучения.

 Изучая и анализируя эти труды, я пришла к выводу, что в настоящее время еще не сложилось единого представления о формировании познавательного интереса у учащихся через использование творческих заданий. В научно-методической литературе сравнительно мало работ, посвященных изучению условий развития творческого потенциала младших школьников. В большинстве исследований они рассматриваются в связи с повышением эффективности учебной деятельности.

Очень интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов через творческие задания Винокуровой Н. К. Она считает, что задания необходимо располагать по определённой схеме – от простого к сложному:

  • Разминка – познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий
  • Логически – поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности
  • Частично – поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления
  • Творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний

5.Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта –  создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Длительность работы над опытом.

В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

6. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

     Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому педагогическим объектом  моего опыта  стал познавательный интерес.

Предмет обобщения опыта: активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения

Цель обобщения опыта:  разработать систему формирования познавательного интереса учащихся  младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.

Мною были намечены следующие задачи:

1)Формировать положительную мотивацию учения

2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3)Развивать личностный потенциал учащихся

4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

7. Оптимальность и эффективность средств

Технологии, используемые мною в работе:

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- ИКТ;

- здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- проблемное изложение;

- поисковый

- метод проекта.

Формы работы:

- общеклассная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

Средства деятельности:

- словари и энциклопедии;

- технические и электронные средства обучения;

- раздаточный и дидактический материал;

- печатные пособия;

- мультимедийные презентации

8. Диапазон обобщения опыта

Работа над темой опыта проводится систематически на уроках и во внеклассной работе. Опытом над данной темой делюсь с коллегами по работе на  школьных педагогических советах, на заседаниях методического объединения учителей начальных классов  школы.

Мои  статьи  опубликованы :

http://nsportal.ru/masyukevich-svetlana-nikolaevna

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/

http://www.schoolage.ru/uploads/agencies/49/Главная/70-летие%20Победы/масюкевич.docx

http://www.proshkolu.ru/user/masykevix1967/

        

        9.Описание сути опыта

Повысить  у учащихся  интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты, урок-зачёт, урок-конкурс и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что  дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники. Однако их всех перечисленных видов учебных пособий определяющее значение для структуры познавательной деятельности ученика имеет учебник как основное пособие.

        Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, я выделяю такие группы:

1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставленный анализ художественных и научных текстов и т.д.

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

      В своей работе я также применяю технологию «Активных методов обучения»,  которая позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

    Активизируя методы обучения, я использую групповую форму работы сменного состава. Деление на группы планирую заранее,  не более 6 человек, стараюсь сделать его разнообразным, интересным. Не допускаю, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер.  Моя задача - научить детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение;

• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

• рецензировать ответы товарищей;

• оценивать ответы и письменные работы товарищей;

• заниматься обучением отстающих;

• объяснять более слабым учащимся непонятные места;

• самостоятельно выбирать посильное задание;

 • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

 • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения

Проблемные ситуации.Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность. На уроках использую проблемный подход в обучении. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит -  урок удался.

Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают  межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.Работая по УМК«Школа России», я  решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии  уровневой дифференциации- основа личностно-ориентированного подхода, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика,  его склонности, интересы, ценности.  Использование  данной технологии   вызывает интерес к изучению предметов, развивает  способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой  ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры,  которые  не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    

   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

    Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми  имеются значительные, качественные различия.

     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне  помогают дидактические игры.

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

        Мне помогают в выборе дидактических игр  такие книги:

  1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997 г.,  
  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.
  3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

На уроках я  использую  следующие программы: MicrosoftWord, MicrosoftExcel и MicrosoftPowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими  учащимися.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

 На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология»  по ФГОС.

Школа подключена  к сети Интернет, что  позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов( очень любят мои ученики выполнять тесты в онлайн режиме на портале «Образовательные тесты»), разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.    

При подготовке к урокам и на уроках используются  возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды,  содержащей богатейший информационный потенциал. Я имею свой мини-сайт по адресу:

http://nsportal.ru/masyukevich-svetlana-nikolaevna

В процессе обучения также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К родительскому собранию готовлю презентации, слайд-шоу о жизни класса, в которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные. Осваиваю ресурсы сайта «Дневник.ру.» для налаживания обратной связи с родителями. Некоторые мои материалы можно найти на сайте нашей школы, на сайтах: proskolu. ru,nsportal.ru, методический портал «Педсовет».

Следующим этапом работы над активизацией познавательной деятельности  стала организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.

    Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение  действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Результаты проектной деятельности можно посмотреть на моём мини-сайте http://nsportal.ru/masyukevich-svetlana-nikolaevna

10. Результативность опыта и эффективность опыта.

За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По  завершении первой ступени обучения  мои ребята в 2013 году получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» четыре человека, на «5» и «4» - 8 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 52% качество знаний. Средний балл по итогам освоения  учебных предметов составил 4,1.

Результаты на  конец 1 четверти  2015-2016 уч. г. общий процент качества знаний по 3 классу составил 76%, средний балл – 4,39 , на  конец 2 четверти  общий процент качества знаний -57%, средний балл – 4,37 , на конец 3 четверти общий процент качества знаний – 66%, средний балл – 4,31.

Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Умница», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Олимпус», «Эрудит». Эти показатели свидетельствуют о сформированности  метапредметных и предметных УУД.

100 %  учащихся занимаются в кружках школы.

11. Заключение. Распространение педагогического опыта

Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является слоган: «Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». МО. Мне интересен опыт моих коллег, их передовые идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на:

 на заседаниях РМО:

  1. «Использование мониторинга по русскому языку в начальной школе» 2013г

  2. Из опыта работы «Предшкольная подготовка детей. Преемственнось дошкольного и начального образования» 2013г

  3. «Методы изучения учебной мотивации» 2012

наШМО учителей начальных классов:

1. «Проектная деятельность в начальной школе», 2013г.

2. "Применение тестов в начальном образовании" 2014г.

3. «Формирование УУД в начальной школе» 2014г

4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе».2015г

Участвую в работе различных интернет- сообществ, имею публикации. На своём личном сайте педагога я размещаю методические разработки, презентации к урокам, информацию для детей и родителей. За последние пять лет я много раз проходила курсы повышения квалификации. На сайте «InfoUrok.ru» мной размещено более 20 ресурсов, также я делюсь своим опытом на педагогических сайтах ПроШколу, nsortal.ru и т.д..

Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться  показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  

12.Список использованной литературы

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.
  2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.
  3. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.- 101с.
  4. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного      метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2. - 96—101с.
  5. Винокурова Н.К.Развиваем способности детей. 4 класс М.: Росмэн-Пресс, 2003. — 127с
  6. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач и упражнений. М.: РОСТкнига, 1998. — 128 с. — ISBN 5-7804-0072-5.
  7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа»  № 4.  с. 47.
  8. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №10.  с. 38, 2005.
  9. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в  современной общеобразовательной школе. - М., 1980.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения» Автор: Масюкевич Светлана Николаевна, учитель начальных классов высшей категории МКОУ «Лицей п. Медногорский» Урупского р-на, КЧР 2016г

Слайд 2

Познавательный интерес Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения младших школьников. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес носит поисковый характер. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.

Слайд 3

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Слайд 4

Цель обобщения опыта: разработать систему формирования познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности. З адачи: Формировать положительную мотивацию учения Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка Развивать личностный потенциал учащихся Формировать умение самостоятельно добывать знания. Создать условия для реализации творческого потенциала учеников .

Слайд 5

Технологии, методы, формы работы и средства обучения, используемые мною в учебном процессе - технология проблемного обучения; - игровая технология; - ИКТ; - здоровье-сберегающие технологии. Методы : - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - исследовательский; - проблемное изложение; - поисковый - метод проекта. Формы работы: - общеклассная ; - групповая; - парная; индивидуальная . Средства деятельности: - словари и энциклопедии; - технические и электронные средства обучения; - раздаточный и дидактический материал; - печатные пособия; - мультимедийные презентации

Слайд 6

Организация нестандартных уроков уроки-соревнования уроки-КВН уроки-конкурсы уроки-обобщения уроки-игры уроки-экскурсии уроки-путешествия интегрированные уроки

Слайд 7

Работа с книгой

Слайд 8

Активные методы обучения отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы одноклассников; заниматься обучением с отстающими; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Слайд 9

Практическая работа Работа в группах

Слайд 10

Проблемные ситуации. На уроках использую проблемный подход в обучении. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, служит проблемная ситуация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция учебных занятий межпредметные связи

Слайд 2

Дифференцированное обучение: по уровню трудности по объёму учебного материала по уровню творчества

Слайд 3

Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова» По уровню трудности: 1)Какие труды, такие пл.. ды (…). 2) Мороз л.. нивого (…) за нос хв ..тает (…), а перед проворным шапку снимает. 3) Дер..во (…) сильно к.. рнями (…), а человек д.. лами . 1 группа: Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. 2 группа: Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Объясни пословицы. 3 группа: Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Объясни пословицы. Напиши ещё одну пословицу, в которой были бы слова с данной орфограммой.

Слайд 4

Дидактическая игра Игра – эффективное средство, стимулирующее возникновение желания стать лучше. Игры - упражнения Бегать, бежать, бег, бегут, бежали. Игра - поиск 510 – 390 448 340 + 108 500 709 – 209 120 Игра - соревнование Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Слайд 5

Использование информационно - коммуникационных технологий

Слайд 8

Проектная деятельность Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала. Развитие УУД

Слайд 10

Успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности . Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.