О надбавках учителям

 

Надбавка учителям: кому и за что?
Анастасия ДОЛГОШЕВА

В последнее время столько разговоров про повышение учительской зарплаты, что все запутались. Узнав из СМИ о поручении премьера Владимира Путина увеличить зарплату педагогов на 30%, многие кинулись искать этот довесок у себя в расчетных листках – и не увидели. Зампредседателя комитета по образованию Александр КСЕНОФОНТОВ разложил по полочкам, за что начисляется надбавка; почему в обычной школе она может быть больше, чем в гимназии; и каких еще новшеств ждать в оплате учительского труда.

 

— Александр Валерьевич, насчет этого повышения на 30%...
 
— В апреле премьер-министр Владимир Путин поставил задачу: довести среднюю зарплату учителя до размера средней зарплаты по экономике региона. Там, где разрыв был очень велик, было решено увеличить зарплату учителя хотя бы на 30%, а потом постепенно, за год-два, сравнять со средней по экономике. Вот откуда эта цифра. Которая, например, к Пе­тербургу не имеет отношения, потому что у нас разрыв был 15%, и на 1 сентября мы его устранили.
 
Сейчас средняя учительская зарплата равна средней по экономике Петербурга: 27 тысяч 387 рублей. Но подчеркну: сред­няя.
То есть фактически увеличивается фонд оплаты труда, а вот надбавка у каждого учителя — персональная. Каким образом повышать оплату труда учителя, каждый регион решал сам. Петербург стал допла­чивать по двум параметрам: за примене­ние инновационных технологий и за каче­ство работы учителя.
 
— Что понимается под инновационны­ми технологиями?
 
— Мы не диктуем, какие именно инно­вации учитываются. В одной школе про­сто ведут электронный дневник, а в дру­гой работают над целым инновационным направлением. Этот коэффициент отдан на усмотрение самого образовательного учреждения: он рассчитывается от базового оклада, то есть зависит от того, какое у учителя образование — среднее специальное или высшее. Но коэффициент «за инновации» получают все.
 
— Даже не «инноваторы»?
 
— В Петербурге все как минимум работают с электронным дневником, так что уже по этому показателю 750 или 1000 рублей (в зависимости от образования) каждому гарантированы.
 
— Второе направление — «за качест­во»: раньше это отдельно не поощрялось?
 
— В нашей системе оплаты труда надбавка «за качество» была опосредованная: за квалификационную категорию, за стаж. Подразумевалось, что это ведет к улучшению качества преподавания. Теперь мы ввели прямые доплаты за качество работы.
 
В Петербурге разработаны критерии оценки деятельности учителя, и каждая школа теперь просчитывает эти критерии по каждому учителю персонально. Вернее, учитель сам подсчитывает свои баллы — за успешность учеников, ведение бесплатного кружка, разработку предметной странички в Интернете и т. д. Баллы переводятся в денежное выражение.
В каждой школе создана конфликтная комиссия, куда может обратиться учитель, не согласный с суммой доплаты. Причем в комиссии могут состоять и члены профсоюза, и попечители, и родители — это сделано, чтобы надбавки не зависели от симпатий руководства. Самостоятельный подсчет баллов хорош и для самоанализа: каждый видит, чего он достиг, а чего еще нет.
 
До января учителя будут получать надбавки по результатам первого полугодия— по тем баллам, которые они набрали за прошлый учебный год. После второго полугодия учителя вновь подсчитают свои баллы, и от новых результатов будет зависеть их надбавка в первом полугодии следующего года. Прямая заинтересованность постоянно улучшать показатели.
 
— Сколько «стоит» один балл?
 
— Этого сказать невозможно. В каждой школе «цена» балла будет разная.
 
Объясню. Город выделяет средства на доплаты учителям, ориентируясь не на статус учреждения, а только на количество ставок. То есть одинаковую сумму на доплаты получает и обычная школа со 150 ставками и гимназия со 150 ставками. Это принципиально: доплаты работникам гимназий и лицеев и так заложены в системе оплаты труда, а конкретно этой надбавкой мы хотим подтянуть простые школы.
 
Дальше. В гимназии, возможно, все педагоги высокой квалификации и, соответственно, баллов у каждого много. А в обычной, не очень сильной, школе таких активных может быть всего несколько. Получается, что в гимназии фонд надбавок нужно делить почти на всех, а в обычной школе — на немногих.
 
— То есть балл за работу сильного учителя в сильной школе «стоит» меньше, чем у «лучшего из худших»?
 
— Если так передергивать — получается прекрасная возможность для политических спекуляций. На самом деле надбавка за качество — лишь один элемент поощрения. У успешных школ и учителей масса других стимулов — премии, другие выплаты и надбавки. Повторю, цель именно этой доплаты — подтягивать обычные школы. Вы же прекрасно понимаете, что в них состав учащихся может отличаться от школ повышенного уровня. И в чем виноват учитель? У него, возможно, не будет олимпиадников, но при этом он с мокрой спиной выходит с каждого урока. Это же надо ценить!
 
Кстати, именно в таких школах разница  – в надбавках сейчас может быть существенная: у одного тысяча рублей, а у другого — 7 — 8 тысяч. Получается, сейчас будут вознаграждены те, кто в не очень активных коллективах работал очень хорошо даже тогда, когда за это не доплачивали.
 
Надо еще отметить: надбавка касается именно учителей. Их в Петербурге 33 тысячи 377. А всего педагогических работников в школах в три раза больше — педагоги-организаторы, воспитатели группы продленного дня и т. д. Их учительские доплаты пока не коснутся, как не коснутся и директоров школ, если они не преподают.
 
— Если зарплата учителя привязана к средней по экономике, она будет расти и дальше?
 
— Да, по договору с Минобрнауки, средняя зарплата учителя не должна отставать, поэтому будет периодически повышаться.
 
Фонд надбавок за качество год от года будет расти. По нашим оценкам, в2013го-ду он составит 30 — 35% от фонда оплаты труда, то есть у учителей будет все больше стимула работать на результат. А в 2013 году, когда доплата за классное руководство переляжет с федерального бюджета на региональный, мы планируем учитывать качество и в воспитательной работе. Нынешняя тысяча рублей за классное руководство всем — порочная практика: тысячу получает и тот, кто разок проведет родительское собрание, и тот, кто с детьми в походы ходит. Мы хотим сделать так, что получать больше будет тот, кто больше работает.
 
МЕЖДУ ТЕМ
Критерии оценки качества труда учителей делятся на четыре группы.
1 — «Успешность учебной работы учителя». Например, учитывается доля учеников, получивших за определенный период 4 и 5; доля двоечников; доля учеников, улучшивших свои оценки; результативность участия в олимпиадах и конкурсах; результаты ЕГЭ выше среднего по району.
2 — «Успешность внеурочной работы учителя по предмету» (не классное руководство). Учитывается, в частности, вовлеченность неуспевающих в дополнительную подготовку по предмету; доля пропусков по неуважительной причине.
3 — «Результативность научно-методической деятельности». Учитывается представление этой деятельности на мероприятиях разного уровня — от школьного до международного; участие в профессиональных конкурсах.
4 — «Результативность коммуникативной деятельности учителя»: количество открытых уроков, консультаций, распространение опыта в Инете или через СМИ; наличие или отсутствие жалоб со стороны родителей.
Все должно быть документально подтверждено, в том числе «наличие (отсутствие) жалоб со стороны родителей».
 
 
По вопросу повышения зарплаты учителям в петербургском комитете по образованию работают телефоны «горячей линии»: 576-20-19 и 576-18-19.