Ульянова Антонина Ефремовна

Работаю учителем русского языка и литературы в МОУ "Чусовитинская СОШ" Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области. Имею два высших педагогических образования. Опыт работы 38 лет.

   Учителем русского языка и литературы работаю 8 лет. Однако мысль о том , чтобы перестроиться в своей работе, стала меня волновать с первых дней преподавания этих предметов. Я ознакомилась с новыми технологиями образования и более приемлемой для себя посчитала   технологию личностно- ориентированного обучения. Её цель   - создание условий для познавательной активности учеников. Ее я применяю 8 лет.

     Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока.   Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.  При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

   Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на личностный опыт учащихся. Информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе  образного мышления,  делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы.

   Прежде чем начать работу над стихотворением А.С.Пушкин «Полтава» в 7 классе, пытаюсь выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своем произведении поэт, и о его героях.

    В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало. Это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.

    Для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету я использую применение  технологии сотрудничества, ассоциирую с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

   Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

   Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о причастии» я предлагаю из данного текста  выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем сильные учащиеся проверяют качество ее выполнения у ребят по парте, а потом результаты выполненного задания обсуждаются в классе.

   На следующем этапе урока учащиеся должны пронаблюдать за ролью причастий, причастных оборотов в тексте. Несколько  учащихся проводят небольшую исследовательскую работу.

Остальные -  определяют видовую принадлежность причастий, наблюдая за тем, какого вида причастия употребляются в одном предложении.  Затем пары обмениваются листками с выполненными заданиями и проверяют, обсуждают выполненную товарищами работу.

В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

   На уроках изучения нового материала использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается  тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

   Особое предпочтение отдаю урокам литературы, посвященным анализу художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам).

Всегда тщательно подбираю вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, высказывать свое мнение, порой в дискуссии открывать истину. Стараюсь ставить ребят в ситуации выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос.

   Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Использую творческие дифференцированные задания.   Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного  произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка,  создать эскизы декораций к спектаклю, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру.

   На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. Всегда нахожу время поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

Личностно - ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов