Советы родителям

Швенк Олеся Николаевна

Гиперактивность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdvg_giperaktivnost._sindrom_defitsita_vnimaniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром гиперактивности у ребенка,

коррекция, рекомендации для взрослых

Содержание:

  • Причины развития СДВГ
  • Как проявляется гиперактивность
  • Диагностические критерии СДВГ
  • Лечение СДВГ
  • Рекомендации для родителей

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции? Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей.

 СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории 

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

 Причины развития СДВГ

 Неблагоприятные факторы течения беременности:

 Гипоксия плода

Угроза прерывания беременности

 Стрессы во время беременности

 Неправильное питание во время беременности Курение

Неблагоприятные факторы в родах:

Затяжные роды

Стремительные роды

 Стимуляция родовой деятельности

Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы: 

Наличие у ребенка неврологических заболеваний

 Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями

 Излишняя строгость в отношении ребенка

Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом

Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ в зависимости от доминирующих признаков гиперактивности. Выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность 

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей.

 Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым. Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания. Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка. Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости». Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются. Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней. Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого. Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез. У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению. Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ 

Применять их целесообразно не раньше 6 лет.

 Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений.

 Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

 Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

 1. Беспокойные движения руками и ногами.

 2. Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.

 3. В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.

 4. Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.

5.Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься. 5Постоянно находится в движении.

6. Чересчур болтлив.

7. Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.

8. Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.

 9. Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.

10. Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

 1. Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.

 2. Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.

 3. При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает. Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.

 4. Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.

5. Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание. Ребенок часто теряет свои вещи.

 6Легко отвлекается на внешние раздражители. Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.

 7. Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

 При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. 

Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание.

Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные.

Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность Детям с СДВГ

1.  Нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания.

 2. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками.

3. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

 Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ. Релаксация

 Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга. Поведенческая коррекция Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

 Ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

 Рекомендации для родителей 

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете.
  • Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите. Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать.
  • Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать.
  • Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня.
  • Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок.  Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить.
  • Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь.
  • В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна.
  • Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время.
  • Он должен высыпаться.
  • Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий. Будьте спокойны, как бы это ни было трудно.
  • Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то.
  • Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Рекомендации для педагогов 

  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит. Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку. Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их
  •  Избегайте однообразия и монотонности на уроках.
  • Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут.
  • Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя. Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками