Инструментарий

Анисимова Елена Борисовна

Все, что нужно  для уроков. Вопросы теории и методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как составить технологическую карту

урока английского языка по ФГОС

Подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление  технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Выбрав и проанализировав огромное количество   информации по составлению технологических карт, была  составлена таблица, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т.д.,. Составляя очередную технологическую карту урока, можно копировать  и переносить  необходимую информацию в таблицу.

Ниже представлен  макет карты:

Этап

Цель

Содержание урока

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

Результат сотрудничества

Средства

обучения

учитель

обучающийся

В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».

Шаг 1.  Заполнение «шапки»

Класс:

Тема урока:

Базовый учебник:

Шаг 2. Определение места урока, его цели  (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задач

Цель: Например: организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С,  познакомить с понятием транскрипции.

Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.

Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…

Задачи:

  • Образовательная (познавательная, когнитивная): формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами;

Например:

 Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

 Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать …., уметь …

 Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.

  • Развивающая. Формулировки - развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов;

Примеры развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

 «Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

 «Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

 «Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

 «Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

 «Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

 «Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

 «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

 «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

 «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

 «Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

  • Воспитательная. Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Примеры воспитательных целей:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

 «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

 «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

 «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

 «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

 «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

 «Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

 «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

 «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»

 «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

 «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

 «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

 «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»

 «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

 Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально – ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.

Тип урока: урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний или  урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений..

Оборудование:

Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.

Шаг 3. - Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить логичность.

Этапы урока:

Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин)

1.1 Организация начала занятия приветствие, разминка

1.2 Подготовка к основному этапу занятия  (Обеспечение мотивации учебной деятельности – целеполагание)

1.3 Проверка выполнения домашнего задания

Операционно-познавательная часть (30-35 мин)

2.1 Усвоение новых знаний и способов действий

2.2 Первичная проверка понимания

2.3 Закрепление знаний и способов действий

2.4 Обобщение и систематизация знаний

2.5 Контроль и самопроверка знаний

Рефлексивно-оценочная часть (5-10 мин)

3.1 Подведение итогов занятия

3.2 Рефлексия

3.3 Информация о домашнем задании

Обязательно включить физминутку (на 20-25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).

Шаг 4. Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т.д

Шаг 5. Содержание урока  – действия учителя и действия учащихся

Шаг 6. Используемые методы (репродуктивные (Р), частично-поисковые (Ч-П), объяснительно-иллюстративные (О-И)), приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальнаяколлективная, в парах).

Шаг 7. Формируемые УУД («универсальные учебные действия» или другими словами умение учиться)

Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

1. Личностные УУД:

 -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.

2. Регулятивные УУД и виды деятельности:

- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений  в два и более действий);

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

3. Познавательные (общеучебные) УУД :

-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)

- знаково-символическое моделирование (построение чертежей,  схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись  формул)

- умение структурировать знания (создание кластеров, методика  «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею. )

- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления,  процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

 Познавательные (логические) УУД:

- анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

4. Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)

- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

умение договариваться, находить общее решение  (работа в парах,  группах);

- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),

- уважение к другой точке зрения,

-  умение доказывать свою позицию,

-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах,  проектная деятельность).

Шаг 8. Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.

Шаг 9. Прописывая средства обучения, удобно видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.

Нужно сохранить на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками, и заполнить их уже подготовленной информацией.

Использованные материалы:

http://fortee.ru/2012/09/08/kak-pravilno-formulirovat-celi-uroka/

http://festival.1september.ru/articles/630119/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/03/20/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh



Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Великая цель образования -

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Стремительное вхождение Российской Федерации в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Отсюда следует возрастающая значимость обучения иностранным языкам с целью формирования коммуникативной компетентности, что является одним из требований ФГОС нового поколения. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения.

В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы [3].

На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. 

Формирование УУД на уроках иностранного языка включает в себя несколько видов действий:

  1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнения и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
  2. Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка формируются, таким образом, речевые умения.
  3. Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Например, учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок.
  4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества) [2].

Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.

Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. Так, в дополнение к учебникам английского языка Ю.Ваулиной, Дж.Дули  «Spotlight» для 5-11 классов учащимся можно предложить разработать проекты лингвострановедческого характера по разделу «Culture corner» – «Культурный уголок». Основной вопрос, который ставится при разработке этого раздела: Какой культурный опыт преобретают  туристы при посещении незнакомой страны? Таким образом, помимо основной темы урока можно достичь усвоения таких страноведческих тем, как «Англия», «Ирландия», «Шотландия», «Уэльс»  и др. 

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Работа над исследованием должна занимать 5 уроков. На первом уроке объясняется цель исследования, определяются тема и задачи исследования, учащиеся делятся на группы, обсуждают в группах тему, выдвигают гипотезы, дается план описания и исследования страны: географическое положение, история, экономика, население и языки, символы и геральдика, роль страны в глобализации, ее культура. Следующие три урока работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы, согласно памяткам. На пятом уроке учащиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из учащихся от группы), вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Литература

  1. Ю.Ваулиной, Дж.Дули  УМК «Spotlight» для 5-11 классов: уч.для общеобр.орг.,М.: Express Publishing: Просвещение. – 2015-2018 г.г.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.



Предварительный просмотр:

Использование в обучении продуктивных технологий XXI века в рамках введения ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация его идей требуют принципиально нового подхода к организации образовательного процесса, так как образовательные стандарты второго поколения определяют качественно новые положения о целях, содержании образования, требованиях к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ.

Как говорил древнеримский философ Сенека «Не для школы, а для жизни мы учимся». Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Социальный заказ общества в области обучения выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. На уроках большое внимание уделяется технологиям обучения. Учителю необходимо создать условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты.  Существуют технологии активации обучения, которые способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активировать мышление. Они также способствуют преодолению стереотипов в обучении и выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Согласно ФГОС основными критериями качественного образования становятся социальные и личные результаты учащегося, то есть его готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В этих условиях предмет перестает быть только школьным предметом, а превращается в инструмент познания и социализации, в средство, обеспечивающее креативную деятельность, жизнедеятельсть и безопасность граждан

       Урок – это всегда комплексный урок, направленный на достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов. Триада «материалы – технология - учитель» составляет основу для успешной реализации личностных результатов.  Задача учителя - это формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

     По основным положениям ФГОС и  примерной программе урок должен обеспечивать результаты учебного процесса, социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке. Есть ли метод, обеспечивающий соответствие урока ВСЕМ этим требованиям?

        Все наибольшее распространение получают Продуктивные технологии 21 века обучения, это методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не дает методические знания по предмету. Методическое содержание для конкретного предмета является задачей учителя.  

      В основе продуктивных технологий 21 века - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова.

Выявлены общие принципы продуктивных технологий 21 века:

  • равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
  • графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;
  • обеспечение сменного состава пар и групп;
  • использование речевых клише;
  • возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.

     В продуктивных технологиях 21 века насчитывают около 250 структур. Первое, что бросается в глаза, – необычное расположение парт. Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними лицом друг к другу. При этом двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске. Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная. Самое интересное происходит в центре класса. В основе продуктивных технологий 21 века лежат коммуникативность и сотрудничество. Школьный урок выстраивается, как из детских кубиков.

При подобном построении урока учитель меняет свою роль: он становится модератором дискуссии, наставником и помощником.

Когда класс разбит на группы по 4 ученика, обучающих и слушающих друг друга, преподаватели находят способы проверять пройденный материал и получают время для объяснения нового. Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует уяснить, приступая к занятиям с использованием продуктивных технологий 21 века, заключается в непривычном для общеобразовательной школы слове «партнер». С еще более непривычными уточнениями: партнер по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом). Руководя процессом, педагог делает объявления: «Внимание!» - говорят партнеры по плечу, «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Как бы странно ни звучали в классе такие обращения, учителя соглашаются: система позволяет реализовать то, чего привычные методики до сих пор не давали. Мы всегда применяли работу в группах. Групповая работа – не новость для школы. Здесь же речь идет о командной работе. Важно, что в этой системе она выстроена по определенным принципам:

  1. Позитивная взаимозависимость.
  2. Равное участие.
  3. Индивидуальная ответственность.
  4. Одновременное взаимодействие.

Педагоги уверены: продуктивные технологии 21 века позволяют в полной мере так организовать урок, чтобы в учебном процессе полноценно осуществлялась реализация ФГОС. К тому же они отметили одну важную особенность: учителю стало легче составлять план урока. Теперь в нем можно перечислить, какие модули (у них есть английские названия) использовать в тот или иной момент. Этого достаточно. Увеличились ли эмоциональные и интеллектуальные затраты педагога на один урок по данной системе? Ответы разные. «В какой-то мере да, – говорят одни. – Но другие считают: любая профессия сегодня требует более сложной подготовки и детальной разработки». «Нет», – отвечают следующие. По их мнению, новая система во многом облегчает им жизнь: работа с несколькими группами по четыре человека и проще, и эффективнее, чем фронтальная с целым классом. Продуктивные технологии предлагают готовый алгоритм построения урока. Здесь все раскладывается на модули, готовые алгоритмы, при каждом шаге педагогу объясняется что делать.

Применение обучающих структур продуктивных технологий меняет отношение обучающегося к учебному процессу, он становится активным двигателем этого процесса, он начинает чувствовать индивидуальную ответственность за результат своей работы на уроке, поэтому активнее включается в нее.

Командная работа предполагает очень четкую организацию. Класс делится на команды по 4-5 человек. Для успешного взаимодействия в команде используется инструмент, который имеет название МЭНЭДЖ МЭТ. Это табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективной работы.

Мэнэдж мэт 001.jpgМэнэдж мэт 001.jpg

Также для организации работы часто используется прием, который называется ВАЙ ФАЙ / «High Five» / «Высоко - пять». Это сигнал тишины и привлечения внимания. Когда учителю необходимо быстро привлечь внимание учеников, он поднимает высоко руку и громко произносит «Вай фай!». Услышав эту фразу, ученики должны отложить все свои дела, поднять ту руку, которой они пишут. Учитель дожидается, пока все ученики будут готовы его услышать, и объявляет задание.

Все обучающие структуры имеют англоязычные названия.

Обучающие структуры, которые часто используются педагогами на уроках…

Структура КОНЭРС /«Corners» / «Углы».

Обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Структура позволяет показать, что одна проблема имеет несколько путей решения, что люди могут иметь разные точки зрения на вещи, применение данной структуры на уроке воспитывает такую черту характера, как умение признавать чужое мнение.

Цель – выбрать соответствующий своей точке зрения ответ, а затем объяснить свою позицию.

Инструкция

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Обозначает проблему (задает вопрос).

Слушают учителя.

10-15 секунд

2

Предлагает варианты решения обозначенной проблемы (ответы на заданный вопрос).

Слушают учителя.

20-30 секунд

3

Определяет углы в соответствии с вариантами решения проблемы (ответами на заданный вопрос) и дает время для выбора решения проблемы (ответа на вопрос).

Записывают свой ответ на листочке бумаги, не обсуждая свой выбор решения.

1 минута

4

Просит ребят занять угол в соответствии с принятым решением.

Расходятся по углам.

5-7 секунд

5

Просит ребят создать пару с ближайшим соседом.

Образуют пары.

2-3 секунды

6

Далее используются другие обучающие структуры (например: РЕЛЛИ РОБИН, ТАЙМД ПЭА ШЕА)

Объясняют партнеру свой выбор

1 – 5 минут

Структуру КОНЭРС можно применять на разных этапах урока, но уместнее будет ее использование при постановке проблемного вопроса или при подведении итогов урока, когда учителю важно понять, все ли обучающиеся пришли к правильному выводу, могут ли они, опираясь на изученный материал, доказать свою точку зрения.

Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА /
«Timed – Pair – Share» / «Время – пара – делиться».

Обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.

Цель - формирование умения за определенный период времени высказать свою точку зрения (поделиться знаниями) по теме урока.

Инструкция

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Задаёт вопрос по теме урока и даёт время на обдумывание

Обдумывают ответ на вопрос

5 – 10 секунд

2

Организует работу в паре (партнеры по лицу, по плечу, КЛОК БАДДИС). Озвучивает, кто начинает отвечать на вопрос первым (у кого длиннее волосы, выше рост и т.п.) и  сколько времени даётся для ответа (в зависимости от сложности вопроса). Для контроля времени использует таймер.

Один ученик отвечает на вопрос, второй слушает, не перебивает и не комментирует ответ. В случае если время осталось, а говорить больше нечего, партнёр может задать вопросы. После ответа первого партнера ученики меняются ролями.

30 секунд - 1 минута

3

Учитель просит озвучить несколько ответов (можно попросить пересказать не свой ответ, а ответ партнёра).

