ЕГЭ

ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

     Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

  1. Выявления темы текста
  2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту
  3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)
  4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)
  5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).   Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с  текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста  - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Как определить основную мысль текста?

  1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то ”новое“, что по этой теме будет говориться.

Запомните:  сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли  не  использованы   слова в переносном значении, например метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.        

  1. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его  ”новое“.
  2. Основная мысль не просто предъявляется в тексте,  она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

  1. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения - ”новым“ тезиса. 

Что такое проблема?

  1. К1 – формулировка проблем исходного текста. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

 ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

   Называть проблему нужно конкретно, избегать расплывчатости формулировки: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская,
политическая,        идеологическая,        социальная, национальная, международная... проблема.

    Например: «В своих размышлениях автор обращается к проблеме…» и т. д. Слово «проблема» должно присутствовать конкретно, автор сочинения не должен оставлять для экспертов возможности «догадки» названной им проблемы.

клише:

Проблема чего: войны,  мира,  экономики,  политики,  идеологии воспитания, образования.

 Точка зрения на какую-л. проблему; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы; уделить внимание какой-либо проблеме; над какой-либо проблемой думать, работать; какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

 Уделить внимание какой - либо проблеме. Какая- либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.

Проблема формулируется двумя способами: либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.  

1.Проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества;

2.Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина

Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Клише:…? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста. Автора интересует вопрос (:…) о … …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

3. К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить:

1) новизна        злободневность        «вечность»

Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.        Насколько часто проблема «повторяется».

Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.
2) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

Авторское отношение непосредственно выраженное. Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит.        

Выражено опосредованно. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.

Клише: о новизне (злободневности, «вечности») заявленной проблемы говорит сам автор. Именно сейчас, по мнению автора, … Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)

Комментарий сводится к тому, что учащийся должен объяснить, почему данная проблема, по его мнению, является актуальной, в чем  ее значимость.

Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция учащегося, почему он считает названную проблему важной.

Например:«Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том…», «Значимость данной  проблемы определяется …», «Проблема, поднятая автором, актуальна, ибо…» ит.д. В К2 должны присутствовать слова «актуальный, значимый» во избежание расплывчатости формулировки, за которой часто никакой мысли и нет.

4. Определяем авторскую позицию (идею текста).   К3 – отражение позиции автора. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?

Как выявить позицию автора?

Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. В сочинении необходимо показать мнение автора по проблеме.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может вызвать затруднения. Для выявления позиции автора учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: что хотел сказать своим читателям автор? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам

   Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя.  Нужно цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.

   В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает…, предупреждает…», «Позиция автора такова…» и др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя !

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.

Клише: Автор недоумевает …; автор ужасается …; автор сомневается …; автор хвалит …; автор призывает … и т. п.; автор текста стремится к предельной точности в описании событий (если перед тобой текст — описание или в тексте присутствует описание) и достигает этого благодаря указанию на даты (использованию статистических сведений) ( Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)(не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь, в скобках и кавычках); автор подводит читателей к мысли о том,…идея текста такова:… — вот главная мысль (идея) текста; решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:…; цель автора текста — убедить нас (читателя) в том, что…

Возможно в тексте цитирование, прямая речь — это точно воспроизведённое высказывание из какого-либо сочинения или выступления, которое обычно даётся со ссылкой на источник. В публицистическом тексте цитата чаще выполняет информативную функцию, то есть подтверждает слова автора текста мнением авторитетного лица или даёт возможность убедиться в компетентности автора в той области культуры, о которой он пишет. Думай, какую информацию она несёт. Прямая речь вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором

Клише: При помощи цитирования («приводи пример») автор обогащает текст информацией о том, что…

Прямая речь («приводи пример») вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором — слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что … (аргументируй)

5. Выражение собственного отношения к проблеме.   К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.   В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне текста. Приводить необходимые аргументы нужно с «оглядкой» на текст, на названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям, предложениям. Например: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о… Наверное,…». Аргументов должно быть не менее двух-трех.

Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли — еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

NB. Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже развивали эту же тему.

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…» ; можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое надо доказать);

  • аргументация (доказательства, доводы);

  • вывод (общий итог).

Типы аргументов

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить.

Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

К сильным аргументам относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; показания очевидцев; статистические данные; ссылки на мнения авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественных проихведений.

      Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

  • ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
  • пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
  • факты, события;
  • примеры из личной жизни и жизни окружающих;
  • примеры из художественной литературы.

Кстати, вам не случайно предлагают подобрать именно три аргумента, поскольку это оптимальное количество доводов для обоснования своей мысли.

Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…; нельзя не согласиться с автором в том, что…; с автором можно поспорить; автор прав в том, что….; однако его мысль о … вызывает сомнение; с автором трудно согласиться; я (не) разделяю точку зрения автора; позиция автора близка (понятна) мне, но…; я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…; проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы); я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…; мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…); косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…

Как начать сочинение?

 Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения. 2-3  вступительных, вводных предложения! Сочинение можно образно сравнить с путешествием в мир произведения: сборы в дорогу и составление маршрута — это вступление, само путешествие и приобретение сувениров (фактов того, что вы действительно побывали в этих местах, т.е. Цитат) — это основная часть, возвращение домой и подведение итогов путешествия — это заключение.

А теперь стоит познакомиться с этими главными частями сочинения подробнее.

Можно предложить несколько возможных вариантов вступления. Как говорится, лиха беда — начало. С чего начать сочинение — всегда трудный и важный вопрос. Ответить на него поможет народная мудрость: «Плясать нужно от печки». Первый шаг при написании сочинения нужно делать от темы. Вначале необходимо конкретизировать тему сочинения, то есть дать расширенное представление о смысле и содержании данной темы, иначе говоря, расставить все точки над i.

1. Определение во вступительной части темы и основных мыслей текста с конкретизацией и комментариями в последующих частях.

Утро — это время, когда пробуждается ото cна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина»

Используя такой вариант построения вступительной части, нужно стремиться к ёмкому и по возможности исчерпывающему определению основных мыслей текста, а также помнить о необходимости их дальнейшего комментария, который может быть развёрнут как конкретизация мыслей автора, или как анализ использованных автором для выражения этих мыслей языковых и композиционных средств, или как. выражение своей позиции по отношению к раскрываемой автором теме,

2. Определение во вступительной части проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В. Астафьева…

Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, анализ содержательной стороны которого требует выявления тех вопросов (проблем), которые волновали автора. В последующих частях должны быть выявлены:

 а) позиция автора по отношению к затронутым им проблемам;

б) позиция выпускника;

в) анализ использованных автором языковых средств.

 Авторская позиция и позиция выпускника могут быть представлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи.  3.Выражение во вступительной части своей   позиции.

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом; учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый., кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек — это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

 4. Краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста:   об   основных   проблемах,   которые   он    затрагивал

в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества, Например:

Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы., К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре. 

Сведения о писателе-авторе текста следует давать в предельно сжатом объёме (не более трёх предложений или пятой части текста),

Часто в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного учащимся писателя или публициста» В этом случае не стоит спешить делать широкие обобщения лишь на основании того текста, который прочитан, и следует отказаться от описанного типа вступления,

5. Лирическое размышление.

Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина. 

Лирическое размышление предполагает предельную искренность, готовность к откровению и в то же время требует умения подчинить поток нахлынувших чувств  строгой целесообразности, продиктованной требованием содержательного единства и соразмерности композиционных частей сочинения.

6.Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или из других источников.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам —

эти  бессмертные  строки  А. С, Пушкина  вспоминались  мне, когда я читал текст ф. Искандера «Дедушкин дом».

Нужно быть очень осторожным в выборе цитаты для построения вступительной части рассуждения. Высказывание писателя в данном случае должно будет содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на анализ его идейного звучания и проблематику. Иллюстрацией выхода через цитату на проблематику всего текста является первый пример.

Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.

Таким образом:

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать
  • Написать о впечатлении, которое произвел текст.

Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

  • Можно обрисовать типичную (аналогичную

изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

  • Конструкцией «именительной темы»: «Любовь…

Сколько о ней сказано!…» Так можно начинать сочинения на «вечные» темы.

Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими. Следует особо отметить, что вступление сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части.   Не забудьте, что любое вступление держится на трех китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.

С целью самопроверки попытайтесь определить в приведённых вариантах вступления функции последних предложений по отношению к содержанию абзаца и по отношению к возможным последующим частям сочинения-рассуждения. .Какие средства связи этих предложений с предыдущими использовали авторы?

Попробуйте составить тематические предложения частей, которые могли бы последовать за вступлениями, приведёнными, в содержании главы, Какие средства связи абзацев вы использовали?

Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста

Как заканчивать сочинение?

Как уже было отмечено, хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. Последняя часть сочинения строится из двух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступления и шаг в сторону актуальности.  Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказывания знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими    - чужие мысли не должны заменять ваших собственных.

Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, поскольку вы можете очаровать того, кто будет проверять ваше сочинение, своим современным восприятием  поставленной проблемы.

В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция  в  отношении  к  поставленной в  тексте  проблеме (проблематике), могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения.

1) Позиция автора во многом близка мне, но я считаю,
что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование — фундамент взаимоотношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.

Мы должны стать лучше, чтобы не повторить ошибок предыдущих поколений, а жить мирно и счастливо, и именно образование способно помочь нам в этом,

2)        В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы  всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

3)        История готовит нас к будущему, поучая прошлым,—вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках и будем достойны
этой памяти!

Таким образом, экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение:

  • Выражением собственного отношения к авторской позиции.
  • 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление.

Минимум сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта критериев, заключение. Можно каждый приведенный аргумент начать с нового абзаца.

Советы:

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

 2. Проблема, над которой размышляет автор.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод (заключение).

Методика «ключевых фраз» при написании ЕГЭ (задание С).

Анализируя критерии оценки задания С и опыт выполнения его ранее, убедилась в эффективности методики «ключевых фраз» для планировании и грамотного оформления письменного высказывания. На наш взгляд, она открывает возможность тренировать навык четкого, убедительного и образного изложения мыслей учащимися при работе в любом из вышеперечисленных жанров. Доведенные в течение учебного года до автоматизма навык перефразирования вопроса, или пункта плана, способность опираться на текст при развертывании ответа и умение ярко за счет выражения собственного мнения начать и окончить творческую работу позволяют даже среднему учащемуся-«негуманитарию» логично, полно и интересно раскрыть предложенную тему.

 

План написания любого сочинения.

Эпиграф.

I. ВСТУПЛЕНИЕ (1/5 часть)

  1. Почему я выбрал данную тему?
  2. Что я знаю о писателе и его творчестве, о данном произведении и его месте в литературном процессе?
  3. Краткий пересказ сюжета (не более 5 предложений).

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (3/5 части)

  1. Мысль (идея, постулат, тезис, исходная позиция), которую буду доказывать.
  2. Аргументы (доказательства), подкрепленные цитатами из произведения. Тропы в языке писателя при создании образа (цитаты-примеры).

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1/5 часть)

  1. Вывод: подтвердился ли заявленный мною тезис?
  2. Чем произведение и его основная мысль актуальны для дня сегодняшнего?
  3. Что дало мне знакомство с данным произведением?
  4. О чем заставило задуматься?

Речеведческий комментарий

Рассуждение представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения текста.

В любом рассуждении имеются две части: тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать, и аргументы (доводы, доказательства, примеры).

Вот как это можно представить на схеме:

Тезис (утверждение)

Почему? Потому что...

