Методическая копилка 7 класс

Волосач Татьяна Николаевна

В мопощь учителям работающим в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая проверка знаний

Контрольные вопросы

1.  Какое количество видов животных относится к типу Членистоногие?

2. На какие основные классы делится тип Членистоногие?

3. Какие отделы тела характерны для животных данного типа.

4. Чем покрыто тело членистоногих?

5. Какая полость тела характерна для животных данного типа.

6.  Какая кровеносная система у членистоногих?

7. Каковы органы дыхания членистоногих?

8.  Что служит органами выделения членистоногих?

9. Какова нервная система у животных данного типа?

10. На какие отделы подразделяется тело ракообразных?

11.  Какие глаза у речного рака?

12. Сколько пар усиков имеет речной рак и какова их функция?

13. Сколько пар ходильных ног у рака?

14. Сколько пар челюстей и ногочелюстей у речного рака?

15. Чем представлена выделительная система речного рака? Где она находится?

16. Чем представлены органы дыхания речного рака?

17.  На какие отделы подразделяется тело пауков, клещей?

18.  Какие глаза у паука-крестовика?

19. Как называются ротовые придатки у паукообразных?

20. Сколько ходильных ног у паукообразных?

21.  Чем представлены органы дыхания паукообразных?

22.  Какие отделы тела у насекомых?

23.  Сколько ног у насекомых, где они расположены?

24.  Какие органы зрения характерны для насекомых?

25.  Сколько пар крыльев характерны для насекомых? На каких сегментах тела они расположены?

26.  Назовите органы выделения и органы дыхания насекомых.

27.  Перечислите стадии развития насекомых с неполным превращением.

28.  Перечислите стадии развития насекомых с полным превращением.

29.  Какой тип ротового аппарата у бабочек, у жуков?

30.  Назовите тип ротового аппарата у двукрылых, у перепончатокрылых.

Темы для письменных ответов

1.  Внешнее строение речного рака.

2. Кровеносная, выделительная и нервная системы речного рака.

3. Внешнее строение паука-крестовика.

4. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы паука-крестовика.

5. Внешнее строение насекомых.

6. Кровеносная, выделительная, дыхательная системы насекомых.,



Предварительный просмотр:

Контрольные и зачетные работы по биологии животных.

Контрольная работа по теме: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные и Паукообразные.»

I вариант__________|_____ Выписать характерные особенности

II вариант

Класса Паукообразных

Класса Ракообразных.

(записать номер ответа)

1.

2.

3.

Тело состоит из головогруди и брюшка. Имеется наружный скелет. Головогрудь состоит из двух частей: передней (головной) и задней (грудной).

4.   Две пары усиков.

5.   Хищник.

6.   Имеется 3 пары паутинных бородавок.

7.   Четыре пары ходильных ног.

8.   Предварительное переваривание пищи происходит вне организма.

9.   Органы дыхания - трахеи и легочные мешки.

10. Кровеносная система незамкнутая.

11. Органы дыхания - жабры.

12. Органы выделения - пара зеленых желез.

13. Головогрудь отделяется от брюшка при помощи талии.

14. 8 простых глаз.

II задание (свободный ответ) ___________

Питание раков (I в)

Питание пауков (II в.)

III задание (дополнить ответ)

1в.

II в.

1 . Раки живут в ...

1 . Хитиновый покров служит. . .

2. Нервная система паука состоит из. . .

2. Брюшко рака состоит из. . .

3. Зрение у рака называется. . .

3. Парящие в воде организмы называют. . .

4. Первая пара ротовых органов паука называется...

4. Вторая пара ротовых органов называется ...

5. Тело членистоногих покрыто...

5. Под основанием челюстей у паука находятся. . .

6. Органами осязания и обоняния у рака служат. . .

6. Органами равновесия и слуха у рака служат. . .

IV задание.

ib.

II в.

Сходство ракообразных с паукообразными.

Отличие ракообразных от паукообразных.

V задание.

1в.

II в.

Назовите признаки приспособления речного рака к среде обитания.

Какие особенности пауков позволили им завоевать сушу?

Контрольная работа по теме: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

I. Задание со свободным ответом.

1в.

II в.

1 . Общая характеристика типа Членистоногие.

1 . Общая характеристика класса Насекомые.

II. Записать.

1. Развитие насекомых с полным метаморфозом.___________

1. Развитие насекомых с неполным метаморфозом.____________

III. Задание. Выписать признаки насекомых

Майского жука

Комнатной мухи

(записать номер ответа)

1.   Развитие с полным метаморфозом.

2.   Развитие с неполным метаморфозом.

3.   Имеется 4 пары ног.