Названные ученики делятся с классом своим ответом или ответом партнера.

2 минуты

ТАЙМД РАУНД РОБИН / «Timed Round Robin».

Обучающая структура, в процессе которой ученики по кругу в течение определенного времени сообщают свои ответы друг другу (каждому члену команды дается одинаковое количество времени на ответ).

Структуры ТАЙМД ПЭА ШЭА и ТАЙМД РАУНД РОБИН формируют коммуникативность, сотрудничество, их можно применять при проверке домашнего задания, в процессе изучения нового материала, на этапе закрепления. Важно, что при применении данной структуры каждый обучающийся включен в работу, а учитель может легко проверить, спросив любого из партнеров, усвоен ли материал.

ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ / «Fоur – Box Synectics Review».

Обучающая структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме, путем составления аналогий.

Цель – формирование более широкого представления о проблеме.

Инструкция

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1.

Просит учеников сложить лист А 4 вчетверо, затем отогнуть вдоль сгибов примерно по 2 см., затем развернуть лист, обвести по сгибам образовавшийся в центре прямоугольник, провести линии по сгибам, пронумеровать внешние прямоугольники

Складывают лист А 4 вчетверо, разворачивают его, рисуют в центре квадрат, нумеруют внешние прямоугольникиФо бокс 001.jpg

30 секунд

2.

Просит нарисовать во внешних прямоугольниках неодушевленные предметы, один из которых – двигающийся предмет, записать их названия

Рисуют во внешних прямоугольниках неодушевленные предметы, один из которых – двигающийся предмет, записывают их названия

3 минуты

3.

Называет понятие, связанное с изучаемой темой и просит записать его во внутренний квадрат

Записывают понятие во внутренний квадрат

30 секунд

4.

Просит одного из членов команды (№1) записать в первом прямоугольнике, почему похож предмет на понятие, записанное в центральном квадрате:

понятие похоже на предмет,

потому что______________.

Член команды №1 записывает свою аналогию

1 минута

5.

Запишите аналогии рядом с изображениями предметов. Используется структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ

Все участники команды по очереди записывают свои аналогии, передавая листочки по кругу

3 минуты

6.

Просит учеников рассказать о самых интересных аналогиях

Рассказывают об интересных аналогиях

2 минуты

Применение обучающей структуры ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ развивает, прежде всего, креативность, применение данной технологии уместно при подведении итогов урока, когда учителю важно увидеть, поняли ли обучающиеся суть изучаемого явления.

СТЁ ЗЕ КЛАСС / «Stir the Class» / «Перемешай класс»

Обучающая структура, в которой обучающиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей партнёров к своему списку.

Цель - собрать информацию по заданной теме, используя идеи класса на основе сотрудничества.

Инструкция

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1.

Задаёт вопрос (тему) и даёт время подумать

Обдумывают ответ на вопрос

5-10 секунд

2.

Просит записать на лист бумаги все возможные варианты ответа на этот вопрос. По истечении установленного времени подвести черту под ответами.

Записывают все возможные варианты ответов на лист бумаги. По истечении установленного времени подводят черту под ответами

2-5 минут

3.

Предлагает обучающимся встать, задвинуть стулья и, взяв в руки ласт с ответами и ручку начать передвижение по классу. Образуя временные пары с помощью высоко поднятой руки, обучающиеся должны прочитать ответы друг друга, отметить галочкой повторяющиеся ответы и записать неповторяющиеся. Для фиксации времени использует таймер.

Передвигаясь по классу высоко подняв руку, образуют пары, соприкоснувшись ладонями. Как только пара образовалась, читают ответы друг друга, отмечают галочкой повторяющиеся ответы, записывают неповторяющиеся. Продолжают образовывать пары и записывать ответы до окончания установленного времени.

5 минут

4.

Просит обучающихся вернуться на свои места и прочитать по очереди все записанные ответы членам команды, отметить повторяющиеся галочками и записать неповторяющиеся.

Возвращаются на свои места, читают записанные ответы членам команды, отмечают повторяющиеся галочками и записывают неповторяющиеся.

5 минут

СТЁ ЗЕ КЛАСС позволяет увидеть, что проблемы имеют множество путей решения, что существуют разные точки зрения на вещи, учит сотрудничеству, обучающиеся получают навыки поиска информации.

СИНГЛ РАУНД РОБИН / «Single Round Robin»

Обучающая структура, в ходе которой обучающиеся проговаривают ответы на заданный вопрос по кругу один раз.

РАФТ / RAFT.

Роль – Аудитория – Форма – Тема – более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения темы и задания, определенные учителем.

Например:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Учитель

Родители

Брошюра

Поощрение и наказание

Ученик

Ученики

Постер

Закон Ньютона

Учитель

Родители

Буклет

Навыки и компетенции XXI века

Применение структуры РАФТ развивает у обучающихся навыки работы в команде, умение сотрудничать, креативность, критическое мышление, умение видеть ситуацию с разных углов зрения. РАФТ проводится на этапе обобщения и закрепления пройденного материала и может занять большую часть урока или даже весь урок, т.к. на выполнение таких заданий требуется большое количество времени.

Билетик на выход.

Учитель дает задание, выполнив которое, ученик получает право покинуть кабинет по окончании урока, оставив учителю выполненное задание. Этим билетиком может стать тест, который дает учитель после изучения темы, небольшое творческое задание, задача, пример.

Все эти структуры применяются преимущественно на этапах закрепления и обобщения материала и служат для формирования навыков и умений, необходимых заинтересованному обучающемуся XXI века. Оценивание в процессе применения данных структур хотя и возможно, но в большинстве случаев нежелательно, т.к. такие качества, как креативность, сотрудничество, критическое мышление и коммуникация, не поддаются оцениванию. Оценивание в XXI веке должно быть формирующим, большое внимание должно уделяться самооцениванию обучающихся.

       Новое всегда воспринимается учениками с особым вниманием. Для учащихся занимательна работа в командах. Опрос учащихся показал (рис.1), что 68% из них чувствуют поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность; 12% почувствовали большую возможность показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор; 9% - впервые ощутили важность своей точки зрения, а 11% отметили, что у них появилось больше самостоятельности. Учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Рис. 1 Влияние структур на процесс обучения

Использование продуктивных технологий 21 века:

  • Не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.
  • Обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность.
  • Обеспечивает социализацию.
  • Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу.
  • Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Отвечает требованиям всех стилей обучения.

