Проект "Зыряне - загадочный народ"

Попова Оксана Петровна

Прект с дошкольниками подготовительной группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»

Информационная карта

познавательно-исследовательского проекта

«ЗЫРЯНЕ -  

ЗАГАДОЧНЫЙ   НАРОД»

Участники проекта:

 дети подготовительной группы

  Руководители проекта:

 Попова Оксана Петровна

Дмитриева Любовь Алексеевна

2020 год

Содержание

  1. Паспорт проекта.

  1. Актуальность проекта.

  1. Цели и задачи проекта.

  1. Постановка проблемы.
  2. Этапы работы над проектом.

  1. Ожидаемые результаты.

  1. Целевая аудитория.

  1. Формы организации проекта.

  1. Ресурсы проекта.

10.Продукты деятельности детей.

  1. Продукты деятельности педагогов и родителей.

  1. Результаты деятельности педагогов.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Экспериментальная деятельность.
  4. Виды деятельности в соответствии с образовательными областями.
  5. Системная паутинка «Деятельность детей в центре активности».
  6.  Социальный эффект.

Паспорт проекта

Наименование учреждения и место проведения проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым».    

Адрес  учреждения

с. Казым ул. Школьная, 7б.

Тема проекта

«Зыряне – загадочный народ»

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели группы,  родители.

Возраст детей

6-7 лет

Название итогового мероприятия проекта

Мастер-класс по изготовлению кукол скруток

Сроки реализации проекта

Сентябрь - Ноябрь

Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный

2. Поисково - исследовательский

3. Результативный

4. Заключительный

12.

Целевая аудитория

Дети  старшего дошкольного возраста    

13.

Практическая значимость проекта

Данный проект может быть использован в практике   воспитателями дошкольных учреждений.

14.

Партнеры проекта

Этнографический музей-парк

с. Казым,  сельская библиотека, родители, бабушки.

15.

Предмет исследования

Народ зыряне

Актуальность проекта

Живут в Казыме разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим сосновый бор.

У каждого народа язык свой и наряд,

                                               Один кокошник носит, другой надел халат.

Один рыбак с рожденья, другой оленевод,

Один уху готовит, другой одежду шьёт.

Одним милее тундра, другим милей тайга

Но нет милее края, чем Родина-Югра!

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле.

В Белоярском районе, в селе Казым, живётдревний удивительный и загадочный  народ -  зыряне, пришедшие в эти места ровно 100 лет назад,  которые до сих порчтят традиции своего народа, сохраняют язык и культуру.

Зыряне всегда имели свои понятия и представления о жизни.  В суровой борьбе за существование и продолжение своего рода они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники,  бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное -  они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Культуразырянмалоизвестна и малоизучена. К сожалению, молодое поколение мало проявляет интерес к изучению своей культуры, возрождению своих традиций, своего родного языка.Вековые обычаи и традиции уходят в прошлое, растворяясь в  быстробегущем современном мире.

 Богатейшая и разнообразная культура, традиции зырян, сохраняющие собственные уникальные черты, представляют собой ценный материал для  изучения.

Понимая всю важность как познавательного, так и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, для   исследования мы выбрали тему об этом загадочном народе,живущем в нашем селе.Считаем тему актуальной, т.к. в нашем селе Казым проживает  много представителей  этой национальности.

 Проект  посвящен изучениютрадиций, быта, образа жизни и культуры зырян.

Цель: приобщение детей к уникальной культуре зырянского народа, живущего в Белоярском районе, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Сформировать знания детей об уникальных особенностях этого народа,  предметах быта, их назначении, об укладе жизни, через включение детей в поисково-исследовательскую деятельность.    

Задачи:

1. Развивать способность к поисковой деятельности:

  • определению задач, исходя из поставленной проблемы;
  • планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
  • выбору источников и  поиск информации.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умения экспериментировать с различными объектами;

3. Активизировать речь;

4. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

5. Развивать познавательный интерес к культуре родного края, традициям и  обычаям  зырян.

6. Воспитывать  любовь  к малой Родине.

Мотивация: путём исследовательской деятельности использовать различные источники информации, чтобы узнать о  зырянах, их культуре, обычаях, традициях.

Постановка проблемы: Почему зырян считают загадочным народом?

Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед с представителями старшего поколения): если мы изучим традиции, обычаи и культуру этого народа, глубже узнаем их историю, то у нас накопятся знания б этом народе. Мы сможем поделиться своими знаниями с теми, кто захочет больше узнать о зырянах.

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

1.Зыряне живут в

с. Казым?

2. Зыряне ухаживают за оленями?

1. Откуда пришли зыряне?

2.Чем занимаются?

3. Где живут?

4. Какие национальные костюмы носят зыряне?

5.Какие традиции и обычай у зырян?

1. Спросить у людей старшего поколения: бабушек и дедушек.  

2.  Послушать рассказы родителей.

3. Прочитать в библиотеке.

4.Посмотреть в интернете.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность педагога

(организационная, корректирующая, направляющая)

Деятельность детей

 I. Организационно-подготовительный

 1. Формулирует проблему:

 Почему зырян считают загадочным народом?

 2. Мотивация: используя различные источники  информации, узнать об образе жизни, культуре и традициях зырян.

3. Формулирует задачи:

  • Где живет этот  загадочный народ
  • Что означает слово – зыряне
  • А на каком языке они говорят
  • А какую одежду они носят
  • Чем занимаются зыряне
  • Какие обычаи есть у зырян

 4. Создаёт  учебно-методическую базу для успешной реализации проекта

1. Входят в проблему.

2. Узнают информацию из различных источников. 

 

3. Принимают задачи.

 Уточняют задачи проекта.

II. Поисково-исследовательский

Практическая деятельность по решению проблемы.

1. Проводит беседы, экскурсии, интегрированные занятия, показ презентаций, организовывает встречу с  представителями старшего поколения, разучивает игры.

 2. Обновляет содержание предметно-развивающей среды.

3.Оказывает практическую помощь  в решении задач.

4. Организует и помогает спланировать деятельность детей.

5. Направляет и контролирует осуществление проекта.

6.Взаимодействует  с родителями воспитанников, сотрудниками музея, библиотеки, людьми старшего поколения – представителями зырян.

1. Ищут способы решения задач. Проводят исследование.

2. Применяют содержание

предметно-развивающей среды во всех видах деятельности.

3. Выбирают необходимые материалы для поисковой,   продуктивной, игровой деятельности.

 4. Планируют свою деятельность.

 5. Объединяются в рабочие группы.

 6. Совместно с родителями готовятся к мероприятиям.

III. Результативный

 1. Праздник «У семейного очага»

2. Презентация проекта.

3. Выставка  творческих работ

 1. Участвуют в празднике.

 2. Презентуют проект

 3. Представляют продукты деятельности.

IV. Заключительный.

Подведение итогов, анализ работы по проекту:

  • оценка педагогами своего участия
  • эффективности проекта для расширения кругозора детей;
  • оценка и отзывы родителей.

Подведение итогов и обсуждение с детьми  результатов проекта.

Ожидаемые результаты:

- повысится познавательный интерес к истории родного края к традициям и быту зырян;

- сформируется чувство гордости за свою малую Родину.

Основная задача: помочь детям найти ответы на эти вопросы.

Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Формы и методы работы над проектом:

•        беседы с детьми;

•        организация с детьми подвижных игр  народов зырян.

•        организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с одеждой и бытом и занятиями зырян;

•        слушание музыкальных и литературных произведений;

•        непосредственно образовательная деятельность с детьми;

•        встреча  с оленеводом и чумработницей;

•        показ слайдовых презентаций;

•        экскурсии;

•       рассматривание картин, иллюстраций;

•        проведение конкурса рисунков и творческих работ,

•        проведение праздника.

Ресурсы проекта:

Временные – осень, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Человеческие (кадровые) – воспитатели, музыкальный руководитель.

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски.  

•        художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии,  предметы быта зырян, рисунки;

- фонотека музыкальных произведений (песен);

•        макет  жилища (чума) с утварью;

Продукты  деятельности детей:

•        Рисунки.

•       Поделки.

Продукты  деятельности педагогов и родителей:

•        Пошив родителями зырянской одежды для кукол.

  • Изготовление мужского пояса для мальчика (тасмы).
  • Пополнение уголка краеведения «Наш край – Югра»

•       Конспекты НОД и  развлечений для детей.

•        Консультации для родителей на темы: «О любви к родному краю», «Как приобщить ребёнка к родной культуре».

Результат деятельности педагогов:

•  Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с  укладом жизни людей, проживающих на территории округа, в частности –  зырян

• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений о   культуре, быте и уникальных особенностях зырянского народа  во все виды детской деятельности.  

Взаимодействие с родителями:

Помощь детям в подборе загадок, стихов о предметах быта, чтение сказок, поиск информации, помощь в изготовлении поделок и рисунков, подготовка и участие в празднике «У семейного очага». Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, поиск информации, беседа с  родственниками, людьми старшего поколения – представителями династий.

Экспериментально-продуктивная деятельность:

Эксперимент «Выделка камысов (шкуры с ног оленя) двумя способами».

Виды деятельности в соответствии с образовательными областями:

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

1. Познавательно-исследовательская:

  • экскурсии в этнографический музей-парк, библиотеку;
  • беседы на темы: «Как устроен быт  Казымских зырян в чуме»
  • просмотр слайдовых презентаций «Зырянский традиционный костюм», «Жизнь и  уклад жизни Казымских оленеводов»;  
  • просмотр видеофильма «У зырянской бабушки  в гостях»;
  • рассматривание фотографий детей, побывавших  на зырянском стойбище оленеводов;
  • НОД «Секреты хозяйки-зырянки», «Профессия -  оленевод»;
  • исследование:«Из чего сшита  зимняя одежда зырян»

Социально-коммуникативное развитие

1. Коммуникативная:

  • общение с  представителями старшего поколения;
  • мастер-класс по изготовлению зырянских кукол-скруток

2. Игровая:

  • сюжетно-ролевые игры: «Принимаем гостей», «В чуме», «У стойбища»;
  • дидактические игры: «Восстанови сюжет по картинкам», «Так бывает»,«Подбери пару», «Узнай по описанию»,«Собери стадо оленей»;

Речевое развитие

  • Словесные игры: «Закончи предложение», «Доскажи словечко»,  «1-2-5», «Угадай по описанию».
  • построение монолога «Расскажи по плану»;
  • отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие

  • Восприятие художественной литературы и фольклора:
  • чтение и прослушивание легенд,  сказок: «Седун», «Пыря – богатырь», «Восьминогая собака», «Чукля», «Две девушки и старуха Йома».
  • Стихи: «Почему оленевод в  чуме весело живёт», «Ставит чум моя семья».  
  • Художественное творчество:
  • «Зырянский сарафан»
  • рисование иллюстраций на тему «Жилище зырян-оленеводов»;
  • Продуктивная:
  • коллективная аппликация «На стойбище зырян-оленеводов»  
  • лепка  из пластилина на тему «Люлька («онтуп», «потан») для младенца»
  • Конструктивная:
  • создание макета «На зырянском стойбище» из  природного и бросового материала.
  • Музыкальная:
  • разучивание песни А. Брандт«Ты прекрасна земля Казыма»

Физическое развитие

1.  Двигательная:

  • разучивание подвижных игр: «Ловля оленей»,«Важенка и оленята», «Хэйро», «Кто быстрей  построит чум», «Оленьи бега»;
  • эстафета «Оленья упряжка»
  • динамические паузы: «Ловко кину я аркан», «Оленёнок»;

Системная паутинка по проекту  «Деятельность детей в центрах активности»

        

Социальный эффект

Работа по проекту «Зыряне – загадочный народ» направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к населению ХМАО-Югры, их укладу жизни, быту, традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с музеем – парком, библиотекой,  организация  праздника, выставки  позволяет повысить социальную активность детей и их родителей.

     Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

     Социальная направленность проекта заключается в тесном    взаимодействии    детей,    родителей   воспитанников и   педагогов группы.

Выход:

Информация, полученная в ходе исследования, представлена детьми в виде выступления с использованием  слайдовой  презентации перед экспертами и детьми старшего дошкольного возраста.   Организована выставка детского творчества. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «У семейного очага».

Риски:

Непостоянство состава детей в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Пути преодоления: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в следующем:

Исследовательская деятельность по изучению  культуры, обычаев, традиций и уклада жизни зырян представлена во всех образовательных областях, что  позволило включить национально-региональный компонент во  все виды образовательной деятельности.  Использование интегрированного подхода  позволило  решить поставленные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечения родителей к тесному сотрудничеству.

Достигнутые результаты:

          Участие в проекте способствовало повышению познавательной и исследовательской активности детей к народам, проживающим на нашем округе. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.