Районный конкурс "Учитель года Дона - 2017", номинация "Воспитатель года"

Лысенко Татьяна Алексеевна

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе19.93 КБ
Файл Описание опыта работы37.67 КБ
Файл opyt.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» г.Зернограда

Конкурсное задание заочного тура

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Лысенко Татьяна Алексеевна

                                                                                   воспитатель                              

г.Зерноград, 2017 г.

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

        «Воспитатель – это волшебник, который открывает

детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и

умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

Ещё, будучи маленькой девочкой, я любила ходить в детский сад. Спросите почему? Ведь дети, зачастую с неохотой посещают садик. А я, вспоминая свое детство, улыбаясь, говорю: «Мой любимый детский сад».

И это не случайно: я с удовольствием ходила туда, где меня встречали мои любимые воспитатели, люди, о которых и сейчас думаю с особым благоговением. Их любовь к детям чувствовалась во всем: в словах, интонации, поведении. И передавались нам, малышам.

Я взрослела, но те добрые чувства, которые подарили они нам, хранились в моем сердце. Я понимала, что мне тоже хочется поделиться ими, подарить этот волшебный мир детям. Это и определило мой профессиональный выбор.

Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям. Всегда могла найти общий язык с ними. Я была вожатой в школе. Проводила с детьми много времени – мы вместе занимались, гуляли, готовились к праздникам, ходили в походы…

А ещё я росла в  многодетной семье, где было  5  детей разного  возраста.

С младшими я всегда возилась – взрослые доверяли мне гулять с ними, а со старшими я устраивала разные концерты для детей и родителей. Сделав самодельную ширму и нарисовав героев, мы показывали целые спектакли по любимым для нас советским мультфильмам. Видимо, уже тогда во мне пробуждались гены воспитателя и просветителя.

Я понимала: каждый человек обязан сделать что-то в жизни не только для себя, но и для других. Эти мысли подсказали мне, что реализовывать себя я смогу в качестве педагога, воспитателя детского сада, тем более, что у меня уже был опыт общения с детьми. Я верила, что смогу по-доброму влиять на своих воспитанников, смогу воспитать их неравнодушными, отзывчивыми людьми.

Воспитать ребёнка – это уже след в жизни, задел на будущее, вложение моих сил и знаний в труд на благо общества. В этом мне и видится смысл жизни. Но одного желания мало, нужны глубокие знания.

Воспитатель должен быть своего рода волшебником, уметь играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и многое другое. Чем больше ты умеешь сам, тем проще, легче и интереснее общаться с детьми. И я пошла учиться.

В 1999 году я закончила Зерноградское педагогическое училище, и началась моя профессиональная жизнь.

Признаюсь, очень волновалась в первые дни работы в детском саду, когда принимала от коллег «эстафету» воспитателя. Очень признательна моим опытным коллегам за поддержку, совет и понимание, за веру в мои возможности и способности.

Видя каждый день в глазах детей отражение света, радости, надежды, хотела бежать к ним не с назиданиями, а по зову души своей: быть детям поддержкой и опорой в поисках самого себя, своей неповторимости и индивидуальности, учить их думать, рассуждать, сравнивать, делать выбор, анализировать свои поступки.

Добиваться желаемых результатов в педагогической работе мне помогает умение проживать вместе с детьми их детство, принимать их такими, какие они есть, ведь они такие разные: любопытные, смешные, активные и пассивные, непредсказуемые, заботливые. Каждый ребенок – целый мир, который нужно наполнить новыми знаниями, умениями, навыками, эмоциональными переживаниями.

Воспитатель – это Призвание. И чтобы ему соответствовать, нужно постоянно совершенствоваться, стремиться обогащать свою профессиональную компетентность, двигаться вперёд, быть верной своему делу. Быть воспитателем – это значит, по-матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу около двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива.

Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причем всех своих детей, несмотря на то, что все они разные – каждый со своим характером и причудами, со своими проблемами и чувствами. Ко всем воспитанникам нужно уметь относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которой нужно помочь развиться.

Каждый мой ребенок чувствует, что я радуюсь его успехам, радуюсь его стремлениям расти духовно, нравствено, его открытиям и победам, что каждому даю шанс стать талантливой личностью.