Обоснование (аргументы, примеры)

Что из этого следует ?

Поэтому...

Вывод

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — положение, 1 истинность которого должна быть доказана.

Аргумент (лат. argumentum) — основание, довод, приводимый  для подтверждения или опровержения чего-л.

Вывод — логический итог рассуждения; умозаключение.

Вот несколько советов, как подготовить выпускников к успешному выполнению этого задания.

1. Необходимо обучить прежде всего вдумчивому прочтению текста, выработать умение определять его тему и проблему (здесь помогут задания А27 и А28). Всматриваться в языковые средства выразительности (см. зад. А32).

2. Учащийся должен хорошо знать особенности жанра рецензии и эссе и стремиться их выдержать.

И очень важно обучить учащихся умению рассуждать по понятной проблеме, правильно строить текст-рассуждение, в котором обычно выделяются три части:

1. Тезис (высказывается какая-то мысль);

2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а)..., б)..., и т. д. сопровождаемые примерами;

3. Вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказанным и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее суждение и бесспорнее вывод.

Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

Учащиеся должны быть готовы рассуждать по многим проблемам, порой, совершенно неожиданным. Готовясь к ЕГЭ  с выпускниками прошлых лет, мы проработали не только тексты в тестовых заданиях, но и написали сочинения — рассуждения на следующие темы:

 «Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы пути».

«Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чем твое счастье, а затем — найти к нему дорогу».

«Счастье у каждого неповторимо».

«Народная мудрость это колодец, из которого черпают, не опорожняя его».

«Из чего вырастает чувство Родины»

«У каждой нации — велика или мала она — есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить».

«Гордиться своей нацией — патриотизм, хвастаться своей нацией — национализм».

«Путь от вражды к дружбе куда длиннее, чем от дружбы к вражде».

 «Дружба, выдержав испытание горем, может не выдержать пробы на радость».

 

3.  Продумать композицию и языковое оформление сочинения. С чего начать? Как соединить анализ текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем.

4. Необходима большая подготовительная работа по изучению основных средств выразительности.

Средства художественной выразительности разнообразны и многогранны.

Лучше находят учащиеся в тексте такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу, олицетворения. Работе над данными изобразительно-выразительными средствами уделяется большое внимание на уроках литературы.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора («единоначалие»), антитеза, параллелизм, бессоюзие, градация (расположение слов по возрастающей или убывающей значимости), оксюморон, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эпифора и т. д.

Целесообразно записать все эти понятия из «Словаря литературоведческих терминов» в отдельные тетради и заучить их, подобрать по 2—3 ярких примера из текста художественной литературы.

Учащийся должен четко усвоить, что нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.

Я часто прибегаю к такому методу, читаю вслух лучшие работы учащихся, анализирую их, особое внимание обращаю на самые удачные моменты в сочинении. Работая с сегодняшними выпускниками, я даю им в качестве образца работы прошлогодних выпускников. Это очень помогает совершенствовать навык написания сочинения — рассуждения на заданную тему.

Оценка сочинений-рассуждений.

При оценке работы учащиеся пользуются известными критериями, разработанными для экспертов ЕГЭ. Добавим, что на определённом этапе после совместного с детьми изучения критериев, помещённых в КИМах, составляем контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст.

Контрольный лист выглядит следующим образом:

Критерии

Содержание сочинения

Оценка

ученика

Оценка учителя

1

2

3

4

К1

Формулировка проблем исходного текста

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

1

2

3

4

К3

Отражение позиции автора исходного текста.

К4

Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

II Речевое оформление сочинения.

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

К6

Точность и выразительность речи.

III Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм.

К8

Соблюдение пунктуационных форм.

К9

Соблюдение языковых форм.