Все использованные приемы, помимо достижения обучающих задач, способствовали развитию творческих способностей, снижению психологической нагрузки и повышению эмоционального тонуса.

Список литературы

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html 
  2. Примерные программы по учебным предметам.  - (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
  3. Jeanie M. Dotson. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement/ Culminating Project -  Kagan Online Magazine, Winter 2001,http://www.kaganonline.com/free_articles/research_and_rationale/311/Cooperative-Learning-Structures-Can-Increase-Student-Achievement
  4. MG Mitchell. Group Investigation as a Cooperative Learning Strategy: An Integrated Analysis of the Literature / H. Montgomery, M. Holder,  D. Stuar. - The Alberta Journal of Educational Research: Vol. 54, No. 4, 388-395, ‎2008
  5. Дэвид В.Джонсон, Роджер Т.Джонсон, Карл А.Смит. Кооперативное обучения возвращается в колледж. -  http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf  
  6. Крузе-Брукс О.А. Историко-педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе. -  Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, http://www.rusnauka.com/13.DNI_2007/Istoria/21261.doc.htm



Предварительный просмотр:

Современные системы оценивания знаний обучающихся


Анисимова Е.Б., учитель иностранных  языков

 МБОУ «СШ №11» г. Нижневартовска

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

В настоящее время технологии занимают в образовании ключевое место. С одной стороны, мы можем говорить об онлайн-обучении, а с другой, об использовании цифровых форматов взаимодействия на уроках.Использование цифровых технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. В наше время каждый учащийся хорошо владеет гаджетами. Поработать в интернете для него радость.

Сегодняшняя реальность заставляет нас быть готовыми реагировать на все изменения вокружающей нас информационной среде, которая большей частью формируется именно в Интернете. Ни для кого ни секрет, что современный школьник может забыть дома что угодно, но только не свой телефон (смартфон, планшет). Наши дети настолько привыкли искать  информацию  именно  в  виртуальном  мире,  что взрослые  уже  не  могут игнорировать этот процесс. Поэтому  и мы, педагоги, просто обязаны  идти в ногу со временем и подавать  детям пример здоровой правильной  жизни в этой реальности. Для того, чтобы дети понимали, что Интернет может быть не только развлекательной, но и обучающей  составляющей их жизни, педагогам необходимо уверенно и массово внедрять в разные фрагменты урока ИКТ-составляющую, где могут быть  использованы компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и так далее.

Мобильный опрос класса с помощью образовательной платформы Plickers

Образовательная платформа Plickers – это платформа, основанная на мобильном приложении и сайте с возможностью регистрации и создания авторских ЭОР с последующим использованием на уроке в классе. Plickers — это удобное приложение для молниеносной оценки знаний обучающихся прямо на уроке. Провести опрос целого класса можно буквально за полминуты

Для работы в классе  потребуется минимум оборудования:

1. Мобильный телефон учителя под управлением iOS или Android (сегодня это практически любой телефон) с установленным приложением Plickers.

2.Набор карточек с QR-кодами (см.далее).

3.Проектор и компьютер с выходом в интернет с открытым сайтом Plickers в режиме «Прямая трансляция».

Итак, перейдем к более детальному рассмотрению темы.

Платформа Plickers работает по очень простой технологии. Основу сервиса составляют одноименное мобильное приложение, платформа Plickers.com и распечатанные карточки с QR-кодами.

Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком. Сразу хочется отметить, что опции данной платформы на английском языке, но все понятно чисто интуитивно, при этом есть возможность перевода на русский, а при создании авторских ресурсов сервис поддерживает кириллицу.

Принцип работы в классе: на экран выводятся вопросы с вариантами ответов, камерой своего планшета (телефона) учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR-кодами с выбранным вариантом правильного ответа, результаты работы каждого ученика доступны сразу по завершении тестирования и выражаются в процентном соотношении количества правильных ответов, причем сразу есть возможность увидеть все ошибки.

Создание авторского ресурса

Шаг 1.

Учитель скачивает на свой телефон мобильное приложение Plickers (доступно абсолютно бесплатно через GoogleMarket).

Шаг 2.

 Учитель знакомится с интерфейсом программы и регистрируется на сайте https://www.plickers.com,

Регистрация доступна каждому, сервис бесплатный, у зарегистрированного пользователя сразу появляется свой аккаунт.

Глоссарий:

Library – библиотека ресурсов пользователя аккаунта ( каждый ресурс в папке со своим названием)

Reports-развернутые отчеты по итогам прохождения классом каждого теста по каждому ученику и каждому вопросу

Classes- аккаунты классов, которые учитель создает и добавляет туда своих учеников пофамильно, при этом номер каждого ученика в списке класса должна соответствовать номеру карточки с QR- кодом , которые будет раздавать учитель для прохождения теста в классе.

LiveView- Кнопка включения режима «экран» в начале тестирования для того, чтобы вопросы теста и варианты ответов отображались на доске (при включенном компьютере и проекторе в классе)

Cards- шаблоны пронумерованных карточек с QR- кодом для раздачи ученикам (у каждого свой номер карточки, соответствующий номеру ученика в списке класса)

Шаг 3.

Учитель регистрирует класс (классы) в своем аккаунте, создавая каждому классу свою папку (нумеруя его и добавляя цветовой индикатор по желанию). В каждый класс добавляются ученики путем внесения имени и фамилии, после этого каждый ученик получает свой постоянный номер, который будет определять номер карточки с QR-кодами для ответов на вопросы теста, которые учитель будет раздавать на уроке прохождения теста.

Шаг 4.

Учитель разрабатывает авторские ресурсы (задания, тесты) в формате программы.

1.Создает папку для теста через вкладку + Newfolder и дает ей название (по теме и т.д.).

2. Заходит в эту папку и начинает добавлять в нее вопросы через кнопку +NewQuestions: В поле для вопроса (Addquestiontext …) впечатывается сам вопрос, можно добавить иллюстрацию через кнопку Addimage.

3.Выбираем формат ответов на вопрос: на выбор автора теста предлагается вариант с несколькими ответами, один из которых правильный ( MultipleChoice) или формат «верно- неверно» ( True – False ). Добавив варианты ответов, не забываем отметить правильный ответ галочкой в разделе Correct.

4. Сохраняем данный вопрос через кнопку Save и добавляем следующие вопросы до завершения теста. С этого момента папка с тестом находится в библиотеке у пользователя аккаунта.

Шаг 5.

Накануне урока вопросы теста нужно «поставить в очередь». Для этого нужно зайти в свой аккаунт на Plickers, далее зайти в библиотеку ресурсов, далее зайти в папку теста, далее в поле каждого вопроса. В поле каждого вопроса внизу слева под ответами находим иконку «календарик», заходя куда мы видим вкладку «+добавить в очередь». Выбирая эту вкладку, мы видим папки всех классов, зарегистрированных нами на платформе в нашем аккаунте. Выбираем тот класс, для которого приготовлен этот тест. Последовательно проделываем эту процедуру для каждого вопроса теста. При этом помним, что таким образом мы определяем порядок прохождения вопросов теста. В принципе, можно это делать в момент создания теста, но после каждого прохождения данного теста для последующей работы в этом же тесте нужно будет вопросы снова «ставить в очередь». Кстати, каждый тест можно дорабатывать, изменять по необходимости.

Шаг 6.

Учитель готовит карточки для работы учеников на уроке прохождения теста. Карточки скачиваются прямо из аккаунта, разработчики программы предусмотрели несколько размеров карточке, можно выбрать любой по желанию, далее распечатываем и разрезаем их по числу учеников в классе. Итак, проделав все шаги с 1 по 6, учитель готов к уроку!

Использование приложения на уроке.

Шаг 7.

Учитель подключает компьютер, проектор, заходит в свой аккаунт в Plickers. com и включает режим «Прямая трансляция», нажав на соответствующую кнопку ( LiveViev). С этого момента на экран будут выводиться все вопросы с ответами и, далее, в конце теста, результаты работы класса.

Шаг 8.

Учитель раздает карточки с QR- кодами каждому ученику в соответствии с нумерацией фамилий детей в списке класса в аккаунте учителя (для наглядности можно открыть папку класса и проверить соответствие номеров, выведя информацию на экран). Каждая карточка имеет свой номер, свою пентаграмму со сторонами А-Б-С-D. При работе с карточками впервые, детям можно предложить рассмотреть карточку, потренироваться поворачивать ее «правильной стороной» - вверх по горизонтали буквой- вариантом правильного ответа. При этом следует запомнить, что карточку надо держать аккуратно, не выгибать ее , не перекрывать пальцами символы на поле карточки – иначе неизбежны проблемы со сканированием.

Шаг 9.

Учитель заходит в приложение Plickers на своем телефоне (планшете), выбирает в библиотеке тему теста, заходит в него и начинает последовательно выбирать вопросы теста. При выборе вопроса на телефоне учителя, одновременно этот вопрос будет транслироваться на доске (при включенном оборудовании, если такой возможности нет, то учитель может просто зачитывать вопрос и варианты ответа со своего телефона).

Обучающиеся начинают выбирать вариант правильного ответа и поднимать карточки в соответствии с правилами использования. В это же время учитель начинает сканировать ответы учеников : переведя приложение в телефоне в режим «камера» , учитель наводит телефон на ученика и сканирует его ответ, одновременно видя на экране своего телефона количество просканированных ответов и даже их правильность.

Для сканирования не обязательно стоять очень близко к ученику и его карточке, если ученики держат карточки правильно, то они легко сканируются с любого расстояния, единственное, следует помнить, что освещение в классе должно быть достаточным.

После того, как будут сканированы все ответы, учитель обязательно должен сохранить их через нажатие на значок «V» внизу экрана своего телефона. Одновременно с этим на доске появится информация по этому вопросу теста, а учитель сразу может выбирать для выполнения следующий вопрос теста в приложении на своем телефоне.

Шаг 10.

По прохождении теста учитель выводит на доску результаты работы класса: статистический отчет формируется через кнопку « Отчеты», его можно сохранить и распечатать. Далее останется только разобрать ошибки и выставить оценки каждому ученику.

Заключение

Plickers позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока.

Как можно использовать Plickers?

1. Фронтальный опрос в конце урока. Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.

2. Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам.

Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.

  1. A/B-тестирование подачи материала. Цель — выяснить, как лучше рассказывать детям тот или иной материал.

Берём два класса (или две группы). Рассказываем им один и тот же материал, но по-разному. В конце урока проводим фронтальный опрос и сравниваем результаты.

4. Проведение тестов / проверочных работ.

5. Анализ работы учителя в динамике. На самом деле вариантов много, каждый учитель может найти применение по своему усмотрению. Самое главное в этом всём — начать.

Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода немного даже развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что Plickers — это очень простая технология, которая не требует практически ничего, и которую любой учитель может начать применять в современной практики.

Использованная  литература:

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования  www.fgosreestr.ru
  2. Агальцов В.П. Контроль знаний – доминирующая составляющая образовательного процесса //Информатика и образование. – 2005.- №2.
  3. Воробьева С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе - 2-е изд. Москва,  2019.
  4. Образовательная платформа https://www.plickers.com
  5. Останний Д.О. Технология интерактивного тестирования Plickers/  Юный ученый.2018. № 1.
  6. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения – Ярославль, 2008.
  7. https://www.teachaholic.pro/opros-za-30-sekund-chto-takoe-plickers-i-kak-ispolzovat-ego-na-uroke/



Предварительный просмотр:

План подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде

школьников по английскому языку

Анисимовой Елены Борисовны, учителя английского языка

Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по

развитию талантов, интеллекта и одаренности учащихся. Важно именно в

школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и

техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести

школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно

раскрыть свои способности. Олимпиадное движение является одним из

приоритетных направлений работы школы. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Цели:

1. Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном

отношении.

2. Повышение качества обучения.

3. Расширение возможностей развития индивидуальных способностей.

4. Улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация

отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик

– ученик», «одаренный ученик – родитель».

5. Развитие познавательной активности учащихся.

6. Формирование интереса к изучению школьных предметов.

7. Выявления уровня подготовки учащихся.

8. Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления.

9. Формирование творческой активности обучающихся.

10. Развитие способности к нахождению аналогий.

10. Развитие способности к нахождению аналогий.

11. Учить работать командой (группой).

12. Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей

учащихся.

13. Эффективное участие учащихся школы во Всероссийской олимпиаде

2023-2024 учебного года.

Система подготовки участников олимпиад:

1. Базовая школьная подготовка по предмету.

2. Подготовка, полученная в рамках системы внеурочной деятельности,

дополнительного образования (индивидуально-групповые занятия,

элективные курсы).

3. Самоподготовка (самостоятельная работа учащихся на образовательных платформах РЭШ,  Skyeng, quizlet.com, учитесь.рф, fipi.ru, поиск информации в Интернете и т.д.).

4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в

связи с этим внимания к проблеме формирования положительной

мотивации к обучению.

5. Создание и постоянное совершенствование методической системы и

предметных подсистем работы с одаренными детьми.

Формы работы с одарёнными детьми:

1. Групповые занятия с одаренными учащимися.

2. Элективные курсы.

3. Участие в олимпиадах разного уровня.

4. Проектно - исследовательская деятельность.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиаде

на 2023-2024 учебный год.

№ п/п

Содержание работы

Дата

1

Создание системы работы по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Выявление одаренных детей по предмету.

Май 2023г

2

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности и имеющих повышенную мотивацию к учебному процессу

Май, сентябрь 2023 г.

3

 Анкетирование учеников на предпочтение углубленного изучения предмета через подготовку и участие в олимпиадах.

Сентябрь 2023г

4

Заинтересовать родителей учащихся - участников олимпиад в дополнительных занятиях детей по предмету с целью активизации процесса подготовки через родительское собрание.

Сентябрь 2023 г

5

Оформление Согласия родителей участника ВОШ в 2023-24 уч.г.

Сентябрь 2023 г.

6

Определить форму подготовки учащихся к олимпиадам: внеурочная деятельность, элективы .

Сентябрь, 2023 г.

7

Составить расписание занятий подготовки к олимпиаде.

Сентябрь, 2023 г.

8

Инструктаж участников школьного этапа ВОШ по правилам проведения и участия в школьном этапе.

Сентябрь, 2023 г.

9

Размещение нормативной документации по вопросам Всероссийской Олимпиады Школьников, информации об проведении олимпиады на школьном информационном стенде, в учительской, на сайте школы.

Сентябрь 2023г.

10

Участие в предметных методических вебинарах по подготовке учащихся к ВОШ.

Сентябрь - январь 2023-2024 уч. г.

11

Организация школьного этапа Всероссийской олимпиады для учащихся 5-9 классов.

Сентябрь, октябрь 2024 г.

12

Работа по подготовке призёров и победителей школьного этапа ВОШ к муниципальному этапу.

Сентябрь, октябрь 2024 г.

13

Работа педагогов- предметников по подготовке призёров и победителей муниципального этапа ВОШ к региональному этапу.

Октябрь - ноябрь 2023 г.

14

Участие в дистанционные мероприятия по подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиады.

Октябрь 2023 г

15

Подведение итогов муниципального этапа ВОШ и размещение информации на сайте школы

Декабрь 2023 г.

16

Анализ результатов участия в муниципальном этапе ВОШ

Январь 2024 г.



Предварительный просмотр:

Анисимова Елена Борисовна

Учитель английского языка МБОУ «СШ № 11» г. Нижневартовска,  ХМАО-Югра

Технологическая карта урока английского языка «Праздники» в 5 классе

Учебный предмет: английский язык

Класс: 5 класс

УМК: «Spotlight” 5 класс

Автор: В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина

Тема урока: «Праздники»

Тип урока: урок применения знаний и умений

Цель урока

Развитие и закрепление умений в устной речи по теме «Праздники»

Задачи

Обучающие: развивать фонетические и лексические навыки; закрепить лексические единицы и речевые конструкции по указанной теме; упорядочить, систематизировать знания о праздниках англоговорящих странах и России, развивать умения интерпретировать всю информацию из текста.
Развивающие: развивать умения строить самостоятельные устные высказывания на основе усвоенного ранее учебного материала, логическое мышление, творческие способности у школьников, осознанные мотивы учении; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию и самооценку.
Воспитательные: воспитывать качества гражданина, патриота; развивать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми, толерантного

Планируемый результат ( система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения основной образовательно й программы)

Предметные умения  давать краткую характеристику явлениям; передавать основное содержание прочитанного, употреблять в устной (диалогической) речи лексические единицы и речевые структуры по теме урока; читать текст с детальным пониманием значимой информации, воспринимать на слух и понимать нужную информацию в аутентичных текстах, делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях.

УУД

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.) в процессе чтения, слушания, письма; умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, использовать при выполнении упражнений простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.
Коммуникативные действия, которые обеспечивают
возможности сотрудничества обучающихся: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах); учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише; формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений.
Формирование регулятивных действий - действий
контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий, определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Организация пространства

Межпредметные связи

 История

Русский

Формы работы
 Фронтальная
 Групповая
 Индивидуальная

Ресурсы

УМК «Spotlight»

Компьютер

проектор

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

1 этап – организационный.
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствие учащихся с использованием устойчивых речевых клише

Дают устный ответ в форме приветствия.

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета.

Принятие сигнала к началу учебной деятельности.

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.

2 этап – постановка целей  и задач урока.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Подводит к цели урока с помощью кроссворда и «Ромашки Блума», поделив учащихся на три группы

Вспоминают слова для отгадывания кроссворда

Самостоятельно формулируют познавательные цели.

Взаимодействуют с учителем и с участниками группы, решая кроссворд

Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, формулируют собственное мнение и позицию.

Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего незнания.

Планируют свою деятельность в соответствии с целевой установ- кой.

3 этап – актуализация знаний и снятие языковых трудностей

Цель: готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий

Повторение изученных ранее лексических единиц и введение новых (демонстрация иллюстраций с помощью проектора).

Вспоминают изученную ранее лексику

Осуществляют актуализацию, систематизируют полученные ранее знания по теме.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Воспринимают информацию на слух, зрительно

Слушают себя и других участников коммуникативного процесса.

Работают в соответ- ствии с целевой установкой и сохраняют учебную задачу

4 этап - включение в систему знаний и повторения.
Цель: организация и построение алгоритма деятельности

Предлагает учащимся самостоятельно прочитать текст, не обращая внимания на незнакомые слова, вставить пропущенные слова

Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей.

Систематизируют и дифференцируют новые полученные знания;

 формулируют для чего нужна получаемая
информация

Обсуждают, задают вопросы, заполняют пропуски

Осознанно воспринимают  и воспроизводят информацию на основе текста.

Читают с чётким соблюдением инструкции, концентрируют внимание на выборе информации

Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы

5 этап - организация правильного выполнения задания.
Цель: воспроизведение лексического материала на уровне высказывания.