Без сомнения, находясь рядом с детьми постоянно, забываешь о своём возрасте. Кажется, что ты только пришла работать – очень юная, весёлая и энергичная. И так будет всегда…

Я уверена, только кропотливый труд моей души, знание современных образовательных технологий, педагогический опыт, обязательно дадут плоды и помогут в будущем моим воспитианникам стать опорой своим родителям, обществу.

Главное педагогическое кредо для меня – не быть равнодушной к радостям и слабостям доверенных мне детей, к их физическому и интеллектуальному развитию, дать детям почувствовать, что они по-настоящему мной любимы.

Ежедневное общение с моими воспитанниками на прогулках, экскурсиях, праздниках, соревнованиях не дает мне стареть душой, даёт ощущение быть востребованной, нужной.

Вместе с детьми я учусь осваивать новые высоты в моей профессиональной деятельности. Вместе с ними учусь сотрудничать, увлекая их в новые тайны и открытия, новые победы и достижения.

А еще воспитатель должен уметь правильно организовать работу с родителями: чем теснее налажен контакт с ними, тем лучше работать с детьми. Очень приятно, когда родители откликаются на мои просьбы, прислушиваются к моим рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей.

И только такое содружество «я – ребенок – родители» дают возможность развить природный потенциал каждого ребенка, воспитать личность, которая будет любить людей, уважать старших, защищать слабых.

Помощь друг другу в сотворчестве в воспитании и обучении детей помогает нам вдумчиво относиться к детским проблемам, выявлять и развивать их способности. Ведь приятно осознавать: наши дети – наша радость, наше будущее.

И, видя результат своей любимой работы – улыбающихся детей и их счастливых родителей, я хочу верить, что, вкладывая частицу себя, своей души и своего сердца в каждого ребенка, я смогу сделать этот мир добрее и лучше. А детство всегда рядом, в моем сердце, в моих детях…

     



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  "Звездочка"  г. Зернограда

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

воспитателя детского сада "Звездочка"

Лысенко Татьяны Алексеевны

(в рамках конкурса "Учитель года 2017"

в номинации "Воспитатель года")

г. Зерноград

2016 год


«Педагогическая модерация в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 1

Титульный лист

Слайд 2

Ролик

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

стрелка с законом и родителем

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

      Здравствуйте, уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы: «Педагогическая модерация в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Ролик

Уважаемые коллеги, представьте, что в начале нового учебного года руководитель сообщает вам, что в вашей группе будет находиться ребенок с ОВЗ, например, с ДЦП.

Я уже сразу могу сказать, какие мысли возникнут у вас.

Да, реакцию на данную новость можно условно разделить на три варианта: «Ой, как же мы будем работать? Мы ничего о них не знаем!», «Будут конфликты с родителями здоровых детей!», «Да зачем мне это нужно, проще уволиться», а кто-то будет сомневаться и тревожится о том, а справлюсь ли  я?

Когда ребенок рождается, никто не знает, каким он будет, и какие причины могут повлиять на его развитие. Будет ли ребенок особенным, обычным или гениальным. А мы, как люди взрослые, профессионалы, должны уметь приспосабливаться к потребностям каждого ребенка, включаться в его особенности. Поэтому все дети должны быть вместе и для всех в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы полноценные условия для развития и социальной адаптации.

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение социума к человеку с ограниченными возможностями. Его признают равноправным и достойным членом общества.

Это описано и в законе об образовании, согласно которому все дети имеют равный доступ к образованию, и родители являются первыми педагогами.

Актуальность. Значит, самым важным в обучении и воспитании детей с ОВЗ можно выделить то, что в условиях совместного обучения дети, педагоги и родители должны быть вместе.

Но в жизни родители зачастую оказываются лишь формальными участниками образовательно-воспитательного процесса.

Не кажется, ли Вам, что у нас возникает противоречие между тем, что сказано в законе об образовании и тем, что происходит на практике?

Возникает вопрос, как же привлечь родителей (законных представителей) на нашу сторону, сделать их не формальными, а фактическим партнерами.

Такую роль взяла на себя я и в этом мне помогла инновационная  технология - педагогическая модерация.

Наверняка, вы слышали о модерации в социальных сетях, на персональных сайтах. Но вряд ли задумывались, что ее можно использовать в педагогической практике, а тем более в педагогической практике работы  с детьми с ОВЗ.

Что же такое «педагогическая модерация»? И кто такой педагог-модератор?

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то модерация – это своего рода тоже игра, и поэтому, как и в любой игре, у нее есть свои правила.