4.   Имеется 6 пар ног.

5.   Отделы тела: головогрудь и брюшко.

6.   Отделы тела: голова, грудь, брюшко.

7.   Способны летать.

8.   Органы дыхания - трахеи.

9.   Кровеносная система замкнутая.

10. Кровеносная система незамкнутая.

11. Ротовой аппарат грызущего типа.

12. Лижущий ротовой аппарат.

Задание №4. (Продолжить ответ).

1в.

II в.

1 . Загадка. Нос долог, голос тонок, летит -пищит, сядет - молчит. Кто его убьет - свою кровь прольет. Это. . .

1 . От самок тутового шелкопряда получают яйца, которые называются...

2. Химический способ борьбы - это. . .

2. Биологический способ борьбы -это...

3. Функцию размножения и расселения у пчел выполняют. . .

3. Как называют пчел, которые участвуют только в размножении?

4. Пасека -это...

4. Общественные насекомые -это . . .

5. Дыхальца - это. . .

5. Кокон -это...

V.

Перечислите биологические особенности насекомых, объясняющие причины их широкого распространения.____________

Докажите взаимосвязь строения систем органов майского жука с выполняемыми им функциями.

Зачет № 1 по теме:

«Тип Членистоногие».

(устно).

1.   Среда обитания и внешнее строение майского жука.

2.   Отряд Клопы.

3.   Внутренне строение майского жука.

4.   Многообразие жуков: божьи коровки, жуки - могильщики, колорадский жук.

5.   Размножение и развитие майского жука.

6.   Отряд Двукрылые: комары, оводы, слепни.

7.   Развитие насекомых с полным и неполным метаморфозом.

8.   Жалоносные перепончатокрылые.

9.   Отряд Чешуекрылые, или Бабочки.

10. Общая характеристика класса Насекомые, их охрана.

11. Тутовый шелкопряд и шелководство.

12. Жизнь пчелиной семьи.

13. Отряд Двукрылые. Комнатная муха.

14. Меры борьбы с насекомыми - вредителями.

15. Отряд Перепончатокрылые: пилильщики, рогохвосты, наездники.

16. Польза насекомых в природе и жизни человека.

17. Медоносная пчела. Строение рабочей пчелы.

18. Вред, приносимый насекомыми.

19. Отряд Стрекозы.

20. Происхождение насекомых и их взаимосвязь с другими классами членистоногих.

21. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных.

22. Размножение и развитие ракообразных. Органы чувств.

23. Внутренне строение ракообразных : пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная и нервная система ракообразных.

24. Многообразие видов: пресноводные, морские и наземные ракообразные, их приспособленность к среде обитания и значение.

25. Среда обитания и внешнее строение паука - крестовика. Размножение и развитие.

26. Внутреннее строение паука-крестовика: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная и нервная система.

27. Многообразие паукообразных: скорпионы, тарантул, каракурт, водяной паук. Их значение в природе и жизни человека.

28. Основные черты внешнего строения клещей. Клещи - вредители культурных растений. Паразитические клещи - возбудители и переносчики опасных заболеваний. Меры борьбы с ними.

Контрольная работа по теме: «Класс Ланцетники» и « Класс Рыбы».

I задание. Из перечисленных признаков ланцетника и речного окуня выпишите цифры, которые соответствуют:___

1в.- ланцетнику

II в. - речному окуню.

1.   Обитает во многих морях тропической и умеренной зон.

2.   Обычный обитатель пресных вод.

3.   Питается различными водными животными.

4.   Питается одноклеточными водорослями и простейшими.   .

5.   Роль внутреннего скелета выполняет хорда.

6.   Скелет состоит из большого количества костей.

7.   Кровеносная система состоит из сердца, сосудов и крови.

8.   Кровеносная система состоит из двух главных сосудов, многочисленных ответвлений и капилляров.

9.   Пищеварительная система очень проста.

10. Пищеварительная система сложная.

11. Нежные жабры снаружи покрыты жаберными крышками.

12. Дыхание осуществляется одновременно с питанием.

13. Изучение строения этого животного помогает ученым выяснить происхождение всех хордовых.

14. Кишечник имеет особый тонкостенный вырост - плавательный пузырь.

II задание. Дополнить ответ.

1в.

II в.

1 . Вдоль спины тела ланцетника тянется...

1 . Хорда выполняет роль. . .

2. У одних позвоночных хорда сохраняется в течение всей жизни, а у других только...

2. Центральная часть нервной системы расположена на. . ., а кишечник - на. . .

3. Обитающие в воде позвоночные дышат. . . , а на суше. . .

3. У животных типа Членистоногие кровеносная система. . . , а у Хордовых...