Учитель проверяет понимания содержания текста, задавая вопросы во фронтальном режиме, разделив класс на три группы

Отвечают на вопросы, направленные на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации.

Строят логические высказывания. Формулируют
для чего
необходима
получаемая
информация

Обсуждают в группах, приходят к единому мнению; выступают с сообщением от группы

Осознанно воспринимают и воспроизводят информацию. Ведут диалог в рамках указанной тематики

Внимательно слушают собеседников, концентрируют внимание  на своих фразах и на фразах собеседников.

Слушают себя и собеседника,

осуществляют само- и взаимоконтроль

6 этап – творческий

Цель: применение творческого потенциала учащихся в рамках тематики

читель делит класс на три группы, дает каждой группе трафарет открытки – поздравления ветеранов к 9 Мая

Используют приобретенные знания при составлении открытки по образцу

Формулируют правила оформления открытки

Слушают согруппников, контролируют действия друг друга и учатся договариваться

Осознанно создают открытку – поздравление к празднику.

Самостоятельно корректируют полученный результат

Самостоятельно определяют правила оформления поздравления

7 этап - информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Задает учащимся домашнее задание: задания  в рабочей тетради.

Знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению

Определяют область применения полученных знаний.

Обсуждают, задают вопросы.

Самостоятельная постановка и выполнение коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Демонстрируют готовность

самостоятельно применить полученные знания.

8 этап – рефлексия деятельности на уроке
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Предлагает учащимся выбрать смайлик, который выражает отношение учащихся  к уроку

Выбирают смайлики в соответствии с собственной внутренней оценкой

Анализируют результаты собственной деятельности

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Демонстрируют собственное мнение, наблюдая за  другими

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом деятельности.

Сохраняют учебную задачу, осуществ- ляют самоконтроль и самооценку.

Приложение 1 (открытка)

http://www.artd-plus.ru/upload/iblock/a1d/a1dcbcbcf57904d2d08983c5072ceeb0.jpg

http://www.mirror-print.ru/_ph/6/84028143.jpg

 

Приложение 2 (кроссворд)

V

V

S

E

I

F

M

N

O

T

C

G

L

O

C

E

L

E

B

R

A

T

I

O

N

S

O

W

D

R

E

O

V

W

U

T

O

I

A

S

R

E

E

M

R

K

E

N

P

Y

R

E

E

R

S

E

S

N

E

C

T

T

T

Приложение 3 (текст)

Celebrations in Great Britain

There are a lot of events to celebrate in Great Britain. People celebrate Christmas on the 25th of December. On Christmas children with their parents decorate the house. Mothers and grandmothers cook special food for family dinner. In the evening relatives exchange gifts.

On the 15th of March is Mother’s day. Mother’s Day is a day to celebrate motherhood, and to thank mothers for everything. Many people give their mothers a card or gift.

The modern way of celebrating Halloween is to dress up as evil spirits.

The Bonfire Night is celebrated on the 5th of November. People light bonfires, set off fireworks and have street parades.

The most important holiday for the UK  is the Remembrance Day. Each year in November 11 is a memorial day to give respect soldiers who lost their lives in wars. Old veterans lay flowers on the steps of the monument.

Приложение 4 Карточка для учащихся

  1. Guess the crossword!

V

V

S

E

I

F

M

N

O

T

C

G

L

O

C

E

L

E

B

R

A

T

I

O

N

S

O

W

D

R

E

O

V

W

U

T

O

I

A

S

R

E

E

M

R

K

E

N

P

Y

R

E

E

R

S

E

S

N

E

C

T

T

T

  1. Vocabulary

celebrate  – праздновать

celebration -  праздники

dress up - наряжаться

have streets parades – проводить уличные парады

light bonfires – разжигать костры

decorate the house – украшать дом

set off fireworks – запускать фейрверки

exchange gifts (give presents) – обмениваться подарками (дарить подарки)

have a family dinner – устраивать семейный обед

cook special food - готовить особую еду

  1. Fill in the gaps.

Celebrations in Great Britain

There are a lot of events to celebrate in Great Britain. People celebrate Christmas on the 25th of December. On Christmas children with their parents …  the house. Mothers and grandmothers cook … for family dinner. In the evening relatives …  gifts.

On the 15th of March is Mother’s day. Mother’s Day is a day to celebrate motherhood, and to thank mothers for everything. Many people give their mothers a card or … .

The modern way of celebrating Halloween is to …  as evil spirits.

The Bonfire Night is celebrated on the 5th of November. People …  bonfires, set off … and have … … .

The most important holiday for the UK  is the Remembrance Day. Each year in November 11 is a memorial day to give …  soldiers who lost their lives in wars. Old …  lay flowers on the steps of the … .

                В Великобритании есть много событий для празднования. Англичане отмечают Рождество 25го декабря. На Рождество дети со своими родителями украшают дом. Мамы и бабушки готовят особые блюда для семейного обеда. Вечером родственники обмениваются подарками.

             15го марта – День Матери. День Матери – это праздник, когда празднуют материнство и говорят мамам «Спасибо» за все. Многие дарят своим мамам открытки или подарки.

             Современный способ празднования Хэллоуина – это нарядиться как нечистая сила.

           Ночь Костров отмечают 5го ноября. Люди зажигают костры, запускают фейерверки и проводят уличные парады.

         Самый главный праздник для Соединенного Королевства – это День Памяти Наций. Каждый год 11го ноября памятный день уважения солдатов, которые погибли во время войн. Пожилые ветераны возлагают цветы к подножию памятника.

Приложение 5(смайлики для рефлексии)

  http://s44.radikal.ru/i106/0811/29/831758b0039b.pnghttp://userava.ru/diary/wp-content/uploads/2014/09/smajlik-zadumalsya-267x300.jpg

http://liubavyshka.ru/_ph/4/2/357458179.gif

Приложение 6 (Цветок для кроссворда)

Каждая команда выбирает лепестки своего цвета.



Предварительный просмотр:

PRESENT  TENSES  (Настоящие времена)

Употребление и способы oбразования: PRESENT SIMPLE, PRESENT CONTINUOUS, PRESENT PERFECT, PRESENT PERFECT CONTINUOUS

PRESENT SIMPLE TENSE

Настоящее Простое время

PRESENT CONTINUOUS TENSE

Настоящее Длительное время

PRESENT PERFECT TENSE

Настоящее Завершенное время

PRESENT PERFECT CONTINUOUS TENSE

Настоящее Завершенно-длительное время

Usually (обычно)

Often  (часто)

Always (всегда)

Every day(week, month, summer,..)

(каждый день, месяц, лето…)

Sometimes –иногда            Never- никогда

Now  (сейчас)

At this moment  (в данный момент)

It is 5 o`clock. (Сейчас 5 часов. …)

Look! (Смотри! –привлечение внимания)

Listen! (Послушай!)

Already  (уже)

Today  (сегодня)

Just  (только что)

Ever  (когда-либо)

Never  (никогда)

Yet  (еще)

Not…yet  (еще… не)

This month (в этом месяце)

For 2 hours (years,…) (в течение 2 часов, лет,…)

Since 3 o`clock ( с 3 часов, с 19.. года,…)

All morning (day, week,…)-все утро (день, неделю)

Lately – в последнее время

Recently -  на днях, недавно

Она обычно сажает  розы . (ВООБЩЕ !!!)

( Что делает?)

She usually plants roses.

Смотри! Она сажает розу.

( Что делает?)

Look! She is planting a rose.

Она уже посадила розу.

( Что  сделала?  - Есть результат!)

She has already planted a rose.

Она сажает розы с 2 часов дня

( Что делает?)

She has been planting roses since 2 o`clock   p.m.

V,  V+s

Am

Is         + V+ ing

are

            Have

            Has       + V 3 / V+ed

Have

Has      + been + V + ing

Употребление времени:

Обычные явления, происходящие каждый день, часто повторяющиеся действия.

 Действия, происходящие по расписанию:  

The train leaves at 6.30.

 (Поезд отправляется  в 6.30).

Употребление времени:

Действия , происходящие в данный момент речи или отрезок времени.

Эмоциональное раздражение:

I am always meeting him at this supermarket! (Я всегда (вечно) его встречаю в супермаркете!).

Ближайшее запланированное действие:

I am buying a new bike tomorrow.( Я покупаю новый велосипед завтра)

I am having English in 10 minutes

( У меня урок Англ. Через 10 минут)

Употребление времени:

Действия, которые уже завершились до определенного момента в настоящем и мы можем говорить о результате или предположить результат (исход).

Преувеличение:

 Я сто лет тебя не видел-I have not seen you for ages

Употребление времени:

Действия, которые начались в прошлом, продолжались в течение какого-то периода и продолжаются до сих пор.

Я проживаю в этом городе с 1995 г. (I have been living in this city since 1995.)

THE   PAST  TENSES (Прошедшие времена)

PAST SIMPLE TENSE

Прошедшее Простое время

PAST CONTINUOUS TENSE

Прошедшее Длительное время

PAST  PERFECT TENSE

Прошедшее Завершенное время

PAST  PERFECT CONTINUOUS TENSE

Прошедшее Завершенно-длительное время

V + ed/   V-2

WAS

              + V + ing

WERE

had + V3/Ved

had +been + V+ ing

Yesterday(вчера)

The day before yesterday(позавчера)

--------ago(….тому назад)

In 1995,….( в …)

Last month(season, summer, year, Sunday…)(в прошлом месяце,..)

Yesterday at 3 o`clock (вчера в 3 часа)

When I came (когда я пришел  )

While I was working (когда я работал)

Yesterday by 3 o`clock (вчера к 3 часам)

Before he came  (до того, как он пришел)

For 2 hours when I came (в течение 2 часов , когда я пришел)

 for (в течение),

 since (с тех пор как),

 by the time (к тому времени как), 

before (перед тем как),

 after(после того как).

I planted roses last year

Я сажала розы в прошлом году

( Что делала?)

I was planting roses when he came

Я  сажала розы, когда он пришел

( Что делала?)

I had planted roses before he came

Я  посадила розы до того, как он пришел.

( Что  сделала?)

I had been planting roses for 2 hours when he came

Я  сажала розы в течение 2 часов , когда он  пришел.

( Что делала?)

Употребление времени:

Употребляется для описания действий, произошедших в прошлом, часто с указанием времени действия.

Употребление времени:

-Действие, которое происходило в определенное время в прошлом. ---Действие, которое было прервано (кто- то пришел или вмешался).

 -Одновременно 2 действия, происходившие в прошлом.

Употребление времени:

-Законченное  действие, связанное  с настоящим через результат.

-Действие, начавшегося в прошлом и продолжающимся до сих пор, с глаголами: be, have, like, know.

I have known her for 8 years ( Я знаю ее 8 лет.)

Употребление времени:

 Действие  началось в прошлом, продолжалось в течение некоторого времени и либо закончилось или все еще не закончилось

THE   FUTURE   TENSES  ( Будущие времена)

FUTURE SIMPLE TENSE

Будущее Простое

FUTURE CONTINUOUS TENSE

Будущее  Длительное

FUTURE PERFECT TENSE

Будущее  Завершенное

FUTURE PERFECT  CONTINUOUS TENSE

Будущее  Завершенно-длительное

Will + V

Will +be +V+ ing

Will +have +V 3 / V-ed

Will +have +been+V+ing

Tomorrow(завтра)

The day after tomorrow(послезавтра)

In 2years (months,..)

(через 2 года, ….)

Next year,….(в следующем году, …)

Tomorrow- at 3 o`clock /when you come

(завтра в 3 часа / когда ты придешь/

Tomorrow- by 3 o`clock /when you come

(завтра к 3 часам/когда я приду)

Tomorrow – for 2 hours /when you come

(завтра , в течение 2 часов/

Когда ты придешь)

She will plant roses in a week.

Она будет сажать розы через неделю.

( Что будет делать?)

She will be planting roses tomorrow at 3 o`clock/when he comes.

Она будет сажать розы в 3 часа, когда он придет.

( Что будет делать?)

She will have planted roses tomorrow by 3 o`clock/before he comes.

Она  посадит розы к 3-м  часам, до того, когда он придет.

( Что  сделает?)

She will have been planting roses for 2 hours/when he comes/since 12 o`clock.

Она будет сажать розы в течение 2 часов, когда он придет/ с 12 часов.

( Что будет делать?)

Употребление времени:

Действия  произойдут  в будущем.

Употребление времени:

Действие,  которое произойдет в определенное время в будущем; когда кто-то может прервать процесс.

Употребление времени:

Законченное действие, которое произойдет в будущем до или к определенному  времени.

Употребление времени:

 Действие, которое начнется в будущем, продолжится  и либо закончится или нет в будущем