Родителям

Дедюкина Светлана Викторовна

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Главная забота родителей - развитие и поддержка интереса к познавательной деятельности, помощь ребенку в создании ситуации успеха в процессе приобретения новых умений, знаний и навыков. Задача учителя, классного руководителя заключаетя в создании единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и учителя будет успешна только в том случае, если они станут союзниками, а их действия будут направлены на взаимопомощь и взаимовыручку.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения у детей

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве.
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.

Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги — помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую. очередь по отношению к вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
  • Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!



Предварительный просмотр:

Десять советов родителям

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С. Макаренко

 

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.


2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.


3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.


4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.


5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.


6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.


7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.


8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.


9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.


10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.



Предварительный просмотр:

Если ребёнок стал "отстающим"...

Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он неуверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребёнок сам себе говорит: "Нет, это у меня никогда не получится". Раз "никогда", то стараться незачем!
Что же могут сделать родители, если школьные трудности всё же появились?

Первое - не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвёртое - забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня получил?". Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчён. Оставьте его в покое, он расскажет вам всё, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое - не обсуждайте проблемы ребёнка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчёркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упрёков и раздражения. Типичные родительские жалобы: "Нет никаких сил... все нервы вымотал...". Понимаете, в чём дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребёнка - очень редко... Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребёнка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребёнку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки - но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жёстче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и " на расправу" другого. Имейте в виду, что ребёнок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда даётся в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш "отстающий" ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: "Ничего не задали". В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и "не жалея времени" сделать сразу все домашние задания.

Седьмое - не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребёнка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчёркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребёнку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое - работайте только на "положительном подкреплении". При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребёнку - это вознаграждение за его труд, причём не только на словах. Если этого не делать, ребёнок, начиная работать, может подумать: "Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов". Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр.

Девятое - и очень важное! - детям со школьными проблемами необходим размеренный и чёткий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребёнок с трудом встаёт, не дёргайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.

Десятое - своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).



Предварительный просмотр:

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  • Для начала ученик должен приготовить рабочее место.
  • Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.
  • После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание.
  • Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.
  • Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.
  • Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами.
  • После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.
  • Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см).
  • Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.
  • Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.
  • Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.
  • После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».
  • Все подчёркивания и морфемный разбор проводить карандашом (в 5 классе), зеленой пастой (в 6-11 кл.)



Предварительный просмотр:

Как относиться к отметкам ребёнка

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
  • Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.



Предварительный просмотр:

Насилие над ребёнком

Насилие над детьми подразумевает любое действие или бездействие взрослых, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.

Психологи различают:

  1. Физическое насилие - нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний.
  2. Сексуальное насилие - использование ребёнка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
  3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребёнка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
  4. Психологическое насилие (эмоциональное):

Психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Психологическое жестокое обращение - унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребёнка.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребёнком как унижение.

У ребёнка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов, разрыв печени.
  2. Психологические: жалобы ребёнка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.
  3. Ребёнок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Помощь ребёнку

Ребёнок, переживший насилие по отношению к себе или членам семьи испытывает сильные чувства (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребёнком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в оцепенении и молчании.
У ребёнка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты произошедшего.
Ребёнок может испытывать чувство вины (считать причиной события своё предшествующее поведение).
Ребёнок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям).

Именно поэтому:

  1. Дайте ребёнку понять: вам важно то, что он пережил, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).
  2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребёнка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в играх).
  3. Посмотрите вместе «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.
  4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства («Ты чувствовал обиду...», «Тебе было страшно, потому что...»).
  5. Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев.
  6. Помогите ребёнку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки, объясните, что будет дальше).
  7. Повышайте самооценку ребёнка (чаще хвалите за хорошие поступки).
  8. Поощряйте игры с песком, водой, глиной, рисование (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).
  9. Будьте «рядом»: показывайте искреннюю заинтересованность в рассказах ребёнка. Но не будьте слишком навязчивы.
  10. Обратитесь с ребёнком к психологу!



Предварительный просмотр:

Первые проблемы подросткового возраста

Памятка для родителей №1

Уважаемые родители, помните:

  • Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях.
  • Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей.
  • Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
  • Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела.
  • Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
  • Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
  • У активных родителей – активные дети. Вместо того, чтобы просто наблюдать, как играет ваш ребёнок, играйте вместе с ним.
  • Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности.
  • Просто всем сердцем любите своего ребёнка.

