Мои новые идеи

Андреева Оксана Александровна

Дети заставляют меня думать, творить -  изобретаю для них интересные упражнения, эффективные приёмы, новые пособия. Я постоянно нахожусь в поиске, в творческом созидании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ОУ

                         Андреева Оксана Александровна,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»,

                                                                                       учитель-логопед,

655750, республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина, д. 3а, кв.20,

e-mail - aksushka73@mail.ru, 8-913-4422141

Ключевые слова: дети  с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ), интеграция, инклюзивное образование, обучающиеся на дому, лечебная физическая культура (далее – ЛФК), тьютор.

Краткая аннотация. Тенденция сегодняшнего дня - инклюзия детей с ОВЗ в образовательную среду  нормально развивающихся сверстников. В статье предлагается один из вариантов инклюзивного образования детей с ОВЗ (обучающихся на дому) в стенах общеобразовательной школы. Освещены результаты внедрения данной модели в МБОУ «АСОШ №50». Раскрыта работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях интеграции.

Актуальность. Сегодня  существуют специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программе VIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения.

Проблемой стало обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  посещать     образовательные организации,   их  обучение   по общеобразовательным программам организуется на дому  или  в   медицинских организациях. На практике такие учащиеся оказываются изолированными от социума, лишёнными коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.

Вообще организация образовательного процесса обучения детей на дому должна происходить с учётом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для таких детей может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма организации занятий   (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно).  Просто интегрировать в класс таких детей нельзя.

Учитывая существующие проблемы, противоречия и заказ общества к адаптивной школе,    в МБОУ «АСОШ №50» реализуется модель инклюзивного образования, в результате внедрения которой дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу  по индивидуальному учебному плану, индивидуально с учителем, совмещая индивидуальное обучение с уроками и занятиями в классном коллективе.  

Таблица 1.

Организация учебно-воспитательного и коррекционного процессов

Программа

Объём

Форма реализации

Исполнитель

Преимущества

Учебный план

8 час

в нед

Инд в классной комнате

учитель

Используются организационные возможности класса (доска, мультимедиа, дидактические материалы)

Предметы эстетического цикла и развивающего (труд, ОСОМ, музыка)

По возможности реб

Коллективно в общеобразовательном классе

классный руководитель

Интеллектуальное развитие, развитие потенциальных возможностей, коммуникативные навыки, воспитание дружбы и  сотрудничества, социализация, адаптация в обществе.

ЛФК

3 час

в нед

Инд в специализированном зале

учитель ЛФК

Необходимая  помощь   по восстановлению пространственной ориентировки, координационных способностей, выносливости, гибкости и других двигательных качеств

Психологические занятия

2 час

в нед

Инд в психологическом кабинете

Педагог-психолог

Компенсация  интеллектуальных сторон развития, коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование коммуникативных навыков

Логопедические занятия

3 час

в нед

Инд в логопедическом кабинете

учитель-логопед

Коррекция недостатков в развитии звукопроизношения, словообразования, грамматического структурирования. Исправление дефектов в развитии письменной речи.

Внеклассные и внеурочные занятия

По возможности реб

Коллективно в   классе

классный руководитель

Развитие потенциальных возможностей, коммуникативные навыки, воспитание дружбы и  сотрудничества

Ребёнок – инвалид посещает образовательное учреждение. Сопровождение по аудиториям и помощь в организации учебно-воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель. Ребёнок постепенно (1-2 урока в неделю) включается в образовательно-воспитательный процесс сверстников. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную (при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребёнка-инвалида). Существенную роль в реализации данной программы играет педагог – дефектолог, учитель-логопед.

 По данным логопедической диагностики в нашем  образовательном учреждении среди учащихся с ОВЗ 90% детей имеют  нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребёнка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Логопедическое сопровождение

     Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным  дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического  компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, и для мелкой мускулатуры рук, и для органов речи. Нацелены занятия на выработку силы, работоспособности,  подвижности органов; скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

     Из опыта работы, очевидно, что основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми-инвалидами является первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекции и дальнейшее постепенное введение их в группу сверстников. Например,  на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальны, зато на этапе автоматизации – упражнение в парах, подгруппах интересно и полезно для детей. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активизации речевой функции, позволяет демонстрировать  положительные  детские примеры речепроизводства,  даёт возможность соревновательного момента и т. д.

Результаты  инклюзивного образования «обучающихся на дому»:

Внедрение  модели инклюзивного образования для детей обучающихся на дому в МБОУ «АСОШ №50» осуществляется для 3 детей – инвалидов. Обучающиеся посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе, специалистов и кружки - по индивидуальному расписанию.

По данным внутришкольного мониторинга можно говорить о следующих результатах:

   - компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью происходит успешно: дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой способны передвигаться по школе самостоятельно; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, коррегирующие произносительную составляющую, что делает речь инвалида разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации,   компенсирующая  интеллектуальные стороны развития,   эмоционально-волевую сферу,  позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адаптироваться в предложенных обстоятельствах; сопровождение ребёнка-инвалида социальным педагогом   прививает навыки поведения в обществе. Отсюда и

- качество обученности детей с ОВЗ стабильное;

- позитивные изменения в формировании  регулятивных универсальных учебных действий:

появилось положительное отношение к деятельности (по наблюдениям - 3 ребёнка из 3 с удовольствием стали посещать занятия в школе, нет пропусков без уважительных причин, отказов от деятельности, прекратились отрицательные высказывания о школе, об учёбе), формируется навык организации и самоорганизации учебного процесса (отслеживание урочного времени, освоение кабинетной системы), дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;

- коммуникативные  универсальные учебные действия в развитии (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации  обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, дети класса не удивляются особенностям детей-инвалидов).  Речевая активность ребёнка – инвалида в динамике представлена на рис. 1;

- формирование различных образовательных компетентностей (поиск информации в библиотеке, работа  с мультимедийными технологиями, у доски, выступление перед сверстниками)

- всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ обеспечено доступностью образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность,  рисование, труд (поделки  и рисунки инвалидов занимают призовые места в городе и республике, Аня ежегодно становится победителем в школьном   конкурсе чтецов).

Грамотная инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативна не только в образовательном процессе, но и в коррекционном.

АНКЕТА  АВТОРА

Ф. И. О. автора   Андреева Оксана Александровна

Дата рождения  12 февраля 1973 года

Место работы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»

Должность  заместитель директора по УВР, учитель-логопед

Домашний адрес  655750 Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина, д. 3а, кв 20

Телефон 8 39047 -23260, 8 913 442214

Е-mail - aksushka73@mail.ru

Паспортные данные  серия 95 12  № 800621, выдан 16.08.2012, ТП УФМС России по РХ в г. Абазе

ИНН 190900379906

ПСС  063-439-250 59


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОСЧИТАЙ СКОЛЬКО БУКВ В СЛОВАХ СОСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ: ОТ КОРОТКОГО К ДЛИННОМУ

Слайд 2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слайд 3

СНОВА ПОСЧИТАЙ