Самое главное правило: - процесс  педагогической модерации должен быть  незаметным для каждого из участников, и родителей в том числе. Им не обязательно знать, что они являются участниками педагогической модерации, я привлекаю их по умолчанию.

И для них  становлюсь консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение ко мне обучающихся и их родителей – я превращаюсь в более опытного товарища, играющего в одной команде с детьми. И тогда возрастет доверие к педагогу, его авторитет и уважение у детей и родителей.

      Наверняка вы со мной согласитесь, уважаемые коллеги, что дети со сложным смешанным дефектом, должны сопровождаться тьютером. Но в штатном расписании такая должность не предусмотрена. Я нашла выход из данной ситуации – привлекаю родителей в качестве тьютера. Есть категория родителей ребенка  с ОВЗ,  которые приводя его в детский сад, перекладывают все функции на воспитателя, и считают, вы педагоги, вот и занимайтесь с ним, а я посмотрю, что у вас получится.

         Педагогическая модерация  не допускает такого отношения и меняет позицию родителей. Чтобы добиться положительного результата воспитатель становится родителем, а родитель становится воспитателем. Я приглашаю родителей на занятия, они видят, как я общаюсь с ребенком, вовлекаю в образовательный процесс и прошу те же требования предъявлять к ребенку дома. А если что-то не получилось, мы все ситуации обсуждаем вместе, пытаемся выявить и исправить допущенные ошибки.      

Таким образом, воспитатель, а в моем случае педагог-модератор, выполняет функции путеводителя по образовательным траекториям и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого ребенка.

       Мне повезло, наверное, больше чем вам: я работаю в детском  саду, в штате которого имеются разные специалисты. Они комплексно сопровождают воспитанников с особыми образовательными потребностями. А я хочу поделиться с вами тем опытом, который  будет доступен каждому воспитателю, независимо от вида группы, ее направленности и наличия в штатном расписании узких специалистов.

       Существует множество разнообразных форм работы с родителями. Вы их все прекрасно знаете, пользуетесь в своей практике, но зачастую они себя не оправдывают. А педагогическая модерация включает родителей в образовательный процесс и делает их полноправными партнерами.

        За время работы с детьми с ОВЗ я выделяю 3 типа семей по реакции родителей на ребенка:

- с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;

- с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства и т.д.;

 - со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, узких специалистов.

       В своей работе, используя технологию «педагогической модерации», мне чаще приходится работать с позицией 1-го и 3-го типа семьи. 

       Мониторинг изучения мнений родителей по поводу обучения детей с ограниченными возможностями в детском саду, проводится методом анкетирования, результаты которого представлены на слайде.

Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо усвоить основные методы и приемы взаимодействия с ребенком. Предлагаю рассмотреть их подробнее.

1. Не нарушайте каноны развития! Т.к. ведущий вид деятельности дошкольника – игра, то старайтесь поддерживать его игру и включаться в нее.

2. Обязательно комментируйте все бытовые ситуации короткой фразой с одновременным  показом при помощи жестов. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).

3. Для развития телесных ощущений и двигательной активности используйте следующие нехитрые приемы:

- раскачивание ребенка (в гамаке, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;

- ходьба по различным поверхностям;

- лазанье, перелезание по папе, по маме, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);

4. Можно использовать элементы «Холдинг-терапии», держа ребенка на коленях, рассказывая истории из жизни, при этом покачивая, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза».

      Другие методы и приемы представлены в методичке, вы можете ознакомится с ними более подробно после моего выступления.

     Таким образом, используя технологию педагогической модерации, можно добиться следующих результатов:

  • сформировать адекватное восприятие родителями своего ребенка и отойти от понятия «болезни ребенка» и перейти к понятию «особых законов развития»;
  • сформировать благоприятный микроклимат в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка с ОВЗ личностных, творческих и социальных ресурсов;

 Это позволит компенсировать многие трудности  личностного развития  и успешно перейти на следующую ступень образования.

Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» г. Зернограда ОПЫТ РАБОТЫ «Педагогическая модерация в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Воспитатель первой квалификационной категории Лысенко Татьяна Алексеевна г . Зерноград 2017 год

Слайд 2

Конвенция о правах инвалидов Принята: 13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Разработана: при активном участии организаций людей, имеющих инвалидность. Вступила в действие: действие 3 мая 2008 г. Отношение мирового сообщества: подписали Конвенцию 137 стран, из них - 44 ратифицировали. Российская Федерация: подписала 24 сентября 2008 г. подготовка ратификации требует оценки Российского законодательства об образовании на соответствие нормам Конвенции.

