Статьи

Абрамашвили Ольга Андреевна

Статьи посвященные преподаванию истории и обществознания в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении

При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов. Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы.

(Коста)

Одной из актуальных задач современного образования является развитие у учащихся определённых компетенций. Универсальные учебные действия, согласно ФГОСам нового поколения, необходимо формировать на всех уроках. Учителя обращают особенное внимание на формирование познавательной активности школьников. Вместе с тем, современное общество требует от личности умения отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, грамотно вести дискуссию.

Дискуссия, как технология обучения, способна помочь решить задачи, описанные выше. В рамках учебного процесса грамотно организованная дискуссия способствует развитию мышления, обогащению знаниями, развитию навыков говорения и слушания.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), - групповое обсуждение какой-либо, проблемы, вопроса или круга вопросов с целью найти правильное решение. Данное определение указано в словаре терминов. Важно понимать, что учебная дискуссия принципиально отличается от вышеописанной. Учитель заранее прогнозирует её результат, более того, учителю необходимо построить дискуссию таким образом, чтобы учащиеся пришли к верному решению поставленной проблемы. При этом задачи, которые решает учебная дискуссия, связаны не только с содержательным, но и с воспитательным аспектами. Так, помимо получения новых знаний и обобщения уже полученных, обучающийся включается в коллективную работу, приобретает коммуникативные навыки. Это позволяет нам говорить о достижении метапредметных результатов обучения при использовании на уроках учебной дискуссии.

Для того, чтобы грамотно организовать дискуссию, учителю необходимо найти проблемный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Сперва, каждый обучающийся должен написать 3-5 аргументов, доказывающих его точку зрения, а также, противоположное мнение. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился искать доказательства, приводить примеры. Затем, учителю необходимо разделить ребят на мини-группы. Каждая из групп обсуждает имеющийся материал, на основе которого создаёт список из наилучших аргументов — пяти подтверждающих тезис, пяти опровергающих его.

На третьем этапе работы класс необходимо разделить на две группы. В одной из них окажутся те, кто согласен с приведенным тезисом, в другой — противники. Обеим группам также необходимо распределить аргументы по принципу иерархии — от самого важного до наиболее уязвимого. После чего можно начинать дискуссию. Общение между группами происходит за счет «обмена» аргументами в порядке очереди. Причем, обучающиеся не просто озвучивают свои мысли, но и по возможности опровергают аргументы оппонентов.

 Итоги дискуссии могут подводиться в разной форме. При формировании навыков устной речи, целесообразно предложить учащимся составить план небольшого выступления по проблеме с учетом усвоенного и услышанного в ходе дискуссии (структура следующая: моя позиция; краткое обоснование; возможные возражения; доказательство моей позиции; заключение), а затем выступить перед классом. Возможно также предложить составление выступления как вариант домашнего задания, запланировав на следующем уроке проведения небольшого семинара, на котором учащиеся выступят и обсудят итоги своей работы.

В заключении необходимо отметить, что учебную дискуссию мы можем отнести к личностно-ориентированной технологии обучения, которая, в свою очередь, является одной из технологий достижения метапредметных результатов в обучении.

Вместе с тем, атмосфера доброжелательности, комфортного общения, а также, постоянного участия в полилоге способствует развитию познавательной активности учащихся. Школьники не боятся ответить «неверно», ведь в рамках дискуссии важно не общепринятное мнение, а умение выразить свою точку зрения, аргументировать свой ответ; ребята также учатся оценивать работу одноклассников, корректно вести диалог, грамотно спорить и уважительно относиться друг к другу.

Таким образом, данная технология позволяет не только выявить возможности школьников, но и раскрыть особенности личности ребенка, его речевые и аналитические навыки.