Памятка для родителей №2

  • Уважаемые родители, отставляйте в сторону, откладывайте все ваши дела, если к вам обращается ваш ребёнок. Ничего не может быть важнее этого.
  • Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Никаких перебиваний и нетерпимости. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Им крайне необходимы благодарные слушатели.
  • Слушатели, не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие.
  • Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Опасайтесь получения вашим ребёнком информации из чужих уст.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  • В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  • Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
  • Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.



Предварительный просмотр:

Ребёнок влюбился

Подростковый возраст очень сложный и необыкновенный. Ведь настало время «второй перерезки пуповины» — на этот раз не физической, а психологической. Если первую необходимо перерезать для того, чтобы ребёнок смог самостоятельно жить, дышать и кушать, то психологическую — чтобы он наконец-то начал самостоятельно строить свою социальную жизнь.
Но, к сожалению, далеко не каждый родитель способен понять и принять тот факт, что ребёнок взрослеет и отдаляется. У многих мам и пап появляется страх потерять казавшуюся неразрывной связь с сыном или дочкой. И здесь главное — не наделать ошибок, которые могут на долгие годы (а то и навсегда) испортить ваши отношения. Особенно важен в этом плане период первой влюблённости вашего сына и дочери. Одним неосторожным словом можно разрушить доверие, строившееся годами, в то время как понимание, терпение и поддержка способны ещё больше сблизить вас и вашего взрослеющего ребёнка.

Не отталкивайте неосторожными словами и насмешками своего влюбленного ребёнка. Поддержите его, вызовите на откровенный разговор. Но помните, разговор и нравоучения – это разные вещи. Расскажите о своей первой любви.

Не говорите об «объекте любви» пренебрежительно и оскорбительно — тем самым вы унизите вашего ребёнка. Помните: первая любовь подростка в его глазах идеальна!

Если ребёнок был с вами откровенен, рассказал о том, что его волнует, ни в коем случае потом не используйте эти признания против него! Достаточно лишь однажды в запале ссоры сказать: «Надо об учёбе думать, а не в подъезде целоваться!» или «Лучше бы физикой занялся, а не сочинением стихов для какой-то вертихвостки!», — и ребёнок вам этого не простит. Поняв, что зря доверил вам свою тайну, он замкнётся в себе и перестанет вам доверять.

Не стоит запрещать ребёнку встречаться с этим человеком. В большинстве случаев это приводит к обратному результату: то, что запрещается, начинает увлекать ещё больше. Подросток, которому запретили желанные встречи, начнет обманывать, изворачиваться, придумывать «библиотеки» и «факультативы», чтобы попасть на свидание. Погрязнув во лжи, он ещё больше отдалится от вас, а вы, видя, на какие уловки идёт ваше чадо в стремлении вас обмануть, окончательно перестанете ему доверять. Так и образуются «пропасти» между родителями и детьми.


Мама с подростком дочкой

Позвольте ребёнку самому разобраться в объекте своих чувств, и если его постигнет разочарование, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Возможно, рано или поздно он поймет, что совершил ошибку. Но ведь именно на них мы учимся!

Пригласите «предмет воздыханий» вашего сына или дочери в гости, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление об этом человеке. А еще лучше — переборите себя и разрешите «Ромео и Джульетте» встречаться у вас дома, чтобы им не пришлось искать случайные и сомнительные приюты для свиданий.

Очень важно деликатно поговорить о контрацепции, даже если вам кажется, что это очень рано. Иначе потом будет очень поздно.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всём их стремлении к самостоятельности они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Семья остаётся «островком», на котором подросток чувствует себя спокойно и уверенно. Именно наличие такого «тыла» позволяет ему приобретать опыт, ответственность и уверенность в себе.


Влюбленные подростки

А для того чтобы вам было легче понять вашего влюблённого ребёнка, просто вспомните о том, что вы тоже когда-то были первый раз влюблены!



Предварительный просмотр:

Традиции семейного чтения

  • Воспитывайте читателя личным примером.
  • Не заставляйте ребёнка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
  • Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
  • Приучите ребёнка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
  • Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
  • Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам.
  • Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
  • Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
  • Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.
  • Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка попадали действительно хорошие книги.
  • Книги дают ребёнку интеллектуальное и эмоциональное развитие, развитие языка, социальное и образовательное развитие, влияют на социализацию личности.