К10

Соблюдение речевых норм

К11

Соблюдение этических норм

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Итог

Итог

Подобная работа учит старшеклассников более серьёзно и вдумчиво относиться к собственным сочинениям. При значительном расхождении баллов, выставленных учителем и самим учеником, появляется возможность задуматься над тем, насколько значительны пробелы в знаниях и насколько не сформированы творческие навыки. Это те проблемы, решать которые необходимо учителю и ученику.

Не скроем, что более или менее объективно оценить собственную работу могут только сильные учащиеся, слабые, как правило, с ней не справляются или сдают контрольный лист пустым. Самый лучший выход из этой ситуации - совместная с учеником проверка сочинения, когда он наблюдает за тем, как учитель выставляет баллы, выслушивает его замечания и исправляет ошибки.


 Приложение 1

Оценочные слова и речевые клише

I.        Выражение эмоциональной оценки.

К сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхищение; великолепно; радует то, что...; нельзя остаться равнодушным; читатель растроган тем, что...; интересно и др.

II.        Выражение согласия / несогласия с мнением автора.
Должны согласиться; разделять точку зрения; призна
вать достоинства; автор решает вопрос оригинально, ин
тересно; следует признать, отметить; не можем не со
гласиться; с удовольствием отмечаем.

К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что...; автор упускает из виду; необоснованно утверждает.

III.   Выражение уверенности или предположения.

Убежден, уверен; считаю(ем), что...; полагаю(ем), что...; подтверждать; автор убедительно доказывает, что...; разумеется, что...; очевидно, что...; нет сомнений в том, что...; в этой связи ясно, что...; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что...; условимся, что...

IV. Глаголы, с помощью которых рецензент комментирует подачу информации в авторском тексте.

Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на..., останавливается на...; отмечает важность, формирует, исходит из...; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что,..; причину этого видит в том, что...; считает, что...; приводит пример того, как.».: приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что,..; в заключении можно сказать, что…,  важно отметить, что,..

V. Средства рациональной оценки в сочинении.

Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может
не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова; точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и др.

Приложение 2

Элементы комплексного анализа текста.

Содержательный анализ:

  • тема
  •  идея
  • проблематика:
  • образ автора (тип повествователя)  + авторская позиция, его отношение к      проблеме, идеал, замысел
  • эмоциональность текста
  • образы        

Речеведческий анализ:

  • стиль
  •  тип
  • жанр
  • теморематический анализ:

способы связи,   средства связи

  • композиция
  • хронотоп

Языковой анализ:

  • язык: лексический уровень, морфологический уровень,   словообразовательный уровень, синтаксический уровень
  • стилистические средства: звукозапись, тропы, фигуры

Что такое рассуждение и как его построить

По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение-рассуждение, которое имеет особую композицию.

1. Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются 3 части:

 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод,

3. Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается7

4. Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: С помощью чего ведется обоснование тезиса?

5. Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении Части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены, кроме того, примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.

На заметку!

 В тексте-рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии развитии мысли и степень важности каждого из его этапов.

На заметку!    

Всегда помните, что: каждое произведение, фрагмент текста уникальны по своей форме и содержанию.

  задача учащегося: прокомментировать эту уникальность.  

2) нужно использовать три основных направления работы:    

               содержание текста

               построение текста

               языковое оформление

3) ключевое в анализе текста: постижение  авторского замысла.

Требования к сочинению-рассуждению.

 В сочинении-рассуждении нужно:

• сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

• сформулировать позицию автора;

• высказать свою точку зрения;

• убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

• изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

 Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Приложение 3

Предупреждение распространенных ошибок

  1. Избегайте речевых повторов. Употребление однокоренных слов на близком расстоянии называется тавтологией. Чтобы ее избежать, пользуйтесь синонимами, то есть словами близкими по значению. Например, чтобы не повторять имя А.С.Пушкина, его можно заменить такими словосочетания: знаменитый поэт, лирический герой стихотворения, автор романа, «таинственный певец», «взыскательный художник» и т.д.
  2. Вдумывайтесь в значение тех слов, которые вы употребляете. Старайтесь представить, нет ли в ваших словах двусмысленности. Например, выражение «писатель хотел этим показать» можно понять так: «писатель изо всех сил хотел кому-то что-то показать, да у него ничего не вышло». Правильной фразой в этом случае является выражение: «В этом образе писатель запечатлел свои представления о том-то и том-то».
  3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.
  4. Помните, что настоящий   анализ должен быть объективным, поэтому местоимения первого лица (я, мы), указывающие на субъективную оценку, пусть встречаются в ваших сочинениях как можно реже.
  5. Избегайте резких нелогичных переходов типа: «А теперь обратимся к  …». Если в сочинении необходимо перейти к анализу очередной  микротемы, то следует построить этот переход на основе сходства или отличия предыдущей  микротемы и последующей.  
  6. Старайтесь выражать свои мысли наиболее ясно и четко, избегая при этом длинных предложений и нанизывания на стержень одного предложения нескольких причастных и деепричастных оборотов. Умейте вовремя поставить точку, означающую конец мысли. Слишком растянутые фразы размывают смысл вашего высказывания и увеличивают риск пунктуационных ошибок.
  7. Не увлекайтесь цитированием. Объем чужих слов не должен превышать 1/4 текста вашего сочинения.  
  8.  Главное — оставьте достаточно времени на проверку.

Литература для учителя:

1. Пащук Н.  От анализа текста – к сочинению (приложение к газете  « Первое сентября»)

2.  Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля. - ( приложение к газете «Первое сентября»)

3.  Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля. - (приложение к газете «Первое сентября»

4. Вялкова Г.М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10 – 11 класс. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006 г.

5.   Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001 г.

6..Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. -  М.: Изд-во «Рольф» 2002 г

7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2002 г.

8. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

9. Грекова Е. Алгоритм сочинения.— М., 1995.

Литература для учащихся:

1. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

2.Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ-2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.

3. Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения. – М.: Экзамен, 2003. – 126 с.



Предварительный просмотр:

Самопожертвование. Любовь к ближнему.

Американский писатель Д.Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днём слабела всё больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашёл у неё в кармане сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись.

А.Платонов «Юшка», Г.Абсалямов «Газинур», «Война и мир» (поступок Наташи), А.П.Исаев, Б.Васильев «А зори здесь тихие» (поступок Жени Камельковой), В. Титов «Всем смертям назло», «Сказание о Кожемяке», О,Генри «Дары волхвов», М.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

Сострадание и милосердие. Чуткость.

В.Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным, в одну минуту пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевно теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А.В.Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хранение, потому что верю в твою храбрость!»  В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден.

Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, который пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошёл дальше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года – 29 февраля

М.Шолохов «Судьба человека», Л.Толстой «Война и мир», М.Булгаков  «Мастер и Маргарита», Троепольский «Белый Бим чёрное ухо» (Даша, Толик, Алёша, Иван Иванович,

Чёрствое и бездушное отношение к человеку

А.Платонов «Юшка», К.Паустовский «Телеграмма», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», Л.Андреев «Гараська и Баргамот», С.Лесков «Левша».

Человек не может без своей родины

Выдающийся русский певец Фёдор Шаляпин, вынужденный уехать из России, всё время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нём находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится, что родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время гражданской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

Выдающемуся русскому хоккеисту В.Третьяку предложили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?» Ответ знаменитого спортсмена привёл всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.

Жизненная драма Евгения Онегина, Г.Печорина, И.И.Обломова.

 Пьер Безухов, А.Штольц, Наташа Ростова, Мцыри.

«На дне» А.М.Горького, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя (Плюшкин),

«Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.

Ложные ценности

И.Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Врач Н.И.Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришёл к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало подлинным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоянно поглощён своими мыслями о том,  как лечить людей.

У каждого в руках судьба мира

Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме.