Слайд 3

Инклюзивное образование – приоритет государственной социальной политики России В.В. Путин «Мы просто обязаны создать н ормальную систему о бразования для инвалидов, ч то бы они с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»

Слайд 4

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конвенцией о правах ребенка. Конституцией РФ . Федеральным законом «Об образовании ». Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ ». Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Эти акты в соответствии со ст. 15 Конституции РФ является составной частью правовой системы государства и имеет более высокую юридическую силу по отношению к законодательству Российской Федерации.

Слайд 5

Актуальность Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Разнообразие усиливает все стороны жизни ребёнка. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Статья 18. Дошкольное образование. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Слайд 6

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Слайд 7

Правила модерации Все участники технологической цепочки(педагог, обучающиеся, их родители (законные представители) взаимосвязаны . Определены функции каждого участника воспитательно -образовательного взаимодействия. Скоординированные действия каждого участника.

Слайд 8

Цели применения модерации: эффективное управление и максимально полное вовлечение всех участников - воспитателя, специалистов, детей и родителей в образовательный процесс ; комплексное педагогическое сопровождение развития ребенка с ОВЗ, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольной образовательной организации, с минимальными потерями в физическом, психологическом, социальном здоровье; создание условий для ранней компенсации выявленных нарушений в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах у ребенка с ОВЗ ; повышение психолого-педагогической компетентности всех участников воспитательно -образовательного взаимодействия.

Слайд 9

Принципы модерации: структурированность (все содержание организованной образовательной деятельности (ООД) рационально делится на четко определенные части ); систематичность (отдельные части ООД взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание образовательной деятельности ); комплексность (содержание каждой части образовательной деятельности и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, всестороннее развитие и социализацию обучающихся ); прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна педагогу, и ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Слайд 10

Этапы модерации : д остижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов (этапы модерации );  эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;  упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация); мотивация всех участников образовательного процесса; мониторинг образовательного процесса; рефлексия педагога и обучающихся; анализ деятельности участников и оценка результатов.

Слайд 11

Формы работы с родителями Наименование Цель Формы взаимодействия Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение педагогического мониторинга, социологических срезов, опросов , анкетирования. Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста (нормально развивающих и детей с ОВЗ). Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультации в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием. Наглядно-информационные -Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. -Изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у детей общеобразовательных групп, их родителей и педагогов по отношению к детям с ОВЗ и детям-инвалидам. -Формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, так и со стороны самого ребёнка с ОВЗ и его семьи. - методические рекомендации для родителей; информационные проспекты для родителей; организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; организация мини-библиотек (педагогическая библиотека для родителей ); о фициальный сайт учреждения, ИКТ, мультимедиа ресурсы. Контрольно-оценочные блоки Выявления проблемного поля, потребностей родительской общественности. Определение результативности выбранного направления и методов. Анкетирование, наблюдение, беседы

Слайд 12

Мониторинг изучения мнений родителей по поводу обучения детей с ОВЗ в ДОО Вывод: Уровень осведомленности родителей об инклюзивном образовании увеличился с 37 % до 68 %; количество родителей, положительно относящихся к совместному обучению детей с ОВЗ вместе с обычными детьми стал на 23 % больше (они считают, что особым детям будет хорошо, комфортно учиться вместе с обычными ребятами); 12 % родителей (законных представителей), все еще показали низкие представления об инклюзивном образовании. Таким образом, на уровне ценностного отношения к совместному обучению около половины родителей принимают идеи инклюзивного образования, видят ценность такой формы образования для детей вообще и своих детей в частности . После применения педагогической модерации До применения педагогической модерации

Слайд 13

Выводы Сформировать адекватное восприятие родителями своего ребенка и отойти от понятия «болезни ребенка» и перейти к понятию «особых законов развития». Сформировать благоприятный микроклимат в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка с ОВЗ личностных, творческих и социальных ресурсов. Добиться партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями на всех ступенях образования ребенка с ОВЗ (детский сад - школа – проф. обучение ). Личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.

Слайд 14

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием ... Благодарю за внимание! Надеемся на плодотворное сотрудничество!