4. Рефлекс -это...

4. Нерест -это...

5. Проходные рыбы - это. . .

5. Условные рефлексы - это. . .

III задание. Тестирование.

(Выбрать правильный ответ и записать его номер)

1в.

II в.

1 . Из каких частей состоит тело рыбы? а) голова б) грудь в) брюшко г) туловище д) хвост е) конечности?

1 . Какие плавники парные? а) хвостовой б) спинной в) грудной г) анальный д) брюшной

2. Какая из пищеварительных желез

2. Какую роль играют жаберные

продуцирует желчь?

а) желудок

б) печень

в) поджелудочная железа

дуги?

а) опора

б)фильтр и дыхание

в) увеличение площади поверхности

3. Какая кровь проходит через сердце рыбы?

а) смешанная

б) венозная

в) артериальная

3. Сколько кругов кровообращения у рыб?

а) один

б) два

4.Промысловая рыба, которая главным образом разводится в прудах?

а) окунь

б)карп

в) плотва

4. Одна из наиболее ценных промысловых рыб?

а)судак

б) осетр

в) налим

г) сельдь ___

5. Сосуды, несущие кровь к сердцу

а) артерии (аорта)

б) вены

в) капилляры_____________

5. Сосуды, несущие кровь от сердца

а) артерии (аорта)

б) вены

в) капилляры_____________

IV задание.

ib.

II в.

1 . Запишите названия стадии развития рыб. Как называется личинка у рыб?

1 . Перечислите отделы головного мозга рыбы. Подчеркните, какой из отделов имеет главную роль в дыхательной и кровеносной системах?

2. Перечислите системы.

органы выделительной

2. Какое значение имеет плавательный пузырь?

ГУ.Задание со свободным ответом.

1в.

II в.

Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок?

Может ли рыба жить вне воды? Почему?

Контрольная работа по темам: «Класс Земноводные» «Класс Пресмыкающиеся».

I задание. Сравнение взрослой лягушки с головастиком.

Признаки

Лягушка

Головастик

1 . Место обитания

2. Способ передвижения

3. Части тела

4. Способ питания

5. Органы дыхания

6. Строение сердца

7. Кровообращение

8. Боковая линия

9. Хорда

II задание. Выписать, используя номер вопроса, характерные особенности лягушки и прыткой ящерицы.

1в.

II в.

Особенности лягушки

Особенности ящерицы

1.   Сердце трехкамерное без перегородки.

2.   Сердце трехкамерное с перегородкой.

3.   Два круга кровообращения.

4.   Кровеносная система замкнутая.

5.   Голая, влажная кожа.

6.   Сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками.

7.   Головной мозг состоит из пяти отделов.

8.   Оплодотворение наружное.

9.   Оплодотворение внутреннее.

10. Органы дыхания - легкие.

11. Органы дыхания - легкие и кожа.

12. Постоянная температура тела.

13. Непостоянная температура тела.

14. Мечут икру.

15. Откладывают яйца.

16. К грудным позвонкам прикрепляются ребра.

17. Передняя конечность состоим из плеча, предплечья и кисти.

18. Задняя конечность состоит из бедра, голени, стопы.

19. Имеют веки.

20. Развитие с превращением.

21. Развитие без превращения.

III задание. Записать ответ.

1в.

II в.

1 . Что такое регенерация?

1 . Что такое резонаторы?

2. Как называется личинка у

2. Какой отдел головного мозга

земноводных?

наиболее развит у земноводных?

3. Запишите формулу большого круга кровообращения.

3. Запишите формулу малого круга кровообращения.

4. Где содержится только артериальная кровь?

4. Где содержится только венозная кровь?

5. Куда открывается задняя кишка у земноводных?

5. Чем отличается сердце лягушки от сердца крокодила

IV задание. Свободный ответ.

1в.

II в.

Запишите особенности приспособления пресмыкающихся к условиям обитания.

Запишите особенности приспособления земноводных к условиям обитания в Н^О, на суше.

Зачет №2 (письменно) Темы:

«Класс Рыбы»

«Класс Земноводные»

«Класс Пресмыкающиеся»

I вариант.

1.   Внешнее строение лягушки.

2.   Внутреннее строение рыбы: Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система

3.   Скелет ящерицы.

4.   Размножение и развитие рыб.

5.   Многообразие и значение земноводных.

II вариант.

1.   Скелет лягушки.

2.   Внешнее строение рыбы. (Особенности приспособления к жизни в воде)

3.   Внутреннее строение ящерицы: Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система

4.   Размножение и развитие лягушки.

5.   Многообразие и значение пресмыкающихся.

III вариант.

1.   Внутреннее строение лягушки: Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система

2.   Скелет рыбы.

3.   Внешнее строение ящерицы.

4.   Размножение и развитие ящерицы.

  1. Многообразие и значение рыб.

Контрольная работа по теме: «Класс Птицы»

I задание. Ответить на вопросы.

1. Каковы отличительные признаки птиц?

2. Какие приспособления к полету характерны для птиц?

3. Что представляет собой помет птицы?

4. Как называются кровеносные сосуды, отводящие кровь от сердца?

5. Как называются кровеносные сосуды, приносящие кровь в сердце?

6. Какая кровь находится в правом предсердии и в правом желудочке?

II задание. Продолжить мысль.

1в.

II в.

1. Киль -это...

1. Цевка — это...

2. Токование - это. . .

2. Археоптерикс - это. . .

3. Гнездовые птенцы - это. . .

3. Выводковые птенцы - это. . .

4. Птицеводство - это. . .

4. Порода -это...

III задание. По перечисленным особенностям лесных птиц разделите их на 2 отряда.

1в.

II в.

Отряд Дятлообразные

Отряд Куриные

1.   Птицы сравнительно крупные.

2.   Ростом немного крупнее скворца.

3.   Крылья широкие, закругленные.

4.   Оперение черное, с белыми полосками. Подхвостье ярко-красное.

5.   Ноги четырехпалые с большими когтями и густо оперены.

6.   Голова небольшая, на затылке красная полоска.

7.   Ноги короткие с загнутыми острыми когтями.

8.   На ноге 2 пальца обращены вперед, 2 - назад.

9.   Клюв относительно большой, вершина надклювья заострена и немного загнута книзу.

10. Клюв долотообразный, крепкий, заостренный.

11. Разыскивает пищу на земле, едят лесные ягоды, почки и сережки березы, ольхи, срывают зеленые части растений, ловят насекомых.

12. Питаются взрослыми насекомыми и их личинками, живущими под корой и в древесине.

13. Язык длинный, гораздо длиннее клюва.

14. Летают невысоко, тяжело и поднимаются с земли с шумом.

15. Летают сравнительно небыстро.

16. На зиму никуда не улетают.

17. Перья хвоста твердые, упругие, с взъерошенными концами.

18. Гнездятся на земле.

19. Ночуют в дуплах, спят в вертикальном положении, прицепившись острыми когтями к стенке дупла.

20. Ночуют обычно высоко в гуще ветвей. Зимой зарываются в рыхлый снег.

21. Откладывают помногу яиц.

22. С приходом весны птицы токуют.

Что это за птицы?

2,4,6,7,8,10,12,13

1,3,5,9,11,14

IV задание. Указать на признаки сходства птиц и пресмыкающихся.

Зачет №3 (письменно) по теме: «Класс Птицы»

I вариант.

1.   Укажите на особенности, связанные с полетом птиц (во внешнем строении).

2.   Описать пищеварительную систему птиц.

3.   Выводковые и гнездовые птенцы, их отличие.

4.   Дать характеристику хищных птиц и указать на особенности приспособления ук условиям обитания.

5.   Какое значение имеют птицы в природе.

II вариант.

1.   Укажите на особенности в строении скелета птицы, связанные с полетом.

2.   Зарисовать строение яйца птицы и подписать его части.

3.   Нервная система и орган чувств птиц.

4.   Дать характеристику водоплавающих птиц и указать на особенности приспособления к среде обитания.

5.   Какое значение имеют птицы для человека.

III вариант.

1.   Укажите на особенности во внутреннем строении птицы, связанные с полетом.

2.   Зарисовать строение сердца птицы и подписать его отделы, указать, какая кровь находится в каждом из отделов.

3.   Происхождение птиц.

4.   Дать характеристику птиц культурных ландшафтов и указать на особенности приспособления к среде обитания.

  1. Охрана и привлечение птиц.

Контрольная работа №1 по теме: «Класс Млекопитающие».

I задание. Выписать из перечисленных характеристик животных те, что относятся к млекопитающим, используя цифровые данные.

II в.

(цифры, стоящие слева)

(цифры, стоящие справа)

1. Развит волосяной покров.

2. Кожа вся покрыта чешуей.

3. В коже нет желез.

4. В коже много желез.

5. Выкармливание детенышей молоком.

6. Нет диафрагмы.

7. Есть диафрагма.

8. Жаберное дыхание.

9. Легочное дыхание.

10. Сердце трехкамерное.

11. Сердце четырехкамерное.

12. Теплокровные животные.

13. Развитая Ц.Н.С.

14. Ребра только в грудном отделе тела

15. Глаза имеют веки.

16. Глаза без век.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

II задание. Дополните ответ.

1в.

II в.

1 . Температура тела. . .

1 . Чем представлено наружное ухо?

2. Как называются длинные волосы?

2. Как называются короткие, мягкие волосы.

3. Количество шейных позвонков...

3. Количество грудных позвонков...

4. Пояс передних конечностей

4. Пояс задних конечностей

5. Сверху зуб покрыт. . .

5. Вначале у щенков прорезываются . . . зубы.

б.Перегородка, отделяющая грудную часть от брюшной, называется. . .

6. Кишечник состоит из ...

7. Формула большого круга. . .

7. Формула малого круга. . .

8. Органы осязания - ...

8. Орган вкуса-...

9. Матка -это...

9. Плацента - это. . .

10. Беременность

10. Молоко образуется в ...

Контрольная работа №2 по теме: «Класс Млекопитающие».

Задание №1. Укажите (цифрами) характерные особенности млекопитающих.

1в.

II в.

Семейство волчьих.

Семейство кошачьих.

1.   Сильно развито обоняние.

2.   Обоняние развито слабо.

3.   Свою добычу подстерегает в засаде или подкрадывается к ней.

4.   Слух очень тонкий.

5.   Когти втяжные.

6.   Когти невтяжные.

7.   Хорошо видит как днем, так и ночью.

8.   Круглая голова.

9.   Острая вытянутая морда.

10. На охоту выходят стаями, редко в одиночку.

11. Ценные пушные звери.

12. Добычу обнаруживают по запаху.

13. Животное очень чистоплотное и постоянно умывается.

14. Численность видов постоянно находится под контролем человека.

15. В нашей стране охраняются многие виды этого семейства.

Задание №2. Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.

1 - Насекомоядные.

2 - Рукокрылые.

3 - Зайцеобразные.

4 - Грызуны.

5 - Хищные.

6 - Ластоногие.

7 - Китообразные.

8 - Парнокопытные.

9 - Непарнокопытные. 10-Приматы.

1в.

II в.

Вампир, лиса, медведь, горностай, дельфин, носорог, косуля, олень, выхухоль, крот, хорек, осел, лошадь, кошка, овца, жираф, тюлень, рысь, заяц.

Землеройка, зебра, котик, шакал, зубр, куница, волк, ондатра, шимпанзе, лось, орангутанг, коза, кабан, кролик, корова, буйвол, белка, кит, хомяк.

Задание №3. Свободный ответ.

1в.

II в.

1 . Какое разнообразие в строении желудка наблюдается у различных млекопитающих?

1 . Какие системы органов участвуют в процессе выделения и в водном обмене?

Зачет №4 (устно) по теме: «Класс Млекопитающие».

1.   Основные черты внешнего строения и передвижения домашней собаки.

2.   Скелет и мускулатура собаки.

3.   Особенности строения систем внутренних органов собаки в связи с процессами жизнедеятельности. Обмен веществ.

4.   Нервная система и органы чувств. Поведение млекопитающих.

5.   Размножение и развитие млекопитающих: яйцекладущие, сумчатые и плацентарные животные.

6.   Происхождение млекопитающих.

7.   Отряд Насекомоядные, Кроты, Ежи, Землеройки. Особенности среды обитания и приспособленность к ней. Значение насекомоядных.

8.   Общая характеристика отряда Рукокрылые. Летучие мыши и крыланы. Приспособленность к полету и ориентация в пространстве. Значение рукокрылых.

9.   Общая характеристика отряда Грызуны, их многообразие. Среда обитания, значение в природе. Промысловые грызуны. Грызуны-вредители сельского хозяйства, распространители опасных заболеваний.

10. Общая характеристика отряда Зайцеобразные, их многообразие.

Приспособленность зайцев (беляка, русака), дикого кролика к среде обитания. Кролиководство. Породы кроликов - причины их многообразия.

11. Общая характеристика отряда хищные. Семейства Кошачьи, Волчьи.

Приспособленность к среде обитания. Многообразие и значение в природе и народном хозяйстве.

12. Семейства Куньи и Медвежьи. Приспособленность к среде обитания. . Многообразие и значение в природе и народном хозяйстве.

13. Общая характеристика отряда Ластоногие. Многообразие и

приспособленность к полуводному образу жизни. Значение ластоногих.

14. Общая характеристика отряда Китообразные. Многообразие: киты, дельфины, кашалот. Приспособленность к жизни в воде. Значение в природе и жизни человека.

15. Общая характеристика отряда Парнокопытные. Их многообразие. Особенности жвачных. Значение в жизни человека.

16. Общая характеристика отряда Непарнокопытные. Их многообразие. Дикая лошадь Пржевальского, приспособленность к жизни в открытых пространствах. Значение.

17. Общая характеристика отряда Хоботные. Слоны, мамонты, их приспособленность к среде обитания. Значение.

18. Общая характеристика отряда Приматы. Узконосые и широконосые обезьяны. Мартышки, их приспособленность к древесному образу жизни.

19. Человекообразные обезьяны. Усложнение организации обезьян. Сходство и общность происхождения обезьян и человека.

20. Общая характеристика класса Млекопитающие. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Охрана млекопитающих.

21. Сельскохозяйственные животные. Крупный и мелкий рогатый скот: их происхождение. Многообразие пород и его причины. Технология их содержания, кормления и разведения.

22. Сельскохозяйственные млекопитающие, свиноводство и коневодство. Их происхождение. Многообразие пород и его причины. Технология их содержания, кормления и разведения.

Экзаменационные билеты

№1.

1.   Класс Ракообразные. Среда обитания. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака. Размножение и развитие.

2.   Размножение и развитие птиц. Выводковые и гнездовые птенцы. Забота о потомстве.

3.   Отряд Рукокрылые. Летучие мыши и крылаты. Приспособленность к полету. Общая характеристика отряда.

№2.

1.   Класс Паукообразные. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения паука-крестовика. Размножение и развитие.

2.   Приспособленность птиц к сезонным явлениям природы: гнездование, кочевки, перелеты, линька. Инстинкт.

3.   Отряд грызуны. Среда обитания, многообразие и значение в природе, сельском хозяйстве и жизни человека. Общая характеристика отряда.

№3.

1.   Основные черты внешнего строения клещей. Клещи - вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи и меры борьбы с ними.

2.   Происхождение птиц. Черты сходства и отличия между птицами и .пресмыкающимися.

3.    Отряд Зайцеобразные. Приспособленность зайцев (беляка, русака, дикого кролика ) к среде обитания. Породы кроликов. Общая характеристика отряда.

№4.

1.   Класс Насекомые. Среда обитания. Особенности внешнего строения майского жука. Размножение и развитие.

2.   Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки.

3.   Отряд Дятлы. Общая характеристика отряда. Приспособленность к среде обитания. Значение в природе.

№5.

1.   Тип Иглокожие. Основные черты организации. Многообразие: морские звезды, морские ежи, голотурии. Значение в природе и жизни человека.

2.   Нервная система, органы чувств и поведение млекопитающих.

3.   Отряд Куриные (лесные). Общая характеристика отряда. Приспособленность к среде обитания. Значение.

№6.

1.   Класс Ланцетники. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения ланцетника как низшего хордового животного. Практическое значение.

  1. Размножение и развитие млекопитающих: яйцекладущие и сумчатые.

3.   Отряды: Дневные хищники, Совы. Характеристика отрядов. Особенность приспособления к среде обитания. Значение.

№7.

1.   Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее

строение речного окуня. Скелет и мускулатура. Особенности приспособления для жизни в воде.

2.   Размножение и развитие млекопитающих: плацентарные. Выкармливание детенышей молоком.

3.   Водоплавающие птицы. Отряды: Гусеобразные, Пингвины. Особенность приспособления к среде обитания. Значение.

№8.

1.   Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение лягушки. Скелет и мускулатура.

2.   Происхождение млекопитающих. Сходство и различие между млекопитающими и пресмыкающимися.

3.   Многообразие пресмыкающихся. Отряды: Чешуйчатые, Крокодилы и Черепахи. Их приспособленность к среде обитания. Значение.

№9.

1.   Класс Пресмыкающиеся. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие прыткой ящерицы. Регенерация.

2.   Значение насекомых в природе и жизни человека. Меры борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Их многообразие.

3.   Отряд Хищные млекопитающие. Общая характеристика отряда. Семейства: Волчьи, Медвежьи. Значение в природе и народном хозяйстве.

№10.

1.   Класс Птицы. Общая характеристика класса. Особенности среды обитания, строения, процессов жизнедеятельности птиц. Приспособленность к полету во внешнем строении.

2.   Хозяйственное значение рыб. Охрана рыбных богатств.

3.   Отряд Хищные млекопитающие. Общая характеристика отряда. Семейства: Кошачьи, Куньи. Значение в природе и народном хозяйстве.

№11.

1.   Класс Млекопитающие. Основные черты внешнего строения и передвижения домашней собаки. Скелет и мускулатура. Общая характеристика класса.

2.   Происхождение пресмыкающихся. Расцвет древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.

3.   Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Их приспособленность к среде обитания. Значение.

№12.

1.   Внутреннее строение речного рака. Общая характеристика класса. Ракообразные.

  1. Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана и привлечение птиц.

3.   Отряд Ластоногие. Общая характеристика отряда. Тюлени, котики, их приспособленность к полуводному образу жизни. Значение ластоногих.

№13.

1.   Внутреннее строение майского жука. Типы развития (метаморфозы) насекомых.

2.   Птицеводство. Многообразие пород сельскохозяйственных птиц. Промышленное птицеводство.

3.   Отряд Китообразные. Общая характеристика отряда. Киты и дельфины. Приспособленность к жизни в воде. Их значение.

№14.

1.   Внутреннее строение речного окуня (питание, дыхание, кровообращение, выделение).

2.   Отряд Приматы. Общая характеристика отряда. Приспособленность приматов к древесному образу жизни. Общность происхождения приматов и человека.

3.   Класс Хрящевые рыбы: акулы, скаты. Особенности строения в связи со средой обитания. Значение. Общая характеристика класса.

№15.

1.   Нервная система, органы чувств, поведение рыб.

2.   Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Охрана млекопитающих.

3.   Отряд Перепончатокрылые. Характеристика отряда. Медоносная пчела. Особенности строения, жизнедеятельности. Жизнь пчелиной семьи. Размножение и развитие. Значение перепончатокрылых.

№16.

1.   Размножение и развитие рыб. Забота о потомстве. Нерест.

2.   Сельскохозяйственные животные класса млекопитающих. Крупный и мелкий рогатый скот.

3.   Отряд Чешуекрылые или Бабочки. Дневные и ночные бабочки. Черты приспособленности к среде обитания. Размножение и развитие. Тутовый шелкопряд. Значение. Общая характеристика отряда.

№17.

1.   Внутреннее строение лягушки: питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ. Нервная система и органы чувств.

2.   Сельскохозяйственные животные класса Млекопитающие. Свиноводство и коневодство.

3.   Класс Костные рыбы: осетровые, карпообразные, тресковые, кистеперые. Особенности строения. Значение. Общая характеристика класса.

№18.

1.   Размножение, развитие и происхождение земноводных.

2.   Тип Хордовые, их основные особенности. Классификация типа Хордовых. Общая черта позвоночных животных.

  1. 3.   Отряд Парнокопытные. Их многообразие. Общая характеристика отряда. Значение. Особенности жвачных животных.

№19.

1.   Скелет и мускулатура птиц. Особенности приспособления к полету.

2.   Доказательства эволюции животного мира: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно анатомические.

3.   Отряд Непарнокопытные. Общая характеристика отряда. Многообразие. Приспособленность дикой лошади Пржевальского к жизни в открытых пространствах. Значение непарнокопытных.

№20.

1.   Внутреннее строение птиц. Нервная система и органы чувств. Приспособленность к полету во внутреннем строении.

2.   Главные движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, отбор. Борьба за существование.

3.   Отряд Хоботные. Общая характеристика отряда. Слоны, мамонты, их приспособленность к условиям окружающей среды. Значение.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа 7 класс Черви

I. Вставьте пропущенные слова

1. Кольчатые черви делятся на три класса: ___________

2. Тело кольчатых червей разделено поперечными перегородками на отдельные _________

3.  Кожно-мускульный мешок кольчатых червей состоит из следующих слоев: снаружи -___________, под ней _________ эпидермис, под ним слой _________ и ________ мышц.

4. У кольчатых червей __________ полость тела.

5. У кольчатых червей появляется ___________ кровеносная система.

6. По __________ сосуду кровь движется от переднего конца тела к заднему.

7. Движение крови происходит, в основном, благодаря сокращению стенок ____________ сосудов передней части тела.

8. У многощетинковых по бокам каждого сегмента находятся органы движения - ___________

9. У малощетинковых на каждом сегменте расположено по ___________ щетинок.

10. У многощетинковых из оплодотворенного яйца развивается планктонная ___________, у малощетинковых развитие ___________ без стадии личинки.

11.  Органы равновесия кольчатых червей называются ___________

II. Итоговая проверка знаний

Контрольные вопросы

1. На какие три класса делятся плоские черви? ___________

2. Каково систематическое положение молочной планарии, печеночного сосальщика, свиного цепня? ___________

3. Какая симметрия тела характерна для плоских червей? ___________

4. Какой зародышевый листок впервые появляется у плоских червей? ___________,  

5. Чем образован кожно-мускульный мешок плоских червей? ___________
6.  Чем заполнены промежутки между внутренними органами у плоских червей? ___________

7. Что характерно для пищеварительной системы плоских червей? ___________

8. Чем представлена нервная система плоских червей? ___________

9.  Чем представлена выделительная система плоских червей? ___________

10.  Какие организмы называются окончательными хозяевами паразита? ___________

11. Каким образом происходит заражение человека и животных печеночным сосальщиком? ___________

12.  Каким образом происходит заражение человека свиным цепнем? ___________

13. Кто является окончательным хозяином свиного цепня, а кто-промежуточным? ___________

14. Каково систематическое положение аскариды, острицы? ___________

15. Каково строение кожно-мускульного мешка круглых червей? ___________

16. Как называется полость тела у круглых червей? ___________

17.  Чем представлена нервная система круглых червей? ___________

18.  Чем пищеварительная система круглых червей отличается от пищеварительной системы плоских червей? ___________

19. Где паразитируют аскарида, острица? ___________

20.  От кого произошли круглые черви? ___________

21.  Какова классификация кольчатых червей? ___________

22.  Каково систематическое положение нереиды? ___________

23.  Каково систематическое положение дождевого червя? ___________

24. Чем образован кожно-мускульный мешок кольчатых червей? ___________

25. Какая полость тела у кольчатых червей, как она называется? ___________

26.  Какая система органов появляется у кольчатых червей, но еще отсутствует у круглых? ___________

27. Что характерно для кровеносной системы кольчатых червей? ___________

28. Чем представлена нервная система кольчатых червей? ___________

29.  Чем представлена выделительная система кольчатых червей? ___________

30. От кого произошли кольчатые черви? ___________

III. Темы для письменных ответов

1. Кожно-мускульный мешок и две системы органов планарии (по выбору учителя).

2. Цикл развития печеночного сосальщика. Путь заражения человека.

3.  Внешнее строение свиного цепня. Цикл развития и путь заражения человека.

4. Кожно-мускульный мешок и две системы органов аскариды (по выбору учителя).

5. Кожно-мускульный мешок и две системы органов дождевого червя (по выбору учителя).



Предварительный просмотр:

Характеристика сред обитания

Среда обитания

Обитатели

Характеристика среды:

Водная

Гидробионты:

жук-плавунец,

тритон,

щука,

карась,

речной рак

•  большая плотность:        

•  сильные перепады давления:

•  относительно малое содержание кислорода;

•  сильное поглощение солнечных лучей;

•  солевой режим;

•  скорость течения;

•  содержание органических веществ, взвешенных частиц;        

•  свойства грунта

Наземно-воздушная

Волк,

кабан,

поползень,

 крапивница,

медведь

•  газообразная среда с низкой плотностью

•  высокое содержание кислорода:

•  малое количество водяных паров;

•  температура воздуха:

•  разная интенсивность света

Почвенная

Эдафобионты:

дождевой

червь,

крот,

личинки

насекомых

•  твердые границы окружены воздухом и водой;

•  сглажены температурные колебания;

•  свет практически не играет роли;

•  структура почвы, ее влажность и химический состав

Образуемая

живыми

организмами

Паразиты:

гельминты, вши, блохи. Симбионты: жгутиконосцы.

•  обилие пиши:

•  относительная стабильность условий,

•  защищенность от неблагоприятных внешних факторов:

•  активное сопротивление организма-хозяина;

•  затруднено осуществление жизненного цикла  

Цепи питания

Трофический уровень

Роль в пищевой цепи

Категория организмов

IV

минеральные    вещества, помет

Разложение органических веществ до неорганических

Редуценты

грибы, бактерии

Гетеротрофы

III

луговая птица

Питание мелкими остатками разложившихся животных, растений, грибов Питание живым органическим веществом животного происхождения

Детритофаги

черви, личинки насекомых

Консументы

вторичные и третичные

(зоофаги)

истинные хищники, падалъшмки

II

мотылек

Питание живым органическим веществом растительного происхождения

Консументы первичные (фитофаги)

растительноядные животные

I

зеленое растение

Создание органичекого вещества из неорганического с использованием энергии Солнца и химических реакций

Продуценты

(фотоавтотрофы)

зеленые растения

Автотрофы

•Трофический уровень — место положения различных организмов относительно обычного источника поступающей в сообщество энергии.

•Детритофаги — живые организмы, питающиеся мертвым органическим материалом (детритом).

Обычно в природе множество пищевых цепей(каждая из которых является отдельным каналом, по которому передается вещество и энергия), очень сложно друг с другом переплетающихся, образуя пищевые цепи.

ПРИМЕР:

  1. цв.растения – насекомые – мелкие птицы – полярная сова
  2. цв.растения – тундровая куропатка – песец – волк
  3. цв.растения – заяц - песец