Однажды пошёл крестьянин косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пощадить его, если он будет носить её на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая парочка, умирали все люди: и маленькие дети, и седоволосые старики, и прекрасные девушки, и статные парни.

Эта легенда обращена к каждому из нас: а что несёшь ты миру: свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?

А.Куприн написал рассказ, основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов был от отчаяния покончить жизнь самоубийством, но с ним заговорил оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помог несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменилась самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

Роль личности в истории

После войны многих советских солдат, которые побывали во вражеском плену, осудили как предателей родины. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором показана горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон о реабилитации.

А.Толстой «Пётр Первый»», Л.Толстой «Война и мир», А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок «Полтавский бой»)

Человек и природа

В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку – она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца – положит его в гнездо, попадёт птица в силки – он её освободит, выбросит волной рыбу на берег – он отпустит её обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь – этому учит народная мудрость.

Нередко именно природа даёт людям уроки доброты. Известный учёный вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь со своей женой в парке, увидел выпавшего из гнезда птенца. Возле него тревожно металась какая-то птица с ярким оперением. Увидев рядом дупло, учёный положил в него птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Эта трогательная история заставляет задуматься над тем, а всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Ч.Айтматов «Плаха»,  В.П.Астафьев «Царь-рыба», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля», А.Платонов «Неизвестный цветок», М.Пришвин «Кладовая солнца», А.П.Чехов «Косцы», К.Паустовский «Заячьи лапы»,

Роль искусства

Многие фронтовики рассказывали о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы их поэмы Твардовского «Василий Тёркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

Научный прогресс и нравственные качества человека

В повести М.Булгакова «Собачье сердце» доктор Преображенский превращает пса в человека. Учёным движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это ещё не человек, потому что нет в нём души, нет любви, чести, благородства.

М.Булгаков «Роковые яйца» (профессор Персиков)

Человек и власть

История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя генерал Аракчеев, создавая в 19 веке военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школу, их запрещалось наказывать. Казалось бы, всё правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать учиться… И лишённый свободы человек, превращённый в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свёрнуты.

Человек и познание

Тысячелетиями с деревьев падали яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть всемирный закон притяжения.

А.Толстой «Пётр Первый» (стремление к познанию самого Петра», научная деятельность Ломоносова, «Белые одежды» В.Дудинцева (Фёдор Дёжкин, учёный биолог, профессор Рядно)

Историческая память. Отношение к культурному наследию. Отцы и дети. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека.

Ч Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты – это люди, насильно лишённые памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит её отчаянный крик: «Вспомни имя своё!».

Не могу не вспомнить сегодня слова А.С.Пушкина:

                Два чувства дивно близки нам –

                В них обретает сердце пищу –

                Любовь к родному пепелищу,

                Любовь к отеческим гробам.

                Животворящая святыня!

                Земля была б без них мертва.

1. А Куприн «Мой полёт»

2. В.Белов «Скворцы» (труд крестьянина, дружная семья, болезнь Павлуши и мужество семьи в преодолении общего горя)

3. Д.Дефо «Робинзон К

4.А.Куприн «Тапёр» (Юра , особое восприятие прекрасного, внимание признанного музыканта А.Г.Рубинштейна к незаурядному мальчику-тапёру), «Скворцы» ( жизнь природы, наблюдательность автора)

5. Д Лондон «Сказание о Кише»

6. Талант мастера и человека в рассказе А Платонова «В прекрасном и яростном мире» (Мальцев), С.Лесков «Левша» (левша)

7. Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» (настоящая и мнимая дружба в рассказе, Юра и Павлик

8. В Распутин «Уроки французского» (Лидия Михайловна)Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (Харлампий Диогенович)



Предварительный просмотр:

Памятка  при выполнении задания С.

  1. Прочитай текст.
  2. Определи тему и проблему текста (затронутые автором).
  3. Сформулируй тему и проблему текста (тема – шире, проблема – это   конфликт,   сопоставление), изложи своими словами.
  4. Отрази позицию автора.
  5. Определи собственный взгляд на проблему, сформулированную тобой.
  6. Докажи, подбери 2 аргумента на жизненном или читательском опыте.
  7. Продумай композицию (вступление, основная часть, заключение).
  8. Продумай переходы.
  9. Продумай языковые средства.
  10. Сопоставь с критериями.
  11. Проверь грамотность.
  12. Проверь аккуратность и разборчивость, корректность высказываний.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

Пишем сочинение (часть С).

План сочинения.

  1. Вступление. Во вступлении должен прозвучать: К1 – формулировка проблемы исходного текста.

(1 абзац) Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

  1. Основная часть.

 а) (2 абзац) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

б) (3 абзац) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3.

в) (4 абзац, каждый аргумент можно выделить в отдельный абзац.

Надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле - или радиопередач).

3. (5 абзац) Заключение.

Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 2-3 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

        И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

4 абзац. Далее личностная позиция, аргументы.

5 абзац. Вывод.

Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный.

Формулируем проблему.

         Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Выделяют различные категории (виды) проблем: философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления; социальные проблемы касаются устройства и жизни общества; политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп; экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды; нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек. Проблема, обозначенная автором  (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: обозначь проблему. Можно  (!) начать сочинения:

1.Вопросно-ответное единство. Например: Что такое красота? Наверное, это — одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.

2.Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

3.Назывное предложение. Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

4.Риторический вопрос. Риторический вопрос — это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова

5.Цитата в качестве зачина. Конечно же, для зачина подойдет далеко не всякая цитата. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, а главное — он должен иметь прямое отношение к теме. Например: « "Люди научились летать, и люди разучились удивляться этому", — цитирует В.Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься.

6.В качестве зачина может быть использовано парадоксальное высказывание: Эйнштейн сказал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это?

Слово «проблема» и имя автора должны прозвучать в этой части сочинения.

Комментируем проблему.

      Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять».

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

О чем можно писать в комментарии?

  • Насколько актуально то, о чем пишет автор текста?  (Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?)
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
  • Если возможно, коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди).
  • Как автор текста подходит к решению этой проблемы? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему?
  • Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

      Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт  А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

     Можно также воспользоваться  речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской,  глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю….»

Выявляем авторскую позицию.

      Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

      Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

      Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора.

       В этом случае можно использовать логический переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что...»  или «Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем…(если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос, тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).

Сформулировать позицию автора помогут и такие  типовые конструкции:

 Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 

Автор убеждает нас в том, что...

В тексте доказывается мысль о том, что...

     Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:

Автор  посвящает свою статью; полемически заостряет проблему; эмоционально воздействует на читателя; раскрывает сущность поставленных проблем; заставляет читателя задуматься над проблемой; показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; убеждает читателя в правоте своей позиции;- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;- пишет интересно и ново о старых проблемах…

Будьте внимательны! Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Аргументируем свою точку зрения на  поднятую автором

проблему, т.е. пишем сочинение – рассуждение. 

        В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) аргументация (доказательства, доводы);

3) вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи. Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.  

«Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне…»

« Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор...»

«Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи)…»

       Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.  

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой - либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства,  приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».

       Почему  точка зрения NN  кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от …..  В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д). 

Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

«Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что… (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством)».

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами: «Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но нечто подобное было и в моей жизни.» «Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый)».

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку.  Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: «Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...»; «Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что..».; «Еще Петр 1 говорил, что...»; «Любой историк скажет вам, что...»; «Большинство врачей считают, что…» и т. п. 

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но, обращаясь  к нему, нужно хорошо знать и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических  ошибок.

«Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир»  Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова… Все они стремились стать лучше, добрее…».

Когда вы будете обращаться  к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя). Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям  К 11, К 12.  

Делаем вывод.

       Обязательно сделай вывод, соотнеся его со своим тезисом. 

Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения: «Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом».